2013 12 04 «Российская газета»: интервью «Песни в прицеле гитар»

Накануне юбилейного концерта, который назначен в столичном «Крокус Сити Холле» на 5 декабря, Диана Арбенина открыла благотворительную выставку фотографий (вся выручка от продажи представленных там ее портретов пойдет на операцию Алине Черемных, страдающей от порока сердца). Репетировала на сцене с известным театральным и кино-режиссером Кириллом Серебрянниковым. И встречалась с обозревателем «Российской Газеты», которому рассказала: «По всем подсчетам концерт продлится почти четыре часа. За меньшее время не уложимся, чтобы не обидеть верных поклонников!»
Да уж, никто из рок-звезд пока не выступал в Москве так долго…

День рождения у «Ночных снайперов» в августе. Почему вы решили отпраздновать юбилей именно в декабре — чтобы заодно получить и новогодние подарки?

Диана Арбенина: В сентябре прошлого года мы начали очередной тур и просто не успели быстрее объездить все города, в которых хотели побывать, и где ждали «Ночных снайперов». Ведь и на Украине просили, чтобы мы там выступали подольше… Поэтому, в сентябре, октябре и ноябре мы еще продолжали гастроли. И только после завершения их начали готовиться к юбилею. Ведь разрываться между организацией выступления в семитысячном зале и ездить по 10-15 концертов в месяц — не выгодно.

Когда 20 лет назад вы собирали группу, то именно такого светлого будущего от нее хотели?

Диана Арбенина: Мы вообще никогда ни к чему не стремились. У меня нет никаких планов, у меня есть другое — желания! Вот, например, появляется стремление выпустить книгу. И я начинаю этим активно заниматься. А «почему?» — это для меня уже не важно. Никогда у меня не было и четкого распорядка, типа: в этом году я сделаю это и это… Нет, мы просто пели, пели, пели, и …пили (улыбается). Предпочитали при этом пиво. И 20 лет назад у нас никаких грандиозных планов не было. Мы просто познакомились со Светланой Сургановой, сели и начали петь песни. Потом встали, и я уехала в Магадан (где тогда жила Диана Арбенина — Прим. А. А.), а Света осталась в Питере. А чуть позже снова встретились и вновь стали петь песни. И это самый правильный путь развития, без всяких продюсеров, без любой накипи… Кайфовый путь, кстати!

Вы — редкая группа, у которой за долгий путь так и не было продюсеров.

Диана Арбенина: У нас был не то, чтобы продюсер… Но я хотела бы так назвать Евгена Ступку (саундпродюсер из Киева, работавший с Земфирой и «Океаном Ельзи» — Прим. А. А.). Рада, что мне посчастливилось с ним встретиться. Евген закончил колледж в Беркли (высшее джазовое учебное заведение в США — Прим А. А.), он — потомственный музыкант и чувствует музыку очень хорошо. Современный, очень рок-н-ролльный парень. И альбом «Цунами», который вышел после «Рубежа» (который мы записывали, будучи очень зелеными, как огурцы) — верное тому подтверждение. А нашего гитариста Ивана Иволгу он поднял на очень хороший уровень, как по исполнительскому мастерству, так и по пониманию музыки.

«Ночным снайперам» 20 лет, вы собираете полные залы… Ваша мама, которая долго сердилась, что вы не послушались ее советов и выбрали профессию музыканта, с жизнью «перекати-поле», наконец-то вас простила?

Диана Арбенина: Да.

Простила за то, что смогли добиться успеха в музыке, или за то, что у вас теперь — свой дом и двое детей?

Диана Арбенина: Не знаю, об этом надо у нее спросить. Конечно, это не хорошо, что я отвечаю за маму… Но думаю, что она простила меня за то, что я — не трепло. Она очень не любит трепачей: всю жизнь проработала журналистом, была заместителем главы телевидения в Рязани. Но, когда я забеременела, то попросила маму уйти с работы. И она, наступив на горло собственной песне, согласилась. Хотя на работе ее очень отговаривали… Конечно, все эти 20 лет мама за мной наблюдала. И, так как сама — человек, у которого слова не расходятся с делом, наверное, постепенно поняла, что и мне тоже можно доверять. Может, за это и простила?!

Похоже, в детстве ничего не предвещало того, что вы станете известной артисткой?!

Диана Арбенина: Да уж, в детстве я больше сидела в углу и читала книжки. Читать-то я научилась еще в три года и до того, как перед школой отправилась на один год в детский сад — все время проводила с книгами. Да и в садике мне не понравилось: тупые прогулки по улице, особенно зимой. И я как-то подумала: «Ну, зачем мне слоняться вместе с ними?!» Взяла книжку, села в сугроб и… там заснула. Это было, конечно, страшно (улыбается). А книги я люблю и сегодня. И мне, кстати, очень не нравится современная традиция, когда парни, совершенно не считаясь с тем, есть ли рядом девушка, ведут себя совершенно похабно: матерятся и отпускают шуточки, мягко говоря, абсолютно не литературные… У нас в коллективе подобного, конечно, нет.

Помимо вас в «Ночных снайперах» играют только парни. Вы нашли секрет, как управлять мужским коллективом?

Диана Арбенина: Он простой: парни всегда делают то, что я хочу, полагая, что они хотят этого сами. Не понимаю, как мне это удается (улыбается)?! Обычно получается так, что решение принимают они, но я их к этому очень талантливо подталкиваю (снова улыбается).

Вы пригласили стать режиссером-постановщиком концерта Кирилла Серебрянникова, известного по театральным спектаклям и кинофильмам. Но, концерты он прежде не ставил… Или вы захотите, в честь юбилея, попробовать себя и в роли актрисы?

Диана Арбенина: Конечно, я видела его постановки: «Лес» по Островскому, «Голую пионерку» в «Современнике» с Чулпан Хаматовой. И пригласить Кирилла была моя инициатива. Он, кстати, убедительно просит не называть его режиссером-постановщиком. Да, Серебрянников никогда не ставил концерты. Но я считаю, что он самый современный и рок-н-ролльный режиссер: остро-парадоксальный, скандальный, и при этом в нем нет модной сегодня манерности! Впрочем, когда я позвонила с предложением, он удивился: «Зачем тебе это надо? У тебя же и так все нормально!» Но я сказала: «Мне нужен рок-н-ролльный режиссер». И Кирилл ответил, что тогда сделает все «по дружбе».

Значит бесплатно?

Диана Арбенина: «По дружбе» — оттого, что не очень хорошо знает нашу рок-«кухню». А какие-то деньги он, разумеется, получит. Потому что я люблю платить людям за их работу! Просто так «по дружбе», мой сын Тема может помыть посуду. Хотя и он обычно требует за это шоколадку… А актерских задач мне Кирилл, конечно, не ставил, да и я себе — тоже. Просто хочу оценить со стороны все то, что я сделала за 20 лет. И шокировать мы никого не собираемся — не нужна нам такая «дешевка»! Это будет именно рок-концерт, а вместе с Кириллом мы решали, через какие визуальные образы будут подаваться песни. Конечно, появятся и декорации, и экраны… Но в первую очередь, я намерена оставаться собой и буду показывать свою жизнь. Поскольку я — не актриса, да и не стремлюсь к этому.

Разрешали ли вы режиссеру тоже выбирать песни для юбилейного концерта?

Диана Арбенина: Нет, это — мое дело!

04.12.2013