2003 05 23 Урал.Рок: «Без скрипки и страховки»
корреспондент — Елена Загородняя
Приезд Светланы Сургановой в Екатеринбург был встречен большим оживлением многочисленных поклонников бывшей участницы группы «Ночные снайперы». В городе, по праву считающемся одной из столиц российского рока, имеется и собственный фан-клуб группы «Ночные снайперы» (попеременно фанатеющий за обеих участниц распавшегося дуэта), и резиденты Интернет-сайта с бескомпромиссным адресом Arbeninoy.net, и, как выяснилось, даже официальные представители означенной Светланы Сургановой, внезапно самоопределившиеся из числа участников местной группы «Мэрри». Надо ли говорить, что недолгие сутки пребывания в уральской столице Светлана Сурганова была окружена плотной и весьма многолюдной свитой, состоящей как из числа организаторов разной степени причастности, так и из праздношатающихся поклонников. Надо отметить, что и те, и другие, обретши счастливую возможность доступа к своему кумиру, трепетно ограждали предмет своей страсти от «посторонних» всех мастей, включая и представителей СМИ, официально поддерживающих концерт. Признаюсь, изначально мы планировали побеседовать со Светланой Сургановой в более-менее спокойной и расслабленной обстановке (тем более, что она провела в городе весьма насыщенный день, успев даже заглянуть в Интернет-кафе и прокатиться на лодке). Но слово менеджера — закон, и представителям сайта Ural-Rock удалось настигнуть Светлану Сурганову лишь после концерта, разгоряченную от выступления и коньяка. Тем не менее, беседа прошла вполне душевно, если не учитывать тот факт, что на протяжении всего разговора в гримерку, где мы расположились, вносили все новые и новые пачки плакатов, дисков, билетиков, которые Светлана, не отрываясь от разговора, меланхолично покрывала толстыми оранжевыми автографами.
В гримерке было душно и тесно, по рукам музыкантов и праздно набившихся избранных бродили пластиковые стаканчики, а в дверь то и дело просачивалась «главный организатор» Настя Семова, которая все никак не могла сосчитать количество проданных билетов (кстати, сосчитать их ей не удалось до сих пор)… Учитывая происходящую канитель, разговор со Светланой мы постарались начать с вопросов более-менее отвлеченных и «дежурных». Из краткого знакомства мы узнали, что на отстройке Светлане «четыре раза свистнули в правое ухо», отчего теперь она плохо слышит (надеемся, она уже чувствует себя хорошо). Кроме того, оказалось, что Светлана не впервые выезжает на гастроли (правда, подумав, она согласилась, что это первые гастроли, удаленные от двух столиц), при этом к великому нашему удовольствию Светлана отказалась именовать Екатеринбург провинцией. «Екатеринбург — это третья столица, только неофициальная», — отметила она. Покончив с формальностями, мы перешли к животрепещущим темам.
— Полгода назад началась какая-то новая эра в Вашей творческой биографии, и в Ваших правах и в ваших силах лепить новый образ, новый портрет. Хотите ли Вы отталкиваться от того, что было раньше, или Светлана Сурганова новая — это новая творческая единица?
СС: — Разница заключается только в том, что раньше у меня в руках была скрипка, теперь, вероятно, чаще будет все-таки гитара. Все остальное осталось прежним.
— Выходит, что прошлый «снайперский» материал, все прежние наработки, вся энергетика — это все по-прежнему Вам по душе, и Вас сохранилось желание по-прежнему нести это публике?
СС: — Ну… Сложно отказаться от собственного детища. Поэтому, безусловно, как бы там ни открещивались госпожа Пальцева и Арбенина от меня, от «Ночных снайперов» как явления — истоки — они были, есть и будут. Я ничего не собираюсь в себе кардинально менять, ломать. Я просто продолжаю быть такой, какая есть, но только в одном экземпляре. Хотя тоже будет неправильно сказано, потому что я теперь не одна, теперь со мной Валера Тхай и наш маленький оркестр.
