2003 11 29 ТВ Пермь: Интервью Светланы Сургановой

(…)

СС: Нас повозили немножко по городу, вчера уже поздно вечером, изумительную маленькую экскурсию совершили…

П: Куда это?

СС: Мы поехали в злачное место, клуб называется Сбитый Лётчик. Вот в Москве есть Китайский Лётчик, а здесь Сбитый Лётчик, такой дискотечный клуб. Я не была, наверно , лет пятнадцать в таких заведениях, подобных… вот…Было, конечно, очень…так …интересно окунуться в эту атмосферу. Я поняла, что меня в общем громкие звуки способны завести, то есть я там так поколбасилась даже как-то вот так вот в такт. Совершенно от себя не ожидала.

П: Публика узнавала?

СС: Ну там пара человечков да подошли ко мне…Вот…А потом мы поехали на побережье Камы. Там чуть-чуть прошли. Изумительное место. Красивое. Несмотря на то что уже была поздняя ночь, где-то три часа ночи…

П: Где(это вы были)? На Перми-Первой?

СС: Наверно, какой-то пирс. Набережная. Постояли, помедитировали.

П: Наверно, (речной вокзал Пермь-I). Летом конечно замечательно там, вообще…

СС: У вас зелёный город, чувствуется. Вообще классная атмосфера, очень здоровая, очень доброжелательная, тёплая атмосфера… Прямо…Влюбилась я.

П: Спасибо.

Л: На Питер не похоже? Другое?

СС: Нет, как раз вот…

Л: Вот десять лет Вашему творчеству…Уже больше..

СС: Десять лет “Ночным Снайперам”. Они уже отпраздновали эту дату. У них был концерт в “Горбушке”. Вот. А я…Господи, я уже просто боюсь думать о годах…

(Невразумительные комплименты корреспондентов)

Н: Вы же ещё рисуете. Нет желания картины свои выставить?

СС: Давайте я к Вам подвинусь. Вы же так устанете держать на вытянутой руке…Рычаг нужен, упор… Не знаю. Я никогда не относилась к этому серьёзно. Если Вы говорите о вот том сборничке “Патронташ”, там есть картины Дианы Сергеевны и мои картинки, то они были написаны фактически…там они все датированы… в один день что ли. Как-то меня стукнуло что-то по голове, я взяла и нарисовала…графика, не графика, я даже не знаю как это назвать. Такое гуляние карандаша. Мне очень нравится такая эстетика, изящная, одной линией какие-то контуры обрисовывать. В детстве, когда болела, всегда рисовала, гуашью, краской какой-то. Я помню был момент мне купили листок ватмана, я выпросила у родителей, я прикрепила кнопками к двери и стала рисовать, не рисовать – срисовывать. У нас дома была замечательная кастрюля, на ней было нарисовано семейство оленей, лес, поляна…совершенно волшебная кастрюля с волшебной картинкой. Она меня так впечатлила, что я поставила её и стала срисовывать пейзаж этой кастрюли на листок ватмана. У меня получилось…Долго эта картина в рулоне кочевала с одной антресоли на другую антресоль, сначала повисев какое-то время…

Л: А где она сейчас?

СС: Да наверно где-то на антресоли. Честно говоря, не помню… Вот такое у меня было полотно.

Н: Есть такая поговорка Дом построить, дерево вырастить, ребёнка родить. Дом построили, квартиру …ремонт… Как дальше планы?

СС: Да. Что там ещё надо? Дерево посадить. Дерево посадила я, но вот неудачно, каштанчик, побег-то был, а потом загнулся по каким-то странным причинам. А, не странным причинам, он сломался, по-моему я его даже самолично повредила каким-то неловким движением, поливала цветы, задела и он сломался. Я делала ему ортопедическую операцию, я привязывала сломленный стебелёк, выправляла. Ну в общем ортопедия моя не помогла и он загнулся. Вот такой печальный очень опыт. “Над каштановым побегом, в переплётах Мураками..” Это вот об этом каштановом побеге. К сожалению, светлая память ему…

Л: Почему каштан?

СС: Изумительной красоты дерево, прекрасное во всех проявлениях, особенно когда конечно цветёт, эти свечи()…А я ещё и свечи люблю, у меня дома полно свечей, любой праздник, любой приход каких-то мне дорогих людей всегда сопровождается зажжением свечей…Я люблю… Ну и каштан как символ вот этих свечей. Любимое дерево каштан, да…

Л: Поклонники дарят свечи?

СС: Да, дарят, да

Н:.. Ребёнка..

