2004 01 23 Интербизнес: «Дом Светланы Сургановой»

корреспондент — Екатерина Крылова

Целый год пресса писала о плохой Диане Арбениной, которая выгнала свою бывшую девушку Светлану Сурганову из группы «Ночные снайперы», и осталась Света одна — бедная и несчастная. Сейчас Светлану несчастной не назовешь: у нее есть любимый человек, работа, дом, студия, группа «Сурганова и оркестр», друзья…

Мы застали Свету буквально на пороге — она собиралась в Екатеринбург, на концерт.

-Этот концерт фактически благотворительный. Мы не получим гонорара. Нас просто очень просили. Уже приготовлена сумка, клавиши, провода и железный круг.

-Света, а зачем круг?

-А, это у меня сегодня был уборочный приступ. Валялся под кроватью, сегодня вытащила. С собой я его не беру, не волнуйтесь.

Свету женщиной, несмотря на ее 35, называть не получаетсят- очень доброжелательна, искренна и открыта. Она сразу же согрела нас духовно и физически — горячим чаем и приятной музыкой. В ее уютной квартире все говорит о бурной творческой деятельности — картины, фотографии, фильмы, диски, сувениры: там-тамы, египетская скрипка, гитара. Множество спальных мест, одно из которых — прямо над дверью — подчеркивает гостеприимство хозяйки.

-Здесь, в домашней студии, был записан мой самый первый альбом. Сейчас мы, кстати, будем писать в системе Макинтош. Это позволит улучшить качество звука. Работаем так: сначала создается макет альбома, затем мы собираемся либо на студии, либо там, где можно прописать барабаны. Остальные треки- клавиши, аккордеоны- тоже будут прописываться уже здесь, на профессиональных платах RME. Мы приобрели очень хороший микрофон, хотим записать здесь второй альбом, который должен появиться осенью.

-Почему в «Неужели не я…» вошли только старые песни?

-Самая свежая на тот момент была «Мураками». Просто за 10-15 лет накопился материал, который, как выяснилось, актуален. Даже сейчас многие перезаписи домашних опытов ходят по поклонникам. Собственно, они натолкнули нас на создание альбома. Я бы никогда не решилась записать эти песни, если бы не поклонники. Я никогда к этим песням серьезно не относилась. Живя с сознанием того, что есть такие песни, как у Дианы Арбениной, думала: ну что можно еще сказать миру? И можно ли написать лучше? Востребованность продиктовала. Вообще очень важен в музыке правильно найденный рисунок. Он создает движение. Музыка — это движение.

-Как проходят ваши выступления?

-В концертных залах наша программа не ограничивается песнями, которые вошли в альбом «Неужели не я…». Она гораздо шире и длится полтора-два, иногда даже больше часов. Но это тоже будут старые песни.

Новых пока не пишется. Не знаю, паниковать по этому поводу или нет. Пока успокаиваю себя тем, что надо избавиться от того груза пережитого, от тех эмоциональных переживаний. Может быть, это даст возможность чему-то зародиться в моей душе, что-то переосмыслить, выдать этому миру что-нибудь.

В квартире Светланы обитают не только люди, но и домашние животные. Пятнадцатилетний слепой пес ее девушки Дины, полуторагодовалый кот Хрюндель и рыбки.

-Я бы никогда не взялась за их разведение и содержание, но это подарок поклонницы, которая по образованию биолог. Она взялась курировать наш аквариум и делает это очень прилежно, совмещает приятное с полезным. А недавно Динка увидела, как по стеклу ползет улитка. Она тут же стала изучать, как она кушает. А у нее еще интересный ротик, интересные движения. Сразу же появились идеи насчет этого — сняли улиток на видеокамеру.

-Что вам подарили на день рождения?

-Ребята из фан-клуба Surprise production поспособствовали приобретению очень важных железок — деталей студии, без которых работа была бы невозможна. Мы ездили в Альпы, в Австрию, там я сама себе сделала подарок — купила горнолыжное обмундирование: лыжи, ботинки, шлем.

-Это новое хобби?

-Относительно новое. У меня был в раннем детстве опыт. В Токсово меня вывозила семья, дружественная нашей семье. Семейная пара, которая много-много десятилетий каталась и вытащила как-то меня. Но после того как я чуть не ушла под лед, кататься перестала. Дело было весной. Оттепель. Нужно было пройти через замерзшую реку. И мы шли потихонечку в ботинках на горных лыжах через реку домой. Хрустнул лед, и моя нога с тяжелыми ботинками ушла под лед. Мне стало как-то не очень приятно. С тех пор я прекратила лыжную практику, а возобновила совсем недавно- в прошлом году съездили в Пухтолово. Там хорошо то, что можно ночью кататься- гора освещается.

-Какие-то экстремальные виды спорта?..

