Альбом Сургановой и Оркестра «Завтра»
Главная страница › Форумы › Сказать › Альбом Сургановой и Оркестра «Завтра»
- В этой теме 3 ответа, 1 участник, последнее обновление 3 года, 6 месяцев назад сделано Фанни.
-
АвторСообщения
-
-
01.10.2021 в 20:29 #14652
-
01.10.2021 в 20:45 #14659ФанниХранитель
И еще несколько мини-рецензий от наших читателей в инстаграме!
_bezobraznaya_elza_
Еду в Сапсане на концерт одного снайпера и слушаю альбом другого? перекличка продолжается и не только в событиях. Пасхалок море — кафка, капля дегтя, киты, ледокол…еще и Зе приветы. Хорошая работа, цельная ( даже Флюгер у меня вписался, отдельно не шел), и радостно, что тексты Светины. Поздравляю СиО❤️
hugggeee
Послушала. Альбом прекрасен, хотя, если честно, я не возлагала на него больших надежд, т.к. первая часть мне вообще не зашла. Но здесь нравится то, что Света не шепчет, а поёт, что она поёт свободно и мощно. Звучание тяжёлое, молодцы СиО.
Особенно понравилась «Кольчуга», для меня номер 1.ischezaushchiy_vid
В этой части альбома, да и в альбоме в целом, нельзя рассматривать песни в отдельности друг от друга, каждую, как отдельно взятое произведение. Это поступательная и целостная смысловая последовательность состояния души автора.
Попробуйте именно так посмотреть на альбом.)))
«Пазлы» должны сложитьсяbulle_dom
Делюсь самым первым впечатлением. Мне кажется, это иная стадия в истории СиО. Не выше, не ниже, а по-другому. Света избавила нас в этой части от мертвецов из прошлого. Да, есть Кровоток. Он звучит не так разухабисто, как Перрон, но, в любом случае, не суицидально-депрессивно. Альбом жизнеутверждающий. Про жизнь сегодня, а не когда-то в прошлом и не когда-нибудь в будущем. Светин герой живой, позитивный, принимающий окружающий мир таким, каков он есть. Хорошая задумка с участием Насти Полевой. Она работала на диссонансе со светиным героем и отражала своим демоническим голосом такую составляющую современного мира и окружения героя как бесы и фрики. Пройдет неделя, месяц, и, скорее всего, альбом заиграет новыми красками, ибо у СиО музыка и тексты с каждым новым прослушиванием открываются с новой, ранее не изведаной стороны.
litseia108
А что, бодро и задорно, мне в целом нравится, такой Светин мир… Кольчуга да, интересная, Катапульта, за фразу «вот-вот плотину прорвет» Куратор… ну Флюгер конечно на первом месте как у многих, может потому что мы его уже выучили) разобрались наконец вместе со стариком Фрейдом с розовыми грифами, пальцами, звездами, мышами, куклами и прочим 😉 поэтому подпеваем и хлопаем в ладоши). Из минусов — я из тех кто бы поубирал бэки и очень очень мешает мне чужой голос (при всем уважении)не могу поэтому Завтра вообще слушать.
-
06.10.2021 в 17:05 #14768ФанниХранитель
Татьяна Алексеева
ПОЛЁТ СТРЕЛЫ
(об альбоме С.Сургановой «Завтра»)
Если в первом альбоме Светланы Сургановой «Всё будет» песенный сюжет как бы раскручивался по спирали и очерчивал окружность – мишень, то «Завтра» – стрела, летящая в цель. Мишень и стрела – едины, созданы друг для друга. Но неудержимый полёт стрелы сквозь поющий и отзывчивый воздух прекрасен сам по себе.
Главное ощущение от альбома – это прорыв, пробивание рубежа, преграды – и обретение свободы, открытие новых возможностей. В итоге взрыв эмоций оборачивается фейерверком.
