2004 04 На Невском: «Возлюбленная Шопена: портрет в интерьере»

корреспондент — Кира Левина

Любители хорошей музыки недавно открыли новый витамин — сурганин. Для фанатов «Сурганова и Оркестр» — это наркотик. Остальным, рекомендован для поднятия общего тонуса и просветления мозгов. Для своих поклонников Сурганова то Светлячок, то император, кому-то она даже не нареченная мать. Она же Сурик, она же Кузнечик. Скоро к этим святцам прибавится ещё одно: «Возлюбленная Шопена». Так будет называться новый альбом «Сургановой и Оркестра».

Людям сведущим о Светлане известно, что по образованию она врач-педиатр, но это для неё не главное, так как она с детства занимается музыкой, играет на скрипке и гитаре, пишет песни. Десять лет жила «Ночными Снайперами» и полтора года назад, после непреднамеренного ухода из группы начала сольную карьеру. Был создан бренд «Сурганова и Оркестр» и выпущено два диска. Коллектив номинирован на премию года «Поборол» от «Нашего радио» и на премию журнала Fuzz .Особые приметы коллектива: музыкальность, мелодизм, самоирония, профессионализм и интеллигентный драйв. Особые приметы Сургановой: эклектичность музыкального вкуса и постоянная любовь к японской кухне и коньяку. С ней мы, как в Питере водится, общаемся на кухне. Рядом по коридору, в ее домашней студии пишутся северные парни с горячими кубинскими сердцами — «СеверКомбо», группа с которой сейчас играет Сурганова и которую нарекла в своем проекте «Оркестром».

ВОЗЬМИ В СЫНОВЬЯ…

Света, давай поиграем в интервью. Идёт? Во что ты, кстати, любила играть в детстве?

— В археологические раскопки, любила жужжать машинками и лазить по гаражам. Ну и конечно в разведчиков. И примерно тогда же появились докторские замашки. В три года любила «читать» «Правду», это была самая большая и толстая газета страны. И в аккурат как раз, когда я её раскладывала в комнате, она занимала фактически место от стенки до стенки. Смотрела, всё что-то высматривала. Потом переворачивала страницу и дальше смотрела. С тех пор я газет не читаю.

В одной твоей песне есть строчки «замедленным шагом, безо лжи и кокетства возьми в сыновья моё странное детство…» Вот твоё детство, оно каким было?

-Эта песня была написана на стихи Светланы Голубевой. Странное, потому что по самоощущению оно, детство, не отличалось от взрослой жизни. Тогда, как и теперь не любила, когда врут и подхалимничают, также думала о смерти, также смотрела на звезды, и еще также как и теперь не страдала от одиночества, а скорее тосковала по нему. Единственное, теперь не прячусь под столом, когда приходят в дом взрослые дяди и тети. Раньше наша квартира была коммуналкой и я с детства пресытилась бесконечными вторжениями в наши комнаты со стороны соседей. Всегда, когда я слышала звонок в дверь, а он у нас очень пронзительный был, каким и остался до сих пор, я прямиком со всего разбегу пулей залетала под стол и там отсиживалась какое-то время. А пришельцы так и норовили приподнять подол бархатной скатерти и выманить меня из моего убежища. Очень не любила сюсюканий взрослых. Так и хотелось им сказать: какие же вы не естественные, и что вы из себя строите?!

А что ты унаследовала из своего педиатрического прошлого, кроме знания человеческой анатомии?

-Понимание мира. Любое образование дает не только конкретные знания по предмету, но и способность анализировать и прогнозировать разные житейские ситуации.

А на что открывают знания о том, как человек устроен изнутри?

-В том числе на то, как устроено общество. А ещё знания по медицине мне очень помогли пережить некогда возникшие проблемы со здоровьем. Гораздо приятней лежать в реанимации когда понимаешь что произошло и смысл проделываемых над тобой манипуляций.

Света, а какую роль в твоей жизни сыграли мужчины?

— Ой, пагубную. (Смеётся). На самом деле они только сейчас начинают играть свою роль. Потому что я за всю свою жизнь столько и так плотно не общалась с мужчинами, как за последние полтора года. И мне приносит это радость.

На сцене, ты как Белоснежка, окружена семью богатырями-музыкантами, это архаическая конструкция… А как распределяется энергетика в группе в смысле иерархии? Что бы ты изобразила для иллюстрации: солнышко, пирамидку, цветок, звездочку?

