Альбом Сургановой и Оркестра ВСЕ БУДЕТ

Главная страница Форумы Сказать Альбом Сургановой и Оркестра ВСЕ БУДЕТ

Просмотр 3 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #13935
      Фанни
      Хранитель

      Уважаемые посетители, выкладывайте ваши мнения и рецензии на новый альбом Светланы!

    • #13937
      Tina_bu
      Участник

      Рецензия на первую часть нового альбома «Всё будет»

      «К нужным словам путь по слогам…»

      Знакомство с новым альбомом «Все будет» группы «Сурганова и Оркестр» происходило постепенно:

      Осенью, 26 ноября, была представлена песня на стихи Хименеса «Ливень осенний». Вроде бы все логично: осенняя песня осенью. Но задорный музыкальный проигрыш в начале, как танец капель дождя, завораживает и зовёт в лето — туда, где ливень летний, и очень тёплый. И хочется нестись босиком по лужам, подставляя лицо смывающему все лишнее, очищающему дождю. И скрипочка, чтобы летать!!! Это так весело, как в детстве:) никак не вяжется со словами об осени и грусти:). Песня, согревшая воспоминаниями о ярком лете поздней осенью, и надеждой на будущее.

      «Этой весною все может случиться, хрупким становится времени лед…» 9 апреля случилась премьера второй песни нового альбома — «Волчица». На Неве в это время таяли торосы, отчаянно грело не по-питерски яркое весеннее солнце… А в наушниках на повторе — «Рассвет, запряженный волчицей…» С первых нот, с первых слов… Это сразу и прямо — попадание в цель. Это — когда небо соединяется с землёй. Это там, где космическое одиночество становится земной встречей. Это — навсегда звёздная память и самая красивая, самая преданная животная страсть. Это то, над чем не властно время и расстояние. Это — любовь. Это — ты.

      И снова весна, и целых два подарка. Накануне лета, 28 мая релиз третьей песни нового альбома «Акварель» и клип на эту песню. Самым удивительным образом обилие шипящих в тексте песни создает не мечту логопеда, а магию. Магию интимности – как будто на ушко шепчется нежная колыбельная, рисуются акварельными красками хрупкие образы первого рассвета… Клип дополняет картину новыми аллюзиями и смыслами с эстетикой и шармом. Птица на балконе, девушка с акварелью, образы инь-янь, дверь в прошлое, с которым необходимо встретиться, чтобы обрести утерянные крылья…

      Долгожданное жаркое лето к нам пришло 11 июня с выходом первой части альбома с футуристическим названием «Все будет». Жарко стало сразу — и от названия, и от обложки:)

      Сначала горячие споры по поводу названия: как это «Все будет»? С одной стороны, понятно, столько ждали новый альбом, и порой не очень терпеливо, задавая тысячи вопросов, — а вот и ответ – смотри название:) С другой стороны, мудрецы учат, что жить надо здесь и сейчас, ведь завтра может не наступить никогда. Или это вера, что можно добежать до линии горизонта? Или надежда для всех ждунов и хатико? Или любовь, которая невозможное делает возможным?

      Обложка, такая обложка:) Вот почему надпись на обложке — «Сурганова и Оркестр», а кусочки пазла из одного фото, без Оркестра? Где, например, борода Тхая, руки Межевича, мускулы Дениса, глаза Сергея и попа Жуковой, а?:)

      А если серьезно, идея обложки как будто перекликается и с названием альбома (все будет, когда сложится пазл, а пока это в процессе), и с одной из основных линий альбома — воспевание женщины в разных ее ипостасях, путь в любви и к любви. «Я не однолюб, но моя любовь навсегда. И если сможешь принять все мои знаки сложения, то получишь сумму дорог, ведущую к тебе».

