2007 04 Журнал Time Out: «Весь русский рок — шансон»

Корреспондент — Ольга Кузьминская

На этой неделе группа Дианы Арбениной «Ночные Снайперы» презентует в ДС «Лужники» НОВЫЙ альбом «Бонни и Клайд». Перед концертом певица, получившая первое признание на фестивале авторской песни, заявила Ольге Кузьминской, что она — один из немногих рок-музыкантов в нашей стране.

Группа «Ночные снайперы», ставшая объектом фанатичного культа среди короткостриженных девушек в кожаных куртках, возникла в 1993 году как акустический дуэт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. Первое выступление девушек с нервными балладами под гитару и скрипку состоялось на конкурсе авторской песни, где дуэту досталось лауреатское звание. После пяти лет гастролей по питерским клубам «Ночные Снайперы» решили заиграть рок. В этом девушкам помогли музыканты «Наутилуса», и превращение прошло удачно — в 2000-м песня Арбениной «З1-я весна» стала хитом «Нашего радио», и группа подписала контракт на выпуск первого рок-альбома «Рубеж» с лейблом «Реал Рекордс».

В 2002-м из «Ночных Снайперов» ушла Светлана Сурганова, организовав собственный проект. Сейчас 32-летняя Диана Арбенина выпускает «Бонни и Клайд» — четвертый альбом «Ночных Снайперов» на «Реал Рекордс».

Вы записывали этот альбом в Австралии и Англии. Почему?

Мы писали его вместе с Шурой из «Би-2» и работали с постоянными партнерами их группы в Австралии. Я уверена, что записать, свести и сделать все классно можно было и в России, если бы у нас была нормальная рок-н-ролльная культура. А поскольку ее нет, приходится идти на громадные вложения денег и ехать в Англию.

Что вы имеете в виду под отсутствием рок-к-ролльной культуры — плохую запись, сведение или содержание?

Что касается записн — техническое обеспечение достигло хорошего, скажем так, уровня, но, чтобы получить результат, нужны мозги и сердце. Иными словами, нужно родиться в Англии, чтобы стать группой «Биттлз». В России есть фольклор и, разумеется классическая музыка. Рок-н-ролла у нас нет.

А русский рок?

Весь русский рок по (большому счету для меня – шансон.

Даже группа «Зоопарк» Майка Науменко, про которого принято говорить, что он перевел рок-н-ролл на русский язык?

Науменко — один из моих любимых персонажей. Но у нас как был культ личности, так и остался. Совершенно невыносимо слушать невнятную рок-музыку. которую делают люди, не умеющие играть на гитарах. Майк Науменко тоже играл не ахти как, но от него хотя бы перло такой харизмой, что на ней все и держалось.

А вы — рок-музыкант?

Да, один из немногих.

Считается, что настоящая рок-музыка должна нести какую-то идеологию, отстаивать позицию.

Я так не считаю. Какая позиция была у Джона Леннона? Музыканты, которые лезут на баррикады, мне не близки. Если нужно защитить кого-то – ну, тогда я полезу. Однако к моему занятию это не имеет никакого отношения. Я саму себя в песнях выражаю, мне больше ничего не надо. Я влюбилась и пишу о том, как я влюбилась. А собственно, больше писать и не о чем.

Вы смотрели фильм «Бонни и Клайд» с Уорреном Битти и Фэй Данауэй?

Смотрела. Но его ремейк, «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна мне нравится больше. Мне ближе два пэтэушника, которые всех мочили в фильме Стоуна, и почему-то убитых бюргеров никто не помнит, а двух этих сволочей…

Почему, как вы думаете?

А вот я не понимаю. Я в эту историю влюбилась. Неужели мир настолько несправедлив, что он их принял и обласкал?.. Почему я влюбилась в этих двух уродов, а людей, которых они убили, мне, простите, не жалко? Ведь это неправильно.

Но вы пытаетесь найти ответ?

Уже год. Мне кажется, что между ними была настолько всепоглощающая сила чувств, что она о оправдывает даже такие вещи, которые оправдать нельзя.

Есть много разных историй про всепоглощающую силу чувств — например, пьеса — Ромео и Джульетта, где влюбленные вступают в конфликт с миром, который настолько уродлив, что не

принимает любовь как факт.

Ой, это сладкая сказка. В конце концов они, могли сбежать, куда угодно. И к тому же ониникого не убивали. А после того как я в самолете посмотрела ремейк «Ромео и Джульетты» с Леонардо ли Каприо, меня чуть не стошнило. Приторная патока. Мне ближе гангстеры. безусловно. Я этого не скрываю.

То есть, для вас «любовь» рифмуется со словом «кровь».

да. «любовь» я рифмую со словом «кровь», а «страсть», возможно, — со словом «смерть». Другого смысла я не нахожу.

И как следствие, любовь — это всегда боль?

Я счастливчик вэтом смысле, у меня никогда не было безответного чувства.

Но при этом вы пишете очень драматичные песни. Даже безысходные.

Не знаю, мне кажется, они веселые. Как я.

Вы вот в интервью говорили часто, что для вас секс как источник вдохновения имеет большое значение.

О да!

А почему песни в миноре? Секс — это же вроде весело.

Но минор красивее, чем мажор.

Вам нравится альбом «Бонни и Клайд»?

Нравится. Он такой отважный получился. И абсолютно неоднозначный с точки зрения своей рок-н-ролльности. Есть там песня про морячка, который любил одну… суку. Ну понятно: женщины — они же предатели все. Пенся абсолютно не похожа на остальные — это больше шансон.

Насчет женщин-предателей, это вы пошутили?

Почему? Жешнщины — они змеи. Они потенциальные предатели, безусловно.

А мужчины?

Мужчины, мне кажется, более идейны, чем женщины.

В том смысле, что отвечают за свои слова?

Да, если уж уперся, то все — не сдвинешь. Я вот таких мужчин люблю.

04.2007