2008 07 10 Газета «Новые Известия»: «Москва стала городом провинциалов»

Корреспондент — Борис Бабанов

Диана АРБЕНИНА уже с десяток лет отмечает свой день рождения на сцене. Не стал исключением и этот год: двумя концертами в Питере и Москве лидер «Ночных снайперов» отпраздновала свою личную дату. Между тем «звезда интеллектуального рока», как называют Диану, спустя 15 лет после своего дебюта собирается вновь вернуться к акустическому исполнению. И не просто вернуться, а проехать с концертами всю Россию. Правда, судя по ее собственным словам, пока это лишь в дальних планах и мечтах.

– Каково это – главный день в жизни на сцене отмечать?

– Так только там и нужно. Где же еще для нас, артистов? В общении с публикой, на подмостках. Это для нас самое лучшее решение вопроса с днем рождения. Да и каждый такой концерт запоминается. Понимаете, как-то отмечать этот день, как-то решать его все равно надо, потому что, как бы ты ни относился к нему – дню тоски, дню, когда ты оторвался от своей мамы, – но это же веха в любом случае. Это – рубеж.

– А почему в Санкт-Петербурге отмечали?

– Обожаю этот город. Там я все еще могу прогуляться одна, зайти в банк, например… Хотя и Питер тоже стал в последнее время портиться, как и Москва. Уничтожают памятники, строят небоскребы. А зачем? Зачем, а? Вот, скажем, уничтожили общежитие моего университета, которое стояло в самом центре города, на берегу Невы. Снесли.

– Привычка, наверное, с 17-го года – не строить, а ломать…

– Ох, уж верно.

– А Москву, значит, не любите?

– Она – такая купчиха хлебосольная, в которую все и отовсюду едут, бегут, несутся. При этом им всем на сам город-то наплевать. А ведь Москву же охранять надо, всю эту уцелевшую пока что ее архитектуру. Бережно надо к ней относиться. Москва стала городом провинциалов.

– Но вы-то тоже из провинции, да еще из какой – из Магадана, хотя теперь и столичная жительница.

– Я даже и не столичная, а из Подмосковья – там моей собаке хорошо живется. А потом, провинциализм – это то, что внутри человека. Не важно, откуда ты родом. Вот они все бегут в Москву за деньгами – терпеть не могу! – вот они и провинциалы. И в Москве их сегодня больше всего. А посмотрите, Тверь – совсем не провинциальный город.

– …ну да, потому что там только что «Нашествие» прошло…

– Ладно, не хотите Тверь, пусть Челябинск будет, пусть Екатеринбург – это совсем не провинциальные города, потому что там живут люди с космополитичным мироощущением. И у меня оно всегда, с рождения моего, было таким же.

– Какой же город для вас любимый?

– О, очень много мест на нашем земном шаре люблю. Я и Штаты очень люблю, и Магадан, конечно, а еще и Камчатку с Чукоткой. К счастью, по своей стране я могу ездить вдоволь, так что много всего вижу.

– Неужели денег не хватает в Штаты частенько летать?

– А вы как думали?.. Сегодня билеты очень даже кусаются, хотя теперь в Магадан еще больше кусаются, чем в Америку.

– А публика где лучше – в столицах или в провинции?

– В провинции люди требовательнее, и я знаю, почему. Более того, я понимаю этих людей. В Москве-то вот все сытые, обеспеченные, а там – получают на работе гроши, и если еще и тратят не только на хлеб, а и на концерт тоже, то хотят и качество получать лучшее, а не абы что. Поэтому петь в провинции труднее. Вот сейчас поеду на юг – знаю, что непросто будет. Там еще и потому, что петь придется перед людьми, что со всей страны собрались, требования немалые.

– Но зато и на море отдохнете.

– Остается только надеяться, что хоть немного удастся покупаться.

– А кто вообще ваша публика?

– С этим интересно. Потому что порой смотришь – 11-летние дети пришли, удивляешься, да и только: ну что они там поймут. А рядом те, кому за 50. Тоже ходят.

– Со Светланой Сургановой не собираетесь воссоединиться?

– Прежде надо воссоединить личные взаимоотношения. Она звонила, поздравляла меня сейчас, но звонки раз в год – этого для совместного творчества, согласитесь, очень даже недостаточно.

