2003 05 19 NME: «Жизнь после Ночных Снайперов»

корреспондент — Варя Фаренгейт 

Коньячку? — весело улыбается NME Светлана Сурганова, кивая на металлическую фляжку, из которой сама только что сделала большой глоток. У Светы отличное настроение, она чувствует себя уверенно и бодро. «Ночные Снайперы» уже не такая больная для Светы тема. Она успокоилась, что-то для себя решила и готова ответить на любые вопросы.

Идея собрать и записать собственные песни у Светланы появилась давно, и в ноябре прошлого года она приступила к ее осуществлению.

«Ну, я же готовилась к великим датам, — улыбается Сурганова. – Хотелось торжественно отметить десятилетие группы «Ночные Снайперы» и в качестве подарка просто представить свой материал в том виде, в котором я его слышу. Плюс еще трехсотлетие Питера, ему тоже подарок. Все очень пафосно, символично. Я думала, что это будет как- то поддерживаться со стороны «Снайперов»… Но возникла идея – исчезла Диана».

Света говорит об этом иронично и спокойно. Даже как-то слишком спокойно. Как будто это случилось не с ней.

«Мы очень хорошо с ней расстались, сказали, что по-прежнему друг друга нежно любим».

Но с тех пор так и не общались?

«Да не получалось как-то ни встретиться, ни поговорить, — смущенно отвечает Света. – Мне не хочется себя навязывать. Мы только на виртуальном уровне общаемся, где-то глубоко в космосе наши души пересекаются, и все. Ну, может, еще пересекутся, я не теряю надежды. Как говорили мушкетеры, мы обязательно встретимся, десять лет спустя, двадцать лет спустя…»

А как другие музыканты «Снайперов» отреагировали на твой уход?

«Я без понятия. Ни один из них с 17 декабря не вышел на связь и не выразил свое отношение к происходящему, — в голосе Светы слышится искреннее недоумение. Как бы она не старалась казаться равнодушной, видно, что молчание со стороны бывших друзей ее задевает. – Видимо, я настолько надоела им со своими музыкальными идеями… Наверно, они от меня устали».

Что больше всего огорчает Свету, так это абсолютная отстраненность Вани Иволги и Мити Горелова, которых она сама привела в группу, после того как от «Снайперов» ушли Гога Копылов и Алик Потапкин.

«И Ваня, и Митя абсолютно проигнорировали мой уход. Странно и досадно, что не происходит человеческого общения с музыкантами. Я не вояка, я за мир в своем мире и в своей квартире», — пытается отшутиться Света.

Может быть, взять и самой им позвонить? Сказать: «Чувак, чего пропал-то?»

«Да, наверно, так все и случится», — улыбается Света.

Как бы то ни было, горевать по этому поводу у Светы нет никакого желания. Не звонят – и черт с ними. Все равно судьба их еще сведет.

Света листает апрельский NME с Мадонной на обложке и находит новость про свою новую программу. «О, круто! – радостно тычет она в журнал. – Только вот информация уже устарела».

Но ведь прошло всего несколько недель! Или у тебя в жизни теперь все меняется с быстротой молнии?

«Да нет, в общем, тут все правильно, — смеется Света. – Устаревшая информация заключается в том, что мы, действительно, сперва планировали выступить в концертном зале у Финляндского вокзала с акустической программой, а потом неожиданно для нас само все переросло в полноценный концерт с бэндом, «Оркестром», как я их теперь называю».

В самом деле, людей, пришедших в конце апреля на этот концерт, ожидал приятный сюрприз: на сцену вместе со Светой и гитаристом Валерием Тхаем вышли еще пять музыкантов, превративших тихий вечер в буйство латиноамериканских ритмов и танцев.