-Да… Интересный вопрос. Если говорить о коллективе, то это тотальная симпатия. Абсолютно к каждому, абсолютно в равной степени. Но если говорить о Валерке (Валерий Тхай, соло-гитарист), ну Валерка уже просто родной человек. Это уже больше, чем коллега по работе, больше, чем любимый музыкант, больше, чем мужчина. Это перво-наперво один из моих самых близких друзей.

Королевич Елисей?

Королевич Елисей… Для него не может не быть некоторых поблажек, уж больно много он для меня сделал. Мужчины — дети, какими бы взрослыми они не казались. Дети на много чаще и выраженней, чем женщины. Нет, я не говорю о степенях ответственности… Вероятно, во мне проснулся материнский инстинкт и чувство покровительства ко всему человечеству. Хочется оберегать, давать повод для размышлений и возможность заработать денег. И вообще, я себя намного комфортнее чувствую в общении с людьми, когда могу им что-нибудь дать. Но я не хочу, чтобы люди зависели от меня. Никоим образом.

Стучаться в двери грибов…

Только недавно я узнала, кто же так отчаянно бился в двери зала петербургской филармонии на концерте парижской знаменитости Яна Тирсена. Меня тогда это потрясло, я думала: вот кто-то пренебрегает пресловутыми приличиями, и Бог его знает, чем ещё ради того, чтобы попасть в зал, где творится музыкальная мистерия. Оказывается, это стучалось ты, Света, и совсем не потому, что играл Тирсен, а потому что в зале остался человек, глубокий инвалид, которого вы с друзьями привезли на концерт. Я вот вспоминаю кадры из первого клипа «Ночных Снайперов» на «Колыбельную», где ты тоже бьёшься в какие-то метафизические двери… Вот Б.Г., помнится, стучался в двери травы. А в какие двери бьёшься ты?

-Загнула. (Смех). Мне, наверное, остаётся стучаться в двери грибов. Грибное было это лето, помнишь? Я любуюсь людьми, которые постигли таинство внутренней гармонии, которые излучают свет, разливают в пространство мудрость и доброту. Конечно, такие люди не могут не притягивать к себе. Смотришь на них и, как на полотна любимых художников. Достучаться бы и мне до таких метафизических дверей.

Пока ты это говоришь, у тебя есть образ в голове?

-Да, у меня есть несколько образов. Я равняюсь на этих людей. Некоторые из них мои друзья, некоторые — мои учителя. И когда мне в жизни бывает тяжело, я всегда думаю о них.

Часто в твоей речи звучит эпитет «достойный». Какой особый смысл ты в него вкладываешь?

-У меня существуют свои понятия по жизни, свои правила, свои «да»и «нет», свои «можно-нельзя», или «категорически нельзя», которые воспитывались на примерах совершенно замечательных людей. И видимо «достойно»-это в первую очередь не изменять себе и следовать вот этим внутренним правилам, которые я сама для себя определила или которые мне подсказали книги.

Не вступать в компромисс?

-Почему? Компромисс — вещь тонкая. Когда-то он уместен, когда-то нет. Компромиссы с совестью — пагубная вещь. «Достойно»- это не изменять самому себе. Есть какие-то устоявшиеся правила, вот и следуй им. Если тебя жизнь способна чему-то научить.

А что такое, по-твоему, женское достоинство? И было ли оно когда-либо задето в твоём случае?

-Да, когда я была помоложе, меня частенько в общественном транспорте путали с молодым человеком. Но от этого моё женское достоинство не страдало. Мне думается, что женское достоинство защищено от разного рода нападков своей сутью. А суть женского достоинства — смирение, доброта, терпимость, материнство и мудрость. Опять же у меня есть реальные примеры, женщины с большой буквы, у которых можно учиться этому достоинству.

Света, у тебя есть образы в литературе и кино, которые бы тебя завораживали?

-Пожалуй, это Урсула из «Ста лет одиночества» Маркеса и Алиса Бруновна в любых её проявлениях.

Забудешь профиль — вспомнится анфас…

А Жорж Санд?

-Жорж Санд? Ах, ну да, как же — возлюбленная Шопена…

Может это ты о себе? Или это все-таки собирательный образ?