СС: Ах, да, ребёнка…Ведётся работа. Дело в том, что это такая многокомпонентная задача, которая требует решения других, более мелких задач. Начиная,… квартира, финансовое обеспечение, потому что ребёнок это …самое дорогое удовольствие в нашей жизни. Ребёнок должен быть обеспечен. И над этим тоже ведётся работа.

П: А Вы бы кого хотели – мальчика или девочку?

СС: Абсолютно всё равно. Это же ребёнок. Какая разница. Это богу должно быть угодно кто появится – мальчик или девочка. Нам только радоваться появлению…

Н: Про творчество можно вопрос. У меня мама очень уважает Вашу музыку, спасибо мне…

СС: Спасибо Вам J

Н: Прослушивая песню “Мураками”, на фразу “…Я хочу любить тебя руками…” у мамы возник вопрос – Вы (СС) не ослепли? – Я говорю, почему, – мама, вот же “…Я хочу любить тебя руками…” — тогда как же фраза “…Я люблю тебя во все глаза…” — значит девушка была зрячая, а потом ослепла… Специально для моей мамы объясните пожалуйста эту фразу.

СС: Надо же как интересно… Одна женщина на интервью в прямом эфире на радиостанцию звонила, спрашивала – У нас же на Руси принято любить всем сердцем, а что же вы всё руками да руками…J Слава Богу, я не ослепла, тьфу-тьфу,… дай Бог вообще всем здоровья, и мне тоже… Знаете, эта песня о первых чувствах, о зарождении первых чувств, о платонических чувствах, когда уже юный дух, юное сердце влюбляется, для него это совершенно новое ощущение, не понимает, как, что с этим делать, он душой любит человека, глазами любит, но он ещё не смеет — он робок – прикоснуться к предмету своего обожания, но он уже понимает, что его тянет, и он хочет. Это песня о платонической любви, о зарождении более зрелых чувств.

Н: Мама будет довольна…

Л: Как бы поласковей это спросить…Вы первую любовь помните?

СС: Да ещё бы…

Л: В детском саду было, или в школе, или…

СС: Школа, музыкальная школа, училище, институт…И каждый раз как первый раз. В детском саду, но там как-то в меня влюблялись детишки… Я помню, яркий очень момент, запомнила, я частенько приходила в группу и меня встречали две группировки, одна говорила “ты будешь играть с нами сегодня”, другая говорила “нет, ты будешь с нами”, одна группировка брала за правую руку, другая за левую, и растягивали меня… Перетягивание каната такое, перетягивание Сургановой было… И второй момент, был очень милый парнишка, до сих пор помню, его зовут Гельман Витя, такой еврейчик очень славный, потом так получилось, что мы с ним в одном классе учились, и в детском саду были… Он, каждый раз, когда я приходила, заключал меня в свои объятия и целовал, на виду у изумившихся родителей…

Л: В этом возрасте обычно (выражая) чувства дёргают за косички…

СС: Нет, а он был совершенно фантастический, конечно, молодой человек, этот Витька Гельман… А я как бы не возражала, было приятно… Да, приходишь, тебя заключают в объятия, целуют, приятно…

Л: Какие то лидерские…

СС: …замашки?

Л: Нет, когда две группировки пытались ().

СС: Самоцелью это никогда не было. Меня это забавляло… Но там как-то добиваться внимания, да Боже упаси. Мне бы, наоборот, одной где-нибудь посидеть в уголочке, порисовать, поиграть, подумать…

Н: Можно ещё вопрос от моей мамы?

СС: Да, конечно

Н:У Вас упоминается () пара песен, месяц апрель. Почему апрель?

СС: Это фантастический месяц, это самый загадочный месяц. Вы наблюдали за апрелем? Наверняка наблюдали за апрелем. Это месяц где протекают … все четыре времени года, там и зима, там и весна, там и лето даже, бывают такие жаркие дни, прямо как майские, конец мая, лето. За его многоликость, за его такую скоротечность, за его… А, и небо конечно. Такого неба как в апреле нет ни в одном месяце. Оно особенное, совершенно особенное. Понаблюдайте за небом. Можно каждый день смотреть…

Н: У Вас недавно был День Рождения. Вас так гениально поздравили…

СС: …

Н: … Как Вы думаете, как Вы отметите своё пятидесятилетие?

