2003 08 11 Эхо Москвы: интервью в программе «Серебро»

00.15-00.45; 01.15-02.00

ДБ: Дмитрий Борисов.
СС: Света Сурганова.
ВТ: Валерий Тхай.
РС: радиослушатели.

ДБ: Ноль часов 14 минут в столице России, вы слушаете «Эхо Москвы», у микрофона Дмитрий Борисов, программа «Серебро» потихоньку начинается. До шести часов утра мы пробудем с вами, но в облегченном составе. Александр Плющев у нас присутствует только виртуально, по телефону…

…Ближайшие два часа мы проведем со Светланой Сургановой. Доброй ночи.

СС: Привет, Дим, привет всем.

ДБ: …И такой облегченной версией ее оркестра, как я понимаю.

ВТ: Очень облегченной.

СС: Скорее утяжеленной.

ВТ: Килограмм на 120.

СС: Валерий Тхай.

ВТ: Это я.

ДБ: Валерий Тхай, который… кстати, наши гости сегодня с гитарами пришли, поэтому будет не просто беседа, а…

СС: …с песнями, с плясками…

ДБ: С песнями и плясками. Вот. Ну, Плющев тоже будет все это слышать. Алло?

Плющев: Привет.

СС: Плющев, тебя что, плющит?

Плющев: Да, колбасит со страшной силой.

СС: Ты не прав. Давай-ка откашливайся и выздоравливай.

Плющев: Спасибо, спасибо, я постараюсь.

ДБ: Давай, мы ждем тебя в следующий раз. Это был Александр Плющев, ну а мы потихоньку начинаем программу «Серебро». И здесь много людей собралось, помимо Светланы Сургановой.

СС: Их тоже всех плющит.

ДБ: Их тоже всех плющит, я прошу их как-то отметиться.

(аплодисменты, свист)

ДБ: На нашем сайте, кроме хит-парада есть еще веб-камера, которая все это дело показывает, там вот. Можете туда помахать ручкой.

СС: Ты предупредил бы, я тогда наушники поровней надену. Хотя ладно, уже поздно.

ДБ: Поэтому легко заходите туда и смотрите. Ну, вопросов посредством этого самого пресловутого интернета пришла тьма к этому эфиру.

СС: Много?

ДБ: Да. И большинство из них сводится к одному.

СС: (вздыхает) Ох…

ДБ: …что вот за это время, как ты жила, что происходит в твоей жизни, и как ты смогла перебороть всяческие проблемы и вот снова как-то оказаться на вершине всевозможных хит-парадов, в том числе и нашего.

СС: Гм. Карабкалась, карабкалась и докарабкалась. Не знаю, очень хорошо жила. Плодотворно. Итог – альбом под названием «Неужели не я», вот уже больше месяца как он вышел. Концерты… неплохо прошли концерты так. В Москве, В Питере, в Нижнем Новгороде, где еще?

ДБ: Ну, неплохо – это мягко сказано.

СС: Да, неплохо, вот и я говорю неплохо, да. А что еще? Ну что еще? Да собственно вот больше и ничего. Концерты да диск.

ДБ: Вот надо сказать, что вопросы, которые пришли по интернету, они в основном не из Москвы. Очень много разных городов, там ну, начиная от Петербурга, заканчивая Красноярском, Владивосток там был, Хабаровск, Саратов, Пермь, Омск, Томск, и не везде ты была, но везде ждут. Вот я так, чтоб меня сразу не начали корить в том, что я не передаю просьбы, чтобы ты приехала в эти города, сразу передаю.

СС: Спасибо огромное. Слава, ты слышал?

Слава: Угу.

СС: Ты сделаешь эти города, да? Организуешь концерты, ладно? Просто список городов подготовить, там сидит большой дядя Слава…

ДБ: Большой дядя Слава – это продюссер?

СС: Это добрый волшебник, он обязательно довезет нас всех дотуда. До городов.

ДБ: До всех городов. Ну вот, если отбросить всякие вопросы, касающиеся одной понятной темы, то вот я начну с одного вопроса, который мне очень понравился. Пишет Татьяна Гречушкина из Москвы. «Света, как вы относитесь к тому, что есть полно фанатов, которые готовы копировать все ваши действия? Некоторые безобидно приходят на концерты в белых жеваных рубашках, а некоторые надираются коньяком прямо перед входом в клуб. И на концерте уже находятся в состоянии нестояния». Вот как ты относишься к этому, одобряешь ли ты, что фанаты дублируют тебя, пытаются повторить всячески…

СС: Жеваные рубахи одобряю. Но эту моду не я придумала, это просто сейчас модно, практично и удобно. Гладить не надо. А по поводу коньяка, вы тут, девчонки-мальчишки, надо поаккуратнее. Я же вас всех немножко обманываю. Пить-то я пью коньяк, но я умею это делать. И несмотря на это, на сцене я все-таки стою, а не лежу там и… ну да, иногда сижу, но не потому что не могу стоять.. а потому что некоторые вещи хочется исполнять именно сидя. Дабы придать такую камерность обстановке. Ну вот, я ответила на вопрос?

ДБ: Тяжело было записывать альбом? Ведь многие песни были написаны чуть ли не 15 лет назад, которые на нем.

СС: Знаешь, они такие древние, что сейчас я их воспринимаю совершенно по-новому. Поэтому запись альбома происходила очень легко и непринужденно, весело. Вот Валерка не даст мне соврать. Непосредственный участник записи.

ВТ: Очень весело.

ДБ: Тогда, если можно, я попрошу вас продемонстрировать вживую что-нибудь оттуда, что больше всего захотите.

СС: Прям вот оттуда? Прям из альбома, да?

