Альбом Сургановой и Оркестра «Завтра»

Главная страница Форумы Сказать Альбом Сургановой и Оркестра «Завтра»

Просмотр 3 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #14652
      Фанни
      Хранитель

      Уважаемые читатели!
      Пишите, присылайте нам рецензии на новый альбом Светланы!
      И на любые предыдущие альбомы Дианы и Светы — тоже присылайте 🙂

      И для начала — предлагаем первую полученную нами рецензию на «Завтра» — от Марии Петровой (aka Фекла с экс-Апреля)

      ***

      Бескомпромиссный альбом. Мощные гитарные рифы и барабанные ритмы, виртуозное гитарное соло и мерцающее фортепьяно. Эмоциональный, умный и наряженный. Звук выверен до мелочей, а вокал безупречен. Так СиО ещё никогда не звучал. Здесь находится место и року, и альтернативе и фанку. Это всё тот же изящный и многогранный красавец, но с абсолютно обновлённым звучанием. Громогласный, дерзкий, эклектичный. Альбом наполнен сэмплами хитов: Кино (Осень), Muse (Кольчуга), Mission Impossible (Куратор) и даже Benni Bennassi (Завтра, спасибо Фанни за подсказку). Тексты песен глубокие и личные; богатство языка и образов поражает. Автор почти всех текстов – С. Сурганова. 
      !ИМХО: Если первая часть двойного альбома «Всё будет» это посвящение тем, кого любит/любила Сурганова, то вторая — «Завтра» глубоко личная работа. Абсолютно интроспективный альбом. Последовательность треков не случайна. Сурганова откровенно повествует о собственном опыте личностного кризиса. Постоянный контроль над своими эмоциями, желаниями и поступками чуть не привел к отчуждению, подавлению собственной личности (Кольчуга, Кровоток). Но у Сургановой такой жизненный стержень, что ее невозможно сломить (Флюгер). Она ломает внутреннего цензора (Куратор), отворяет свой собственный ад и решительно проживает его(возможно, что даже пускается во все тяжкие — Трюкачи, Завтра). И словно герой Мюнхгаузена, она сама вытащила себя за волосы из болота. Каждый несёт с собой свой собственный ад. Но и каждый несёт в себе своё небо. И как только «отдаёт себя потоку»(Катапульта), то обретает себя. Элементы этого странного пазла сложились в простую и ясную картинку (Пазлы). Это история возвращения собственной целостности, возвращения к себе, обретения себя.

      И если та хуйня, что творилась вокруг СЯ, была катализатором для рождения этого триумфального альбома, то респект Артисту! Но второго такого цикла я точно не выдержу!

      Мои топчики: Кольчуга, Катапульта, Кровоток, Куратор и конечно же Фланель. Фланель выбивается из общей стилистики альбома, легкий солнечный фанк, который точно станет моим любимым саундтреком к отдыху где-то в Мексиканском заливе в районе Наварре Бич.

      • Тема изменена 2 недели, 4 дня назад пользователем Фанни.
      Вложения:
      Вы должны войти для просмотра вложений.
    • #14659
      Фанни
      Хранитель

      И еще несколько мини-рецензий от наших читателей в инстаграме!

      _bezobraznaya_elza_

      Еду в Сапсане на концерт одного снайпера и слушаю альбом другого😝 перекличка продолжается и не только в событиях. Пасхалок море — кафка, капля дегтя, киты, ледокол…еще и Зе приветы. Хорошая работа, цельная ( даже Флюгер у меня вписался, отдельно не шел), и радостно, что тексты Светины. Поздравляю СиО❤️

      hugggeee

      Послушала. Альбом прекрасен, хотя, если честно, я не возлагала на него больших надежд, т.к. первая часть мне вообще не зашла. Но здесь нравится то, что Света не шепчет, а поёт, что она поёт свободно и мощно. Звучание тяжёлое, молодцы СиО.
      Особенно понравилась «Кольчуга», для меня номер 1.

      ischezaushchiy_vid

      В этой части альбома, да и в альбоме в целом, нельзя рассматривать песни в отдельности друг от друга, каждую, как отдельно взятое произведение. Это поступательная и целостная смысловая последовательность состояния души автора.
      Попробуйте именно так посмотреть на альбом.)))
      «Пазлы» должны сложиться

      bulle_dom

      Делюсь самым первым впечатлением. Мне кажется, это иная стадия в истории СиО. Не выше, не ниже, а по-другому. Света избавила нас в этой части от мертвецов из прошлого. Да, есть Кровоток. Он звучит не так разухабисто, как Перрон, но, в любом случае, не суицидально-депрессивно. Альбом жизнеутверждающий. Про жизнь сегодня, а не когда-то в прошлом и не когда-нибудь в будущем. Светин герой живой, позитивный, принимающий окружающий мир таким, каков он есть. Хорошая задумка с участием Насти Полевой. Она работала на диссонансе со светиным героем и отражала своим демоническим голосом такую составляющую современного мира и окружения героя как бесы и фрики. Пройдет неделя, месяц, и, скорее всего, альбом заиграет новыми красками, ибо у СиО музыка и тексты с каждым новым прослушиванием открываются с новой, ранее не изведаной стороны.