СС: J Привет БГ J Я не знаю, дойдём ли мы до Кремлёвского Дворца Съездов…

Л: … медаль “За заслуги перед отечеством”…

СС: Да, я очень рада за него. Это, действительно, человек-легенда, свернувший целому поколению, нескольким поколениям… …в Москве он свернул напрочь мышление, менталитет нации… Это великий человек. Я, конечно, человек поскромнее, я никому ничего сворачивать не собираюсь, да у меня и не получится, это и не надо. Если удастся ещё какому-то количеству людей просто доставить удовольствие, какую-то пищу для размышления, …сантименты… Я буду только счастлива. Пятидесятилетие, не знаю,… не знаю, не знаю, я так далеко не загадываю. Я не знаю, что со мной завтра будет.

Н: На человека очень часто давят стереотипы. Некоторые с ними примиряются, некоторые ломают. Как Светлана Яковлевна поступает со стереотипами чаще?

СС: Я вообще против границ. Стереотипы – это те же границы. Надо стараться шире мыслить, шире видеть, потому что так интересней. Стереотипы… Я с ними всячески борюсь. И мой образ жизни тому яркий пример. J Я плохо отношусь к стереотипам. Не должно быть стереотипов. С другой стороны, заявляя так, что не должно быть стереотипов – это тоже некий стереотип. Я сама себе противоречу выходит… Поэтому, мне кажется, что каждый для себя выбирает удобный путь. Кому-то легче жить со стереотипами, он так себя чувствует более защищённым, с какими-то определёнными укладами, понятиями. В любом случае, мне кажется, просто не стоит зацикливаться. Надо иметь способность на одни и те же вещи взглянуть с разной стороны. Так интересней жить. Мне так… Я опять же говорю – я свою точку зрения не навязываю никому.

П: В недавних интервью писали, что Вы не пишете песен. Сейчас снова стали писать?

СС: У меня появляются какие-то идеи музыкальные, мелодические. Это меня очень радует. У меня появилось несколько стихотворений () такого свойства…

П: Просто Вы говорили, что какой-то застой был в творчестве…

СС: Да, я впала в некий анабиоз, и я пока пребываю в нём. Но что-то начинает уже там теплиться. Я очень боюсь это спугнуть, поэтому лучше на эту тему не говоритьJ

Н: Плиту на Арбате видели?

СС: Да, конечно.

Н: И как Вам?

СС: Такое странное чувство. Как бы вы отреагировали…

П: Как на Мавзолей.

СС: Мавзолей… Ну в этом есть такая интонация, могильная плита, увековечение… Что-то в этом есть грустное, и что-то в этом есть, конечно, очень забавное. Меня это очень удивило. И позабавило. Смешно, конечно, всё это.

Н: Вы увидели случайно или специально приходили?

СС: Ну что вы, это было целое шоу. Меня привели, там была куча людей, там было шампанское, там были цветы, то есть это была целая акция… москвичей, поклонников. Конечно, мне было очень приятно.

П: Свой фанклуб есть …в Питере, и в Москве сейчас уже.

СС: Я думаю, это уже были такие объединённые усилия. Т.е. нельзя говорить, что существует московский фанклуб, питерский… Я знаю, что многие люди, многие питерцы общаются с москвичами, там уже так настолько всё тесно перемешалось… и меня это радует.

П: С пермяками тоже общаются…

СС: Да? Так это ж здорово, тем более интернет позволяет.

Н: Вы охарактеризовали своё творчество как “VIP -панк-декаданс”… Можно чуть-чуть такой ликбез небольшой для людей, которые несведущи.

СС: “VIP-панк-декаданс” Мы сами несведу(щи). Сами неведаем, что говорим J . Понятие пришло от ощущения того, что мы делаем.

VIP – дабы подчеркнуть значимость. Не нашу значимость, а значимость того, что происходит, и людей, которые слушают эту музыку, потому что всё это делается ради них, для них, с огромным удовольствием и пиететом.

Л: VIP не несёт нагрузку слова “избранность”?

СС: “Избранность”? Не “избранность”, не “превосходство”, а “важность”. Важность, осознанность и важность момента, который “сейчас” “тут” проистекает, который мы хотим подарить людям. Потому что это делается абсолютно искренне, а это очень важно.

Декаданс – этим словом мы подчёркиваем индивидуальность. У нас, на мой взгляд, уникальный коллектив, удивительные музыканты и личности… собрались. И каждый из музыкантов обладает… Каждый музыкант хорош не только со своим инструментом. Хотя, это безусловно, каждый музыкант – суперпрофессионал, великолепный музыкант. Это лучшие музыканты города Питера. Не знаю как там (), распространяться дальше не будем… Я серьёзно говорю, у меня в Оркестре играют лучшие музыканты города. И, более того, они многосторонние, у них талант многосторонний… Многие из них ещё великолепные актёры, импровизаторы, они великолепные рассказчики, они просто великолепные люди, сами по себе просто люди. Декаданс – мы хотели подчеркнуть индивидуальность.