ДБ: Прямо из альбома. Если не хотите, можно и не из альбома.

СС: Так альбом, понимаешь, можно – пластинка, взял, купил, послушал. Давай, знаешь, уж коли ты там обозначил дату – 15-летней давности песни, давайте, я вас всех сейчас порадую песней 20-летней давности. Я посмотрела в календарь, увидела год 2003, вспомнила, что первую песню написала 20 лет тому назад. Значит, какой это год у нас был?

ВТ: 2003 минус 20 – 83 получится.

СС: Вот, в 83 году. Так вот я вам сейчас исполню самую свою первую песню. С чего, собственно, началось. Такая бардовская, милая песенка. Как раз по погоде. Тем, кто сейчас под дождем, слушайте. Ум-ца-ца, ум-ца-ца. В стиле ум-ца-ца. Трынь-бердынь.

(«Дождик»)

(Аплодисменты)

СС: Это какое-то «Нашествие»!

ДБ: Практически. Это Светлана Сурганова и…

СС: …Валерий Тхай.

ДБ: Валерий Тхай, кусочек оркестра.

СС: Кусман. (смеется)

ВТ: Ломоть.

ДБ: В эфире «Эхо Москвы». Вы можете помогать мне задавать вопросы моим сегодняшним гостям, 961 22 22 абонент «Эхо Москвы» – наш пейджер, и также есть наш телефон 785… 48 83…

СС: Ну, ты запутал.

ДБ: Практически. Да, очень сложно так наизусть. Но вот мне сейчас помогут. Умные люди нашлись.

(заставка)

ДБ: Спасибо Надежде Зубовой, которая сегодня звукорежиссерит и всячески мне тоже помогает. Света, вот надо было создать новую группу, да, какую-то? И почему именно название «Оркестр», откуда взялась идея? Были ли там… музыканты, которые туда вошли, они были уже знакомыми, или как-то набирались?

СС: Вот ты сам ответил на свой вопрос.

ДБ: Процедура какая была?

СС: На самом деле мне просто очень повезло. Мне повезло когда-то, когда я познакомилась с Валеркой Тхаем. Мне очень повезло, когда тот же Валерка меня познакомил с великолепными музыкантами из группы «Север-Комбо», а побывала на их концертов клубе «JFC», есть у нас в Питере такой джазовый, очень милый, уютный клуб, и я тоже в них во всех, кто там стоял на сцене, влюбилась как в музыкантов. И тогда вот возникла идея и мечта посотрудничать с ними, и они с удовольствием откликнулись на мое предложение, и вот уже некоторое количество концертов мы отыграли, получив обоюдное… как это сказать, обоюдный фан.

ДБ: Но ведь очень небольшой отрезок времени пришел. да, с момента того, как группа сложилась, и уже альбом записан.

СС: Дело в том, что как таковая группа – она уже существовала. Еще раз повторю, «Север-Комбо». Ребята уже играли вместе более двух лет, собственно, я как-то к ним сама пристроилась, прилипла… То есть, в общем-то, мне в этом смысле ничего не надо было делать, я ничего не организовывала, ничего не склеивала, я нигде не бегала, кого-то там не выуживала. Мне просто, еще раз повторяю, мне просто очень повезло.

ДБ: С ребятами, с музыкантами…

СС: Да, да.

ДБ: Вот, люди интересуются, посещаешь ли ты свой сатйт официальный в интернете и отвечаешь ли на послания, которые тебе оставляют там.

СС: По мере возможности, да. Сейчас редко, он как-то тормозит, барахлит, над  этим ведется работа.

ДБ: Каждая песня практически с альбома «Неужели не я» – вот передо мной много разных листочков с вопросами, — вот о каждой песне здесь спрашивают. Например, о каком Мураками идет речь в песне?

СС: Харуки Мураками. Который «Охота на овец», который «Дэнс, Дэнс, Дэнс», который «Пейнтбол». Харуки Мураками. Японский писатель современный.

ДБ: Почему-то людей очень интересует то, чем ты занимаешься в свободное от музыки время.

СС: Читаю Харуки Мураками.

ДБ: И все?

СС: (смеется) Мою посуду. Медитирую при этом.

ДБ: В стиле Мураками так.

СС: Да, да, да. Все мои мысли направлены на Восток.

ДБ: А вот правда ли, говорят, что некоторые поклонники могут так обнаглеть, и прийти в гости без приглашения? Вот так прямо. Поднимают руки, я вижу, в студии…

СС: Без приглашения – да, некоторые наглецы приходят. Я это не очень приветствую, но иногда у людей возникают какие-то безвыходные ситуации, остаются там, теряют билеты, паспорта, «нам не уехать, — говорят, — мы из Москвы», приходится их иногда… Ну, бывали случаи… приютила таких двоих.

ДБ: Они к нам дошли, нет?

СС: А?

ДБ: До нас не дошли они, до студии?

СС: Нет, я с тех пор их больше и не видела. Мы утром расстались. Обещали быть на концерте. Наверно, были. Не знаю. Ну просто, я считаю, что людям надо помогать. Помогать в трудной ситуации. Можешь – помогай. Не можешь – все равно помогай.

ДБ: Ну все-таки, теперь не могу не коснуться этой темы, которая волнует всех. Просто всех. Из-за чего случилось то, что случилось, то есть, вот распалась группа «Ночные снайперы». Очень коротко, и на этом тему закроем.

СС: Хорошо. Очень коротко. Я не была инициатором распада дуэта и моего ухода из коллектива. Инициация состоялась со стороны Дианы Сергеевны. Поступило предложение покинуть коллектив, я удовлетворила просьбу. Вот и все.