«Основу этого бэнда составляет питерская группа «Север Комбо», — рассказывает Света. – Это люди, по-хорошему чокнутые на латиноамериканской музыке. «Север Комбо» знают о ней, наверное, больше, чем сами латиноамериканцы, и играют порой лучше, чем они. Великолепно владеют всякими перкуссионными инструментами и великим ритмическим разнообразием, что мне очень нравится. Я считаю, что основа музыки – это ритм, музыка возникла из ритма. Сначала люди стучали в тамтамы всякие, а уж потом появилось все остальное».

С группой «Север Комбо» Свету познакомил Валерий Тхай, который помог ей пережить разрыв с «Ночными Снайперами».

«17 декабря я рассталась со «Снайперами», и мне понадобился месяц на то, чтобы это пережить, осмыслить, реанимироваться и начать что-то делать, — бодро говорит Света, как будто все произошло года три назад. – Валерка ускорил этот процесс своей отзывчивостью, необыкновенным чувством юмора и великолепной игрой на гитаре».

С Валерой Света знакома уже больше десяти лет. В свое время он принимал участие в записи альбома «Ночных Снайперов» «Детский лепет». Именно его гитара слышна в песнях «Белые люди», «Ты уйдешь» и «Птицы».

«И вот с тех стародавних времен мы с ним сотрудничаем, — улыбается своим мыслям Света. – Вообще-то наши отношения протекали как-то странно. Мы обнаруживали друг друга, потом пропадали на несколько лет, потом нас судьба опять сталкивала. Но чем больше проходит времени, тем ближе мы становимся».

После ухода из группы Света вместе с Валерием Тхаем подготовила акустическую программу, с которой в феврале дала несколько очень успешных концертов в Питере, Москве и Нижнем Новгороде. Света играла старые песни, накопившиеся за последние пятнадцать лет и ни разу не исполнявшиеся перед широкой аудиторией.

Почему же надо было ждать так долго, чтобы представить свои сольные творения?

«Ну, во-первых, я никогда себя не рассматривала с профессиональной точки зрения как исполнительницу или автора произведений, — смущенно смотрит в чашку с чаем Света. – Это было какое-то юное баловство, музыкально-поэтические эксперименты. Потом появились «Ночные Снайперы», и все мои творческие силы уходили на то, чтобы как-то поддерживать, сопереживать, выдавать свои музыкальные идеи, аранжировать…»

«Ночные Снайперы» возникли как дуэт Дианы и Светы и, хотя Сурганова сочинила не так много песен (среди ни – «Ты», «Как начинался день», «Пороховая», «Питерская кошка»), ее скрипка, то балаганная и разудалая, то пронзительная и трагическая, стала визитной карточкой группы. Вот только, видимо, со временем двум творческим личностям стало тесно вместе.

«По сравнению с тем количеством музыкального материала, который исходил от Дианы Сергеевны, мои идеи выглядели, скорее, как аппендикс, добавочка, — улыбается Света. – Поэтому то, что произошло, видимо, в какой-то степени закономерно, и Диана имела на это полное право. Всякое явление – как живой организм: рождается, живет и умирает. То, что произошло, только подтверждает, что это был живой, настоящий, дышащий организм».

Сейчас у Светы начинается новая история, связанная с «Север Комбо». Когда речь заходит о группе, Сурганова улыбается. Ее радуют происходящие перемены.

У вас уже сложился постоянный состав?

«Честно говоря, после работы с «Ночными Снайперами» я боюсь говорить о чем-то постоянном. В данный момент я счастлива потому, что подобрался отличный коллектив: как музыканты они великолепны, как люди – очень приятны в общении. У нас сложилась оптимальная психологическая атмосфера».

Говорить о крепкой сплоченной группе, конечно же, пока нельзя. Скорее, это напоминает альянс, в котором каждая сторона преследует свои цели: Светлане необходима поддержка музыкантов, музыкантам же хочется выступать на больших площадках.

«Может быть, мы потом построим программу так, чтобы было отделение моих песен и отделение – «Север Комбо», — делится планами Света. – У них музыка очень светлая, веселая, танцевальная, этого сейчас как раз не хватает, и мне хотелось бы, чтобы как можно больше народу узнало об этой группе».