      Погружение в альбом началось со второй по порядку песни «Ты прости», которая надолго захватывает внимание, переживаются очень разные эмоции, «и жизнь, и слезы, и любовь»… Так могла петь Королева своей потерянной Принцессе из сказки, предваряющей автобиографию… «Ты прости, что с тобой меня не было в самый трудный из множества дней»…. Так может петь приемная мама, родившая своего ребенка сердцем, которое болит от того, что невозможно восполнить время, прожитое врозь… «Ты прости, что с тобой меня не было в самый радостный миг или час»… А может так будет петь одинокая душа, потерявшая надежду, когда произойдет поздняя встреча с ее родной душой… Вот и ты … И хоть «этот день нам не сможет вернуть все, чем жить не пришлось», но «я радуюсь, радуюсь, радуюсь тому, что ты есть у меня».

      Отточенная красота и гармония мелодий, голоса, завораживающие музыкальные проигрыши в песнях альбома перемежаются снайперскими выстрелами-строчками… Где, как известно, снайпер — это не тот, кто убивает, а тот, кто попадает в цель.

      «И наступит время таких ночей – ты упрешься в стену из кирпичей, ни к кому не подобрав своих ключей»… Философское «Шапито» — прообраз жизни как цирка — в котором строка «надевает бордо» напомнила о Тибетской книге мертвых «Бардо»… Состояние-переход, когда приходится отпускать и «улетает радость». И, может быть, только в пути безбрежном можно подобрать те самые ключи…

      Зажигательный Коктейль, прославляющий реальную жизнь и, конечно, любовь, которая «горит как порох, искрит на разных полюсах»…

      Песня «Перрон» самая хитовая, роковая песня альбома. Здесь сошлось все: и музыка, и слова, и песенная подача. Душу выверну наружу…Откупорьте мою нежность….Раньше нам под одеялом… Это расстрел! И остаётся только сдаться этому натиску и пожелать успеть до следующей остановки снова попасть на перрон, чтобы встретиться и больше никогда не расставаться….

      Вот ведь недаром новый альбом группы «Сурганова и Оркестр» «Все будет» вышел в год их совершеннолетия, когда уже можно все по-взрослому:) Этот альбом претендует на звание «самого чувственного, самого сексуального, самого любвеобильного» из всей дискографии СиО.

      Это альбом, в котором появляется третий ангел и третий дождь кстати тоже. До «Ливня осеннего», представленного в этом альбоме на стихи Хименеса, был еще «Дождь» на стихи Лорки, и «Дождик» на стихи самой Светланы. А из ангелов уже были Ангел во плоти, или Ангел, ангел и Ангел седой. И вот теперь Ржавый ангел. Напоминает по звучанию рождественскую балладу с завораживающими словами… «И я, притянутая небом, не рвала жил, а кто-то в городе без снега меня забыл»…

      Колыбель — песня напоминание о том, чтобы мы ни творили в своей жизни, есть Он, который любит нас так, как никто и никогда и нигде. И, помня об этом, мы стремимся к Нему, в наш дом, в нашу колыбель, чтобы познать истинную любовь.

      Особенно, когда приходится переживать тёмную ночь души — «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»…. Ночной полет – самая трудная по эмоциям песня альбома. Как смириться с потерей родных и любимых? Как найти в себе силы жить дальше? «Да, мы, конечно же, встретимся вновь, вот только вряд ли друг друга узнаем»…

      «….Но тоска во мне — слишком вечная, чтоб была ты мне — первой встречною. Сердце сразу сказало: Милая! Все тебе наугад — простила я»… — вот и Цветаева о той самой встрече, когда она уже случилась, узнавание произошло. «Ты проходишь своею дорогою, и руки твоей я не трогаю» … Иногда сближение — это страшно, так как равносильно прыжку в пропасть с пустыми руками. Да вот только родные души, узрев друг друга, протестуют против эрзацев. Гениальные стихи Цветаевой, облеченные в красивую музыку, с добавлением куплета на самом романтическом языке – французском – и берет этим приступом очень чувственный гимн любви из нового альбома, заставляя сдаться… «Нежность женщины, дерзость мальчика»…

      Все будет? После путешествия в прошлое, хрупкость надежд на будущее увеличивается, и возникает пустота настоящего. Никого и ничего. Но это не пугающая пустота, а «relax into nothing», как призывает Джо Диспенза. Пустота как обнуление, как начало начал. Нет ориентиров, кроме старых как мир аксиом о вере, надежде, любви, и кроме красных нитей нового альбома «Все будет»: очищающего дождя, безграничного неба, рождественского ангела, обретенных крыльев, и … тебя.