ДБ: А вот съемки программы «Бойцовский клуб», когда там кто-то кого-то выгнал?

СС: М-м-м…

ДБ: Пришлось покинуть, да вот, территорию, где снималось.

СС: Да-а-а, с информацией у нас все хорошо.

ВТ: Дурацкая история, надо сказать.

СС: Вот, Валерка расскажет.

ВТ: Все было не так, как обычно люди себе это представляют. Просто приехали туда, чтобы посмотреть и поболеть за группу «Ночные снайперы» на бойцовском… ну, на ринге, посмотреть за их борьбой.

ДБ: Они тогда с «Рефлексом», с группой «Рефлекс»…

ВТ: Да, должны были с «Рефлексом» сражаться. Вот. И по различного рода организационным причинам шоу все никак не могло начаться, пока мы там находились. Когда нас попросили, чтобы мы там покинули шоу как бы, чтобы оно началось, то мы не стали тому препятствовать, потому что нам скандалы никакие не нужны абсолютно. Тихо, спокойно встали и ушли.

СС: Опять же уважили просьбу.

ВТ: Да, контакт не состоялся, но что поделаешь…

СС: Да.

ДБ: Ну, сразу не сказали вам, что это исходило от «Ночных снайперов»?

СС: Почему, сразу сказали все понятно в общем, шито белыми нитками.

ВТ: Да ерунда все.

СС: Да все это фигня. Все фигня это.

ДБ: Ну тогда к связанному, но подобрее вопросу чуть-чуть. Вот все знали, в первую очередь, что Светлана Сурганова – скрипачка. Ну, очень многие люди думали, что вот…

СС: Что она действительно скрипачка.

ДБ: Что играет только на скрипке. Но вот на альбоме «Неужели не я» скрипки не слышно вообще живой.

СС: Ну, отдыхает.

ДБ: Что с этим?

СС: Скрипочка отдыхает.

ДБ: Отдыхает временно, или это…

СС: Поживем – увидим. Ничего не могу на этот счет сказать, но сейчас пока скрипочка отдыхает. Скрипку очень люблю, она сейчас отдыхает.

ДБ: Ну, тогда сыграйте.

СС: Без скрипочки. Хорошо. Я тоже сейчас наушники сниму. Эта композиция вошла в альбом. Трек номер 1. «Не тобой болеет сердце». Моя самая любимая песня. Честно признаюсь.

(«Не тобой болеет сердце»)

ДБ: Светлана Сурганова, Валерий Тхай, Сурганова и Оркестр, в прямом эфире программа «Серебро» на «Эхе Москвы». Но вот вопрос по поводу альбома. Здесь не успел выйти один, а уже требуют второй. Спрашивают, когда концерты в Москве, когда москвичи смогут увидеть.

СС: Ближайший концерт – 12 сентября, СДК МАИ, подсказывают, и правильно подсказывают.

ДБ: А потом, вот я вижу, все говорят о концерте во МХАТЕ ноябрьском.

СС: Нет, все должны говорить о другом концерте, который состоится 20 сентября, но уже в Санкт-Петербурге, в ДК Ленсовета, это будет, пожалуй, для нас первый такой, самый большой, мощный концерт, там за на 2 с половиной тысячи мест. Мы никогда пока еще не выступали на столь крупной площадке, тем более, что ДК Ленсовета – довольно такой известный и легендарный зал в Питере, где выступало великое множество очень интересных, великих музыкантов. Это для нас очень почетно будет. А 14 ноября – уже во МХАТе, в день моего рождения, дня рождения, будет концерт снова в Москве, так что выбирайтесь или туда, или сюда, но все-таки Питер поддержите, питеркий концерт. Я всех туда сватаю.

ДБ: Именно в Питер.

СС: Да. 20 сентября.

ДБ: Ну это, тем более, довольно скоро.

СС: Да.

ДБ: Все смогут насладиться. Вот Петр спрашивает: «написала ли Сурганова, по ее мнению, свою лучшую песню»?

СС: Да, да, да. Моя лебединая песня «Мураками»,

ДБ: Почему лебединая? Лучшая – не значит лебединая.

СС: Как правило, последняя – она же лебединая. Вот.

ДБ: Ну неужели после нее уже не было песен?

СС: После нее не было песен. И я не думаю, что будет. То есть, я так особо не рассчитываю.

ДБ: А как быть дальше? Как писать новый альбом, как новые программы какие-то? Или материала настолько сейчас скопилось, что хватит еще на 10 альбомов вперед?

СС: Нет, не на 10, но еще на один как минимум. Потом мы еще с Валеркой планируем выпустить альбом инструментальной музыки. А потом, если говорить вообще о планах, есть в планах продюсерские всякие идеи – спродюссировать интересных, талантливых музыкантов питерских. Им помочь записать альбом, как-то ознакомить с их творчеством большое количество людей, потому что, на мой взгляд, это очень достойный материал.

ДБ: А мнение кого, «к чьему мнению прислушивается Сурганова, — вот здесь спрашивает Елена, — когда нужно выяснить, хорошая песня, или нет, нужно ее записывать на альбом или где-то с ней выступать».

СС: Самовольничаю. Сама выбираю. Тут мне никто не советчик. Нет, я прислушиваюсь, но это не является окончательным, решающим мнением. Только на свою собственную интуицию и только… да, да, да.

ДБ: Интуиция и только интуиция.

СС: Интуиция и только интуиция.

ДБ: А сейчас вместе с оркестром живете в Петербурге, да?

СС: (смеется) Да. С оркестром.

ВТ: Ввосьмером. Белоснежка и семь гномов.

ДБ: В Москву не тянет, не хочется переехать?