Вместе с музыкой в альбоме царствует Театр – но не реалистичный театр, не психологический, а скорее, театр марионеток и масок, отзвук комедии дель арте, театр представления. Первый альбом органично включал стихи Цветаевой (из цикла «Подруга»), а здесь ассоциативно вспоминается «Балаганчик» А.Блока. Да и сама давняя театральная традиция представлять сильные и драматичные эмоции в оболочке сарказма, самоиронии, чёрного юмора и игры…. Использование масок в игре, казалось бы, отрицает реальность и истинность драмы – но этим и заостряет её.
О самых страшных вещах – смертельных границах, переходах, разрывах, разочарованиях и утратах – песни рассказывают так, словно в игру вступил космический режиссёр, небесный игрок и создатель пьесы. Всё происходящее подаётся с изрядной внутренней
дистанции. Именно она позволяет собирать кусочки собственной судьбы как пазлы, перетасовывая их и нащупывая скрытую драматургию. Игровая лёгкость и отстранённость от реальных событий превращает жизненные сюжеты в топливо для творчества. Такую свободу от внешних событий даёт лишь бесстрашие встретиться с собой. Мужество просто быть, отбросив образ «себя-хорошего», способность принять себя целиком – со всеми хрупкими и колючими гранями, с непознанными и тёмными глубинами («Кольчуга»).Смыслы и сюжеты в песнях спрессованы в метафоры (особенно хорошо это видно в таких песнях, как «Флюгер», «Куратор», «Пазлы»). От реалистичных сюжетов остались лишь фрагменты – по ним и угадывается сама история. Сурганова движется от сюжета – к энергии. Чем дольше слушаешь альбом, тем глубже воспринимаешь метафоры, проникаешься ими – и прорываешься к чистой энергии. Изумляешься дару и способности создателя и исполнителя песен управлять энергией – умело серфить на её волнах, усиливать её и сливаться с ней, быть с эмоциями и энергией – заодно.
Потому и время в альбоме не линейно – оно завихряется, взлетает ввысь, подобно акробату, вращается вокруг невидимой оси. Песня «Флюгер» – точка его разворота. Мир устремляется в обратную сторону – «цели летят к мишеням молочным», ход событий запускается против часовой стрелки. Всё теперь движется наоборот, к истоку, вокруг стрелки-стрелы, прикрученной к мишени-циферблату. Часовой циферблат привычно определяет ход нашей жизни, но в песнях всё оказывается иначе…
Время – главный герой альбома «Завтра». Исходная точка отсчета – традиционный образ линейного времени. Его господство заявлено в первой же песне альбома («Шила осень») – как направление пути от начала к итогу, от юности к старости. Но с каждой песней усиливается тема разворота, возможности запустить движение вспять, найти свой ритм и противостоять механическому времени. Стоит решить, понять, почувствовать, что время подобно флюгеру и подчиняется свободному выбору, – и человек выбирается из жесткой и прямолинейной колеи, спрыгивает на ходу с поезда.
Объект иронии и насмешливой игры в песнях – бесплодные иллюзии, фантазии о «прекрасном будущем», ожидание лучшего, мечты о безмятежности. Альбом «Завтра» – отрыв от всех обманчивых иллюзий, от расслабленности, в которую впадаешь, теша себя ложными надеждами. Фантазийного будущего нет. Есть только момент настоящего – всё, что даровано прямо сейчас. Или, как пелось в известной советской песне: «Есть только миг в этом мире бушующем. Именно он называется – жизнь…» Но расслабленно-гармоничные ритмы советских песен, напоминающие ласковый морской прибой, остались в прошлом. Им отдана дань в дивной ностальгической миниатюре «Акварель» – в первом альбоме «Всё будет».
А в альбоме «Завтра» о мгновении длящейся жизни сказано максимально жёстко. Мир изменился, он вращается на технических сверхскоростях, несётся стремительно сквозь пространство. Счётчик щёлкает – вместе с часовыми стрелками и автоматическими дверями. Тем труднее поймать мимолётный миг радости и свободы, тем сложнее встретиться близким людям, тем проще слиться с социальной маской, забыв о лице.