      litseia108

      А что, бодро и задорно, мне в целом нравится, такой Светин мир… Кольчуга да, интересная, Катапульта, за фразу «вот-вот плотину прорвет» Куратор… ну Флюгер конечно на первом месте как у многих, может потому что мы его уже выучили) разобрались наконец вместе со стариком Фрейдом с розовыми грифами, пальцами, звездами, мышами, куклами и прочим 😉 поэтому подпеваем и хлопаем в ладоши). Из минусов — я из тех кто бы поубирал бэки и очень очень мешает мне чужой голос (при всем уважении)не могу поэтому Завтра вообще слушать.

    • #14768
      Фанни
      Хранитель

      Татьяна Алексеева

      ПОЛЁТ СТРЕЛЫ

      (об альбоме С.Сургановой «Завтра»)

      Если в первом альбоме Светланы Сургановой «Всё будет» песенный сюжет как бы раскручивался по спирали и очерчивал окружность – мишень, то «Завтра» – стрела, летящая в цель. Мишень и стрела – едины, созданы друг для друга. Но неудержимый полёт стрелы сквозь поющий и отзывчивый воздух прекрасен сам по себе.

      Главное ощущение от альбома – это прорыв, пробивание рубежа, преграды – и обретение свободы, открытие новых возможностей. В итоге взрыв эмоций оборачивается фейерверком.

      Вместе с музыкой в альбоме царствует Театр – но не реалистичный театр, не психологический, а скорее, театр марионеток и масок, отзвук комедии дель арте, театр представления. Первый альбом органично включал стихи Цветаевой (из цикла «Подруга»), а здесь ассоциативно вспоминается «Балаганчик» А.Блока. Да и сама давняя театральная традиция представлять сильные и драматичные эмоции в оболочке сарказма, самоиронии, чёрного юмора и игры…. Использование масок в игре, казалось бы, отрицает реальность и истинность драмы – но этим и заостряет её.

      О самых страшных вещах – смертельных границах, переходах, разрывах, разочарованиях и утратах – песни рассказывают так, словно в игру вступил космический режиссёр, небесный игрок и создатель пьесы. Всё происходящее подаётся с изрядной внутренней
      дистанции. Именно она позволяет собирать кусочки собственной судьбы как пазлы, перетасовывая их и нащупывая скрытую драматургию. Игровая лёгкость и отстранённость от реальных событий превращает жизненные сюжеты в топливо для творчества. Такую свободу от внешних событий даёт лишь бесстрашие встретиться с собой. Мужество просто быть, отбросив образ «себя-хорошего», способность принять себя целиком – со всеми хрупкими и колючими гранями, с непознанными и тёмными глубинами («Кольчуга»).

      Смыслы и сюжеты в песнях спрессованы в метафоры (особенно хорошо это видно в таких песнях, как «Флюгер», «Куратор», «Пазлы»). От реалистичных сюжетов остались лишь фрагменты – по ним и угадывается сама история. Сурганова движется от сюжета – к энергии. Чем дольше слушаешь альбом, тем глубже воспринимаешь метафоры, проникаешься ими – и прорываешься к чистой энергии. Изумляешься дару и способности создателя и исполнителя песен управлять энергией – умело серфить на её волнах, усиливать её и сливаться с ней, быть с эмоциями и энергией – заодно.

      Потому и время в альбоме не линейно – оно завихряется, взлетает ввысь, подобно акробату, вращается вокруг невидимой оси. Песня «Флюгер» – точка его разворота. Мир устремляется в обратную сторону – «цели летят к мишеням молочным», ход событий запускается против часовой стрелки. Всё теперь движется наоборот, к истоку, вокруг стрелки-стрелы, прикрученной к мишени-циферблату. Часовой циферблат привычно определяет ход нашей жизни, но в песнях всё оказывается иначе…

      Время – главный герой альбома «Завтра». Исходная точка отсчета – традиционный образ линейного времени. Его господство заявлено в первой же песне альбома («Шила осень») – как направление пути от начала к итогу, от юности к старости. Но с каждой песней усиливается тема разворота, возможности запустить движение вспять, найти свой ритм и противостоять механическому времени. Стоит решить, понять, почувствовать, что время подобно флюгеру и подчиняется свободному выбору, – и человек выбирается из жесткой и прямолинейной колеи, спрыгивает на ходу с поезда.