СС: Боже упаси. Нет, я очень хорошо отношусь к москвичам. Уважаю, люблю этот город, с пиететом отношусь к нему, но жить…

ВТ: Мы и так почти живем здесь.

СС: Во-первых, мы дотаточно часто так, да, бываем, уже надоели со своим присутствием друзьям, которые нас всегда тепло принимают и предоставляют нам…

ВТ: Москва-то не резиновая.

СС: (старушечьим голосом) Понаехали тут! Москва-то не резиновая!

ДБ: Ну, я думаю, что для вас-то место бы нашлось, наверняка.

СС: Нет уже, мы уж как-нибудь там, в Питере. А сюда там с концертами, с концертами, с концертами.

ДБ: Опять вопрос про сайт. По поводу официального сайта, который звучит как сурганова.спб.ру. Все правильно?

СС: Да.

ДБ: Я совсем перестал видеть.

С: Поменяем адрес.

ДБ: А будет новый?

СС: Да, будет новый: сурганова.эс ю.

ДБ: А, в смысле, «Советский Союз»?

СС: Да. Типа.

ДБ: А вы на сайты фэнов такие, неофициальные сайты когда-нибудь заглядываете?

СС: Заглядываем, заглядываем.

ДБ: Много информации почерпнули? Вот там правду пишут? Я просто сейчас прошелся по ним буквально вчера, и посмотрел, что…

СС: И не лень тебе было?

Нет, не лень. Просто много противоречивой информации. Некоторые сайты немного друг другу противоречат. Как-то это отслеживаете, или нет? Или пусть все пишут, что пишут?

СС: Пусть пишут, что пишут. Главное, чтобы писалось.

ДБ: Ну ведь огромное количество…

СС6 Я тебя, наверно, разочарую. Я человек, далекий от интернета. Все-таки не могу я сродниться вот с этим средством коммуникации, мощнейшим средством коммуникации. По мне, как-то вот приятно, когда письма вот живые приходят, когда достаешь их из почтового ящика, настоящего, не электронного.

ДБ: А они с марками, с печатью…

СС: Да, с марками, там можно порвать письмо, например, если что не понравилось… Вот. Это вот, существуют сайты – и хорошо, там люди общаются в чатах, обсуждают, и если я являюсь темой для обсуждений, поводом для обсуждений – ради бога. Как-то очень залезать в это я не хочу, да и времени нет, и… Ну не надо.

ДБ: Не стоит?

СС: Ну не мое это.

ДБ: А пишут обычные письма поклонники? вот так, чтобы достать из почтового ящика…

СС: Да, да.

ДБ: Наверно, мешками?

СС: Нет, не мешками, но пишут, пишут, пишут. Творчеством своим делятся.

ДБ: Откуда адрес достали? Мне всегда было интересно.

СС: Это не проблема. У меня, по-моему, выдожен на сайте. Как бы не скрываюсь.

ДБ: А, вот поэтому они, наверно, приходят без спроса так просто в гости.

СС: А, ну это крайне редкий случай. Наверно адрес мой знают… Тот случай, о котором я тебе рассказала – ну это единичный случай. Ну может, пару-тройку было таких за всю историю, а так народ, на самом деле, очень деликатный и ничего себе такого лишнего не позволяет. У меня очень деликатная публика, и я обожаю свою деликатную публику.

ДБ: Ага. Ну это здорово, когда фанаты соответствуют как бы своим людям, которых они слушают.

СС: Как бы да.

ДБ: Мы сейчас прервемся на песенку с диска, чтобы вы отдохнули, или еще есть силы?

СС: Не, давай-давай-давай. С диска.

ДБ: Да? Это вот…

СС: «Обещанный снег».

ДБ: Да, номер 4. Ну а потом вернемся.

(«Обещанный снег»)

ДБ: Это Светлана Сурганова, но с диска, а у нас Светлана Сурганова здесь, в студии.

СС: Живьем.

ДБ: Живьем, да. Еще раз привет.

СС: Привет!.

ДБ: У нас чуть-чуть совсем осталось времени в прямом эфире, нет не совсем, а просто до небольшого перерыва, когда мы прервемся на наш хит-парад, в котором ты на прошлой неделе у нас лидировала, была на первом месте… И как вообще относишься ко всяким хит-парадам? И к тому, что ты во многих из них на первом месте, в частности?

СС: Ох, вот откровение для меня. По поводу вашего хит-парада. Приятно все, приятно, все это очень приятно, конечно. Приятная неожиданность…

ВТ: Ну сидит, радуется, улыбается.

СС: Да… Я не знаю… А как вот так получается? Люди голосуют, что ли, там? Дим, расскажи…

ДБ: Люди голосуют…

СС: Это вот объективные данные? Там нет вот никакой фальсификации?

ДБ: Нет никакой фальсификации.

СС: Все реально вот так вот, да?

ДБ: Абсолютно реально, люди голосуют…

СС: Ну, вдвойне приятно!

ДБ: Люди голосуют в Интернете вот, в том самом Интернете.

СС: Да ты что…

ДБ: Они заходят на специальный сайт, где это все вот.

СС: Дим, расскажи, а кто там еще у вас вот участвует? В хит-параде последнем, ну вот там… С кем наряду я там?

ДБ: Наряду с кем?

СС: Коллеги вот мои.

ДБ: Я думаю, что…

СС: Вот с кем я там?

ДБ: Коллеги по хит-параду? Мы это узнаем в течение этих …

ВТ: Десяти минут?

ДБ: 25 минут, в течение этого получаса.

СС: Отлично, любопытно очень, да.

ДБ: Услышим, и потом об этом тоже поговорим.

