2005 10 Журнал «Ваш досуг»: интервью «Точно в цель»
«Ночные Снайперы» в очередной раз решили изменить установленные ими же правила и сыграть подряд два совершенно разных концерта. Зрителям предлагается принять этакий контрастный душ: сначала тихая, интимная акустика, затем – энергичное электричество.
Повод для каждого из концертов, которые пройдут 14 и 15 октября в ДК им. Горбунова, отдельный. Первый посвящен презентации пластинки «Тригонометрия-2», материал для которой записали на «снайперском» выступлении в МХАТ им. Горького в мае этого года. Программу второго сейшна «Снайперы» разобьют на три отделения, по числу своих электрических альбомов – «Рубеж», «Цунами» и «SMS».
— Это прекрасная возможность за один вечер понять, какой путь мы прошли за последние пять лет, — делится с «ВД» лидер коллектива Диана Арбенина. – Хочется подвести итог этому периоду в нашей истории и закрыть его, чтобы двигаться дальше. Мне кажется, всем людям свойственно по осени, после бурно проведенного лета, менять что-то в своей жизни.
И в каком направлении думаете двигаться? В сторону «взросления» вашей музыки, как это часто бывает?
Знаете, с течением лет я абсолютно не чувствую своего возраста. И как ни странно, не уменьшается количество сил. Но что больше всего меня радует – то, чего я хочу, и то, что в результате получается, вполне равноценно. Чуть-чуть поясню. Альбом «Рубеж», который был записан в 2000 году, сегодня мне уже представляется несколько диковатым. Сейчас у меня появилось больше внутренней свободы, больше возможностей адекватнее себя подавать – если судить по альбому «SMS». Музыка становится более романтичной, менее надрывной. С другой стороны, бог знает, что будет дальше. У меня младший брат увлекся альтернативной музыкой и скачет до потолка, а я ему завидую. Не факт, что мне не захочется то же самое делать через год.
Все ваши номерные пластинки за последние пять лет – электрические. Обе «Тригонометрии» – записи живых концертов. Не было ли желания записать акустический альбом?
Всему свое время. Мы долго играли только акустику – с 1993 по 2000 год, – а электричество плохо удавалось. Мне хотелось подтянуть их до одного уровня, поэтому пришлось в угоду электричеству забросить акустику. А я по ней очень соскучилась – слава богу, вышли два эти альбома – «Тригонометрия» и «Тригонометрия-2».
О следующей пластинке уже размышляете? Какой она будет?
О новом альбоме я не думала абсолютно осознанно. Не хочу пока ничего записывать и выпускать. Должно быть создано что-то принципиально другое, а до этого нужно каким-то образом дозреть. Но у нас грядет российский релиз электрического альбома, который мы выпустили в августе в Японии по инициативе и при участии наших японских продюсеров. Туда вошли песни, которых не было ни на одной электрической пластинке.
В феврале «Ночные Снайперы» представили совместный проект с известным японским рок-музыкантом Кадзуфуми Миядзавой – «Симаута», а в апреле отправились с концертами в Японию, где в том числе выступили на торжественной церемонии по случаю 150-летнего юбилея российско-японских дипломатических отношений. Как вас принимали правительственные лица и простые японцы?
Премьер-министр Японии, например, качал ногой в такт песни «Юго-2»… Японские официальные чины – абсолютно раскрепощенные люди, притом что многие в возрасте, и совершенно искренне симпатизировали русской группе, которую видели впервые. На следующий день мы играли в клубе, но потряс меня третий концерт, который проходил на самом большом стадионе Токио «Будокан». Я стояла за сценой и наблюдала, как реагируют японцы на мою песню «Кошка», которую исполнял Кадзуфуми Миядзава со своей группой, – специально предложила спеть ее без моего участия, чтобы посмотреть, как они ее подадут. Я была в изумлении – чем же «Кошка» так взяла за душу зрителей: весь стадион пел «ой-е-е-ей»! Пыталась анализировать, но ничего не получалось – ведь японская музыка абсолютно иная, не имеет никакого отношения ни к русскому року, ни к англосаксонской традиции. Но тогда я в какой-то момент подумала: «Ну вот, теперь я настоящий композитор». Продолжением этой серии концертов стало наше участие в так называемом, «азиатском Вудстоке» – «Фудзи Фесте» 29 июля. Очень хорошо принимали «Симауту» – но уже в исполнении «Снайперов», без Миядзавы
Японский язык удалось освоить?