Надо отметить, что «Сурганова и оркестр» — официальное наименовании нового музыкального образования, сформировавшегося вокруг Светланы Сургановой. Как поведала нам основательница «оркестра», прибывший в Екатеринбург в качестве «группы поддержки» известный питерский гитарист Валерий Тхай — лишь один из семи музыкантов новой группы Сургановой.
СС: — Нас на сцене стоит семь человек. Ритм-секция — барабаны, бас-гитара, перкуссия, (что не очень характерно для нынешней эстрадной сцены, тем более, для рок-н-ролльной), аккордеон, (что тоже встречается нечасто), клавиши (кстати, аккордеонист и клавишник — это одно лицо), саксофон, ритм-гитара и вокал.
— А скрипка?
СС: — Скрипка пока отдыхает.
— А почему? Это эмоциональное решение, связанное с переломом в творческой карьере?
СС: — Ну, скрипка — это же такая женщина, которой просто так не завладеешь, она или хочет тебя — или не хочет, ее нельзя насиловать. Сейчас она мне не дается, и просто мы решили на какое-то время расстаться, у нас такой тоже маленький развод с ней.
— А ваши отношения как-то менялись в течение жизни?.. Ведь когда-то, в детстве, наверняка, были уроки скрипки, которые воспринимались, как что-то обязательное? И уже потом настал новый этап ваших «отношений»?..
СС: — Нет, в плане скрипки, вообще-то ничего не менялось. Она была, есть и будет. И… я на ней на самом деле не играла никогда. И, наверное, так и не научусь играть. Я благодаря ей думаю, благодаря ей у меня рождаются какие-то музыкальные идеи, мелодии, музыка. Она рождает во мне музыку. Как и гитара.
Итак, гитара на сегодняшний день оказалась милее сердцу Сургановой — многочисленные поклонники, ожидавшие услышать на концерте в «Фаусте» ее скрипичные соло, так и не дождались заветных инструментальных композиций. В середине лета «Сурганова и оркестр» планируют выпустить дебютный альбом. В него войдет чертова дюжина песен, написанных в период с 1987 по 2002 год. Увы, на этой пластинке скрипка тоже не зазвучит. Как пояснила Светлана Сурганова, если инструмент и будет использован в аранжировках, то «разве что в сэмплах». И тем не менее, категорично отказываться от некогда любимого инструмента Сурганова не торопится:
СС: — Я не экстремист по натуре, я не люблю категоричных ответов и каких-то решений по подобным вопросам. С другой стороны (улыбается) — если я что-то решила — я этого добьюсь.
Действительно, в целеустремленности Светлане не откажешь — новая программа «Неужели не я?», представленная на суд екатеринбургских зрителей, составлена целиком из сольного материала, разительно отличающегося от того, что Сургановой удавалось делать на сцене последние несколько лет. Если верить официальному релизу, группа «Сурганова и оркестр» играет в стиле VIP-Punk-Decadence (вы слышали что-нибудь подобное?! — я нет!), что же касается творчества Светланы, то оно обозначается критиками, как эклектичная смесь разных стилей, среди которых присутствуют элементы джаза и трип-хопа. Сама Света в шутку характеризует свой новый подход к музыке через уравнение «Цезария Эвора + Том Вейтс, поделенные на Юрия Антонова». При этом помимо авторских произведений в репертуаре группы присутствуют песни на стихи Бродского, Лорки, Беранже, Гумилева и т.д. Пожалуй, в полной мере судить о стилистике творчества «новой Сургановой» можно лишь, услышав «Оркестр» в полном составе, но уже сейчас с уверенностью можно говорить: творчество Сургановой — это не рок в прямом понимании этого слова, и слушатели ее музыки заведомо отличаются от завсегдатаев традиционных рок-тусовок (достаточно было заглянуть в этот вечер в зал «Фауста», заполненный весьма нетрадиционной публикой).
— Как Вы видите Вашу аудиторию?