СС: Отлично.

(Хит-парад. Света на первом месте. «Ночные снайперы» на третьем.)

 

СС: (подпевает заставке – композиции группы ППК «Возрождение»)

ДБ: Это Светлана Сурганова, которая…

СС: (смеется)

ДБ: … которая сегодня у нас в гостях в прямом эфире. Живая и самая настоящая. Даже посмотреть на нее можете, при помощи нашей веб-камеры на сайте echo.msk.ru Это…

ВТ: (подбирает мелодию ППК на гитаре)

ДБ: … Это в том самом Интернете.

СС: А я там в первой половине все рожи строила. Я не знала, что все это в интернет идет. Предупредили бы хоть.

ДБ: Наверно, было интересно смотреть.

СС: Да уж.

ДБ: Мне было здесь… не только рожи строили во время, пока мы слушали хит-парад, но много еще интересного происходило. Для тех, кто не видел – увы. Повтора не будет.

СС: (подпевает ППК) Мелодия эта нравится.

ВТ: (подпевает и играет)

ДБ: Я хотел сказать, что это ППК с Сургановой. Ну вот, я даже записал телефон прямого эфира, мы к нему вот еще постараемся в этой части нашей программы обратиться. Очень хотят, он просто разрывается, у меня вон все огоньки, все лампочки, все хотят что-то спросить. Вот. Но мы не дадим им такой возможности. Пока. Пока. Я вот хотел спросить, посмотрел здесь пейджер, он от меня довольно далеко, я пользуюсь такими распечатками, которые мне периодически приносят…

СС: Ты мне сейчас почтальона Печкина напомнил. Вам пришла посылка, только я вам ее не отдам.

ДБ: Да, да. Вот, я отдам, я буду честнее. Вот все время спрашивают, в каком жанре, в каком стиле играет Сурганова?

ВТ: Никакого жанра, никакого стиля, просто исполняется музыка, песни поются.

СС: Причем, поются так, как нам самим нравится.

ВТ: Музыка играется.

СС: А определение стилистики – это удел, наверно, музыкальных критиков. А мы просто поем. Просто играем.

ДБ: Мгм. А есть еще разделение на поп и рок. Вот это все время. Что говорят все, спорят, вот что попса…

СС: Да не о том они все спорят! Мне кажется, что вот еще можно поспорить на тему «хорошая музыка – плохая музыка», достойное исполнение – неудачное исполнение, а так… Сейчас идет, мне кажется, вообще слияние всех… жанров музыкальных. Рокопопс уже давно утвердился в наших сознаниях.

ДБ: В единой такой…

СС: Да. Идет стирание границ между городом и деревней, между роком и попом… попой… попами…

ВТ: Попами и роками. Говнороком и попсороком.

СС: Так что все едино, на самом деле. Главное, чтобы было это качественно. Красиво. И питало. Питало, понимаете, да?

ДБ: Слушателей тех самых. Аудиторию.

СС: Да. Чтобы было о чем, вообще, подумать. Над чем помедитировать. Да и просто заняться любовью. Пора уже. Время. Уже 01.18.

ДБ: Ага. Ну, мы своеобразно займемся любовью. Я предлагаю сыграть вживую. Вот. Всем будем очень приятно.

СС: Хорошо. Взбодримся. Стихи Беранже.

(«Жанетта»)

(Во время проигрыша Света говорит: «Давай, давай, хорошо танцуешь! Начало второго – не повод грустить!»)

ДБ: Не кто-нибудь, а Светлана Сурганова у нас в студии. Исполнила очередную живую песню вместе с…

СС: Валерием Тхаем.

ДБ: Валерием Тхаем. Валерий – часть оркестра. Очень понравилось на нашем пейджере слушателям это выражение «Валерий – это часть оркестра». Вот все спрашивают – где остальные части?

ВТ: Инкубаторные однояйцевые близнецы в составе семи человек находятся в разных городах нашей страны. Кто на отдыхе, кто на работе.

СС: Но душой они с нами.

ВТ: Душой они с нами, да.

ДБ: Здесь телефон все же неистовствует. Меня упрекают сейчас в том, что я не хочу поднимать телефон. Поэтому – вы сейчас в наушниках?Да, вижу, в наушниках. И сейчас поговорим с кем-нибудь из тех, кто… кому удалось до нас сейчас дозвониться. И это будет уже сейчас. «Эхо Москвы», здравствуйте, алло? Как вас зовут?

РС: Здравствуйте. Меня слышно, да?

ДБ?: Да, отлично, как вас зовут?

РС: Света, здравствуйте и все. Кто там присутствует.

СС: Привет, привет.

РС: Я вообще хотела спросить, Света, у тебя есть еще мечта?

СС: Была мечта. Увидеть горы. Сбылась мечта. Увидеть море тоже сбылась. Да, есть мечта.

РС: Здорово. Спасибо большое. До свиданья.

СС: Да, отлично.

ДБ: Хорошо дозвониться так полвторого ночи, да, и спросить…

СС: «Света, у тебя есть мечта? – Да, есть. – Спасибо большое».

ДБ: И главное, хорошо, что…

СС: Жаль, что вы не представились.

ДБ: Да, так и не сказала девушка.

СС: Люблю лаконичность. Вопросов и ответов.

ДБ: Да, она не помешает. «Эхо Москвы», здравствуйте, алло?

РС: Здравствуйте.

ДБ: Как вас зовут?

РС: Меня зовут Евгения. Я хотела бы узнать: вот мы первого августа были в клубе Б2, и публика очень сильно неистовствовала, ждала, когда выйдет Света на бис, но она не вышла, или мы просто не дождались. Почему так произошло?

