2013 03 13 Портал «Амур.Инфо»: интервью в программе «Простые вопросы»

Здравствуйте! Сегодня в гостях у «Простых вопросов» лидер группы «Ночные Снайперы» Диана Арбенина.

— Диана, здравствуйте! Безумно приятно, что вы до нас добрались!

— Салют!

— Я знаю, что Дальний Восток для вас не пустой звук.

— Нет.

— Вы сама дальневосточница, жили на Дальнем Востоке.

— Я бывала на Дальнем Востоке, когда училась в школе, в частности, была во Владивостоке в пионерском лагере под названием «Океан». На самом деле всё это детали, которые, может быть, на самом деле не особо важны, а важно то, что, когда я приезжаю сюда, чувствую себя дома. Мне здесь хорошо, кстати, намного лучше, чем в Москве.

— У вас говорящее имя – Диана – богиня охоты.

— Это к родителям.

— Вы охотница? Чувствуете себя таковой в чём-нибудь?

— Ещё Феллини сказал, что как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Если ты с пиететом относишься к родителям и к имени, которое тебе дали, то в какой-то момент начинаешь быть ему созвучным. Мне кажется, что какой-то отпечаток имя отложило.

— «Ночные cнайперы» не потому ли?

— Наверное, потому. По большому счёту одно является продолжением другого, все эти знаки, которые складываются в цепь событий, составляющих твою жизнь. Если оглянуться назад, то понимаешь, что всё как-то один к одному было. Может быть, поэтому Диана – богиня охоты и «Ночные Снайперы» туда же.

— У вас и фамилия достаточно говорящая. Все помнят лермонтовский «Маскарад», и я не поленился, выписал описания двух главных героев, прочитаю, и вы скажете, кто вам ближе. Нина Арбенина: «Она была прекрасна и нежна, как агнец Божий на заклание» и «Создание слабое, но ангел красоты». Евгений Арбенин: «Рождён с душой кипучею, как лава» и «Любил часто, чаще ненавидел, и более всего страдал».

— Это про моих детей. Марта – это вылитая Нина, а Артём – это Евгений, у меня двойня – мальчик и девочка, по большому счёту они разделили меня на две части: один олицетворяет одну часть, а другая – другую.

— У вас гастроли, вы разъезжаете по всей стране, оставлять детей тяжело?

— Тяжело очень.

— Кому тяжелее – вам или им?

— Мне кажется, что в какой-то момент всё же им тяжелее, потому что они ещё не понимают, почему так тоскуют, как с этим справляться. Я, например, тоже не понимаю, прекрасно осознаю, что детям нужна мама, которая занимается любимым делом, я не могу быть домохозяйкой. Когда родила детей, то подумала, что всё – завязываю с музыкой, больше ничего делать не буду.

— В каком-то из интервью по этому поводу вы сказали, что родить двоих – всё равно что роту.

— Это бинго! (смеётся) В какой-то момент подумала, что всё – я не занимаюсь больше музыкой, потому что дети-дети-дети, посидела дома несколько месяцев и поняла, что, несмотря на то, что нет времени, нет полного ощущения жизни. Поэтому не надо кривить душой, а нужно идти своей дорогой. Я родила двоих детей и у них свой путь у одного и второго, они уже его прокладывают. Думаю, когда им будет по шестнадцать лет, они скажут: «Мама, нам интересно было бы понаблюдать, какой путь прошла ты».

— Этим летом у «Ночных Снайперов» юбилей – двадцать лет исполняется в августе.

— Да, исполняется.

— Вы придаёте какое-то значение юбилеям, датам, цифрам, или всё это не столь важно?

— Значение цифрам, наверное, придаю. Альбом «4» я назвала исключительно потому, что мне приснилось, что кто-то говорит: «Назови 4». Что касается пафосных отмечаний и празднований, они, мне кажется, несколько девальвируют суть того, что происходит, а потом – это же скучно. Я, например, очень не люблю фуршеты и празднования, потому что делать там нечего, только ходить и напиваться.

— Откровенно говоря, я вас слабенько представляю на фуршетах.

— Да, там скучно.

— Вы их не посещаете?

— Нет-нет.

— Сколько песен написано за двадцать лет? Вы им счёт ведёте?

— У меня был такой момент, лет пять назад я вдруг решила посчитать свои песни, был апрель. Я села за компьютер, набрала цифру 1 и начала писать, вспоминать. Где-то набралось песен 350, я устала, решила пойти покататься на велосипеде, начинаю шнуровать кроссовки и думаю – а, вот эту забыла. Затем шнурую второй – ещё вспомнила. Нет, сейчас я не считаю.

