2004 10 23 Пермь: «Возлюбленная Шопена»

корреспондент — Светлана Долдина

Группа «Сурганова и Оркестр» за два года своего существования приезжала в Пермь аж пять раз. И всегда выступления сопровождали неизменные аншлаги. А еще пермские поклонники музыкантов отмечают, что Светлане Сургановой, как истинной петербурженке, присуще редкое сегодня для кумиров качество — внутренняя интеллигентность. Поэтому она никогда не сделает вид, что не замечает мерзнущую на холодном ветру молодежь, которая ожидает ее. Поэтому ходит по городу без охраны. Поэтому общению с прессой предпочитает общение с поклонниками, многие из которых переходят в ранг хороших знакомых. Вот и в недавний свой приезд в Пермь Светлана Сурганова подтвердила это: «Все, что я хочу донести до слушателя, я говорю через свои песни и музыку. Лишний раз объяснять-пояснять свое творчество не имеет смысла. Знаете, как в одной притче: жил в деревне мальчик, который умел летать. И все пытались разузнать, как он это делает. Все время подходили и просили: расскажи да расскажи. Ну, он рассказал. И разучился летать. Так же и в творчестве. Поэтому после выхода нового альбома мы собираемся прекратить все контакты со СМИ. Давать интервью — это обязанность «звезд», жертв шоу-бизнеса, публичных людей. А мы, в первую очередь, музыканты.» Внутренне я согласилась со сказанным Светланой. Действительно, «Сурганова и Оркестр» — один из немногих популярных коллективов, способных пойти на такой шаг. Поклонников их музыки меньше уж точно не станет. И все-таки я воспользовалась возможностью поговорить с певицей лично. И вот что узнала.

— Во время этого выступления в Перми постоянно происходили какие-то странные события, поломки, недоразумения, — улыбается Светлана. — Когда я вышла на сцену и взяла гитару, оказалось, что на ней нет ремня. Ребята просто забыли его на репетиции. Затем стало клинить басовый комбик: он то играл, то не играл. Потом у нашего Сашки (Александр Арсеньев — клавишник группы) все время отваливался микрофон у аккордеона, а у Валерки Тхая сломался его ремень, у перкуссиониста — бубен. У Вадика, барабанщика нашего, случилась неприятность, ему срочно понадобилось отлучиться в туалет. Поэтому и прозвучала песня «Белые люди» в акустическом варианте.

Во время же концерта это выглядело примерно так:

— Я знаю, что здесь кто-то очень хотел услышать песню «Белые люди»? — спросила Светлана со сцены.

— Да-а-а! — подхватил хором весь зал.

— Ну что ж, раз просили — получайте…

Как говорится, выкрутились с честью. А то, что ненадолго исчез со сцены барабанщик группы — никто и не заметил…

Оказался форс-мажорный концерт какой-то. Но это, как говорится, нас не остановило: мы честно боролись до конца.

О ПЕРМИ

Да, мы приезжаем в Пермь уже в пятый раз. Если учитывать «снайперские» концерты, то я была у вас раз, наверное, девять. В общем, Пермь стала родным городом.

Как проводим свободное время? Раньше культурная программа состояла в основном из посещения местных злачных заведений. Сейчас стараемся вести здоровый образ жизни: на лыжах у вас за городом катаемся. Ощущения прекрасные. Хотя у меня не сразу все получалось. Сначала выдали лыжи с ботинками на несколько размеров больше. На следующий день мне выдали лыжи покороче и поострее — и я оторвалась по полной программе.

О НОВЫХ АЛЬБОМАХ. СВОИХ И ЧУЖИХ

Наш альбом «Возлюбленная Шопена» выйдет в апреле. Очень ждем этого события. За последнее время я прослушала некоторые пластинки, вышедшие в этом году (я имею в виду в первую очередь женские коллективы, всех наших рок-мэтресс: это Мара, Butch, Земфира, Арбенина). Как мне кажется, наша пластинка серьезно отличается от остальных. И по настроению, и по лирике, и по аранжировкам. Это меня радует.