-Ты не представляешь, насколько он собирательный. Тут нет прямого обращения к Жорж Санд. Она тоже присутствует, но речь не о ней. Мне кажется, что возлюбленная Шопена, несмотря на всех «жорж сандов» в первую очередь Музыка. Музыка и Муза. По-моему, у них это было взаимно.

Когда к тебе самой наведывается Муза, за что ты хватаешься в первый момент? За голову, за скрипку, за гитару, за свою «Тетрадь слов»?

-За карандаш. Затем за дверную ручку. Закрываю дверь. Люблю сидеть напротив окна. Ну и конечно главное и непреложное, без чего не была написана ни одна песня-гитара. За меня пишет песни гитара и мои пальцы на грифе. Ты понимаешь, вот какая странная ситуация, я не жду её: приди, приди ко мне Муза — бесполезно. Я должна сначала забеременеть от неё, выносить наши совместные переживания. Но я могу забеременеть только от сильной любви. Сейчас у меня бесплодный период. Может это навсегда, может, я устала, а может мне просто нужно время осмыслить произошедшие в моей жизни перемены. Сейчас решимости хватает только на то, чтобы озвучить уже имеющийся материал. Процесс аранжировки — завораживающий процесс. Есть где разгуляться фантазии. На днях мы с Валерием приступили к «макетированию» песен, которые войдут во второй номерной альбом. А накануне я сама для себя и для тех с кем я буду сотрудничать во время записи составила «Вдохновляющий на подвиги сборник хорошей музыки», в который вошли любимые на сегодняшний день и отвечающие моему настроению композиции. На диске соседствуют Bregovic, Yma Sumac, Cirque du soleil, Muze, Chopin, Gotan progekt, Saint Germain и другие. Каждый день-это конгломерат, букет из всего пережитого опыта плюс ещё то, что подкидывает день сегодняшний. Это ещё живо во мне. Поэтому я могу сесть за свой компьютер и сказать: сегодня мы работаем над этой песней. Сажусь и начинаю делать, и меня уже прямо в процессе начинает «уносить». Мне нужно просто сесть и начать делать.

Что нужно чтобы сесть и начать делать?

-Нужно чтобы не было посторонних. Я, тут было, совсем расстроилась: всё плохо, Муза покинула меня, (поёт) «всё пропало, ты уходишь от меня»… А потом подумала: а что это я психую, по какому поводу и праву? Пока я воспринимаю этот мир, и он мне интересен, у меня всегда есть что сказать. И если это интересно людям, и они ждут от меня этого, я буду с ними делиться.

Ты лени поддаёшься?

-Лени, наверное, нет, а усталости — да. Иногда надо лениться, это даже полезно. Надо обязательно лениться. Но надо так лениться, чтобы об этом потом не жалеть и целиком и полностью отдаваться лени. Потому что, когда человек ленится — он отдыхает. И этот отдых должен быть полноценным. Зато потом что-нибудь такое сотворишь!

Праздность-сестра таланта?

-Праздность? Не думаю. В слове «праздность» есть что-то хроническое. А, например, остро возникшая праздность, которая прилетела и улетучилась — в этом нет ничего плохого. Как и в лени. Если меня накрывает лень, это признак того, что я устала, мне нужно отдохнуть, мне нужно полениться, просто подышать свежим воздухом или отоспаться. Я знаю, если хорошо поленюсь сейчас, я потом принесу больше пользы.

Если спуститься с высот, например с элементарным питерским сплином ты как борешься? С меланхолией, серыми буднями, истомой?

-Истома-вещь приятная, зачем же с ней бороться? Сплин, как показала жизнь, может стать очень музыкальным и питать умы и сердца. Пасмурную погоду с детства люблю, настраивает на философский лад. А меланхолия легко побеждается фитнесс центром и горными лыжами…

За эти почти полтора года сольной карьеры ты можешь назвать момент полного артистического экстаза, какой-то высшей точки, высшего наслаждения и удовлетворения, которое ты испытала?

Удивительно тёплой была последняя поездка в Пермь. Отыграли очень удачный концерт. А приём со стороны организаторов был фантастически нереальным. И в эту поездку возникло ощущение близости с одним человеком, я даже грешным делом подумала, что я влюбилась, — давно забытые ощущение. Именно влюбленности… У меня обычно всё глобально, серьёзно и на всю жизнь. А тут просто было светло на душе несколько дней. И теперь это чувство какое-то время будет сподвигать меня на не архитектурного свойства подвиги.