    • #13941
      Фанни
      Хранитель

      Представляем еще одну рецензию на альбом Светланы!
      Автор — Мария Петрова (https://www.instagram.com/mashacrushed)

      ***
      Выверенный, цельный, сочный по звучанию и мощный на тексты. И голос и музыка едины. Лучший альбом #СиО! И пусть не все тексты Сургановские, но от этого альбом только выиграл. #Сурганова так проживает чужие стихи, как будто это ее жизнь. И безусловно альбом тотально канонный.

      Альбом — трибьют, посвящение всем тем, кого любит или любила СЯ. Больше нет вопросов куда и зачем идти. Здесь — зачем и кому я нужен. Диалог с теми, кто жив или уже ушел. Здесь ангелы не летают: от Ангел-Ангел! через Ангел седой к Ржавый ангел. Но здесь всё также много неба и любви. А ради чего ещё топтать этот шарик? Только ради любви. А небо и звезды вечны. И финальная бонусная Колыбель, как залог новой жизни, а значит и продолжения. Всё будет!

      Шапито- кмк, это обращение к себе — отпускай себя.

      Ты прости — кто-то здорово подметил: песня признание в любви при этом слово «люблю» ни разу не упомянто.

      Коктейль — лёгкий летний трек, но тот, кто знает, понимает, кому на самом деле посвящено😂

      Ржавый ангел — пронзительная, невероятно красивая. По-моему, песня о предательстве, когда боль настолько невыносимая, что искажается измерение (чуда нет не будет чуда Б-гу все равно). Опустошение , конец всему.

      Ливень Осенний — неожиданно иначе зазвучал в альбоме, гораздо выгоднее, чем синглом.
      Волчица-как поделилась Тюпа: «И легко, и одновременно — точно, чувственно, как стрела, пущенная в цель. Поэтому я слышу там «приветы» ДА. Есть версия, что эта песня посвящение Светлане Голубевой.

      Акварель — чувственное танго, что-то от Астора Пьяццола. Ностальгия по прошлой любви.

      Перрон — уточняла у Фанни- скорее всего это посвящение Наталье Агафоновой. Перрон абсолютно Светин по звучанию и тексту: мощный, шансон и расколбас. Шнур.Сукачёв.Высоцкий. Диалог с ушедшим, как с живым.

      Колыбель — пока не уровне эмоций, настолько накрывает эта песня, до мурашек. Ещё подумаю и допишу позже.

      Ночной полёт — мой фаворит. Столько боли, чувства, страсти. Песня о не сбывшихся надеждах. Крылья бесполезны, их можно только жечь. Скрипичная партия — отдельное украшение. До слез!

      Бонус Подруга — тут всё ясно. Канон! Ох и накрутила Светлана Яковлевна, но очень красиво.

      #всебудет

    • #13946
      Фанни
      Хранитель

      Татьяна Алексеева
      НЕВЕСОМОСТЬ
      (об альбоме С. Сургановой «Всё будет»)

      Я долго вслушивалась в этот альбом – он необычно устроен. Похож на маленький космос, где всё раскручивается по спирали вокруг центра и возвращается на орбиту, чтобы запуститься заново… Каждая песня – словно планета со своей орбитой. Можно остаться в пределах одной избранной песни и любить только её. А можно попробовать взглянуть на всю вселенную целиком – и увидеть единую тему, связавшую все песни в одно.

      Сюжеты и расположение песен в альбоме создают траекторию пути, по которому слушатель следует за автором (создателем, исполнителем, музыкантами). И этот путь – не линеен, не прям. Он – не из пункта А в пункт Б. Образы и мотивы заворачиваются в спираль, в подобие раковины. Песенная история движется кругами – как лабиринт (а ведь у Сургановой «мир – лабиринт», как мы помним). В природе раковина в своих спиралевидных изгибах скрывает и выращивает жемчужину… И меня восхищает, что альбом получился таким многослойным. Его можно слушать просто как собрание песен, отзываясь на ритмы и звучание, проникаясь вокалом и интонациями, партиями инструментов, поэтическими образами… Или же устремиться сразу к центру, к той потаённой жемчужине, которой для меня стала «философия» альбома. В сердцевине – глубинный опыт, который ты можешь разделить с создателем – или даже множеством создателей, принявших участие в этой работе… Но его стержнем стала именно Светлана.