Ну а “панк” — понятно, потому что все мы солнечные мандадуи, которые не стесняются в проявлении самых разных эмоций, мы живые. Панк не тот, который срёт в колодец или мусорит, бычки бросает в Большом театре. Это такое свободолюбие, раскрепощённость. Но не пошлая раскрепощённость – высокая раскрепощённость. И некая эклектичность, потому что “панк” это ещё и музыкальный термин, который предполагает эклектичность стилей. А мы играем очень разноплановую музыку: тут и шансон, и латиноамериканские ритмы, и трип-хоповые какие-то моменты существуют… То есть – музыка без границ.

Н: Можно вопрос про музыку. В одной из первых песен Линды Макс Фадеев специально записал бэк-вокалом хор шотландских бабушек. У Вас нет желания взять из племени тумба-юмба двадцать человек и поставить сзади?

СС: Да, конечно есть (). Ведётся работаJ . На самом деле, если вы слышали альбом, на первом треке там звучит такой баритональный дискант, волшебный мужской низкий голос, такие протяжные ноты. Это, между прочим, не просто голос. Этот человек – священнослужитель… Он просил об этом не рассказывать. Но, я думаю, что в Перми за это не накажут. Мало ли батюшек Алексеев бродит по Руси, не только в Питере. Человек с удивительно богатым голосом, служит в церкви, поёт. Вот. Был приглашен на запись этого трека… Так что и тумба-юмба – обязательно, всё будет.

Н: И когда следующий альбом?

СС: Не раньше чем через год. Но это не наше пожелание, мы готовы его уже сейчас писать – никто не даст нам его выпустить. Это условие звуковыпускающей компании с которой мы сотрудничаем, просто это их такое пожелание. Им надо, с точки зрения коммерции, им просто надо сначала окупить первый альбом, потом уже заниматься вторым, чтобы один не перебивал другой.

Н: Записываться тоже будете дома?

СС: Посмотрим. Нет, у меня сейчас уже созревает своя технология записи. Мы, разумеется, будем работать над качеством звука. Потому что то, что записано в домашних условиях… Запись получилась домашней, но мы выжали в общем-то максимум из того, что у нас было, из того технического оснащения, из того количества денег, которое я могла себе позволить вложить в оборудование на тот момент, мы сделали по максимуму. Следующий альбом будет отличаться безупречным звуком, т.е., по крайней мере, я для этого сделаю всё.

Н: Вы выступали на Дне Рождения у Лены Погребижской. Нет желания (с кем-нибудь) дуэтом спеть?

СС: Дуэтом… дуэтом…

Н: …подыграть?

СС: …подыграть… хм… хм… Есть задумки. Я не буду их пока озвучивать. Пусть это будет сюрпризом.

М: …второй альбом… выходит “life”?

СС: А, имеется ввиду номерной альбом. Но ещё совсем скоро, 12 декабря, мы презентуем концертный альбом, который был записан 20 сентября, концерт был сыгран 20 сентября в ДК Ленсовета в Санкт-Петербурге, он был записан, он был отснят. И вот на базе этого материала будет издан “живой” альбом.

СС: А, имеется ввиду номерной альбом. Но ещё совсем скоро, 12 декабря, мы презентуем концертный альбом, который был записан 20 сентября, концерт был сыгран 20 сентября в ДК Ленсовета в Санкт-Петербурге, он был записан, он был отснят. И вот на базе этого материала будет издан “живой” альбом.

…: Видео будет?

СС: Обязательно! Видео, аудио…

Л: Нет ли желания как-то расширить сферы творчества.… Попробовать себя актрисой, режиссёром, сценаристом…

СС: …У меня всё очень просто, приходит идея – я беру и делаю. Если нет сейчас конкретной идеи, значит что об этом говорить, думаю я об этом – не думаю, планирую – не планирую…. Будет момент, будет повод – да, с удовольствием. На самом деле, каждый концерт – это тоже некая режиссура…. Спектакль – да, мы уже думали над этим.

Л: А книгу о себе любимой?