То есть ты влюблённость связываешь напрямую с творческим началом?

-Безусловно.

Если вернуться к Шопену. Тебе явно близко это направление в музыке — романтизм? А в современном звучании ты видишь какие-то аналогии?

-Да. Ян Тирсен, конечно же.

А в жизни ты романтик?

-Безусловно. Романтизм — основа любви, а любовь — основа жизни. Пэтому романтика и любовь — сёстры.

Тебе свойственны романтические поступки?

-Кто из нас в детстве не приезжал и не оставлял букет цветов в дверях любимых и скрывался незамеченным.

СМЕШНО С ВСЕМИРНОЙ ГЛУПОСТЬЮ БОРОТЬСЯ…

Света, музыка, которую ты делаешь с «Оркестром» навевает мысли о космополитизме, по меньшей мере, музыкальном. А в остальном? Ты космополит или патриот?

-А разве нельзя объединять в себе эти два понятия? В сознании — космополит, в душе -патриот. Я совершенно чётко знаю, что я никогда не променяю свою страну на какую-нибудь другую. И я не смогу жить на постоянном жительстве где-то в другой стране, как бы она симпатична мне не была. Есть страны, которые я очень люблю, с удовольствием побывала бы там ещё и ещё раз. Более того, я никогда не смогу жить ни в каком другом городе, нежели, чем в Питере. В этом смысле я ,наверное, патриот. В нашей стране никогда не будет такой же степени благосостоятельности как в Европе, например. Пресыщенность и часто вызванная с этим тотальная депрессия нам не грозит. В нашей стране всегда найдется, о чём мечтать, к чему стремиться, за что бороться и ради чего жить. Ура!

А ты могла бы своим голосом поддержать какое-нибудь общественное или политическое движение? Зелёных, антиглобалистов?

-Если бы я была американкой, я выступила бы против принятия закона, запрещающего аборты. Что касается нашей страны, я могла бы поддержать движение за легализацию гомосексуальных браков, чтобы подобные союзы не испытывали на себе социальной дискриминации, препятствий при усыновлении детдомовских детей и т.д.

В каких ситуациях ты об этом говоришь?

-Когда меня об этом спрашивают или когда это уместно.

Насколько это влияет на коммерческий успех.

Это вопрос не ко мне. Мне повезло. Я занимаюсь таким родом деятельности, что это мне даже где-то помогает. По крайней мере, сейчас, когда возрос интерес к этой теме, и появилась мода на это явление. С другой стороны, если ты инженер ,врач или преподаватель, вот тогда эта ситуация может помешать карьере, сыграть в минус. У меня есть знакомая пара. Люди прожили вместе 35 лет. Обаятельные, умнейшие женщины, преподаватели вузов, которые всю жизнь вынуждены были скрывать свои взаимоотношения. Это тяжело и унизительно.

Ты чувствуешь нечто, против чего тебе нужно бороться?

-«Смешно с всемирной глупостью бороться…» Бороться надо с самим собой. Причём, это самая честная и самая эффективная борьба. Если ты сам в себе что-то поборол — ты так или иначе сможешь оказать влияние на людей или ситуацию.

Я НАСТРОЮСЬ НА ТВОЮ ВОЛНУ…

На твоих концертах энергия, проливающаяся за рампу, просто захлёстывает зал. Из чего ты синтезируешь эту энергию. Из каких компонентов?

-Бог его знает. Мне кажется, что я каким-то чудесным образом подзаряжаюсь от положительной атмосферы, которая царит в зале. Тут происходит взаимообмен. Я очень люблю своих слушателей. С большой благодарностью отношусь к ним, и они отвечают мне добром. У нас каждый энергетический круг восходит в геометрическую прогрессию, и эта энергия циркулирует между залом и мной. Происходит мощная раскачка. Её бы не было без поддержки зала. Я всегда очень волнуюсь перед выходом на сцену, иногда думаю, к чему всё это, какого чёрта я во всё это ввязалась, сидела бы где-нибудь в тихом офисе без нервотрепок и стрессов. Но как только я выхожу на сцену, эти мысли и страх исчезают. Я как будто каждый раз возвращаюсь к себе домой, на свою родину, в свой космос.

Ты преображаешься на сцене?