      Объект иронии и насмешливой игры в песнях – бесплодные иллюзии, фантазии о «прекрасном будущем», ожидание лучшего, мечты о безмятежности. Альбом «Завтра» – отрыв от всех обманчивых иллюзий, от расслабленности, в которую впадаешь, теша себя ложными надеждами. Фантазийного будущего нет. Есть только момент настоящего – всё, что даровано прямо сейчас. Или, как пелось в известной советской песне: «Есть только миг в этом мире бушующем. Именно он называется – жизнь…» Но расслабленно-гармоничные ритмы советских песен, напоминающие ласковый морской прибой, остались в прошлом. Им отдана дань в дивной ностальгической миниатюре «Акварель» – в первом альбоме «Всё будет».

      А в альбоме «Завтра» о мгновении длящейся жизни сказано максимально жёстко. Мир изменился, он вращается на технических сверхскоростях, несётся стремительно сквозь пространство. Счётчик щёлкает – вместе с часовыми стрелками и автоматическими дверями. Тем труднее поймать мимолётный миг радости и свободы, тем сложнее встретиться близким людям, тем проще слиться с социальной маской, забыв о лице.

      Мишень для стрелы – само «завтра», которого нет. «Завтра» в альбоме (и в сознании людей) – сладкое обещание, смутно мерцающая вдали звезда, повод для надежд. И одновременно – обманка, уничтожаемая отрицанием, игрой и смехом. Песня, давшая название альбому, – вроде фитиля, подрывающего бомбу. Кажется, что это чистый балаганчик, стёб, насмешка над людьми-марионетками. Их дёргают за ниточки их же собственные ожидания и фантазии. Ими управляет мечта о счастливом «завтра», когда всё волшебно само собой переменится, – не личная, а всеобщая. В песне она разрослась до масштабов страны, раскинулась за пределы горизонта.

      Разворот, преображение происходит и с любовными историями. В комедии дель арте – традиционной комедии масок – подобные сюжеты были из ведущих. Тягучий и вечно возрождающийся треугольник Пьеро, Арлекина и Коломбины помнится по сей день, оживает то в песнях и стихах, то в живописи, то в пьесах. Есть его привкус и в альбоме «Завтра». В песне «Трюкачи» само название, а вслед за ним и песенный сюжет, адресует нас к раскованной любовной игре и телесной ловкости, а не к сердцу. Вся нежность влюблённого сердца и песенная лирика, казалось бы, остались в первом альбоме «Всё будет». Но как флюгер в альбоме «Завтра» способен развернуться от покорности ветру к самостийности, а часовая стрелка – изменить ход на циферблате, так и акробатическая лихость любовной игры к финалу альбома преображается в язык чувства. В «Катапульте» уже намечен контраст и конфликт между искренностью – и бодрой повторяемостью однообразных сюжетов.

      «Мыльных пузырей обиды выдыхаю ранним утром.
      Наш любовный треугольник превращается в Бермуды.
      Ну, а жизнь аттракционом всё быстрей летит и кружит,
      День за днём традиционно в колею врезаясь глубже»

      Ну, и дальше следует то, что снова и снова случается с «каждым» и у «каждого». Но в этой же песне привычный напор однообразных событий вдруг разворачивается волной воздушного потока – как с треском раскрывается над головой парашют.

      «Отключаю алгоритмы – катапульта мне в подмогу.
      Парашют уже не нужен – отдаю себя потоку»

      Найден – проявлен – заявлен свой личный, особенный способ жизни и отношений: «отдаю себя потоку». Здесь стрела, пробивающая цель, обретает вес и тяжесть катапульты – иначе не сдвинуть железный заслон запретов и предписаний.

      Снова точка преображения, разворота. Но уже не в отношениях со временем и общественными стереотипами, а в отношениях с близким человеком. В следующей песне – «Фланель» – механические образы, среди которых вынуждены жить люди, впервые сменяются живыми, природными. Открываются «двери сердца», появляется море, киты, облака, окутывающая нежность и мягкость ночи. Влюблённые акробаты теперь сродни уже не «трюкачам», а коту, нугой растянувшемуся на крыше, – его бескорыстной телесной свободе, естественной и непредсказуемой.

      Алгоритмы отключаются, «куратор» (внутренний судья) разоблачён и отодвинут в сторону, не имеет прежней власти управлять состоянием, мыслями, чувствами.

      «Вот-вот плотину прорвёт,
      прибудет вода, большая вода
      из пепла и льда»

      – это обещание звучит в середине альбома, но к финалу оно становится реальностью. Большое время вечности («навеки вместе») сливается с мгновением встречи, а эмоции взрываются фейерверком. Нет никакого «завтра» и «вчера». Хотя природа, которая впервые появляется в альбоме в песне «Фланель», знает и зиму, и осень, и опустошённость, и дожди (льющиеся сквозь музыку в первом альбоме «Всё будет»). Но для играющего ребёнка, творца, музыканта есть только «сейчас» – со всеми его возможностями и даром расцвечивать мир воображением.

