2007 05 Журнал «Неон»: интервью «Я конкретный нюхач»
Корреспондент — Зинаида Шевчук
Ее песни как медикаменты. Когда тебе плохо, они притупляют и заглушают душевную боль, а иногда и вовсе излечивают. В апреле Диана подарила своим поклонникам новую лекарственную порцию под названием «Бонни & Клайд». Порция записывалась в Лондоне несколько месяцев. «Я вообще все делаю быстро», – констатирует Диана. Солнце города М слепит ей глаза и она, извиняясь, надевает очки…
Неон: «Бонни & Клайд». Как известно, они любили убивать и друг друга. Но оказалось, что они оба все же уязвимы. Так, какое настроение преобладает в новом альбоме – любви или уязвимости?
Диана: Любви, конечно. Альбом очень открытый и отважный получился. Потом, понимаешь, в чем их уязвимость Бонни и Клайд? В том, что их убили? Зато они остались в истории, а те, кто их убил, – нет. В общем, это вопрос, который меня занимает. Но в альбоме нет ничего трагического, он, напротив, достаточно ровный и без истерик. «Снайперский» надрыв, естественно, присутствует, но никаких баррикад нет.
Неон: Песни, которые вошли в «Бонни & Клайд», примерно одного возраста?
Диана: Нет. Композицию «Бонни & Клайд» я написала летом, а песня, которой все заканчивается, была создана в 1997 году. Смотри, как получилось. Я пришла к Шурке из «Би-2», мы с ним сели, я взяла гитару, вспомнили порядка 40–50 моих песен, из них выбрали те, которые нам понравились. А какая разница, когда они там были написаны?… Нас это не волновало.
Неон: Вы говорили, что у вас особой нюх на хиты. Какие композиции с «Бонни & Клайд» станут стопроцентными бомбами?
Диана: Я могу сказать точно, что «Спокойной ночи». И еще есть там такая песня «Земляничная». Вообще, кстати, я думаю, что хитом можно сделать любую песню. За исключением тех, которые делают халтурщики, присутствующие на отечественной сцене процентов на 90. Вот у них получается не хит, а полная лажа, потому что через пару месяцев становится ясно, что это мыльный пузырь. А если есть качественный материал, скажем, 15 ровных песен, то можно взять и играть хитово любую.
Неон: Ваш интерес к японской культуре охладел?
Диана: Нет, он остался. Но сейчас так много работы, что я в Японии не была года два. Надо съездить будет.
Неон: Вообще, откуда возник интерес к Японии?
Диана: А они – японцы – сами как-то нарисовались. Я к этому никаких усилий не прикладывала. У меня есть очень хороший друг Катя Тарасова – японский переводчик. И она в какой-то момент привела делегацию японцев, с которыми она работала, на мой концерт. Они послушали и сказали, что «Снайперы» – это тот коллектив, который способен поднять ослабленный дух японской молодежи. У них там был экономический кризис, за которым последовала волна суицидов и так далее. Они там сейчас пытаются возродить самурайский дух и посчитали, что «Ночные снайперы» – это та группа, которая может в этом помочь. Ну, я, конечно, согласилась, мне это приятно. Мы приехали в Японию, сыграли там пару концертов. Пластиночку записали. Вместе с японцами отобрали порядка 10 моих песен, и еще я спела на японском языке песню «Симаута». Это песня моего японского партнера – Кадзуфуми Миядзавы-сан. Странно, что я говорю это с грузинским акцентом. (еще раз на кавказский манер коверкает имя японского партнера и смеется)
Неон: Японские нотки присутствуют в новом альбоме?
Диана: Да. Что-то японское там есть.
Неон: Смесь еще каких ваших увлечений отразилась в «Бонни & Клайд»?
Диана: Не могу назвать что-то конкретное. Когда я просыпаюсь, со мной вместе просыпается моя музыка. Когда я засыпаю, она тоже засыпает. Мы настолько неотрывны, взаимосвязаны, что делить очень сложно. Мы – одно целое, такая мешанина, я бы сказала.
Неон: Последнее посещение Лондона подарило вам новые настроения для песен?
Диана: Безусловно. Для новых песен не знаю. Я об этом никогда не думаю. У меня был тренер по боксу. Мы с ним классно дружили, мне нравилось ходить к нему на тренировки. Он мне после одной тренировки говорит: «Арбенина, напиши песню про бокс!». (смеется) Это невозможно! Но я Лондоном очаровалась. Когда мы там были впервые, меня он как-то не пробрал. А в этот раз мы так здорово там с Шурой поработали и погуляли! Это колоссальный город. И туда нужно ехать, к сожалению, сводить и вообще писать пластинки. В нашей стране все равно нет этого института звукоинженеринга. Наши не умеют пока. Тем более, рок-н-ролл там же родился.
Неон: В новом альбоме получилось все, что Вы задумывали? Или ощущение незавершенности все же присутствует?
Диана: Нет. Есть четкое осознание того, что я больше ничего добавить туда не могу. Единственное, там изначально было 13 песен. Но я в процессе записи разочаровалась в одной из них и просто убила ее. Не буду загадывать, услышит ли ее кто-нибудь когда-нибудь. Просто она мне перестала нравиться, я стала раздражаться, когда над ней работала. И все. Она была посвящена Louis Vuitton.
Неон: Вам интересно слушать современных исполнителей, которые сами песни не пишут?