Альбом «Возлюбленная Шопена» будет достаточно контрастным. Наравне с такими жесткими, фактически хард-роковыми композициями, как «Весна», представлены совершенно прозрачные, романсовые, легкие композиции. Например, «Молитва Мольберту» или песня «Дождь» на стихи Фредерика Гарсия Лорки. «Я знаю женщину-молчанье» на стихи Гумилева. А потом же опять «Ворон» — разухабистая, энергичная песня. Так что «Возлюбленная Шопена» по настроению отличается от нашего первого альбома. Там все как-то выдержанно, а тут — колбасит.

Что касается прослушанных альбомов, то порадовала Земфира. Пусть там и не все однозначно звучит, но есть некоторые абсолютно новые фишки. И, главное, пластинку хочется слушать во второй, третий, четвертый раз. Чего не могу сказать о Маре: совершенно вторичная музыка, и слушать мне показалось тяжело — второй раз ни за что не стану. Сплошной секс, какие-то истории из жизни активной лесбиянки — работа на нижние чакры, короче. Мне это неинтересно. А вот Бучч я считаю самобытной артисткой, создающей интересные, ни на что не похожие тексты. Чувствуется глубокая внутренняя наполненность.

О НОВЫХ ИДЕЯХ

Вообще мы сейчас работаем в большей степени со звуком, с аранжировками, с переосмыслением старого материала. Есть музыканты, которых мы бы хотели записать на своей студии. В первую очередь это «Север Комбо» (музыканты, которые выполняют роль оркестра Светланы, а также являются самостоятельным коллективом с отдельным репертуаром). Кроме того, Юл Абрамов, наша боль. До сих пор не удосужились его записать, хотя давно уже пора: несколько треков фактически на мази, записывай и на радиостанции выпускай. Просто хотелось максимально честно подать его песни. Очень уж они нам нравятся. Это совершенно не похоже на то, что мы делаем.

Или вот Маришку Чен выпустили — «Исповедь феминистки». Но там проще: человек начитал свои стихи, мы все это записали и подобрали саундтрек. В планах выпустить сборник текстов «Тетрадь нот».

Диск «Исповедь феминистки» прекрасной питерской поэтессы Марины Чен дошел до Перми в количестве всего восьми экземпляров. И раскупили его, конечно, в момент… А стихи, кстати говоря, представлены на нем отнюдь не лирического, а совсем даже сатирического, юморного, где-то даже хулиганского склада… Когда Светлана процитировала одно из этих творений, загадочно названное «Про жопу», на концерте, взрослая часть публики была в шоке… А люди с чувством юмора просто посмеялись от души вместе со Светой.

О ДАЛЬНЕЙШИХ ГАСТРОЛЯХ

Нельзя сказать, что мы не сомневались в успехе, когда создавали группу. Но мы искренне хотели и верили. Вот оно и получилось.

По поводу гастрольного графика… К сожалению, он не такой плотный — хотелось бы еще. Сейчас ездим только по Сибири и Уралу, хочется же куда-нибудь подальше, на юг например, привезти наши песни. За рубеж также. Ближнее зарубежье нас уже ждет: приглашают на Украину, в Прибалтику. Собственно, и дальнее тоже: ведутся переговоры о выступлениях во Франции и Израиле.

Светлана Сурганова: несколько слов для нашего сайта

Вы уже отдохнули этим летом или только планируете?

Я очень люблю работать летом. Я чувствую неописуемый подъем сил в 3 часа 48 минут: именно в это время у меня за окном начинают петь соловьи. Белые ночи, летние рассветы — лучшее, что может создать мне рабочее настроение. После операции на голосовых связках мне врачи строго-настрого запретили издавать какие-либо звуки и даже слушать

музыку. Мы с друзьями нашли отличное место не берегу озера в Карелии. С палатками, костром, удочками и надувной лодкой отлично отдохнули. Теперь, как только случается свободное время, я сбегаю туда и отмалчиваюсь.

Как вы относитесь к фестивалю «Крылья»?

Мне нравится его название.

Почему «Крылья-2004» должны быть?

Чтобы было куда лететь.

Чувствуете ли вы себя способным как-то повлиять на людей (молодежь) с помощью своего творчества? Ощущаете ли вы ответственность?

Сознательно влиять на кого-нибудь — это удел правоохранительных органов и воспитателей. А я хочу, чтобы мне и людям, которые меня слышат, нравилось то, что я делаю.