СС: Ой, это, пожалуй, первый и единственный, думаю, все же последний был случай, когда я не вышла на бис, ну вот, правда, это был второй раз, в первый я вышла, поклонилась, а действительно, минут 10 народ скандировал… Признаюсь честно, меня просто репортеры отвлекли, и мне пришлось некоторое время как раз вот после, сразу после концерта, посвятить им, и поэтому я вот не вышла на сцену. Искренне, искренне приношу свои извинения всем, кто не дождался.

РС: ДА, был просто такой, скажем, рев, так сильно люди просили… Вот на самом деле я редко такое слышу вообще после концерта.

СС: Да, мне рассказывали.

СС: Ну все равно, большое вам спасибо.

СС: Вам спасибо.

ДБ: Спасибо, Женя, большое за звонок. Ну, еще один и потом продолжим без них. А то они потом меня убьют. В темном переулке. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СС: Мгм.

РС: Доброй ночи. Слышал кто-нибудь об Алеше и Вале Дмитриевичах?

СС: А?

ДБ: А?

РС: Это цыгане наши, русские, которые полжизни прожили в Париже и там умерли.

СС: Вот не знала я об этой истории.

ДБ: А зачем она, я не очень понял. Ну…

СС: Нет, ну любопытно, конечно. Я вообще люблю цыган. Причем у нас в Питере есть излюбленное место, где почти каждый вечер живьем исполняются цыганские песни, совершенно изумительными людьми, цыганами с такими бархатными, выразительными, глубокими голосами. Мы туда иногда очень частенько ездим, специально чтобы их послушать. Ну, заодно покушать, пожевать.

ДБ: Это видно. Точнее слышно. «Эхо Москвы». Здравствуйте. Алло?

СС: Але-але.

РС: Да. Привет, Света, привет, Валера, и кто там присутствует.

ВТ: Привет.

СС: Доброй ночи.

РС: Привет! Диана тоже там, да?

ДБ: Кто-кто?

РС: Диана Аветисян.

СС: Конечно, конечно.

ДБ: Диана здесь.

РС: Ей тоже привет.

Аветисян: Привет, привет.

РС: Света, большое тебе спасибо за концерт первого числа. Слушай, когда ты споешь «Мураками» песню, блин, я так ее люблю…

СС: Она сегодня прозвучит в программе. Чуть попозже, ладно?

РС: Хорошо, я буду ждать.

СС: Хорошо.

РС: Слушай, ты знаешь, я хотела у тебя спросить, как ты относишься к музыке регги и вообще, близка ли философия … (неразборчиво)?

ДБ: О как.

СС: Разочарую. Не близка, хотя реггийные ритмы я сама даже иногда использую. Ритм как таковой нравится. Реггейная эстетика… ну так, я очень сдержанно к этому отношусь. Я, наверно, чего-то не понимаю…

ВТ: Наверно.

СС: Поэтому у меня есть шанс понять.

ДБ: Да ладно, я думаю, что в этом случае многие люди еще не понимают. Мы прервемся сейчас на песню с диска.

СС: Давай.

ДБ: Если никто не против, это будет вот что? Вот какой номер?

СС: А давай будет номер 6.

ДБ: Ага, хорошо.

СС: Хе-хе.

ДБ: И что там будет?

СС: А вот услышишь.

ДБ: Ага.

(Мураками)

ДБ: Это самая… как сказать – самая свежая, самая новая песня.

СС: Двухгодичной давности.

ДБ: Двухгодичной давности, от Светланы Сургановой, которая сейчас у нас в студии, в программе «Серебро» на «Эхе Москвы». Вот, на пейджер пришел интересный вопрос из Красноярска. От Оли. Веришь ли ты в сны и пытаешься ли ты их разгадать? Во как.

СС: Ой. Крайне редко мне снятся сны. Это говорит о том, что у меня крепкая нервная система. Так, по крайней мере, врачи почему-то считают. Но если мне что-то снится, то какая-то белиберда. Причем, ну пару снов одних и тех же, на протяжении многих лет. О которых я не очень люблю вспоминать. Так что лучше спать без сновидений, для меня, по крайней мере.

ДБ: Мгм. Ну тогда, если еще не совсем устали, еще одну песню живьем?

СС: Это можно. Это можно. Мгм. Только не примите это как намек, вообще. Просто мы на прошлом концерте  первого числа вспомнили эту песню. Тоже давнишнюю, и как-то она у нас сложилась в одночасье и нам ее нравится просто петь.

(«Я хочу поскорее отсюда уйти»)

(Во время вступления Света поет: «Я зашла к тебе как-то… мы не виделись…» на мотив песни А. Свиридовой «Никто никогда»; потом говорит: «Это шутка. Просто Свиридову очень люблю. А песня о другом.)

ДБ: Светлана Сурганова в программе «Серебро». Песню здесь просят одну. Но мы ее поставим с диска, я полагаю? «Предчувствие смерти».

СС: Сделаем.

ДБ: С диска или живьем? Живьем?

СС: Нет, давай лучше с диска.

ДБ: Спрашивают, в связи с чем она была написана?

СС: С возникшим предчувствием смерти. Да наверно, не надо рассказывать, о чем песня, по какому поводу была написана…

ДБ: Просто поставим и послушаем.

СС: Да, лавай послушаем. Это 8-й трек.

ДБ: 8-й. Ну тогда, мы вернемся в студию через 4 минуты.

(«Предчувствие смерти»)

ДБ: Программа «Серебро» в прямом эфире, Сурганова и Оркестр сегодня в гостях у нас, здесь, в большой студии «Эха Москвы». Здесь люди, когда услышали, что сбылись две мечты – побывать на море и в горах, было такое, да? – спрашивают, вообще, путешествовать, любит ли Светлана Сурганова путешествовать?