-Был опыт погружения под воду. В прошлом году ездили в Турцию, в Анталию. Там метров на восемь нас погрузили. Очень сложный букет ощущений. Поняла, что я клаустрофоб. Всю дорогу глубина напоминала закрытое пространство. Ползали по дну с инструктором, а меня одолевал страх, такое неуютное чувство в замкнутом пространстве. Потребовалось много внутренних усилий, чтобы себя успокоить. Под водой главное — не суетиться, не нервничать. Двигаться очень плавно, как сама вода и рыбы, которые там обитают.

Мы переместились в другую комнату — более светлую, с большой кроватью, сувенирами и двумя красными ящиками: в одном — письма поклонников, в другом- фотографии.

-Вы все письма читаете?

-Обязательно. Если какое-то письмо меня особенно растрогает, обязательно на него отвечу… Или просто чувствую, что человек постоянно пишет. Люди в основном рассказывают о своей судьбе, каких-то переживаниях, впечатлениях. Многие пишут из других городов,- люди, ни разу не бывавшие в Питере. Например, недавно написали: «Я пишу вам, и пишу в пустоту, понимаю, что надеяться на ответ смешно, но вдруг захотелось написать, у меня такое ощущение, что мы давно знакомы». Действительно, так и пишут, и это классно. Они, побывав на концерте, слушают альбомы и потом пишут, как давно знакомому человеку.

Наташа стала активно фотографировать «снайпершу». Света рассмеялась:

-У меня ужасные штаны. Я же в дорогу собираюсь. Это мои любимые дорожные штаны. Мне нравиться, что у них много карманов, можно много разных штучек засунуть.

-«Неужели не я…» отличается по стилистике от творчества «Ночных снайперов»?

-Артемий Троицкий сказал: «Они все равно об одном и том же поют». Стилистика, конечно, совершенно иная. По энергетике своей, наверное, более светлое- с одной стороны, с другой стороны — более кулуарное. Смешанные чувства у меня до сих пор по поводу собственного альбома. Но людям нравится.

-Ваша публика и публика Дианы Арбениной пересекаются?

-Да, безусловно. Но сейчас это менее очевидно. У «Оркестра» постепенно появляется другая публика. Если раньше на концерт приходили молодые люди, девушки, юноши, то теперь они приходят со своими родителями, с сестрами, братьями. Некая семейственность наблюдается, причем разных поколений.

-Посещаете концерты Дианы?

-Я была в ДК Ленсовета на программе «Тригонометрия». Хочу обязательно сходить на какой-нибудь клубный концерт. Пока напрямую не пересекались. Хочется послушать какую-нибудь новую программу, думаю, она сейчас именно этим и занимается.

-Заметили изменения?

-Да, заметила.

-Много писали о ваших переживаниях по поводу ухода из «Снайперов». Что-то изменилось?

-Переживала. Но у меня теперь много отвлекающих моментов. Появился новый круг людей- замечательные музыканты, с которыми я общаюсь. Образ жизни изменился, поменялся быт: появилось гнездо, которое до сих пор претерпевает всякие ремонтные изменения. Вообще в этом доме живу с рождения. Здесь произошла историческая встреча Светланы Сургановой и Дианы Арбениной. Что было впоследствии- вы прекрасно знаете. А дальше был Магадан, полгода мы там прожили, потом переехали сюда. Пытались жить здесь. Но это было сложно. Естественно, родители не могли принять наш образ жизни. Пришлось снимать комнаты, квартиры, где-то тусоваться, жить в общежитиях. Последняя наша штаб-квартира была на Казанской. Мы там года три или четыре прожили. Потом у меня возникла идея выкупить эту квартиру. Диана поддержала, финансово в том числе. Потом так сложились обстоятельства, что домом стала заниматься я одна, без всякой ее поддержки. У нее свои интересы, у меня свои, так и разбежались.

— Вы могли бы жить в другом городе?

-Петербург- единственный город, в котором я хочу жить, в котором я хочу умереть. Я точно уже поняла, что в другом городе я жить не смогу. На экскурсию съездить- с удовольствием. Но Петербург каждой улицей, каждым запахом стал уже настолько родной, что это уже каждой клеточкой своей…

-Вы любите путешествовать?

-Это как наркотик. Я думала раньше, что не люблю. Потом втянулась. Благодаря гастролям, конечно. Мне очень понравился Пермь. Города- это люди. И восприятие города зависит от того, как тебя там встречают, какая публика, какие организации. Конечно, дома, архитектура тоже важны, но не так.

-Вас часто друзья посещают?

-Дня не проходит, чтобы кто-нибудь не ночевал. Это связано и с работой, и с гостеприимством, и с приятным общением. Людей в ночь не хочется выгонять.

— Расскажите про своих друзей…

— Ну, вот с Валеркой мы знакомы уже лет шестнадцать. Он сейчас должен приехать за мной. У него сейчас тяжелый период в жизни — он наконец-то занялся своим здоровьем стоматологическим. Когда Валерка улыбнется, вы поймете, что это очень актуально для него. Вчера ему удалили четыре зуба.

