2005 03 04 Газета «Телевидение. Радио»: интервью «SMS от неба»

После долгого перерыва в Петербурге прошёл концерт группы «Ночные снайперы». Лидер группы Диана Арбенина согласилась встретиться с нами в одном из петербургских кафе, где и рассказала о нынешнем состоянии дел в группе, жизни и мире. «Снайперы», или, как говорят в Петербурге, «Снайпера», долгое время были очень неформатной по меркам шоу-бизнеса группой и прошли путь от концертов в культовой питерской галерее «Борей» до выступлений на стадионах и нешуточного контракта с одним из самых мощных рекорд-лейблов страны. Благодаря чьему талан-ту, силе и целеустремлённости- стало понятно во время разговора с Дианой, краткое изложение которого мы предлагаем вашему вниманию.

-Что будет на ближайшем концерте?

-Ну,во-первых- площадка для нас новая. Петь будем пластинку «SMS». Электричество. Может быть, спою пару акустических вещей- это ведь два разных вида концертов. Акустику я могу петь вообще одна. Мы с октября не играли в Питере, очень жду этого выступления. Зима была не то чтобы тяжелая- серая какая-то, хочется уже начать весну. Что касается названия- в альбоме есть стержневая песня «SMS», мы долго мучились, как назвать нашу работу, и, выходя из Киево-Печерской лавры,- студия расположена на ее территории,- мой барабанщик сказал: «Ну что ты думаешь- давай назовем весь альбом- «SMS» и всё!». А символика- каждая песня- это сгусток состояния, и если нет возможности много общаться- ты посылаешь sms или поёшь песню. Это как слепок времени.

-Куда отправитесь после Питера?

-Начнём с Дальнего Востока- наконец-то споём в Магадане. После 11 лет отсутствия. Нас там очень ждут. Университет Магаданский стоит и, думаю, меня там помнят. Потом поедем в Хабаровск, Владивосток,Благовещенск. Потом Якутск. Потом Урал. А в апреле- в Японию. Думаю, дадим там, просто шандарахнем.

-Тяжело поднять большой зал?

-Тяжело когда тебя не слушают. В своё время исключительно ради денег мы за 4 месяца отыграли 50 концертов в магаданском казино. Тогда срочно нужны были деньги, чтобы уехать в Питер, и мы играли в таком вот адском режиме. Это меня очень многому научило. Стойкости и умению абстрагироваться в любой ситуации. Знойный момент моей жизни…

-Какой процесс более творческий, весёлый, может быть,- студийная работа или концерт?

-Это два абсолютно разных процесса. Студия- это сбор материала, поиски какие-то, размеренность. А концерт- совсем другое. Но есть ещё репетиции- это от-дельная история, очень кропотливый труд, собственно, приготовление блюда, которое потом подаётся на концерте. Это мне безумно нравится. Ну и написание песни- это вообще непонятно как происходит- и слава богу.

-Вы сейчас с Пригожиным работаете — про него много всяких жёстких историй рассказывают, и потом- он же попсой занимается?

-Мне повезло, потому что я к шоу-бизнесу, на который вы намекаете, имею очень мало отношения. Шоу-бизнес- это диктат и заказ. Я же совершенно свободна в своём выборе. Мне никто не диктует. А с Пригожиным получилась удивительная история- он захотел взять в свою линейку исполнителей один рок-н-ролльный проект.
Посадил меня напротив, сказал, что очень ему нравится мой голос и мои пес-ни, что было совершенно для меня неожиданно, потому что он работал до меня толь-ко с попсой. Эти отношения избавили меня от необходимости заниматься администрированием группы, на что я тратила колоссальное количество времени и энергии. Теперь я занимаюсь только музыкой.

-Где вы записываете альбомы?

-В Киеве. Не удивляйтесь- на это есть причины. Первая, вернее, вторая- мне очень нравится этот город. А вторая, она же первая- музыкальная индустрия на Украине давно обогнала российскую и в технологическом, и в организационном плане. И Москву, и Питер Киев уже давно заткнул за пояс. Они совершенно уже европейцы. Украина вообще нас обскакала по многим показателям. Она двигается семимильными шагами и всё там значительно серьёзнее, чем кажется нам отсюда.

-А в Москве не тяжело?

