2009 09 15 «Российская газета»: интервью «Снайперы вспомнили про армию»

Диана Арбенина и ее группа представили новый концептуальный альбом

«Ночные снайперы» не выпускали дисков почти два с половиной года.
Долгожданная премьера неожиданно получила название «Армия2009». А представить ее музыканты решили всего через несколько дней после «осеннего приказа» министра обороны РФ. В бывшем военном бункере. Да и на интервью к обозревателю «РГ» Диана Арбенина пришла в офицерской шинели.

Российская газета: Вы намеренно подгоняли премьеру к началу очередного воинского призыва, как некогда в «просветительских целях» сделали и продюсеры ныне очень успешного сериала «Солдаты»?

Диана Арбенина: В первый раз об этом слышу. Хотя к армии отношусь хорошо: по своему духу я довольно дисциплинированный человек, сродни настоящим военным людям. Мой брат служил, да и я, если бы у нас девчонок брали, тоже, возможно, пошла. По духу я боевая, не пропала бы. У меня дедушка — майор, воевал в Великую Отечественную, а бабушку несколько раз фашисты ставили к стенке, но Бог миловал. И когда мы с моей группой снимали клип для альбома и оделись для этого в военную форму 1941-1945 годов, то мне неожиданно стало страшно: я почувствовала себя в реальной опасности. Но мы не воюем. Мы — защищаемся. И вообще в контексте альбома мы говорим не о войне, а о тех людях, которые нас любят. И их тоже можно назвать армией. Возможно, это тоже та сила, которая позволяет нам оставаться сильными.

РГ: Почему в итоге так долго готовили новый диск? То ли не хотели поскорей получить за него гонорар, то ли до последнего ждали, когда сочините главный хит.

Арбенина: Я люблю армию, но мы же не пули отливаем! А хороший альбом созревает не спеша. И сама от этого устаешь: два года играешь программу, а новый диск все никак не выйдет.

Как я пишу песни? Просто загораюсь и сразу обо всем забываю: где я, что я. И сейчас у меня новых песен накопилось еще на десять дисков, ну и что? Только когда захочу и созрею, тогда и иду в студию. В этот раз это случилось в январе: я затосковала по своим музыкантам. И опять очень захотела что-то сделать с ними вместе. Сыграла коллегам на гитаре и фортепьяно новые песни. Парни высказали мнения, и мы начали работать. К счастью, у меня есть команда, которая думает о том, как мои новые песни подать, аранжировать, добавить современных технологий, от которых я очень далека. Пацаны мои очень поднаторели. И на репетиции к ним я уже бегала с радостью, как на свидание.

А слова «поскорей получить гонорар» или «выгода» здесь вообще ни к селу, ни к городу. Выгоднее — работать продавцом на рынке или что-то перепродавать. И если я начну думать в первую очередь о гонорарах, то перестану писать песни или начну сочинять вторичную ерунду.

РГ: При этом электронных усовершенствований у «Ночных снайперов» стало больше, чем на первых альбомах. Не боитесь разочаровать поклонников, полюбивших вас за ранние — предельно искренние, напористые и аранжировочно не усложненные хиты — «Рубеж», «Юго» и «Кошка московская»?

Арбенина: И все равно на «Армии2009» их меньше, нежели на предыдущем диске «Бонни и Клайд». Тогда мы решили поэкспериментировать с Шурой из группы «Би-2». Мне было интересно, и теперь я не жалею об этом. Однако в нынешнем диске мы снова вернулись к более драйвовому и рок-н-ролльному духу, который был у нас в программе «Цунами». Я не гонюсь за модой и мне от этого хорошо. Люблю все новое, но не обязательно сразу перенимать его для себя или своей музыки, как другие.

РГ: Песни, которые вы пишете, — обычно о себе самой? Или кому-то из друзей и подруг тоже достается?

Арбенина: Может, бывают слепки с каких-то людей. Точных адресатов никогда не знаю. И задач таких нет. Изначально присутствует какой-то поток, который начинает меня кружить и из которого потом рождаются строчки, рифмы, образы, темы. Но кто конкретно стал поводом для вдохновения, потом точно и не скажешь.

РГ: Вам как музыканту, написавшему столько замечательных песен о любви, проще ли добиваться ее в повседневной жизни, чем остальным людям? Вы же, кажется, уже все о личной жизни знаете?

Арбенина: Да я ничего не знаю о ней вообще! И всякий раз влюбляюсь, как в первый. А как же по-другому? Если бы каждый раз все было одинаково, то и песни получались бы похожие одна на другую. Но я не устаю влюбляться, и песенный опыт при этом (улыбается), как вы можете заметить, абсолютно не помогает (Диана Арбенина по-прежнему не замужем. — Прим. А.А.).

РГ: Предыдущий альбом вы завершали в Англии, и он получился довольно романтичным. Нынешний — доводили до ума в Лос-Анджелесе, причем у звукорежиссера Криса Бенди, который трудился и над первыми дисками «Мумий Тролля». В итоге «Армия2009» получилась более разнообразной по ритмам и энергичной. Может, это вас Илья Лагутенко надоумил?

Арбенина: Нет, с Ильей мы даже не виделись — у него большие планы по завоеванию американского рынка, очередные туры, и поэтому было не до «Ночных снайперов». А я уезжала из Лос-Анджелеса со слезами на глазах, поскольку мы очень сдружились с тамошними продюсерами, музыкантами и звукорежиссерами. Они нас внимательно послушали и теперь приглашают прибыть с концертами.

Я очень открытый человек и легко нашла общий язык с американцами. Хотя они, конечно, в душе считают, что Россия до сих пор дала миру только русские народные песни и музыкальную классику. Я с этим в целом согласна, но ведь ситуацию возможно и изменить…

15.09.2009