2018 04 18 Портал «Твой Бро»: «Диана Арбенина о приметах времени и силе любви»

20 апреля в клубе «Вагонка» состоится концерт группы «Ночные Снайперы». Накануне выступления бессменный лидер группы Диана Арбенина ответила на вопросы наших коллег их журнала «Королевские ворота» о том, где она черпает энергию, случаются ли кризисы в творчестве и как можно оценить пройденный путь в 25 лет

?В этом году «Ночным Снайперам» исполняется 25 лет. Как оцениваете пройденный путь и что считаете главной победой? Что нового в программе юбилейного тура?

Время пролетело абсолютно незаметно, вероятно, потому, что все эти годы мы чем-то занимались, пытались делать что-то новое, совершенно непохожее на то, что делали до. Все эти годы группа остается верна своему курсу, думаю, это главное достижение коллектива. Личной победой считаю то, что продолжаю писать песни и по-прежнему люблю это. Программа юбилейного тура состоит исключительно из хитов — мне хочется, чтобы человек, который верен нам на протяжении 25 лет, придя на концерт, был с нами в одной лодке, чтобы не было песен, которых он не знает. Для этого существуют другие программы, а юбилей бывает один раз в жизни.

Что помогает «снайперам» справляться с кризисами, вдыхает в группу новую жизнь?

Я требовательный человек, сама руковожу всем, что происходит в группе, и если вижу, что какой-то фланг проседает и перестает быть эффективным, принимаю жесткое решение. Музыканты, которые стоят со мной на одной сцене, — это преданные своему делу люди, которые хорошо звучат и хорошо понимают, чем живет музыкальный рынок. Я всегда вижу, когда человек горит музыкой, а когда он ее просто отрабатывает, отчасти поэтому в нашей группе нет сессионных музыкантов, которые приходили бы на один сезон. Убеждена, что коллектив должен быть единым организмом — именно это помогает преодолевать кризисы, двигаться вперед и быть интересным публике.

Когда мы общались с лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным, он рассказывал, что формат альбома уже не востребован.

На мой взгляд, группа должна сначала выпускать сингл, затем второй, смотреть, как на них реагирует публика, и только после третьего или четвертого садиться писать альбом. Думаю, что Володя Шахрин, которого я очень люблю и считаю самым интеллигентным рок-музыкантом, имел в виду то, что люди живут клиповым мышлением. Это примета времени, в которой нет ничего страшного — жизнь ускорилась, и, мы, конечно, стремимся постигать все быстрее. Поэтому и формат одной песни слушателю ближе, чем полноценный альбом.

Вы принимали участие в известных телевизионных проектах, таких как «Главная сцена» и украинский «Голос страны». Что дает вам участие в совсем не рок-н-ролльных проектах и коллаборациях с такими музыкантами, как Григорий Лепс или группа «Баста»?

Я хочу помочь людям, которые выходят на сцену, поэтому, сидя в судейском кресле, всегда даю советы. В музыке должна быть преемственность, меня катастрофически не устраивает, что на нашей сцене выступают лишь 25-30 всем давно известных артистов. Нужны молодые лица, новая музыка, потому что без них невозможно развитие. Если мне нравится исполнитель, с удовольствием делаю коллаборацию, даже если он работает в другом жанре. Григория Лепса безумно уважаю, это один из самых сильных музыкантов в нашей стране, а на сцене — самый настоящий рок-н-ролльщик. А когда Вася (Вакуленко, выступающий под псевдонимом Баста. — Ред.) предложил спеть «Сансару», согласилась молниеносно — это потрясающая песня, понятная каждому, у кого есть дети.

Вы говорили: «Каждый ребенок, на мой взгляд, должен получить начальное музыкальное образование. Не играть условные этюды Черни, хотя это самое простое, между прочим, а постичь азы музыкальной грамотности». Ваши дети занимаются музыкой?

Я считаю, что у всех детей должна быть возможность получить музыкальное образование, при этом мы не должны заставлять их учить ноты, нужно прививать любовь к музыке в игровой форме. Мои дети ходят в музыкальную школу, я довольна их преподавателями, тем, как они идут по программе. Сама с ними музыкой не занимаюсь — пробовала несколько раз и поняла, что лучше, если их обучат профессиональные педагоги. У меня педагогический подход отсутствует на корню, поэтому я катаюсь с детьми на лыжах, а музыке их учат другие люди.