-Нет, абсолютно. Меня спасает то, что достаточную часть жизни я прожила на Севере, много переезжала. Мне в Москве нормально- я там работаю. Всё ведь зависит от тех задач, которые я себе ставлю ежедневно. В Питере можно быть такой же деловитой.

-А что вы сами слушаете, какую музыку?

-P.J.Harvy, а вообще я всеядна по-хорошему. Постоянно слушаю музыку, интересуюсь. Ну и есть величины, которые никто ещё не сдвинул с места- для меня группа номер один и номер два это MUSE, они потрясающие, мне очень сопричастно всё это.
Женщины- Лори Андерссон, сейчас очень люблю Пинк- она такая дерзкая, хамоватая даже, хулиганка, так перевоплощается. И голос опять же. Мадонну уважаю- она очень работящая. И как она держится в свои годы, как пластична и подвижна!

-Какие у вас отношения с фанатами, с этими девочками и мальчиками, они ездят за вами в туры?Вам нравится это или раздражает?

-Это ответственность. Прежде всего. Аудитория очень разная, очень. От 13 до 65. Удивительно, что 13-летние нас слушают. Мне понятнее, когда подходит Алла Сергеевна Демидова, которая выдвинула меня на премию «Триумф», я, кстати, узнала об этом непосредственно на концерте, посвящённом этому награждению,- так вот мне понятно почему такие люди слушают мою музыку. Это же не брит-поп всё-таки. И тем не менее- есть и совсем молодые слушатели. И к шоу-бизнесу это не имеет от-ношения. Вообще непонятно, как может группа «Ночные снайперы»- быть популярной. Не может!!! Стадионы ведь не критерий. Важнее другие вещи. Мы не останавливаемся и нигде не остаёмся надолго- всё время куда-то вперёд идём. Я отвлеклась- о людях, которые нас слушают,- они преданны. Я не спекулирую этим, но прекрасно знаю, что могу себе позволить ряд достаточно по-хорошему странных поступков. Я очень трогательно к ним отношусь. Хотя это очень тяжело. Но это одно из проявлений того, что я не случайно занимаюсь тем, чем я занимаюсь. Они не докучают, они разумные, очень тактичные. Хамов я не встречала среди них. А эмоциональные вещи- они чётко гасятся- я научилась держать дистанцию, с одной стороны, и успокаивать их- с другой.

-Вы экстраверт или интроверт, как публичный человек- где вы?

-Я как раз думаю над этим, я очень смущаемый человек, вроде бы я открыта, и вот это «экстра-интро», я пока ещё не понимаю сама. Я себя изучаю, наблюдаю как бы со стороны. Ну одной мне бывать просто необходимо. Безо всего- без людей, кра-сок, книг…Без собаки даже… От телевизора устаю. Последнее время тяготею к кино- я в этом плане абсолютно необразованный человек. Вот делаю открытия для себя- очень интересные вещи происходят в российском кино- оно начинает восставать из пепла, много режиссёров и сценариев интересных. По сравнению с музыкой кино просто возрождается. Так вот, я не смотрела, например, даже «Бриллиантовую руку»- просто столько белых пятен! Из западного кино — Альмодовар, конечно, Феллини, Бунюэль, Тарантино. Из русских- «Мой сводный брат Франкенштейн», «Папа», «Свои» Месхиева — мы даже туда песню отдали.

-Какие у вас отношения с религией?

-Спокойно-умеренные. Я католичка, так сложилось. Мне кажется, что каждый по-своему называет Бога. Для меня- это Небо. И оно меня ещё ни разу не подводило, не подставляло.

-Не хочется иногда пойти в церковь, постоять перед иконой, побубнить что-то под нос?

-Мне этого очень не хватает. Причём, чем старше человек становится, тем больше его тянет туда.

-Родители бывают на концертах?

-Да, мама была на концерте с японцами.

-Что говорит?

-Переживает. Но я вроде ей всё объяснила.

-А вы родительницей стать собираетесь?

-Обязательно, вот только теперь не знаю когда фаны подарили мне собаку- сенбернара, в честь одноимённой песни. Собака очень большая, даже пришлось за город переехать. С ребёнком сложно будет совместить. Знаю одно- никогда на своих детей не буду давить и заставлять.

04.03.2005