      В финальных песнях обе половины, обе части двойного альбома собираются воедино, как и само название: «Всё будет завтра». Слово наконец очищено от иллюзий, обретает новое звучание и заряд: теперь «завтра» – не пустая надежда, но творческая возможность. Песня «Пазлы» именно об этом – об открытых путях и возможностях. Когда жизненные сюжеты перетасованы и осмыслены, видна логика движения, прорыв к подлинности, к правде своей натуры.

      В финале альбома действительно «все пазлы сложились» – в итоге игра растворяется в жизни, служит ей, заряжает энергией. И время совсем не обязательно должно течь только в одну сторону, как река. Оно может изливаться и по-другому – фонтаном, разлетаясь непокорными брызгами сразу во все стороны.

      В песнях альбома недаром мерцает образ аттракциона, трюкачей, акробатов, цирка. Создателю песен близка тяга к театральной игре масок, к обманчивому волшебству сцены, уверенная лихость и ловкость жонглёра… Но изнутри словно пробивает и набирает силу исток живой воды, очищенной от всего накопившегося. Вместо потока, когда-то замусоренного лишним, чужим, наносным, пробивается энергия первозданного, «своего» импульса. Отсюда и предвкушение творчества, новых находок, предчувствие нового голоса:

      «Тишины избытки тают на обветренных губах…»

      После жестокого противостояния со стереотипами, линейной логикой и давящей, навязчивой, обвиняющей волей «куратора», в финальной песне возвращается кружевная лёгкость (которой так много в первом альбоме «Всё будет»). На пути к ней, ради её обретения, в альбоме «Завтра» и запущен обратный ход времени, а с ним приходит весна, надежда, образы обновления:

      «всё, что важно снова
      обретает слово»,
      «грачи прилетели, намокли холсты»

      В альбоме мощно раскрылась энергия «воина», свойственная Светлане Сургановой. Причем не только в звучании, создании, в исполнительстве песен, но и как воля режиссёра, запустившего пьесу, приведшего в движение все куклы, марионеток, звуки, сюжеты, освещение, сценический антураж, – ради того, чтобы маски и ярлыки были сорваны, отброшены прочь, а голос заново обрёл силу. Голос не вокальный даже, а голос духа, сердца…

      Многоликая, пластичная и разнообразная музыка создаёт уникальное звучание каждой песни, раскрывает её точно и ярко, для каждой песни находит свои особенные краски. Для слушателя это – чистое наслаждение. И отдаваться музыкальному потоку, творимому музыкантами группы «Сурганова и Оркестр», – всё равно что быть подхваченным тем потоком силы и свободы, для которого «парашют уже не нужен».

      В творчестве, в песнях «Сургановой и Оркестра» музыка всегда подчинена смыслу, его раскрытию в полноте. В каждой песне возникает своеобразное музыкальное пространство, внутри которого оживает сюжет, песенная пьеса. Музыка способна создавать природную среду – проливаться дождём, дышать весенней свежестью или тишиной ночи, взлетать вместе с волнами и взволнованно стучать словно сердце.

      Вот только для меня остаётся вопросом:
      музыка в песнях Светланы Сургановой подчинена смыслу, служит ему?
      Или он в ней – и благодаря ей – рождается?

      Хотя вряд ли их можно разделить – постигаемый смысл событий, тончайшую ткань переживаний, и их музыкальное воплощение. Как стрелу, летящую сквозь пространство, не отделить от мишени.

    • #14848
      Фанни
      Хранитель

      Еще одну небольшую рецензию на «Завтра» передала для нашего сайта новый автор — Оксана Чуева

      ***
      Я в отстающих, только недавно послушала альбом. Мне очень понравился.

      Это не Привыкай, не Ветер с полей или К слову жизнь, которые мне не нравятся категорически.

      Я его слушала в отрыве от канона, личности Светы и анализа текстов. Я не критик, я просто слушательница и эмоциональный отклик у меня мощный.

      Сложновато описать ощущения, но на меня альбом действует очищающе: как будто музыка и голос Светы пробуждают мою теневую сторону, дают ей пространство развернуться, быть проявленной. Пока играет Завтра, моя внутренняя ведьма водит хороводы вокруг костра, выкрикивая и вытанцовывая все подавленные эмоции. Это ж чистый кайф — слушать такую музыку, которая распускает внутренние узелки/ разжимает пружину. Кровоток и Флюгер хочется петь во всю мощь, что тоже имеет для меня освобождающий эффект. В общем, для меня альбом очень сургановский — идет потоком, влияя на мое чувствилище, уносит с собой, не спрашивая разрешения, а отпуская, рождает освобождение.

Просмотр 3 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.