– Тогда, может, с Дятловым – как-никак, а ваш дуэт имел такой успех в «Двух звездах»?

– Мне это тоже было интересно. Хотя, разумеется, это было не очень традиционно, не совсем мой репертуар, не рок-н-ролл. Но ведь репертуар-то хороший, так почему же нет?.. Высоцкого я очень люблю. А «границы жанра» – знаете, сегодня это такое понятие размытое.

– Кстати, вы ведь намерены снова гастролировать с акустической программой? Решили вернуться к истокам?

– В каком-то смысле. Просто, когда я начинала, то все вокруг играли электрический рок и говорили, что «так и нужно». Ну я тоже сыграла, играла его много лет, как того хотели все вокруг, а теперь уже я сама хочу снова играть акустику.

– Не боитесь, что не поймут и разлюбят?

– Абсолютно не боюсь, да меня это даже и не интересует. Если публика любит, то она всегда будет только радоваться твоим экспериментам, чему-то новому, что ты сделал. А потом, знаете ли, скажу и больше – насчет «разлюбят», как вы говорите. Разве Господь любит нас за что-то, а не просто нас самих, какие мы есть, пусть даже мы и делаем постоянно ошибки, то и дело оступаемся, разве не так?..

– А что, по-вашему, любовь, о которой вы столько поете?

– Любовь – это дышать. Чувство, особенно важное для женщины.

– Вы не только поете, но и пишете стихи. Кто, по-вашему, лучше всех написал о любви?

– Как это можно сказать?.. Ну вот вы мне ответьте, кто лучше сказал о любви – Марина Цветаева или Владимир Маяковский?..

– …

– Вот и я о том же. А переводить стихи – да и прозу тоже – на другой язык нельзя. Это обязательно будет уже что-то другое. Я недавно читала Мураками в переводе – да, хорошо, потому что хороший переводчик. Но это все равно не Мураками.

– А кого еще любите читать?

– Знаете, современная литература, уж понравится вам это или нет, мне как-то неинтересна, да и автобиографии все эти, что сотнями печатаются и которые пишут из «молодых, да ранних», тоже. Ну в самом деле – она еще не прожила нисколько, на хрена, пардон, ей мемуары писать, а? Я, не сочтите за банальность или, не дай Бог, за позерство, Пушкина читаю – все, что угодно, у него, а еще Иосифа Бродского, а если из прозы, то вот недавно перечитала «Молодых львов» Ирвина Шоу, которого прежде открывала страшно давно, еще когда училась лингвистике в Санкт-Петербургском университете.

– Я смотрю, у вас немало свободного времени…

– Я еще и в кино на днях была – «Ты – живущий» смотрела – прекрасный фильм Роя Андерссона , того, что в «АББА» играл когда-то. Даже и на быт время остается – вот недавно супчик для друзей сварила.

– Судя по общению с вами, вы – человек вполне дружелюбный, а совсем не такой страшный и неприступный, как про вас говорят.

– Да разная я бываю, вспыльчивая часто, но и отходчивая тоже.

– И даже возраст свой не скрываете…

– А чего скрывать-то, если чувствуешь себя на 17 лет?

СПРАВКА
Диана АРБЕНИНА родилась 8 июля 1974 года в городе Воложин (Белоруссия). Родители-журналисты увезли трехлетнюю Диану на Крайний Север. Среднюю школу Арбенина закончила в Магадане и там же поступила на факультет иностранных языков местного университета. «Ночные снайперы» родились в августе 1993 года и изначально существовали как акустический дуэт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. С 1994 по 1996 годы «Снайперы» выступали в питерских клубах. Параллельно Арбенина продолжила образование – уже в Санкт-Петербургском университете, который и закончила в 1998 году по специальности «Русский язык для иностранцев». В августе 1998 года вышел первый двойной альбом группы «Капля дегтя в бочке меда». Массовый интерес к группе возник после подписания контракта с лейблом Real Records и выхода альбома «Рубеж» (2001). В декабре 2002 года, через несколько дней после релиза альбома «Цунами», Светлана Сурганова из-за разногласий с подругой покинула группу и занялась сольным творчеством. Диана Арбенина удостоилась премии «Триумф» «за достижения в области литературы и искусства» (2005).

10.07.2008