2018 04 05 Метро: «Светлана Сурганова советует жить настоящим»
корреспондент ОЛЬГА РЯБИНИНА
Певица рассказала о предстоящем выступлении и борьбе с раком
В субботу, 7 апреля, на Новой сцене Александринского театра состоится благотворительный фестиваль «Один день из жизни…» в честь 16-летия фонда AdVita. Это будут четыре концерта, и все собранные средства пойдут в помощь людям с онкологическими диагнозами.
В фестивале примут участие 27 артистов, в том числе рок-звезда Светлана Сурганова. О том, почему она согласилась выступать и о собственном опыте борьбы с онкологическим заболеванием певица рассказала Metro.
Светлана, чем вас привлек фестиваль на новой сцене Александринки?
— Мне предложили прочесть «Поэму без героя» Анны Ахматовой. У меня уже был опыт чтения ее стихов, в 2009 году мы даже издали аудиокнигу, в которой произведения Анны Андреевны прозвучали в том числе в исполнении питерских поэтов, актрис театра Комиссаржевской, других деятелей культуры и искусства, и даже правозащитников. Кстати, Анна Андреевна была моей соседкой по двору – она до 1961 года жила на Кавалергардской улице. В общем, я согласилась. Судя по тому, что рассказал о предстоящем мероприятии режиссер Борис Павлович, это будет настоящий творческий марафон, где одни артисты будут сменять других и будет звучать музыка разных эпох и разных композиторов. У фестиваля очень интересная концепция, и я сама с удовольствием побывала бы на нем в качестве зрителя. Это дело благое – помощь окологически больным взрослым и детям.
Вы когда-то также столкнулись с онкологическим диагнозом – раком кишечника, и не побоялись рассказать об этом на всю страну…
— Это дела давно минувших дней. Меня так часто спрашивали о моей борьбе с болезнью и хотели услышать, как я с ней справилась, что я поняла: людям нужен мой опыт, и решила не молчать, не стала ничего скрывать. Но эта ситуация глубоко личная и индивидуальная. Мой рецепт может не подойти другому человеку. Я всем говорю, что надо просто доверять докторам и не мешать им работать. Мне этот принцип помог. Хотя я и знаю, что есть люди, которые разочаровались в отечественной медицине и медицине в целом. Для меня болезнь — просто одна из страничек судьбы. Живет же Ник Вуйчич без рук и ног и ездит по всему миру и детей рожает. Хотя у него наверняка тоже были поводы для уныния. Мой девиз по жизни: «Хвост пистолетом – полный вперед!» Все равно все на том свете будем. Вопрос только в том, насколько ты красиво и достойно уйдешь из этого мира, подав пример и урок всем остающимся.
Вас медицинское образование научило доверять врачам?
— Да, в какой-то степени я каждый день медик. Хотя и шучу, что закончив Педиатрический институт, стала профессиональным геронтологом. У меня пожилая мама – Лия Давыдовна – и она не дает мне спуску: держит в постоянном медицинско-фармакологическом тонусе. Я ей благодарна за все и постоянно забочусь о ее здоровье. Так что я врач одного пациента.
А в отечественную медицину вы верите? Как относитесь к тому, что многие наши звезды лечатся за рубежом?
— Надо рассматривать каждую ситуацию отдельно. Если оправдано лечение за рубежом и какая-либо методика у нас не применяется – надо ехать. Почему нет? Хотя я сама сталкивалась с такими случаями: в Германии мне долго при постановке капельницы не могли попасть в вену. Наши медсестры все-таки работают лучше. На западе врачи слишком доверяют аппаратуре.
Вам приходилось сталкиваться с онкологическими диагнозами у родных и близких? Как их поддерживали?
— Да, когда-то близкие поддерживали меня – и я не забуду этого до гробовой доски. Но и я выступала в той же роли. У моего друга, автора песен Юлия Абрамова была меланома. Ее тогда еще не умели лечить. Мы его всячески отвлекали – советовали писать песни. И когда были в городе, а не на гастролях, делали записи в домашних студиях. И это его поддерживало – ему врачи обещали полгода жизни, а он продержался полтора. Если человек чем-то увлечен и у него есть мотивация – это может продлить жизнь. Не надо зацикливаться на болячках, а надо максимально жить настоящим. Это сложно.
Как вы относитесь к принципам ЗОЖ?
— Не люблю эту аббревиатуру. Стараюсь вести здоровый образ жизни и в запой не ухожу! (смеется). С годами становлюсь мудрей. Никогда серьезно не курила – лучше выпить хорошего вина. Для меня курение — что-то неестественное для человечества. Не вынимать изо рта никотиновую палочку – это, на мой взгляд, что-то на уровне невроза, который можно и нужно лечить. Еще я каждый день делаю зарядку по Питеру Келдеру. Я практикую ее лет 12. Поэтому когда говорю, что мне через пару месяцев полтинник, многие крутят пальцем у виска. Моя мама начала практиковать ее в 70 — и мгновенно помолодела и похорошела. Ей уже 83 – и надеюсь, что она тоже будет на концерте на новой сцене Александринки.
А вы часто сами посещаете концерты и театры в качестве зрителя?
— Я не люблю большие скопления народа. Просто я латентный клаустрофоб. То, что может создать преграду для выхода, может восприниматься мною как замкнутое пространство. Я должна в любой момент иметь возможность встать и уйти и мне ничего не должно мешать. Я даже в театре всегда сажусь на крайнее место у выхода. Не могу сидеть в центре зала.
Затянувшаяся зима вас не вгоняет в депрессию? Есть ли уже планы на лето?
— О, наоборот, весной я всегда ощущаю прилив сил. Обожаю апрель – когда все только начинает распускаться. К счастью, солнца уже много и чувствуется приближение тепла. Я сейчас на полгода ухожу в отпуск и только осенью опять буду собираться в гастрольный тур. А пока летом собираюсь путешествовать. Хочу посетить Южную Корею, где проходила Олимпиада.