СС: — Аудитория видит меня, я вижу только отдельные лица… (улыбается) Я думаю, моя аудитория будет очень разноплановой, потому что, мне кажется, очень многие люди любят Иосифа Бродского, Федерико Гарсиа Лорку, многие любят Ахматову, Беранже. Это люди, склонные воспринимать, может быть, не столь какую-то естественную, но совершенно откровенную и искреннюю душевную лирику, которую я иногда вот… пою…
— Вам не кажется, что подобный репертуар немного не подходит для рок-клубов?
СС: — Да, диссонанс есть, я чувствую. Но, опять же, видите, это работает стереотип людской, который когда-то сформировал себе понятие, что «Ночные снайперы» — это рок-группа, а я, как неотъемлемая часть когда-то рокового проекта, тоже, наверное, должна выступать в рок-клубах. Очень смешно. С другой стороны, я сегодня так искренне порадовалась, было интересно — с таком месте звучат стихи Беранже. Здорово!
— А как бы Вы хотели видеть идеальную для себя площадку?
СС: — У меня нет понятия «идеальной площадки». Есть просто зритель, которому нравится то, что я делаю, который искренне в меня верит, он пришел не потому, что вокруг моего ухода из «Снайперов» есть какая-то шумиха, не потому, что с моим именем связан какой-то скандал. Зритель, который приходит не из любопытства, а потому, что ему интересно то, что я делаю.
Впрочем, говоря о скандале, нельзя не признать — внимание и публики, и СМИ к Светлане Сургановой сегодня во многом зиждется на интересе к конфликту полугодовой давности, приведшему к расколу «снайперского» дуэта, просуществовавшего без малого десять лет. Согласно официальной версии, скрипачка Светлана Сурганова покинула группу в декабре 2002 года в результате ряда творческих разногласий, причем, сделав это не по своей инициативе, никаких прав на группу не заявила. Интересно, что само расставание Арбениной и Сургановой было преподнесено публике в «рабочем порядке», без какой-либо лишней помпы. В середине декабря на одном из концертов «НС» Диана Арбенина официально заявила о том, что «скрипки в коллективе не будет» — вот и все, никаких комментариев. После двухмесячной паузы Светлана решилась выйти на сцену — первое ее выступление с сольной программой «Неужели не я?» состоялось в питерском клубе «Fobi» 15 февраля. Раскол группы «Ночные снайперы» вызвал бурю негодования среди поклонников коллектива по всей стране, и они до сих пор сопровождают возмущенными акциями концерты Дианы Арбениной. В свете этого Светлана Сурганова, на чьей стороне оказалась горячая поддержка большинства меломанов, оказалась просто обречена на популярность среди поклонников творчества «снайперов».
— Нет ли у Вас ощущения, что нынешний взлет популярности — заслуга скандала, который произошел в группе «Ночные снайперы», и через какое-то время этот интерес будет ослабевать, так что, чтобы его подогреть, потребуется сделать какой-то новый шаг?
СС: — Вы считаете, что… как бы, этот шаг еще не сделан?
— Субъективно, общаясь с местной рок-тусовкой, я могу сказать, что у большинства Ваших поклонников сегодня преобладает идея поддержать любимого музыканта, оказавшегося пострадавшим в столь печальном конфликте. То есть, можно сказать, что люди в зале — это в первую очередь Ваши друзья, которые пришли в первую очередь не к музыканту, а к другу.
СС: — То есть, как творческая личность, я из себя мало, что представляю?…
— Этого я не говорила!.. Я хочу сказать, что сейчас вокруг Вас идет волна поддержки в первую очередь именно эмоциональной.
СС: — Да, я прекрасно это осознаю.
— Нет опасения, что вскоре, когда Вы станете сильным и вполне успешным музыкантом и перестанете нуждаться в подобной поддержке, ситуация как-либо переменится?