Диана Арбенина о приметах времени и силе любви Фото №2
Если говорить о женщинах в российской рок-музыке, то громких имен не так много: скорее всего, назовут Арбенину, Сурганову, Земфиру. С чем это связано? Не обижает ли вас сравнение с ними?

Вы правы, в современной российской рок-музыке женщин немного. К этому списку я бы добавила еще Настю Полеву и Машу Макарову. Меня не огорчает сравнение с моими коллегами Светланой Сургановой и Земфирой Рамазановой, меня огорчает, что такие имена можно пересчитать по пальцам. Хочется, чтобы среди новых музыкантов появились и девчонки, которые продолжили бы то, что делаем мы.

У вас не было мысли последовать примеру исполнителей, которые перестали ездить в туры, чтобы, в том числе, больше времени проводить с семьей?

Юбилейный тур будет продолжаться два года — впереди много городов и стран, в которых нас ждут. После него я, конечно, сделаю перерыв, потому что невозможно и неправильно гастролировать круглогодично. Людей нужно удивлять новыми песнями и программами, поэтому после тура будем писать новый альбом.

Мне удалось найти баланс, и даже такой плотный гастрольный график не мешает общаться с детьми. Если выпадает свободный день, мне не слабо слетать в Москву, чтобы сходить с детьми в цирк, покататься на гироскутерах, вместе поужинать, просто посмотреть на них и обнять, а на следующий день вернуться обратно.

Знаю, что вы привыкли начинать день очень рано. Что помогает включиться в работу и не растерять энергию к вечеру, когда обычно проходят концерты?

Да, я рано встаю, около 6-7 часов утра. Если нахожусь дома, готовлю детям завтрак и сама отвожу их в школу. Справляться с напряженным концертным графиком помогает любовь к сцене. Я понимаю, зачем выхожу на нее, понимаю, ради чего приходится идти на жертвы, поэтому стараюсь бережно относиться к своему организму, соблюдать режим. А в туре учишься избегать негативных эмоций и ложиться спать, как только выдается такая возможность.

Диана Арбенина о приметах времени и силе любви Фото №3
Ваша книга и ее аудиоверсия называются «Дезертир сна», а свои стихи вы зовете «антипеснями». Вы намеренно выбираете названия, с одной стороны, созвучные названию группы, с другой — отчасти провокационные?

Когда 15 лет назад я назвала книгу «Дезертир сна», я не думала ни о каких провокациях. Так же «Антипесни» и другие слова — я использую их не для того, чтобы обратить внимание или смутить кого-то — мне всегда ближе содержание, чем фантик. Мой вокабуляр сформировали исключительно литература и тот образ жизни, который веду все эти годы.

Последнее время вы часто говорите, что ваша жизнь приобрела правильное течение: работаете над собой, преодолеваете страхи, становитесь спокойнее и мудрее. Что помогает вам меняться?

Моя жизнь действительно стала спокойнее. Я поняла, что главное в ней — это любовь. Любви никогда не бывает много, и любой человек стремится к тому, чтобы его любили. Не к деньгам, не к положению в обществе, как принято думать, а к этой теплоте, которая возникает между любящими людьми. Для меня очень важна моя семья, она мотивирует становиться лучше. Рок-н-ролльный образ жизни, который я вела, очень быстро закончился бы вместе со мной, если бы у меня не было семьи.

Еще одна ваша цитата: «Слово — это практически приговор». Жалеете о сказанном в прошлом?

Все, что я когда-либо делала, я делала, потому что не могла поступить по-другому. Да, совершала много ошибок, и, безусловно, были какие-то вещи, которые можно было переиграть, но жизнь — это сослагательное, не знающее наклонений. Я стараюсь думать не о прошлом, мне интереснее то, что происходит сейчас, в этот момент, в эту минуту, потому что то, как мы живем сегодня, определяет то, как мы будем жить завтра. И я все чаще прихожу к выводу, что молчание — золото, поэтому молчания в моей жизни и душе стало на порядок больше.

18.04.2018