      Начинается всё с финала отношений, с разлуки, утраты – и одновременно с надежды.

      «Отпускаю медленно тебя…
      Улетела стая в небо,
      Убежала радость от меня».

      Через всю песню – перечень утрат и неудач, казалось бы. Но сквозь них пробивает возможность нового полёта, сброшенного груза и освобождения… А значит – и возможность обновления уходящего человека. Тот, кто теряет, становится источником силы, заклиная:

      «Отпусти себя –
      Уже никто не держит!
      Обниму тебя на путь безбрежный».

      Вдохновляет и себя, и другого. Пока вдыхаешь силы в другого – освобождаешься и сам.

      Обретение через утрату, прощание с прошлым ради обновления, открытие возможностей, спрятанных в разрыве, проход через «смерть» ради нового рождения, – этот сюжет пронизывает и собирает воедино все песни альбома. В каждой песне эта история раскрывается по-новому, проводит слушателя по всей лестнице чувств и состояний: от надежды – до полного отчаяния, от влюблённости и обожания – до развенчания и скепсиса, от веры – к неверию, – и обратно…

      Разлука и встреча, отчуждение и взаимность соединяются в каждой песне. Противоположные «полюса» искрят повсюду. «Ты прости, что с тобой меня не было…» – очень зрелая история многолетней связи и любви, для которой расстояние ничего не значит. Но она впитала и выразила всю горечь расставаний – и расстояний. Разрыв, в котором уцелела нежность и близость – вопреки разделённости.

      Иногда кажется, что песня и вовсе не об утрате. «Коктейль» – артистичный, маскарадный, игривый. В нём словно соединены разные образы, осколки воспоминаний и ситуаций, разные героини… Этот микс скорее волнует и будоражит, чем печалит. Но здесь тоже видна тема «противоположных» полюсов, притяжения и отталкивания… Полюсов, раздирающих не судьбу, а самого человека. Так он становится для других и благословением, и проклятием. Образ вращается, разворачивается словно зеркало. В отражении можно увидеть других, а можно – себя, свою способность быть для кого-то «проклятием», «бедой на голову», и тут же – радостью.

      Но «Ржавый ангел» всё переключает в иной регистр. Страна, отчизна, небо, вечно падающий снег… Ты вдруг от близкого плана изображения, как в кинематографе, возносишься сразу в небеса, взлетаешь над городом, чтобы увидеть всю свою жизнь, всю судьбу – как целое, как единый узор. А на таком уровне взгляда и восприятия человек остаётся один, выпадает из пространства и близкого круга, отстранён от живущих сиюминутными заботами, бытовой суетой.

      И «Ливень осенний» звучит уже из нового состояния – из глубины человека, окружённого одиночеством, опутанного им, как струями дождя. Однако сам дождь и его ритмы – это живая музыка, музыкальная стихия… Он вторит сомнениям и жалобам, откликается на них, рождает пространство, которое становится прибежищем и утешением. Музыка как прибежище, как главный собеседник, – вот что открывает «Ливень».

      И уже не удивляешься взлёту вдохновения, когда из печального одиночества тебя вбрасывают в песню «Волчица». Энергия новой встречи, надежды и ожидания – «может случиться, а может и…» – разгоняется. Это уже не полёт в небеса, а вполне земной полёт через пространство – навстречу любви и близости. Но… Противоположный «полюс» – то, что следует после «но» – пульсирует в каждой песне альбома. Определяет энергию вращения по спирали. Встреча – но потом разлука, день – но вскоре ночь, надежда – но будет разочарование, – и наоборот. Каждый раз планета выходит заново на прежнюю орбиту. Новый виток – неизбежен… Вселенная ритмична, и её пульсирующий ритм, чередование ночи и дня не прервать ради жажды покоя. Хотя…