Светлана не скупится на похвалы своим новым друзьям и с удовольствием рассказывает о каждом участнике «Север Комбо».

За ритм-секцию в группа отвечают барабанщик Данил Прокопьев, перкуссионист Кирилл Ипатов, играющий также в «Маркшейдер Кунст» и басист Юрий Шмырев. «Данил очень обижается, когда его называют Даниил или Данила, — предупреждает Света. – И фамилия у него не Прокофьев, а именно Прокопьев. Это уже давно сложившийся коллектив, люди, которые понимают друг друга с полувзмаха, полувздоха, с полу… я не знаю, пука».

Ребята по праву гордятся разнообразием перкуссии в группе: кроме всяких конгов и бонгов Кирилл берет в оборот все, чем можно стучать и звенеть. «У него столько приблудов перкуссионных, что я названия некоторых еще не выучила, — признается Света. – Знаю, правда, что один инструмент, в который я влюбилась пожизненно, называется кахон».

Кахон (от испанского «cajon» – большой ящик) – перуанский по происхождению ударный инструмент, по форме напоминающий усеченный пирамидообразный ящик с открытым дном и прикрепленной к нему крышкой, по которой и надо стучать. Света так просто о нем рассказывает, что кажется, любой дурак может его сделать. «Ну да, конечно! – кивает она. – Надо просто иметь при себе фанеру и шурупы».

Юрий играет на популярной в 80-х модели баса без головы и колков. «Эта бас-гитара выглядит так, как будто ей сделали обрезание, — замечает Света. – Зато это очень упрощает передвижение – инструмент-то малогабаритный. Перкуссия, например, во время переездов занимает два купе!»

В «Север Комбо» также входят саксофонист Иван Неклюдов и клавишник (он же аккордеонист) Александр Арсеньев. «Саша у нас – настоящий шоумен, одна его улыбка и движение бровями заставляют всех пойти в пляс. У него лицо само по себе является инструментом. Кто видел, тот меня поддержит».

В общем, в группе царят благодать и веселье. И Света вовсе не культивирует в себе чувство обиды на этот подлый и лживый мир, а учится латиноамериканским танцам. «Я, правда, еще не очень, — пытается она сидя изобразить несколько па, — но мне очень нравится, и я люблю смотреть на людей, которые умеют так танцевать. Я научусь, обязательно».

«Я уже придумала определение музыке, которую мы сейчас играем: VIP-панк-декаданс. Сейчас мне очень хочется своими силами записать и спродюсировать сольный альбом». Диск Света начала записывать еще осенью вместе с Валерой Тхаем и компьютерным гением Игорем Статных из группы «Психея». Валера прописывал и аранжировал все гитарные треки, Игорь все это записывал и обрабатывал на компьютере. «Мы смакетировали альбом втроем, и некоторые треки получились настолько удачными, что, думаю, они так и войдут в конечный вариант пластинки».

Среди этих песен оказались «Апрельская», «Я иду по дороге» и «Мураками». С последней у Светы связаны особенно теплые воспоминания. На московском концерте, прошедшем в начале мая в клубе «Б-2» поклонники приготовили Свете сюрприз: кто-то из преданных фанатов раздал всему залу белые перчатки, на ладонях которых были нарисованы сердечки. И когда Света дошла до строчек «я хочу любить тебя руками», все подняли руки и стали раскачивать ими в такт. «Я, когда это увидела, чуть не заплакала прямо!» — признается Света.

Остальные же песни предстоит переделать и записать вместе с чуваками из «Север Комбо» в переоборудованной под студию старой квартире.

«Я хочу записать этот альбом в доме, где жила много лет назад и куда теперь вернулась. В нем я провела все детство, начала писать песни, с ним очень многое связано. И теперь этот дом я хочу сделать своей студией. Да почти сделала».

А как же соседи?

«А у нас старый фонд, стены толстые, — смеется Света. – И потом, я их уже приручила».