2004 09 газета Газета: «Главное — подобрать правильно пульс»

корреспондент — Александр Зайцев

— Что будет представлять собой предстоящее турне?

— Оно обещает быть продолжительным. Где-то порядка 80—90 городов. Может быть, оно не ограничится даже 2005 годом. Первый этап — 7 октября концерт в Новосибирске, затем мы проедем по Уралу и Сибири. Потом перерыв, снова выезд в Екатеринбург, перерыв на новогодние елочные концерты в столицах — и снова в дорогу. И так в течение ближайших полутора лет.

— А как будет записываться альбом?

— Да, вопрос интересный… Я питаю надежду, что нам удастся все совмещать и даже часть работы проделать в дороге. Мы берем с собой ноутбук и необходимые примочки, чтобы прописывать треки по крайней мере, чтобы формировать музыкальные идеи и фиксировать их, а по приезде просто брать и уже начистовую записывать. Мы планируем, что все-таки 26 апреля, ко дню рождения коллектива, мы порадуем наших слушателей выходом альбома.

— Сейчас работа на каком этапе?

— Макетирование песен, скелет. Любую композицию можно решить в разных оригинальных ритмических идеях. Главное — подобрать правильно пульс. У каждой песни есть свой пульс, своя ритмика. У многих песен нового альбома этот костяк уже имеется, а дальше идет наращивание. Обрамление красотой всякой, мелодизмом.

— Значит, для вас отправная точка — это пульс?

— Пожалуй, да. У меня многие песни рождаются из ритмического рисунка. Я недавно сделала для себя открытие, что песни не я пишу, а мои руки и гитара. Я беру инструмент в руки, начинаю что-то наигрывать, нахожу ритмический рисунок, и это меня начинает заводить, а уже из ритма идет слово. То есть для меня ритм изначален, а потом уже… а потом было слово. Я, наверное, первобытный человек. Музыка изначально родилась из барабанов каких-то, из призывов первобытных людей, которые созывали друг друга к костру и сообщали новости друг другу.

— Каким будет следующий альбом?

— Мне хотелось второй наш альбом — мы уже знаем, что он будет называться «Возлюбленная Шопена», — подать в абсолютно неожиданном виде, удивить слушателей. Те, кто послушает наш новый сингл и сравнит его с альбомом «Неужели не я», поймет тенденции, в которых мы развиваемся. Саунд утяжелится, больше будет электронных звуков, меньше латиноамериканской эстетики. Изначально я задумывала тяжелый романсово-трипхоповый альбом со вдумчивой лирикой а-ля поэзия Серебряного века. Конечно, я не претендую ни в коем случае на высокие звания, просто таким образом хочу подчеркнуть лирическо-философскую настроенность текстов. И тяжелый, очень плотный, насыщенный контрастный саунд. Наверное, меня понесло в какую-то брит-поповую историю, не знаю, но ни один русский музыкант не миновал этого очарования западной, особенно британской, музыки. Влияние Muse, Radiohead только сейчас до меня начинает доходить: очень многие годы мне это нравилось… Я лучше начала чувствовать эту музыку, она, наконец, дошла до меня, до моего сознания, до сердца. Я не хочу сказать, что буду перенимать какие-то фишки, приемы. Нет, это происходит подспудно, даже независимо от меня.

— У вас, пожалуй, самое организованное сообщество поклонников. Поддерживаете ли вы с ними контакт?

— Конечно, мы общаемся, и в последнее время у нас происходят даже какие-то совместные акции: обсуждаем кое-какие действия, которые намечаются на концертах. То есть они проходят теперь не без нашего участия. Они называют себя SURprise Production и с первых дней моего сольного плавания поддерживают меня и наш коллектив. Я очень благодарна этим людям: без их поддержки я бы, наверное, даже не отважилась на такой шаг и не чувствовала бы себя так уютно, комфортно и не была бы так счастлива на сцене. А то, что они вытворяют, — это уникальное явление. Мне колоссально повезло. Теперь об этом говорят другие люди, и то, что было на «Нашествии», поразило очень многих. Мне так и сказали: у вас самая креативная, самая организованная поддержка.

— Кто автор идеи «жбана»?

— А! Жбан-философия в нашем коллективе? Апологеты этой философии — это Валерочка Тхай и Саша Арсеньев. Они, несмотря на то что такие здоровые мужики, внутри очень ласковые и нежные и не лишены сентиментальности. В своем узком кругу они по-дружески и, не побоюсь этого слова, любя друг друга называют «жбанами». Наверное, это произошло от слова «дружбан». Жбан — это свой, родной, очень близкий человек. В турне у нас будет свой автобус, и на нем будет написано «Жбан», чтобы люди, мимо которых мы будем проезжать, видели, что это жбан-автобус, в нем едет «Сурганова и Орекстр» — очень хорошая, веселая, дружная компания.

Девушка-оркестр

Светлана Сурганова получила известность в составе дуэта ‘Ночные Снайперы’, однако в 2002 году она рассталась с Дианой Арбениной и организовала собственный проект ‘Сурганова и Оркестр’. В 2003 году вышел первый альбом коллектива ‘Неужели не я…’, затем — концертный диск ‘Живой’. Свой стиль Сурганова определяет как VIP-панк-декаданс, что подразумевает музыкальную эклектику, панковскую отвязность, тяготение к поэзии Серебряного века и отношение к поклонникам как к очень важным персонам.