Мишень для стрелы – само «завтра», которого нет. «Завтра» в альбоме (и в сознании людей) – сладкое обещание, смутно мерцающая вдали звезда, повод для надежд. И одновременно – обманка, уничтожаемая отрицанием, игрой и смехом. Песня, давшая название альбому, – вроде фитиля, подрывающего бомбу. Кажется, что это чистый балаганчик, стёб, насмешка над людьми-марионетками. Их дёргают за ниточки их же собственные ожидания и фантазии. Ими управляет мечта о счастливом «завтра», когда всё волшебно само собой переменится, – не личная, а всеобщая. В песне она разрослась до масштабов страны, раскинулась за пределы горизонта.
Разворот, преображение происходит и с любовными историями. В комедии дель арте – традиционной комедии масок – подобные сюжеты были из ведущих. Тягучий и вечно возрождающийся треугольник Пьеро, Арлекина и Коломбины помнится по сей день, оживает то в песнях и стихах, то в живописи, то в пьесах. Есть его привкус и в альбоме «Завтра». В песне «Трюкачи» само название, а вслед за ним и песенный сюжет, адресует нас к раскованной любовной игре и телесной ловкости, а не к сердцу. Вся нежность влюблённого сердца и песенная лирика, казалось бы, остались в первом альбоме «Всё будет». Но как флюгер в альбоме «Завтра» способен развернуться от покорности ветру к самостийности, а часовая стрелка – изменить ход на циферблате, так и акробатическая лихость любовной игры к финалу альбома преображается в язык чувства. В «Катапульте» уже намечен контраст и конфликт между искренностью – и бодрой повторяемостью однообразных сюжетов.
«Мыльных пузырей обиды выдыхаю ранним утром.
Наш любовный треугольник превращается в Бермуды.
Ну, а жизнь аттракционом всё быстрей летит и кружит,
День за днём традиционно в колею врезаясь глубже»Ну, и дальше следует то, что снова и снова случается с «каждым» и у «каждого». Но в этой же песне привычный напор однообразных событий вдруг разворачивается волной воздушного потока – как с треском раскрывается над головой парашют.
«Отключаю алгоритмы – катапульта мне в подмогу.
Парашют уже не нужен – отдаю себя потоку»Найден – проявлен – заявлен свой личный, особенный способ жизни и отношений: «отдаю себя потоку». Здесь стрела, пробивающая цель, обретает вес и тяжесть катапульты – иначе не сдвинуть железный заслон запретов и предписаний.
Снова точка преображения, разворота. Но уже не в отношениях со временем и общественными стереотипами, а в отношениях с близким человеком. В следующей песне – «Фланель» – механические образы, среди которых вынуждены жить люди, впервые сменяются живыми, природными. Открываются «двери сердца», появляется море, киты, облака, окутывающая нежность и мягкость ночи. Влюблённые акробаты теперь сродни уже не «трюкачам», а коту, нугой растянувшемуся на крыше, – его бескорыстной телесной свободе, естественной и непредсказуемой.
Алгоритмы отключаются, «куратор» (внутренний судья) разоблачён и отодвинут в сторону, не имеет прежней власти управлять состоянием, мыслями, чувствами.
«Вот-вот плотину прорвёт,
прибудет вода, большая вода
из пепла и льда»– это обещание звучит в середине альбома, но к финалу оно становится реальностью. Большое время вечности («навеки вместе») сливается с мгновением встречи, а эмоции взрываются фейерверком. Нет никакого «завтра» и «вчера». Хотя природа, которая впервые появляется в альбоме в песне «Фланель», знает и зиму, и осень, и опустошённость, и дожди (льющиеся сквозь музыку в первом альбоме «Всё будет»). Но для играющего ребёнка, творца, музыканта есть только «сейчас» – со всеми его возможностями и даром расцвечивать мир воображением.
В финальных песнях обе половины, обе части двойного альбома собираются воедино, как и само название: «Всё будет завтра». Слово наконец очищено от иллюзий, обретает новое звучание и заряд: теперь «завтра» – не пустая надежда, но творческая возможность. Песня «Пазлы» именно об этом – об открытых путях и возможностях. Когда жизненные сюжеты перетасованы и осмыслены, видна логика движения, прорыв к подлинности, к правде своей натуры.