Диана: Билан мне нравится. Парень, который, во-первых, умеет работать, во-вторых, он, конечно, очень достойно защитил нашу страну на «Евровидении», эта песня просто офигенная. Вот это хит! Не мыльный пузырь! Несмотря на то что он заранее писался с установкой на хит, здесь все получилось. Это просто удача, потому что чаще всего получается лажа. Кроме Билана, по большому счету, из парней я больше никого не могу назвать. Что касается девчонок, то Савичева неплохо поет. Мне, вообще, нравятся мужские голоса с харизмой: хрипотца Вакарчука… Вот такие. (улыбается)
Неон: Альбомы каких отечественных исполнителей в последнее время удалось послушать?
Диана: (Поет, изображая Сашу Васильева – фронтмена группы «Сплин») «Вышибло все пробки в доме, вышибло все пробки в доме»… Хороший альбом. Мне нравится песня про сына. Очень хорошо Васильев поет «Маяк» на слова Маяковского. Я вообще люблю Маяковского. И в данном случае Саша очень правильно обращается со стихом. Молодец!
Неон: Вы как-то говорили, что ни разу в своей жизни не признавались в любви. Но разве большинство ваших песен не являются самыми настоящими и откровенными признаниями?
Диана: Я сказала?! Это я что-то сглупила. Я была не права! Конечно, безусловно, точно – песни оно и есть. Правда, обычно песни не направлены к определенным адресатам. Чаще всего бывает так: едешь в машине и вдруг видишь красивого человека. И тут импульс – может, ты его больше никогда не увидишь… Но вот из этого начинается песня, а потом покатилась как снежный ком и получилась. Я сама не понимаю, как они возникают. Думаю, если бы понимала, ничего бы и не было.
Неон: Для Вас существует табу в любви?
Диана: Это, к примеру, не встречаться с женатыми мужчинами? К сожалению, нет. Таких табу не существует. Я могу запретить себе что-то делать. Но влечение не зависит от мозга. Это абсолютно нормальное звериное начало в каждом человеке. Я бы смогла отказаться, безусловно. Но не влюбиться, если бы почувствовала, я бы, конечно, не смогла.
Неон: А как Вы отказываетесь?
Диана: Отрезал и все.
Неон: И выбросил?
Диана: Нет, ну почему… Когда видишь, что ничего хорошего не получается и кто-то страдает, сразу могу отказаться от таких болезненных отношений.
Неон: В ваших песнях часто лейтмотивом звучит фраза «Не открывай глаза, закрой глаза». Больше любите воспринимать действительность с помощью ощущений, нежели зрительно?
Диана: Это метафора, не более того. А если говорить про органы чувств, то на меня больше всего действует запах. Я действительно такой абсолютно конкретный, прошу прощения, нюхач. Я могу проехать и почувствовать запах человека, в которого я была влюблена там, скажем, пять лет назад. Вот, например, одинаковый парфюм. И у меня срывает голову. Лица забываю часто, стираются из памяти. Запахи – никогда.
Неон: «Чтобы уметь любить так, как я, надо уметь не жалеть себя» – это ваши слова. С умением не жалеть себя надо родиться, или оно приходит вместе с жизненным опытом?
Диана: С опытом, конечно. Чем больше живешь, чем больше работает твоя душа, тем больше понимаешь. Я, например, становлюсь более открытой. Это достаточно тяжело, но, на мой взгляд, правильный путь: не защищаться от жизни, а просто полностью ее впитывать.
Неон: Что думаете по поводу такого расхожего мнения: один человек действительно любит, а другой всего лишь позволяет себя любить?
Диана: Ничего не думаю. Все зависит от ситуации. Что, вообще, значит «позволяет»? Я, например, не могу, условно говоря, провести ночь с человеком, который меня очень хочет, а я к нему ничего не чувствую, но из жалости почему-то там… Нет, никогда в жизни. Это так оскорбительно. Любовь – это сосуды, которые постоянно перетекают друг в друга. Что, значит, один позволяет, другой принимает?… Нет.
Неон: Вы умеете просить прощения?
Диана: Умею. Вот сегодня мы как раз к вам спешили, у меня друг потерял ключи от машины. И я Лорке – своему директору – сказала: «Стой!» Она так резко дала по тормозам, что Лариса, фотограф (ее тезка), ударилась лбом о стекло. И я сказала: «Простите, пожалуйста».
Неон: Что в последний раз вас рассмешило?
Диана: Рассмешило?.. (пауза) Тут я задумалась. Я знаю, как нужно смотреть «Аншлаг»: зашел, выпил 200 грамм в буфете, и тогда все тебе уже смешно. Выпил 400 – стало еще смешнее. Не вспомню, что меня рассмешило. Могу рассказать, какой анекдот мне понравился. Он очень простой. У мента спрашивают: какая у вас мечта? Он отвечает: выйти на пенсию и купить собственный перекресток. (смеется)
Неон: Вы сентиментальный человек? Фильмы могут растрогать?
Диана: Ой, могут, могут. «Королева» меня в последний раз очень впечатлила. Такой классный фильм. Я понимаю, почему Хелен Миррен получила «Оскар» за эту роль – она просто безумно сыграла. Хороший фильм!
Неон: Вы религиозный человек?
Диана: Да. Но, мне кажется, религия у каждого своя, и тут никаких догм не может быть. В моем случае нужно все делать здесь и сейчас. Так, как будто завтра уже не будет. Это намного правильнее, мне кажется, чем уповать на какие-то загробные миры.
05.2007