— Они и не поддаются счёту, наверное, потому что разбросаны по годам и по бумагам.

— Очень приятно, что бог даёт мне песни, это большой показатель того насколько правильно ты развиваешься. Если ты начал писать, а потом у тебя это затухло, значит, с моей точки зрения, у тебя что-то не так. Может, обратился не в ту сторону, может быть, несколько поменялись ценности и так далее. У меня осталось всё едино, как было двадцать лет назад, так всё и есть. Но тут другая штука – я начинаю забывать слова, то есть их такое количество, что, когда я пришла на концерт своего любимого певца и персоны Вячеслава Бутусова и увидела, что он поёт с пюпитром, я подумала – ой, ну, зачем – а теперь думаю, что это реально.

— Каких историй в ваших песнях больше – автобиографических, где-то подсмотренных или услышанных или, может быть, вообще выдуманных?

— Просто посыл, а дальше всё закрутилось, завертелось – и где правда, где вымысел, где начало этой истории, где конец, и есть ли вообще сама история – это не важно. Главное – посыл.

— Как вам кажется, слушателям, зрителям нужно знать, когда они слушают песню, имеет ли она автобиографическое начало или важна история прежде всего?

— Людям, безусловно, интересно, почему написано то или это, почему, например, тут 142 минуты или ещё какие-то подробности, но, как правило, если песня цепляет, она цепляет необъяснимо. Вот, например, если вы женаты, вы же не знаете, почему полюбили свою жену – полюбил и всё.

— Это так.

— За что полюбил?

— Понятия не имею.

— Это же самое и в песне, если тебя цепляет песня, в первый момент ты и не понимаешь, может, почему, потом думаешь, может быть, это мелодия, текст. Первая причина намного важнее, чем всё объяснение.

— Часто бывает так, что песня начинает нравиться, когда узнаёшь первопричину, в каких обстоятельствах она была написана и начинаешь к ней по-другому относиться.

— Да, очень часто лучше не знакомиться с автором, песня хорошая, а автор…

— В Благовещенске, пять лет назад, когда вы давали интервью нашей программе, и сказали, что чувствуете себя на семь лет. Прошло пять лет, сегодня чувствуете себя на двенадцать или по-прежнему – на семь?

— А я изменилась? (улыбается)

— Я так понимаю, вы говорили о внутреннем ощущении, тогда и мамой ещё не были.

— В таком случае сейчас я вообще чувствую себя на три года. Я взрослею со своими детьми, я вообще фанат своих детей, это единственные существа, под которых я способна «закашивать». Знаете такое – косить под кого-то?

— Да-да.

— Я, например, кошу под Марту и под Артёма, потому что они такие свободные ребята, у них вообще нет догм и стереотипов. Конечно, великое чудо наблюдать за тем, как они взрослеют, поэтому давайте так – мне три года и один месяц.

— Я выписал одну из ваших фраз, но сейчас не могу поверить, что это вы сказали.

— Что там такое?

— Вы говорите: «Я радостный человек, но умный, а ум – это всегда грусть». Неужели ум всегда обречён на грусть?

— Ну, конечно.

— Всегда-всегда?

— Практически, да. Кто такой умный человек? Человек, который понимает, что всё конечно, не будучи при этом фаталистом. Я прекрасно понимаю, что дальше будет то, что будет – и старость, и всё остальное, но это настолько далеко, что я, в общем, в это не верю, но вот этот ум, который постоянен в тебе, не позволяет порхать по жизни, а просто даёт ощущать себя на своём месте.

— Это грусть не в понимании депрессия, а просто светлая грусть?

— Ой, что вы, я так люблю смеяться, а в последнее время так вообще.

— Вас легко подбить на что-нибудь? С лёгкостью соглашаетесь на участие в каких-то авантюрах?

— Да, очень.

— Допустим, был проект «Две звезды».

— Это не авантюра.

— Не уговаривали?

— Это не авантюра, а чистейшей воды работа, причём просто пахота. Я не жалею, что согласилась на это, но было тяжело, но и очень интересно. Был очень хороший партнёр.

— Партнёр был просто фантастический.

— Женя Дятлов – это невероятный парень по своей энергии, мне с ним было очень приятно, потому что не приходилось пытаться быть слабой, он был меня сильнее. А когда мужчина сильнее, это очень приятно.