СС: Да, вот буквально завтра отправляемся в путешествие. В Туву. Нет, очень интересный край, и мы там побываем.

ВТ: Как-то обыденно ты сказала – «В Туву». Ну как будто каждый день так.

СС: Ну давай все сначала. Плохо сказала, теперь ты скажи.

ДБ: Дубль.

СС: Ты исправишь мою ошибку.

ВТ: (загадочным шепотом) Завтра нам предстоит фантастическое путешествие в волшебную страну – Тува…

СС: Ну, так получше будет.

ВТ: А то – «В Туву»…

СС: В Туву, да…

ДБ: Надолго?

СС: Нет, ненадолго. Жаль, что ненадолго. Ну хоть настолько. 4 дня. 4… (поет) «Три счастливых дня было у меня»…

ДБ: Кроме Свиридовой, я смотрю, много еще любимых исполнителей?

СС: Аллу Борисовну люблю, Юрия Антонова люблю, Пахмутову люблю, ох, как я много люблю… Тома Вейтса люблю, Цезарию Эвору люблю, Сергея Шнурова…

ДБ: О, интересно! Просто интересно в таком списке – и вдруг…

ВТ: Я бы на Пахмутовой остановился.

(смеются)

ВТ: Зря ты так выдала.

СС: Нет, нет, нет. Не надо останавливаться.

ДБ: А что дома вот в СД-проигрывателе валяется? Что слушается так все время, каждый день? «Неужели не я»?

СС: Знаешь, я уже третью неделю слушаю минидиск, он у меня там подписан, только я не могу прочитать, что это такое, но мне так нравится… (смеется) Это инструментальная музыка, достаточно древняя. Такая очень динамичная. Я вообще люблю больше инструментальную музыку. Давай мы сыграем инструментальную композицию?

ВТ: Легко.

СС: Вообще не люблю говорить, говорить…

ДБ: А это слышно. По всему диску «Неужели не я» слышно. Там везде в конце большие такие, минутные, полутораминутные такие куски инструментала.

СС: Да, да, да. Вот была бы моя воля, вообще только их бы  оставила. Ну надо же… Так вот. Специально для слушателей радио «Эхо Москвы», композиция, которую мы на днях сочинили. «Тем, кто ложится спать – спокойного сна». Просто тихая такая, лирическая композиция. Исполняется живьем.

(Инструментальная композиция)

ДБ: Валерий Тхай и Светлана Сурганова в программе «Серебро». 1.45, я предлагаю сейчас еще послушать несколько телефонных звонков, потому что люди хотят что-то в столь поздний час. Но вообще, не везде сейчас поздно. А в некоторых регионах…

СС: Дим, а «Эхо Москвы» на сколько городов вещает?

ДБ: Я точную цифру сейчас не скажу, но было 70. Я думаю, что-то в этом районе.

СС: Достаточно.

ДБ: Да. Ну сейчас, например, вечер в Чикаго, в Нью-Йорке. Можно сказать им добрый вечер. Или доброе утро тем, кто на Дальнем Востоке. «Эхо Москвы», здравствуйте, алло?

РС: Здравствуйте, меня зовут Ольга, я из Красноярска.

СС: Ух ты, привет!

РС: А у нас уже 6 утра.

СС: Доброе утро!

РС: Здравствуйте. Я вот не знаю, о чем спросить, я просто хочу сказать, что мы вас очень сильно любим. Вот. Ваш альбом вышел новый, и мы вашу новую сторону узнали. Очень нам понравилось. В общем, ждем от вас того же. И один маленький вопросик. Мы вот собираемся к вам, в Питер, и хотелось бы узнать, какое-то место особое посоветуйте, чтобы посетить нам?

СС: Обязательно погуляйте около Смольного собора.

РС: Спасибо.

СС: Хорошо?

РС: Хорошо.

СС: Ну все, увидимся.

ДБ: Я тоже воспользуюсь этим советом, потому что на днях еду в Питер. Так что вот обязательно надо походить. «Эхо Москвы», здравствуйте. Алло?

РС: Алло, доброй ночи.

ДБ: Вас как зовут?

РС: Игорь. Хотелось бы кучу комплиментов Свете сначала. Света, вы с этим всем можете всех держать в руках. Можно еще вопрос?

СС: Да, конечно.

РС: А с вами мужчина?

ВТ: Мужчина пока еще.

РС: Можно ему вопрос?

СС: Да, конечно.

РС: Она вам нравится?

ВТ: Она мне очень нравится!

ДБ: Хороший вопрос, спасибо вам большое за звонок.

СС: Спасибо тебе за ответ.

ДБ: Ну еще один, чтобы там никто не обижался…

ВТ: (тихо) Она мне нравится…

ДБ: Алло? Здравствуйте, как вас зовут?

РС: Меня зовут Диана. Вот. Здравствуй, Света.

СС: Привет.

РС: Кто там присутствует, всем-всем-всем. Я хочу спросить, Света, такой вопрос – перед чем ты чувствуешь себя самой беззащитной?

СС: Перед чем я чувствую себя беззащитной?

РС: Да.

СС: (вздыхает) Ой, я даже не знаю. Такой вопрос, на который надо серьезно отвечать.

РС: Ну да.

СС: Что же… м-м-м… Диана, помнишь, как начинается рок-опера «Юнона и Авось»? Первые слова героя – «смешно с всемирной глупостью бороться». Вот я, наверно, абсолютно беззащитно себя чувствую перед глупостью и тупостью.