-Я максимально естественна на сцене. В жизни, наверное, не так раскрываюсь даже перед близкими людьми. Мне, порой, на сцене бывает уютней, чем в жизни.

Значит, ты всегда собой довольно?

-Я очень радуюсь, когда концерт получается удачным, когда я справляюсь со своим неуклюжим голосом, когда у меня самой идут мурашки от исполнения тех или иных песен, когда удаётся опустошить себя полностью. Выходишь со сцены мокрый и абсолютно одуревший от счастья. Иногда не получается .Не то что бы я жадничаю, я всегда в равной степени отдаюсь. Просто иногда бывают моменты, которые изо всех сил мешают этому: сложный бэклайн, плохое самочувствие. Каждый день неповторим, в нем присутствуют особые энергетические волны и настроения. Я иногда заведомо знаю, что вот сегодня будет неудачный концерт, и я ничего с этим поделать не могу, потому что сегодня день энергетического слива.

То есть экологическая, метеорологическая ситуация влияет на тебя?

-К сожалению, да. Я порой бываю просто бессильна. Я не могу побороть небо. Но когда небо благословляет, оно, конечно, держит тебя на руках. Я уже говорила о последнем пермском концерте. Пожалуй, вот такого единения, как это было там, с музыкантами на сцене и со зрителями в зале, наверное, никогда не было. Это на моей практике концерт номер один. Не сговариваясь, ребята-музыканты проделывали на сцене одни и те же танцевальные движения. Это значит, что у нас была общая волна, мы нашли её. Это самое ценное в исполнении. Это просто фантастика, когда удаётся грув. Ты любишь на волнах кататься? Вот когда небольшой шторм 3-4 балла. когда ты лежишь на волне, а она тебя подбрасывает на высоту дома а потом роняет. А потом снова: взлет и падение, взлет и падение. Сердце радуется! Что-то подобное было на этом концерте.

Поделись, пожалуйста, своими ощущениями от перво-мартовского концерта «Сургановой и Оркестра» в театре Комедии им. Акимова.

Я очень довольна нашим первомартовским концертом. Я, признаться, очень боялась, потому что уж больно почётное место, и я очень люблю этот зал как зритель. Меня это всё вдохновляло с одной стороны, с другой — обескураживало: ну как же так, я буду топтаться по сцене, на которой играла Фрейндлих. Просто, когда я была в последний раз в Акимовском театре, я была на поэтическом моно-спектакле Алисы Бруновны, моей любимой Алисы Бруновны. Может ещё и этот момент вдохновил меня на чтение собственных стихов впервые со сцены. Концерт длился около трех часов. Плясали даже строгие смотрительницы зала. Было здорово! Ведь там никогда не случалось ни эстрадных, ни рок-концертов. Мы были первыми.

СМЫЧОК ОПУЩЕН И МЕЛОДИЯ ДОПЕТА…

В финале нашей беседы позволь небольшой блиц-опрос. Какой вопрос ты чаще всего себе задаёшь в последнее время?

-Два вопроса: Что делать и кто виноват (шучу).На самом деле другие два: ну, когда же? и как она там за двоих?

Тебе важно, чтобы твой второй альбом был новым, а не очередным?

-Главное, чтобы он был — это раз, а во-вторых, чтобы он был интересным для самой себя и для моих музыкантов. Ну а если он будет интересным для более широкой аудитории, я буду счастлива.

Какой из твоих недостатков ты считаешь самым привлекательным,

-Авантюризм и взбалмошность. Вообще я очень легка на подъём. Мой любимый девиз: сказано — сделано, налито — выпито.

Ты переживаешь постоянно сейчас очную ставку с прошлым. Это мазохизм своего рода?

-Нет, это диалог. Это как разговор с умершим человеком, который тебе когда-то был очень дорог и близок. Родной человек, вот он ушел из жизни, но он же на самом деле никуда не ушёл, он же здесь, ты им пропитан насквозь. Он уже в твоём сердце, ты в любой момент к нему обращаешься и то, что вы не можете с ним видеться, это ничего не значит. Ты всё равно живёшь им.

На афише концерта в театре Акимова было изображение Мулен Руж. Тебе импонируем французская фривольность? Лёгкость бытия?

-Скорее музыкальность и мелодизм, эта вечная улыбка.

А что включаешь в понятие «лёгкость бытия»?

-Выносимость вопреки и несмотря…