Японский безумно сложный, и времени на него, к сожалению, катастрофически не хватает. Изучать иероглифы – изумительнейшее занятие, очень интересное. Большое удовольствие, когда идешь по городу и видишь знакомый иероглиф.
Что переняли от общения с японцами?
Тотальную дисциплину. Японцы, на мой взгляд, самый дисциплинированный народ в мире. Их самоконтроль достоин поклонения. Что касается команды Миядзавы-сан, у них 11 человек на сцене и множество технического персонала; все они работают, как винтики в большом механизме, и делают свою работу безупречно. Я поражалась, как они организовывают концертную площадку, как быстро все делают, и при этом их абсолютно не видно. В то же время, в Японии есть такие шокирующие вещи, на которые наши абсолютно распущенные и широкие русские люди не способны. Например, недавно мне рассказали, что в токийском метро запустили ряд вагонов, где ездят только женщины. Токио – здоровенный мегаполис, с большим потоком пассажиров. В часы пик, когда в подземке настоящая давка, как у нас, мужики лапают женщин. И женщины подали в правительство петицию, которая была удовлетворена, и теперь некоторое количество вагонов метро заполняется исключительно женщинами. Нормально?
В этом году вам довелось поучаствовать еще в одном любопытном проекте – «Нечетный воин», инициированном Левой и Шурой из «Би-2». Вы спели с Левой песню «Медленная звезда»…
Когда я впервые услышала фонограмму этой вещи, меня, прежде всего, восхитил текст: я была удивлена, что в наше время полнейшей безвкусицы и пошлости кто-то еще пишет нормальные стихи для песен. Разумеется, я с радостью приняла предложение ее исполнить…
«Ночные Снайперы» номинировались в этом году в категории «Лучший рок-проект» на MTV Russia Music Awards наряду с «Би-2», Земфирой, «Королем и Шутом». А победа в результате досталась «Зверям» – в сущности, поп-группе. Ваши комментарии.
Я была в полном недоумении. Ведь всем понятно, что группа «Звери» – это не рок-коллектив. В то же время, я не испытываю никаких эмоций по поводу того, что мы пролетели – мне все равно: мы как сочиняли песни, так и будем их сочинять, несмотря на то, что не нужны MTV. Другое дело — повергают в уныние тенденции MTV Russia: достойной, профессиональной рок-музыки практически нет на канале. Существует абсолютная подмена понятий, когда под вывеской одного выдается совершенно другое. Почему, например, на церемонии не было Валерия Меладзе, который, с моей точки зрения, один из лучших голосов в популярной музыке? Или главный фарс всего представления – победа Жасмин в номинации «Лучшая исполнительница». Неужели вы думаете, что она больше востребована, чем Земфира, которая также номинировалась в этой категории?
Несмотря на эту мелкую неприятность, год у вас выдался вполне удачным и насыщенным – выход нескольких пластинок, участие в совместных проектах, гастрольные поездки… Как думаете провести заслуженный отдых?
Знаю, что он точно будет не раньше января. Хочу опять на Кубу. Два года назад, тоже в январе, была там в первый раз и просто влюбилась в этот остров. Гуляла по Гаване, посетила виллу Хемингуэя – очень люблю его творчество, съездила на самый известный кубинский пляж Варадеро. Хоть и стояла кубинская зима, не упустила возможности искупаться. На удивление итальянцев, которые собирались на террасе около океана и наблюдали, как по несколько раз за день я прохожу мимо них с мокрыми волосами при температуре +15. Они не понимали, откуда взялась эта безумная.
10.2005