— Когда вы с ним начинали работать над этим проектом, думали о том, что победите, не победите, или процесс был важнее?

— Мне было с ним кайфово петь. Вот мы выходили – и у нас была такая спайка, мы друг на друга смотрели – и нас катило. Мы забывали про жюри и про всё остальное, потому что мне нравились песни, которые мы выбирали, совершенно не мой жанр, но это было очень прикольно попробовать, хороший опыт.

— То, что вы почти победили…

— Мы победили. (смеётся)

— Для себя – да, сюрпризом это явилось, что в лидерах оказались?

— Честно?

— Да.

— Нет.

— Вы просто не заморачивались с самого начала ни на победу, ни на проигрыш.

— Мне кажется, когда люди совершенно оголтело друг на друга смотрят и в творческом смысле друг в друга влюблены, люди не могут это не замечать.

— Это неизбежно выльется в зал, и получаешь зарядку и отдачу.

— Безусловно.

— На нашем российском телеканале не так давно прошёл с триумфом проект «Голос», вы принимали участие в украинском аналоге годом раньше.

— Да.

— Были там тренером-наставником.

— Два раза.

— Даже два раза.

— Два сезона.

— Сейчас вы наставник в проекте «Фактор А»?

— Нет.

— Вы в жюри сидели.

— Меня просто попросили помочь Лолите, потому что у неё были концерты в Америке, просто её заменить.

— Вы можете сравнить, где народ музыкальней, голосистей, я имею в виду не проекты, а страны – в России или Украине?

— Могу вот что сказать: нельзя говорить о том, где больше хороших голосов, нужно уметь их находить. Мне категорически не понравился кастинг на «Факторе А», считаю, что можно было выбрать людей намного интересней и самобытней, но как есть, так есть. Я к этому проекту не имею никакого отношения, просто там была один раз, при моём глубочайшем пиетете к Алле Борисовне. Мне кажется, чем интереснее люди, тем интересней с ними работать, а когда ты пытаешься просто из пальца высосать, то это очень тяжело. А Украина – она голосистая, но мы-то их всё равно сделали.

— Вы сетовали, что, к сожалению, поющих мальчиков маловато, одни девчонки идут почему-то.

— Да, но в «Голосе», я там два раза победила, два раза были мои сезоны, на третий сезон я не осталась.

— Со своими ребятами вы выступали?

— Да, конечно, мои воспитанники – и первый, и второй – победили. Во втором сезоне у меня были одни парни, ни одной девчонки не было. Тут самое главное – хотеть найти, когда хочешь найти – находишь, сто процентов.

— Званием заслуженной артистки Чечни вы гордитесь, рок музыканту важны звания? Они нужны, не нужны?

— Нет, я не хочу говорить, что это всё смешно, потому что как-то это несколько принижает, но мне об этом сказали – я забыла. Знаете, была одна премия в моей жизни, к которой я относилась и отношусь с большим уважением, очень глубоко – это премия «Триумф», на которую меня выдвинула Алла Демидова. Это был поворотный момент в моей судьбе, что наша интеллигенция оценила, вот этот момент, конечно, оставил неизгладимый отпечаток и след в моей жизни. А все вот эти звания, слушайте, это всё ерунда.

— Какие вам поэты нравятся?

— Понятно – Бродский.

— У вас есть песни на стихи Бродского?

— У меня есть одна песня на его стихи, написана очень давно – «Я сижу у окна», пою её в акустических концертах, что касается нашей классики, нравятся Хлебников, Маяковский, серебряный век нравится. В нашем времени очень много графоманов, мне кажется.

— Почему сейчас? Их всегда хватало.

— Может быть. Из современников мне очень нравится Дмитрий Быков – его проза и поэзия. Мне кажется, он наш современный классик, и он останется. Ещё очень хорошо, что мы живём в одно время с Михаилом Шишкиным – один из очень серьёзных писателей нашего времени, поэтому в принципе есть кого читать. Всё хорошо.

— По-моему мы проговорили больше десяти минут, у нас программа десятиминутная.

— Мне было приятно.

— Спасибо вам огромное!

— Давай! Спасибо!

Друзья, с нами была Диана Арбенина, приезжайте к нам почаще, вас катастрофически нам не хватает. Действительно большой праздник, когда вы приезжаете, вы увидите сегодня это по отдаче в зале – у нас много любителей ваших песен.

Ведущий — Алексей Воскобойников

13.03.2013