В финале альбома действительно «все пазлы сложились» – в итоге игра растворяется в жизни, служит ей, заряжает энергией. И время совсем не обязательно должно течь только в одну сторону, как река. Оно может изливаться и по-другому – фонтаном, разлетаясь непокорными брызгами сразу во все стороны.
В песнях альбома недаром мерцает образ аттракциона, трюкачей, акробатов, цирка. Создателю песен близка тяга к театральной игре масок, к обманчивому волшебству сцены, уверенная лихость и ловкость жонглёра… Но изнутри словно пробивает и набирает силу исток живой воды, очищенной от всего накопившегося. Вместо потока, когда-то замусоренного лишним, чужим, наносным, пробивается энергия первозданного, «своего» импульса. Отсюда и предвкушение творчества, новых находок, предчувствие нового голоса:
«Тишины избытки тают на обветренных губах…»
После жестокого противостояния со стереотипами, линейной логикой и давящей, навязчивой, обвиняющей волей «куратора», в финальной песне возвращается кружевная лёгкость (которой так много в первом альбоме «Всё будет»). На пути к ней, ради её обретения, в альбоме «Завтра» и запущен обратный ход времени, а с ним приходит весна, надежда, образы обновления:
«всё, что важно снова
обретает слово»,
«грачи прилетели, намокли холсты»В альбоме мощно раскрылась энергия «воина», свойственная Светлане Сургановой. Причем не только в звучании, создании, в исполнительстве песен, но и как воля режиссёра, запустившего пьесу, приведшего в движение все куклы, марионеток, звуки, сюжеты, освещение, сценический антураж, – ради того, чтобы маски и ярлыки были сорваны, отброшены прочь, а голос заново обрёл силу. Голос не вокальный даже, а голос духа, сердца…
Многоликая, пластичная и разнообразная музыка создаёт уникальное звучание каждой песни, раскрывает её точно и ярко, для каждой песни находит свои особенные краски. Для слушателя это – чистое наслаждение. И отдаваться музыкальному потоку, творимому музыкантами группы «Сурганова и Оркестр», – всё равно что быть подхваченным тем потоком силы и свободы, для которого «парашют уже не нужен».
В творчестве, в песнях «Сургановой и Оркестра» музыка всегда подчинена смыслу, его раскрытию в полноте. В каждой песне возникает своеобразное музыкальное пространство, внутри которого оживает сюжет, песенная пьеса. Музыка способна создавать природную среду – проливаться дождём, дышать весенней свежестью или тишиной ночи, взлетать вместе с волнами и взволнованно стучать словно сердце.
Вот только для меня остаётся вопросом:
музыка в песнях Светланы Сургановой подчинена смыслу, служит ему?
Или он в ней – и благодаря ей – рождается?Хотя вряд ли их можно разделить – постигаемый смысл событий, тончайшую ткань переживаний, и их музыкальное воплощение. Как стрелу, летящую сквозь пространство, не отделить от мишени.
-
09.10.2021 в 15:30 #14848ФанниХранитель
Еще одну небольшую рецензию на «Завтра» передала для нашего сайта новый автор — Оксана Чуева
***
Я в отстающих, только недавно послушала альбом. Мне очень понравился.Это не Привыкай, не Ветер с полей или К слову жизнь, которые мне не нравятся категорически.
Я его слушала в отрыве от канона, личности Светы и анализа текстов. Я не критик, я просто слушательница и эмоциональный отклик у меня мощный.
Сложновато описать ощущения, но на меня альбом действует очищающе: как будто музыка и голос Светы пробуждают мою теневую сторону, дают ей пространство развернуться, быть проявленной. Пока играет Завтра, моя внутренняя ведьма водит хороводы вокруг костра, выкрикивая и вытанцовывая все подавленные эмоции. Это ж чистый кайф — слушать такую музыку, которая распускает внутренние узелки/ разжимает пружину. Кровоток и Флюгер хочется петь во всю мощь, что тоже имеет для меня освобождающий эффект. В общем, для меня альбом очень сургановский — идет потоком, влияя на мое чувствилище, уносит с собой, не спрашивая разрешения, а отпуская, рождает освобождение.
-
-
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.