      Дивная «Акварель», её ностальгическая мелодия, аранжировка в духе ретро, переносит в «оттепель» 1960-х. Саму песню – хоть сейчас в фильм В.Тодоровского. Ну, или в любой хороший фильм об «оттепели» – так живо воскресают в ней то время и атмосфера. Но мне расслабляющая красота этой песни напоминает морской прибой. Волны плавно накатывают, скользят по берегу и возвращаются в глубину моря… и снова… и снова… Как сама жизнь. Как сюжет тех бесчисленных встреч и разлук, которыми жизнь пронизана. И, как поётся в знаменитом романсе про уходящее солнце, – «мне немного взгрустнулось, без тоски, без печали»… Пожалуй, только в волнах прибоя и открывается безмятежность.

      Ещё немного – и вместе с «Акварелью» можно будет растаять как снег, уйти с водою в землю… Раствориться в мерцающих волнах, в цикличности природных вращений, в чередованиях ритмов… Но врывается «Перрон». И вместе с ним в альбоме проявляется Путь, направленность, единый центр. Мишень, в которую пущена стрела… Перрон – это «снайперский» выстрел, потрясающе точный. Сам образ перрона связывает расставания и встречи, начала и концы, приходы и уходы. Это универсальная точка пересечения всех дорог – причём в противоположных направлениях. Он – и «точка сборки» разбегающихся путей, и место «перезагрузки». Ударные в этой песне напоминают сразу и стук колёс («Перрон» же), и стук сердца, и внезапный, но настойчивый стук в дверь – перекраивающий судьбу.

      В композиции альбома эта песня – центр, сердцевина, «гвоздь», на который повешена вся картина, всё песенное полотно. Вокруг него всё вращается. И дело даже не в драйве. Хотя, конечно, «Перрон» выстреливает драйвом, азартом, энергетикой. Отбрасывает к песенным корням, напоминая о Высоцком и о самой традиции шансона, такой значимой для русского песенного мира.

      Можно поиграть в игру – представить, с каким алкогольным напитком ассоциируется та или иная песня из альбома «Всё будет». Бар полон – и там легко найти для себя многое: от сладкого ликёра или коньяка до сухого с мартини. Но конкретно «Перрон» напоминает мне известный эпизод из булгаковского романа, диалог Маргариты с Бегемотом:

      « – Это водка? – слабо спросила Маргарита.
      Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
      – Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»

      «Перрон» – это чистый спирт. Но всё-таки дело не только в драйве… Соединить игровую стихию со смертью – для этого нужно пробиться к самым истокам фольклора, к тем истокам низовой, универсальной, народной культуры, которые питают культуру авторскую (как они питали того же Высоцкого и многих поэтов, авторов песен, известных и безымянных). Шекспировский могильщик в «Гамлете» – с его чёрным юмором, пением в могиле и пренебрежительным обращением с черепом бедного Йорика – один из самых известных персонажей в мировой литературе… И чтобы прикоснуться – хотя бы слегка прикоснуться к этой традиции, – нужно выйти за границы личности. Не жалеть себя, маленького и несчастного, а увидеть жизнь из космоса. Или из недр могилы, из-под земли, как у Марины Ивановны:

      «Я тоже была, прохожий.
      Прохожий, остановись…»

      – когда ты способен увидеть жизнь с другого берега. Представить её и глазами умершего, и глазами живущего. Увидеть любимого под землёй – значит и самого себя увидеть мёртвым. И при этом – по-прежнему живущим, чувствующим, сознающим – преодолевающим границы жизни и смерти.

      Как «Ржавый ангел» возносит из драмы конкретных отношений на уровень судьбы, так «Перрон» переключает слушателя на совершенно новый уровень восприятия – вводит в тему перевоплощения, перерождения, инкарнации, единства души во многих телах. Открывает пространство, в котором живые могут разговаривать с умершими и слышать их ответ. Слушатель, наконец, понимает, что в альбоме речь идёт не о встречах и разлуках, а о жизни и смерти. Причем в самом предельном смысле для человека – в попытке прорваться к тому, что ЗА пределами смерти и умирания.