СС: — Так я всегда просто могу пойти в какой-нибудь ресторан мыть посуду. Я ничего не боюсь. Все то, что происходит сейчас, для меня очень забавно, смешно. Единственное — я удивляюсь вот этой теплоте, этой колоссальной поддержке, которую народ проявил, и я безумно благодарна этой людской реакции. Наверное, хорошо, что вся эта ситуация так подстегнула этих людей на выражение столь искренних эмоций. Это класс, это здорово. Наверное, ради этого уже стоило расстаться. То, что будет дальше… — честно говоря, меня не еб*т.
Стоит отметить, что изрядную часть поклонников Светланы Сургановой, составляют представители так называемой «тематической» тусовки — иными словами, сообщества женщин (именно женщин!) нетрадиционной ориентации. В свое время именно они являлись едва ли не «центральными» потребителями творчества группы «Ночные снайперы», весьма тонко и лирично отражающего тему женской любви. После раскола группы «Ночные снайперы» большинство представителей тематической «группы поддержки» остались на стороне Сургановой и преданно следуют за ней по различным концертным площадкам. Достаточно было заглянуть в зал «Фауста» во время екатеринбургского концерта Светланы Сургановой, чтобы развеять любые сомнения относительно ее популярности в лесби-сообществе: три четверти публики в зале составляли женские парочки, демонстрировавшие разные степени интимности.
— Насколько я могу судить, Вы стали определенного рода знаменем, знаком для тематической лесби-тусовки…
СС: — Буду знать.
— И все же, если серьезно, не воспринимаете ли Вы себя таким вот знаменем? Находясь в зале, общаясь с людьми, я вижу, что определенная тематическая группа весьма горячо поддерживает Вас и Ваше творчество. Как Вы к этому относитесь?..
СС: — Вы для меня сегодня сделали открытие. Оказывается, я еще и знамя.
Тхай: — А я, видимо, ствол…
СС: …флагшток… древко!… (смеются)
Тхай: -…этого знамени… И главный лесбиян!.. (смеются)
СС: — Лучше быть знаменем и древком, чем половой тряпкой.
— Так или иначе, первый Ваш концерт прошел в клубе «Fobi» — а ведь это гей клуб. Это выглядит, как некая заявленная позиция по отношению к данному сообществу?
СС: — Это всего лишь те люди, которые первыми откликнулись на мою мысль делать сольную карьеру. Разумеется, игнорировать их просьбы, пожелания я не хотела. Это люди, к которым я не отношусь как-нибудь более особенно, чем к другим людям. Они мне также симпатичны как индивидуумы. Я не вижу ничего плохого в том, что они есть, в том, что они были, в том, что они будут. Как могу, я буду их поддерживать, потому, что я понимаю их проблемы.
Впрочем, если верить слухам, у Сургановой сегодня тоже немало проблем — разумеется, совсем иного свойства, ведь ей предстоит делать музыкальную карьеру практически «с нуля» (ведь все права на наследие «Снайперов» осталось за ее бывшей напарницей по команде). Светлана исключила из своего репертуара большинство песен «НС», более того, общаясь с нами, она подчеркнула, что материал «Снайперов» почти стопроцентно являлся результатом творчества Арбениной. Подобная позиция выглядит более чем благородно, учитывая, что многие хиты «Ночных снайперов» на самом деле основаны на стихах Сургановой (и убедиться в этом может любой желающий, изучив текстовый архив ее сайта). В частности, Светлане принадлежат и проникновенная баллада «Ты», и трогательное откровение «Кошка», и бодрая магаданская тема «Солнце погасло», и задумчиво-философский трек «Белые люди», ставший почти хитом. Тем не менее, в новую программу Сурганова привнесла преимущественно ранее не издававшееся творчество, которое пока еще не прошло через «жернова» медиа-раскрутки (первые песни с сольного альбома зазвучали на радиостанциях лишь в конце июня, причем трек «Боль» уже с успехом взбирается к вершине чарта «Нашего радио»). Концерты Сургановой также обставлены куда с меньшей помпой, нежели выступления ее бывшей подруги по команде. Достаточно напомнить, что вступление «Ночных снайперов» в Екатеринбурге состоялось в помещении Цирка, при масштабной поддержке «Нашего радио» и ряда других местных СМИ. Сурганова же приехала в уральскую столицу, что называется, «на доверии» — добиралась поездом, квартировалась на дому у солистки поминавшейся ранее группы «Мэрри», а кормили (и поили) ее в складчину и вовсе местные фэны. Отдельно стоит отметить, что в Пермь, где состоялся второй концерт «уральского мини-тура» Сургановой, музыканты отправились в плацкартном вагоне — согласитесь, не всякая молодая российская группа путешествует с подобным «сервисом».
