2007 12 06 Территория: «Все на ощупь»

Предстоящее интервью интриговало как никогда. Какая она? Соответствует ли создаваемый на сцене творческий образ настоящей Сургановой — той, которая просто живет и ходит по улицам. Встреча после концерта в зале ночного клуба NEGA, еще не остывшего от бушевавшей там энергии, дала ответы на все мои вопросы. Впечатление: интеллектуальность, начитанность, тонкий вкус и материально ощутимая харизма. Ее искренность обезоруживает, а оттенок недосказанности интригует. Она — как музыка: всегда хочешь больше, потому что чувствуешь — дна нет.

Ваши впечатления от концерта?

Хороший клуб, уютный, понравилось очень. Было очень комфортно, очень хотелось петь для аудитории, которая жадная, открытая.

Какую песню вы больше всего любите исполнять на концертах?

Сложный вопрос, невозможно однозначно ответить. Есть вещи, которые, на мой взгляд, удачно аранжированы, а есть те, в которых мне удобно петь. Это песни, где мало звуков, где мне не мешают музыканты и я себя нормально слышу. Самое главное — это проблема звука на сцене. Всегда очень сложно отстроить комфортный бэклайн, сегодня была совершенно экстремальная ситуация — я абсолютно себя не слышала. Но это сплошь и рядом, я уже настолько к этому привыкла.

Расскажите про новый альбом.

Не буду. Просто он уже вышел, вот когда вы его послушаете, узнаете и поймете, если будет желание, — обсудим.

Сразу после концерта вам предстоит путешествие…

Да, в Краснодар. 1100 км на автобусе. Но впечатления от концерта отличные, так бы и не уезжала, но надо. Мы не успеваем ничего посмотреть в городах. Только приезжаем, приходим в себя, бежим на сцену, и дальше.

Говорят, что люди познаются в дороге. Вы много путешествуете вместе с коллективом. Какие у вас отношения?

В коллективе очень теплые отношения, причем был у нас острый момент, хотелось всех выгнать, думала, буду работать в акустике или вообще все поменяю. Но… не получилось. Не ушли. Я сказала: «Ах так?! Тогда будем работать немножко на других условиях!» И первый раз в жизни я выкатила свои условия. Но ничего, пока все нормально. Мне просто в какой-то момент показалось, что парни не заинтересованы. Ну как… отрабатывают как-то формально. Меня стало это очень задевать, обижать, на самом деле они просто немножко распоясались. Их нужно было немножко протонизировать, продисциплинировать, они же такие милые хулиганы, молодые, энергичные, они как дети — их нужно воспитывать.

Ваши приоритеты?

Я стала трепетнее и внимательнее относиться ко времени. Самое ценное, что у нас есть — это время и опыт. Вот сейчас мои приоритеты. Если раньше это были какие-то сентиментально-романтического свойства моменты — дружба, любовь, то сейчас это — время. Свободное время — это самое ценное, что у нас есть, потому что его катастрофически мало.

Как вы его проводите?

В одиночестве, конечно. Я обожаю одиночество, люблю читать, хотя крайне редко это делаю, или слушать. Слушать аудиокниги — в дороге это делать удобнее. Ги де Мопассана послушала недавно, Набокова, Пастернака, сегодня слушала с удовольствием стихи Бродского в исполнении самого Бродского. Ну, в общем, у меня подборочка есть, я закачиваю в iPod и в дороге слушаю.

Что может вас удивить?

Удивить… да очень многие вещи, на самом деле. Меня очень легко растрогать, очень легко удивить, разозлить… Может удивить цветок, я вдруг его увижу совершенно иным зрением, и я прямо радуюсь и удивляюсь.

Как музыканту, легко ли вам перестроиться с аудиального восприятия на визуальное?

Безусловно, да. Я вообще сенсорик, тактильник. Мне нужно трогать. Все на ощупь. На самом деле песни-то рождаются именно из-за гитарной аппликатуры. Как только я беру гитару в руки (жаль, я редко это делаю), начинаю играть для разминки, лезут какие-то идеи, сочетания аккордов. И так же рождаются песни. Из-за аппликатуры, ощущения грифа.