      Глубина, которая распахивается внутри игровой, иронической, шансонной по жанру песни, напрямую соединяет её с большой традицией – фольклорной и поэтической. Никому бы не пришло в голову, говоря о «Перроне», вспомнить Тютчева. Но на смысловом, глубинном уровне связь есть:

      «Она сидела на полу
      И груду писем разбирала,
      И, как остывшую золу,
      Брала их в руки и бросала.

      Брала знакомые листы
      И чудно так на них глядела,
      Как души смотрят с высоты
      На ими брошенное тело…»

      Возможность такого взгляда – «как души смотрят с высоты» – почти недостижима для обычного человека. Хотя для того, кто оказался на грани перехода в иной мир или утратил самое дорогое, этот взгляд становится естественным.

      Под покровом мелодий и аранжировок, поэтических строк (разного уровня качества), в одежде изысканных песен я слышу и различаю колоссальное духовное усилие. Именно оно и делает Свету – «Светланой Сургановой», превращает в явление, такое значимое для других людей, во вдохновителя и мудреца (без претензий на мудрость, просто проявляющего её). Чтобы взглянуть на мир из космоса, увидеть жизнь после смерти, прочувствовать связь души с её разными ипостасями и воплощениями, необходимо именно духовное усилие. Не только яркий талант музыканта, певца, исполнителя, а нечто большее…

      И, конечно, «Колыбель» после «Перрона» контрастно (весь этот альбом живёт контрастами), как лирическая баллада, раскрывает образ «нового рождения». Рождения души – в новую судьбу. Здесь аромат нового дня, рассвета, оживающего сада и птичьего пения создаёт совсем иную перспективу – озарённую надеждой. Прямо назван исток творения, исток самой жизни:

      «Где прижимают боль к судьбе,
      Ребёнка – к сердцу,
      Там Бог качает колыбель
      С младенцем!»

      Но это было бы слишком просто – завершить альбом идиллией, отбросить боль и сомнения, смягчить противоречия. «Ночной полёт» – такая же масштабная песня как «Корабли», она будет жить долго… Потому что вобрала в себя всю драматургию движения к любви, которая превосходит земное и материальное. Путь к любви, обретаемой в глубине утраты – через исход в иное измерение… Как возможность неисчезающей связи и диалога живых – с умершими. Здесь «полюса» искрят и передают предельное электричество. Всё по-настоящему – и утрата, и встреча. Всё собрано в одном моменте, в едином образе. «Ты» перетекает в «мы», но это «мы» несёт не единство, а потенциал взрыва…

      Цветаевская «Подруга» смягчает взрыв – отстраняет живые отношения, переводит их в измерение высокой культуры (и включение французского текста это усиливает, подчёркивает).

      И всё же завершается альбом новой «Колыбелью», в ином исполнении. Как символ, примиряющий и растворяющий конфликты, как исцеляющий образ выбрана именно «Колыбель». Раковина, в чьих завитках созревает жемчужина. Именно колыбель – как образ, как символ – определяет то удивительное ощущение лёгкости, невесомости, воздушности, которое остаётся от альбома. Слушатель, может, и хотел бы затопляющего драйва и чего-то «потяжелее», но рука, качающая колыбель нового альбома, решила иначе.

      А ещё у песен есть эффект – чем больше слушаешь, тем больше раскрывается. С каждым прослушиванием открываешь больше оттенков, смыслов, слоёв. Как в природе: раскрытие цветка, солнечный восход, превращение ручья в реку – всё требует постепенности.

      Сознательно не говорю о музыке, фокусируясь только на смыслах. На мой слух, музыкальная сторона альбома очень богата, соединяет в себе много возможностей – от классической музыки и бессмертной скрипки с фортепьяно – до того же шансона и «советской эстрады». В ней можно купаться, словно в море, выбирая для себя по вкусу глубину погружения. В музыкальном отношении альбом очень щедрый. А его скрытая глубина заканчивается примерно там же, где и глубина моря… Потому что глубже, чем отношения жизни со смертью, мы вряд ли на этой планете что-нибудь встретим.

Просмотр 3 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.