— Правда ли, что Светлана Сурганова сейчас находится в трудном финансовом состоянии, в результате даже вынуждена ездить в плацкартном вагоне?..
СС: — Конечно, я не миллионер и не миллионер-ША… У меня была давняя мечта, она у меня на днях свершилась. Я наконец-то выкупила квартиру на Кавалергардской — бывшую коммуналку. Чтобы купить ее, два года назад я заняла по тем временам, как мне казалось, бешеное количество денег. Я расплатилась с долгами буквально на днях. Я очень счастлива, я даже почти не выбилась из графика.
— Я недавно вернулась их Питера, где вы с Дианой Арбениной выступали буквально с разрывом в одну неделю Нельзя не отметить — афиши Дианы и Светланы значительно отличаются и по дизайну, и по качеству бумаги, и по качеству полиграфии… Если судить по чисто внешним проявлениям, выходит, что Диана как бы на гребне волны, а Светлана наоборот…
Здесь в разговор поспешно вступает Диана Аветисян, концертный менеджер Сургановой, весьма бойко оборонявшая свою подопечную в ходе всего концертного тура (вот, и это интервью вы читаете так поздно лишь потому, что нам пришлось дожидаться от Дианы «разрешительной» визы — впрочем, мы ее так и не дождались):
Диана Аветисян: — Хотите, я вам скажу, почему такие разные афиши?… Вы понимаете, популярность Светы так велика, что наши афиши просто не успевают высохнуть, их сдирают. Если бы мы лепили дорогие афиши, с хорошей полиграфией, то они не провисели бы и дня!..
СС: — Да, и в результате информация о концерте просто не дошла бы до публики — их просто срезают на память…
Диана Аветисян: — Именно так случилось в клубе «Б-2» третьего мая. Каждый день в клубе вывешивалось по четыре — по пять афиш, потом их приходилось наклеивать заново, так как поклонники срывали их и уносили!.. Поэтому мы и избрали такую простую полиграфию.
Впрочем, судя по всему, поклонникам Сургановой важен сам факт обладания афишей с именем любимой исполнительницы — на улицах Екатеринбурга перед концертом висели лишь единичные афишки (видимо, уцелевшие, благодаря качеству клея). Пока мы беседовали в гримерке, в руки Светы ссыпали для автографов охапки самых разных бумажных носителей — начиная с мятых входных билетов и заканчивая красочными фотографиями (одну из них, довольно крупного формата с явным интересом изучила вся сургановская команда — очевидно, снимок был им не знаком). На входе в клуб желающие могли приобрести красочные плакаты и буклеты, посвященные сольному проекту Сургановой — однако они быстро закончились (как поведала нам организатор «уральского мини-тура Настя Семова, даже ей самой не досталось вожделенной полиграфической продукции — бедная Настя!..). Учитывая это обстоятельство, мы не могли поинтересоваться о возможных местах виртуального обитания Светы.
— Где в Интернете можно встретить Светлану Сурганову? Может, есть какой-то чат, где бы можно было с Вами поговорить?…
СС: — Нет. Я вообще не люблю разговаривать. Я люблю делать.
— И все же, если человек хочет с Вами связаться, какое-то интернет-представительство существует?