РС: А я перед небом.

СС: Сильный ответ.

РС: Спасибо.

ДБ: Спасибо за звонок. Ну вот, чтобы так совсем, — алло?

РС: Здравствуйте. Вот я хочу спросить у Светы – как она относится к Земфире, Юте, Чичериной и Арбениной?

СС: Вот с творчеством Юты я плохо знакома. О ней просто ничего не могу сказать. А по всем остальным персонажам – трепетно, с пиететом. С интересом. Творческим, разумеется. Мои, вообще, респекты, наилучшие комплименты.

РС: Спасибо, удачи вам.

СС: Спасибо.

ДБ: Вот, положительные звонки абсолютно все. 100 %. Такое у нас бывает редко.

СС: Да вы что?

ДБ: Да, честно, бывает редко, и мне, например, очень приятно. Вот, наверно, последний вопрос с пейждера. Сегодня… «через сколько лет вам надоест, — спрашивает Петр, — заниматься всем этим – музыкой и т.д.»?

СС: И т.д., и т.п. (смеется)

ВТ: Так уже надоело.

СС: Петь, спасибо. Вот на данный момент я бы прекратила все это. В общем, достаточно, с трех часов всем интервью и двухчасовая программа… Сегодня насыщенно, легкий переборчик. Но не знаю. Не хочу загадывать. Пока буду чувствовать, что имеется спрос – буду творить. Когда пойму, что спрос на меня упал или исчезает – если смогу, буду помогать другим людям. А если это даже мне не удастся – всегда можно пойти в какой-нибудь ресторан, пойти мыть посуду. Или полы. Я, вообще, за чистоту. У меня пунктик – чистота.

ДБ: А, за чистоту. А вот в кино – насчет сниматься в кино – вот таких нет планов?

СС: Ой.

ДБ: Здесь очень много таких комплиментов на пейджер, типа «вам очень бы подошла роль того-то, того-то».

СС: Да? Ха-ха. Разве что Бабы Яги лет через 10.

ДБ: Ну-у.

СС: Не знаю, не знаю. Вот честное слово, Димуль, не задумывалась.

ВТ: «Терминатор-4».

СС: (смеется)

ДБ: «Терминатрикс». Там была такая девушка.

СС: Такая Дюймовочка-36.

ВТ: «Восставшая из ада».

СС: Из зада, да.

ВТ: Давай песню лучше споем.

СС: Живьем, да?

(начинают проигрыш «Ну вот и все»)

СС: (во время исполнения первого куплета) Я вспомнила, какая мечта-то. Я всю жизнь мечтала с Аллой Борисовной познакомиться (смеется). Точно, я вспомнила. Я выросла на ее песнях. Обожаю ее.

(продолжается песня «Ну вот и все»)

СС: Компрессор мощно работает. Я себя то слышу, то не слышу.

ДБ: Светлана Сурганова и Валерий Тхай. У нас подходит, к сожалению, к завершению наша программа. Уже вот эти два часа практически пробежали очень-очень-очень быстро, и я благодарю вас, что вы сюда пришли. Потому что…

(слышен шепот)

ДБ: Вот суфлируют что-то все, подсказывают, подсказывают.

СС: Бурное обсуждение идет, какую последнюю песню будем ставить. Хотят «Февральский ветер», а я хочу «Апрельскую посевную».

ДБ: Вот жалко, что не слышно всех разговоров.

СС: Да, комментариями люди разделились в мнениях. Ну давайте «Апрельскую-посевную», а? Она такая бодрая…

ВТ: Ну, давайте. А нас благодарили, что мы сюда пришли. Вот перебили.

СС: О, извини, ради бога, увлеклись.

ДБ: А если бы вы еще сказали, какой это будет номер, то я бы был совсем благодарен. Я не помню наизусть.

СС: Так точно. 11-й трек.

ДБ: Ага, отлично тогда. Я еще раз скажу большое спасибо, что вы сюда к нам пришли, что вы нашли время в такой сложный день, когда много всяких интервью…

СС: (подпевает композиции ППК).

ВТ: Божественная музыка зазвучала.

СС: Дим, тебе спасибо.

ДБ: По-моему, так ее никто еще не называл. «Божественная».

СС: И так божественно не подпевал.

ВТ: Ой, спасибо, видишь, как у нас весело, жаль прекращать.

СС: Ты нас взбодрил.

ДБ: Очень жаль, мне как жаль, если б вы знали, я бы до самого утра, но вас жалко.

СС: Можно я еще расшаркаюсь перед всеми теми  людьми, которые голосуют за песню «Больно» на этой радиостанции и на «Нашем Радио». Спешу порадовать: скоро вы услышите – может быть, уже услышали – песню «Мураками». Она прозвучала как дебют на «Нашем Радио». Я очень надеюсь, что эта песня будет звучать и на «Эхе Москвы». Я надеюсь, вы не обойдете вниманием?

ДБ: Да нет, мы сегодня же начнем ее практически жестко ротировать. Да. И она появится в списке кандидатов на голосование уже сегодня, но чуть попозже.

СС: Слушай, я по-моему, напросилась.

ДБ: Да нет, все дело в том, что все было решено уже заранее.

СС: Ну ладно, ты меня успокоил, спасибо.

ДБ: Все было хорошо, спасибо еще раз. Я надеюсь, что это не последний раз, что мы здесь еще увидимся.

СС: Заночуем как-нибудь.

ДБ: Да, обязательно, до самого утра.

СС: Хорошо.

ДБ: Светлана Сурганова, Валерий Тхай. Программа «Серебро» продолжается. Спасибо.

СС: Пока.

ВТ: Пока.

(«Апрельская-посевная»)