Мы познакомились в Педиатрической медицинской академии. У него там были друзья, которые пригласили его помочь в музыкальном плане — поучаствовать в КВНе. У меня тоже были там какие-то КВНовские сподвижники. В общем, встретились на какой-то репетиции. В одном конце коридора играла я на скрипке, в другом конце коридора- он на гитаре. Я прислушалась к его звуку, подхожу и говорю: классно ты играешь. А у него удивительное звучание. Он из любой гитары может извлечь совершенно волшебные звуки. Я тогда уже это подметила. Играл он на какой-то 35-рублевой гитаре очень бегло. А он из деликатности тоже решил отвесить комплимент- сказал, что я тоже очень хорошо играю на скрипке. Это была первая наша с ним встреча. Потом мы задружили, у нас были очень смешные жизненные инсталляции. Как-то принимали участие в поступлении нашей общей знакомой в ЛГИТМиК- аккомпанировали ей. Видимо, слишком хорошо это делали и затмили аккомпанементом выступление самой поступающей, ее не приняли ( смеется ).

Мы много лет не виделись. Года четыре назад возобновили отношения. Он такой был- неуловимый Джо. Я его достала через друзей, знакомых: «Валерка, вот записали акустический альбом «Капля дегтя в бочке меда». Все неплохо, но я бы хотела следующий альбом писать с тобой». Арбенина не очень хорошо восприняла эту идею… Одним словом, все опять заглохло, года на два. И вот когда мы расстались с Арбениной, я опять чудесным образом нахожу Валерку, и с тех пор не бывало дня или нескольких дней, чтобы он здесь не появлялся. Жена уже забыла, как он выглядит. У него прекрасная семья: красавица-жена, дочка играет на домбре.

-Почему вы сейчас не играете на скрипке?

— Просто не играю.

-Расскажите о работе над первыми альбомами «Снайперов».

-Был страшный бардак, бурно отмечали. Потому что очень радовались, если что-то получалось. Расслабляться нужно- это обязательно. Всегда помогает, чтобы снова сконцентрироваться. Со студией «Добролет», на которой мы записали первый альбом, связан очень интересный момент записи скрипки на одном треке «Уже лето- не зима». Там есть скрипичное вступление, начинается оно издалека-издалека… Потом такой эффект, будто скрипка приближается к уху и начинает играть. Реально этот эффект достигался тем, что я шла по длинному-длинному коридору. Это было в четыре утра, машины еще не ходили, в городе тихо. С одной стороны- большущие окна в студии «Добролет», с другой- двери. И в этом коридоре была совершенно замечательная акустика. В конце коридора стял микрофон, к которому я медленно шла. Благодаря этому появился эффект постепенного приближения.

-У вас напряженный образ жизни?

-Я бы хотела, уже начинаю по этому скучать. Хочу спать по четыре часа, хочу, чтобы у меня не хватало времени смотреть телевизор, хочу читать книги, чтобы в моей жизни было всего как можно больше- таким людям завидую. Но и радоваться жизни надо. Надо уметь это делать. Наверное, я в душе эпикуреец.

-Что вам нужно для счастья?

-Было бы грешно не считать себя счастливым человеком. У меня все есть- я жива, здорова, меня окружают прекрасные люди, у меня есть любимое дело, которое мне еще и приносит деньги…

-При этом вы еще и высыпаетесь…

-Да, причем я еще и сплю. С этим надо что-то делать. Это какая-то зимняя спячка. С другой стороны, это чисто русская черта. Когда все спокойно- спишь, бездельничаешь. Как только запись чего-то конкретного, сроки жесткие… Когда писали альбом, мы по четырнадцать часов работали, по восемнадцать. Это, конечно, неправильно. Когда надо, просыпается огромная работоспособность. На недели, на месяцы ее хватает. Можно несколько суток не спать.

Наташа попросила Светлану попозировать с котом. На Хрюнделя была направлена подсветка, и он замяукал.

-Что-то он нервничает. Вообще обычно он очень ласковый и любит заигрывать. Прекрасно общается.

Приехал друг Валера, и Светлане надо было уезжать. Перед отъездом она показала нам игру, которую недавно приобрела,- «Энциклопедия истории».

-Вот, надо мне пробел восполнить. Потому что в школе я училась не очень, истории не знала… Хотя у меня был опыт поступления в институт имени Герцена на исторический факультет. Слава богу, не поступила. Не было ни малейших предпосылок туда попасть. Но тут вот обуял интерес к истории, и я купила детскую игру. А вот в поезд мы возьмем с собой игру «три в одном» — шахматы, шашки и нарды. Ехать долго, 36 часов.

-Почему не летите на самолете?

-Не люблю. На самолете надо добираться только до тех мест, куда не попасть другим способом. Например, до Магадана.

-Нервничаете перед отъездом?

— Не знаю. Главное, чтобы на концерте публика была живая. Если что-то не нравится – топай ногами, кидайся помидорами, ругайся. Если нравится — танцуй, свисти, ори. Только молчать не надо. Это страшно.