Диана Аветисян: — Есть, во-первых, два адреса, которые являются неофициальными сайтами Сургановой — http://surganova.nm.ru и http://www.arbeninoy.net. Ближе к концу июня появится официальный сайт проекта «Сурганова и оркестр».
Здесь пора вспомнить и о том, что мы также представляем Интернет-проект — а именно, сайт Ural-Rock — а значит, мы были бы не мы, ежели бы не задали пару вопросов относительно местного рок-простраства и восприятия его глазами (и ушами) Светланы Сургановой. Тема эта тем более актуальна, что на «разогреве» у Светланы выступила та самая екатеринбургская группа «Мэрри» (ну, вы помните — которая официальный представитель Сургановой в Ебурге и у солистки которой музыканты провели ночь перед отбытием в Пермь). К тому же в гримерке отиралось по меньшей мере двое представителей этой самой уральской рок-сцены, включая вездесущего мальчика Майка, совмещающего игру в «Мэрри» с неформальным общением с заезжими знаменитостями. Итак, об уральском роке…
— Знакомы ли Вам какие-либо уральские рок-коллективы?.. Я имею в виду группы «новой волны», те, что стали известны в последние годы.
СС: — Да, вот «Сансара» меня поразила в свое время. Молодые ребята, чуть ли не с консерваторским образованием, делают восхитительную музыку!..
— Насколько я знаю, у них только барабанщица имеет музыкальное образование…
СС: — Серьезно? Очень талантливые, одаренные абсолютно. У меня до сих пор дома даже есть майка «Сансара». На их день рождения нас приглашал Могилевский!..
— Вы имеете в виду «Сансару» или «Сахару»?
СС: — Хм… «Сахару». А вы про «Сансару»? Точно…
— Если Могилевский — значит, «Сахара»
СС: (как-то загрустив) — Ага, выходит «Сахара». Да. «Сансару», значит, я не слышала… Нет, слышала! Они были как-то год назад на «Максидроме». Это я тоже знаю!.. Такой рыжеволосый парнишка там, немножко картавящий… Ну, молодцы, молодцы… Так, собрались вместе ребята и решили, как будут играть: ты, мол, будешь на бас-гитаре, ты на барабанах… — и целиком вошли в историю!.. — а почему нет?…
— А как Вам группа «Мэрри», которая играла перед Вами?..
СС: (улыбается) — Молодцы, я в шоке вообще. Жаль, что я не все слышала — потому что не из зрительного зала…. Конечно, львиная доля текста до меня не долетала. Но сама экспрессия — великолепно!..
Возможно, нам удалось бы и далее продолжать увлекательную беседу о колорите местных рок-команд, однако пространство пришло в движение, в гримерку вновь проникла Настя Семова с сумбурным известием о том, что «авто к подъезду подано», а потому нам пришлось поспешно прощаться, дабы не мешать музыкантам — ведь на дворе был поздний час, а группе наутро предстояло отбыть на поезде в столицу Прикамья. Авто к подъезду, кстати, было большим и белым — пожалуй, единственным, что (помимо неизменной толпы фанатов) соответствовало необходимым атрибутам «звездности», которые ожидаешь увидеть, принимая столичных гастролеров. За десять минут в массе поклонников был резво прорублен узкий проход — от гримерки до крыльца, и Света покинула клуб «Фауст» под восторженные крики фэнов, сжимая в руках подаренный на концерте розовый куст. Еще через пять минут машина тронулась, едва не подмяв трепещущих фанатов и вместе с ними — девушку Штефи, президента уральского фан-клуба «НС», торопливо тянущую в форточку автомобиля мешок с какой-то едой… А еще через двадцать минут на крыльце и в коридорах клуба было пусто. Лишь несколько неформальных девиц плясали в зале под мрачные запилы «Пантеры», да техники сворачивали свои провода. И лишь чей-то чуть слышный голос напевал на опустевшем крыльце: » И тогда, зачеркнув все лишние звуки, ты сможешь коснуться моей тишины. И только лишь ночь ее сможет нарушить единственным словом — Ты…».