СС: Да, Господи!… Пускай другие пишут… Я очень люблю афоризмы, вообще люблю краткость… сестра таланта. У меня ещё с детства была мечта написать собственную книгу афоризмов. Вот это мне кажется интересным. Но это книга, которая не пишется за год, за два. Это некий итог прожитых лет. Может как раз к пятидесяти годам J я её и выпущу. Я тут… J выдала: Каждая девушка, которая хочет стать настоящей женщиной должна быть немножечко… “мужчиной” хотела сказать я, () внутри – сильной,… …что-то замешкалась и у меня проскользнуло “с”. Получилось: Каждая девушка, которая хочет стать настоящей женщиной, должна быть немножечко “с” мужчиной. J

Н: Как у Вас сейчас отношения с Мураками?

СС: Мы пока лично не знакомы J … “Норвежский лес” у меня на подступах. Недавно прочитала, благо было время – загреми я только в больничку, и так хорошо было, потому что можно было читать 24 часа в сутки. И я поняла, что не боюсь толстых книг. Я с огромным удовольствием, просто запоем, прочитала … “Страна чудес без тормозов. Конец света”. Сейчас “Норвежский лес”. Я вообще в плане чтения человек отсталый, т.е. страна наша давно уже прочитала эти книги – до меня доходит. Я прочитываю, когда уже все в курсе, все знают, все уже обсудили. Коэлья прочитала, “Алхимик”. Совершенно светлая фантастическая вещь, сказка…

…: Только “Алхимика”?

СС: Да, только “Алхимика”… Так что, вот так вот, потихоньку. Очень не хватает времени на чтение. Читать нужно долго, т.е. чтобы у тебя было хотя бы 3-4 часа, чтобы тебя никто не дёргал, чтобы ничего не отвлекало. В дороге классно – лежишь, читаешь, слушаешь музыку. Поэтому очень люблю поезда, не люблю самолёты. В самолёте — быстро и нервничаешь много, а в поезде – долго и …спокойно.

Что слушаете?

СС: Что слушаю? Маркуса Миллера, например. Ребята подбрасывают мне…. Музыкально люди грамотные, перелопачивают огромное количество музыкального материала, я стараюсь не отставать, слушаю то, что слушают они. Вот последние звуки, которые я слышала …издаваемые Маркусом Миллером.

Л: Огромное знание музыкального материала, оно не мешает при работе?…

СС: Очень часто бывает…

Л: …Хочется что-то использовать?

СС: Существует три этапа творчества. Первый этап, это когда человек абсолютно наивен, и в нём живёт это зерно, которое зудит в нём, говорит – давай, твори, делай. Такой наивный период. Человек творит, и он пока лишен самокритики, он просто делает, это почти его физиологическая потребность. Потом начинается период познавания окружающего, …находит какие-то аналогии, он их видит, он слушает, знакомится с подобным материалом, …или просто… он накапливает, период накопления идёт, и осознания накопленного материала. В этот период, как правило, происходит стагнация, человек не может творить, он понимает какой он бред вообще раньше создал, что он не имеет право сказать то, что уже сказано другими намного круче и лучше. На этом многие спотыкаются и загибаются. Хорошо если человек доходит до третьего периода, когда всё это накопив, переосмыслив, переварив в себе, он берёт и выдаёт абсолютно своё, опять полностью раскрепостившись, впав в детство, сбросив с себя все комплексы, зажатости. …Он берёт и выдаёт абсолютно своё. И это получается, конечно, на несколько порядков лучше того, что он делал ранее. И интереснее.

Н: Можно Вас попросить поздравить пермяков с Новым Годом…

СС: … Мой Оркестр здесь, вот там вот за дверьми, он присоединится к моим словам, которые я сейчас хочу сказать вам в преддверии Нового Года. Дорогие пермяки… Дорогие, многоуважаемые, любимые пермяки! С огромным удовольствием хочу вас поздравить с наступающим Новым Годом. И хочу вам пожелать хорошего настроения и здоровья. И ещё. Обязательно, пожалуйста, прямо в новогоднюю ночь, накануне, положите в правый карман какую-нибудь пачку денег. Пусть у вас, у каждого, будет много денег. Это не помешает. И постарайтесь встретить этот Новый Год без соплей, обязательно подлечитесь. Главное – не болеть. Потому что как Новый Год встретишь, так он у тебя и будет проходить, проистекать, весь год. Поэтому, пожалуйста, не болейте, и пусть у вас будет много денег. …Я не сказала ещё о друзьях, и это очень плохо. Если у вас не будет ни здоровья, …ни денег – это не беда, главное, чтобы у вас были друзья! Всё. Пока.