2021 08 19 Комментарии Дианы Арбениной к альбому «1993 Vol.1»

Диана Арбенина называет альбом «1993 vol.1» нетипичным, отводя ему особое место в дискографии «Ночных Снайперов». Он вышел 19 августа 2021 года — в день 28-летия знаменитой рок-группы — и стал большим подарком давним поклонникам: на нем звучат хорошо известные и любимые композиции, но в неожиданных аранжировках.
«Обычно к старым песням обращаются, когда перестают появляться новые, — рассказывает рок-звезда в интервью Apple Musiс. — В моем случае все иначе. Я постоянно пишу новое, но за эти годы за бортом осталось больше 200 песен, которые известны в акустических версиях, но никогда не звучали в электричестве». После выпуска релиза «O2» в пандемическом 2020-м лидер «Ночных Снайперов» ради эксперимента предложила участникам группы — мультиинструменталисту Сергею Макарову, соло-гитаристу Денису Жданову и барабанщику Александру Аверьянову — выбрать по четыре песни из ее архива и сделать к ним аранжировки. «Это музыка ради музыки», — резюмирует она. Получившиеся 12 треков так вдохновили артистку, что, как следует из названия, у «1993 vol.1» будет продолжение, а пока она в подробностях рассказывает о каждом треке этого исключительного альбома.

иду одна
«Песня была написана в стиле шансон, как и „Ты дарила мне розы“. Причем это французский шансон, самой высшей пробы. Наш самородок Сергей Макаров, который делал аранжировку, специально для нее записал саксофонную партию —деликатную, минималистичную. Мне очень нравится, как она звучит. Мы грамотно начали с прозрачного полуакустического саунда, чтобы развернуться в полную силу к середине альбома».

гости мои
«Это выбор Дениса Жданова. Почему — я не знаю. Одна из самых первых моих песен. Она появилась в Питере в декабре 1993 года. С моей точки зрения, она наивная и ностальгическая. Тогда я была очень юна и несчастна. Если бы сейчас я даже и захотела написать „гости мои“ — не смогла бы. Я уже другой человек. Слушая свои старые акустические вещи, думаю: „Боже мой, как же девочка страдала, как же девочке было тяжело в жизни и любви!“ Но мне не стыдно ни за одну свою песню. Отношусь к своему прошлому с нежностью и умилением».

лето
«Песня выходила на пластинке „Детский лепет“ в 1999 году. Там она была уже в электрической аранжировке, но та аранжировка была совершенно иной, и, когда за нее решил взяться Саша Аверьянов, я ему аплодировала стоя. Обожаю эту песню. В 1993-м Диане Сергеевне было нетрудно в одном тексте заявить о том, что она любит сразу три времени года: лето, осень и „когда выпадет белый снег“, то есть, в принципе, все, что дает нам природа. Сейчас на такую антилогику я уже не способна».

по твоей земле
«Одна из самых серьезных работ на альбоме. Есть такие песни, которые не становятся хитами, но для меня являются программными: они определяют мое сознание на всю жизнь и помогают людям, давая им поддержку. Это одна из них. Аранжировку с большим вкусом и тактом сделал Сергей Макаров — филигранную и аскетичную. Когда я услышала ее первые наброски, то у меня сжалось горло, настолько точно он передал, как должна звучать песня. Конечно же, она о любви. Не случайно в финальном припеве использую местоимение „мы“: „Мы шагаем по твоей земле“. Любовь полноценна, когда в ней два человека, и совершенно неполноценна, когда безответна, на мой взгляд».

не кури
«Я до сих пор веду дневники. Время от времени пишу ручкой на листе бумаги, и мне становится легче. Думаю, что и по поводу этой песни есть какие-то записи. По-моему, она была создана в Москве, но я не помню обстоятельств. Куда-то торопилась, куда-то бежала. Сейчас мне кажется: она о начале любви, потому что, с одной стороны, очень робкая, а с другой — ее героиня уже хочет остаться в отношениях, чтобы они развивались. Аранжировку делал Сергей Макаров: получился идеальный симбиоз песни, которая была написана много лет назад, и современного подхода к звуку».

люблю-не-люблю
«Когда парни выбрали себе песни, я предложила им еще и эту. Со словами: „Вы с ней точно не справитесь“. Потому что это, по сути, речитатив. У нее огромнейший текст, который, как мне казалось, невозможно утрамбовать в музыкальный каркас. Поэтому, когда Сергей Макаров прислал мне демку аранжировки, я так удивилась его победе над совершенно невозможной песней, что включила ее на громкую в машине и мы с моим другом поехали в „Макдоналдс“. Там взяли картошки фри с ванильным коктейлем, встали на выезде у ресторана и слушали эту демку на репите минут 40. Аранжировка напоминает мне группу U2 конца 80-х, потому что в ней тоже все построено на летящей гитаре. А сама песня была написана, как я понимаю, в момент отчаяния, иначе у меня не было бы столько слов».

берёзовый сок
«Хоть убейте не помню, когда написала песню и по какому случаю. Она была абсолютно сырая, я спела ее один раз и забыла. Но на акустических концертах и квартирниках меня постоянно просили спеть ее снова. А я отвечала: „Да нет у меня такой песни!“ Но тут мне предъявили видеозапись, где я ее пою. Меня умоляли довести трек до ума, и мы это сделали».

стерх и лебедь
«Помню момент появления песни: мы ехали с моей подругой Светланой Голубевой из Питера в Москву в плацкартном вагоне прыгать с тарзанки. В парке Горького открыли первую тарзанку, а мы очень любили высоту. Я до сих пор люблю. А ее, к сожалению, нет в живых. Мы ехали в плацкарте, и тогда мне пришла в голову одна из строчек. Кстати, очень возможно, это было в день смерти Иосифа Бродского: я помню, как мы обсуждали, что он ушел. Аранжировку сделал Сергей Макаров. Мы специально не стали перегружать ее инструментами. На этом альбоме появляется один приглашенный музыкант Алексей Зленко, который очень уместно исполнил в треке партию виолончели».

в испании дожди
«Раньше в моих песнях было очень много слитного текста, который забивал музыкальный ряд. „Кому-то — холод, кому-то — повод. Кому-то — белые цветы, а мне не нужно суеты“ — это невозможно быстро произнести, не то что спеть. Я даже звуки сейчас артикулирую по-другому. У нее совершенно немузыкальный куплет. Слава богу, хоть в припеве есть мелодия. Сейчас для меня эта песня — нонсенс, я очень несерьезно к ней отношусь. А написана она была, кажется, в Питере. Я тогда снимала квартиру недалеко от Финского залива. Появилась как ответ на что-то, потому что у нее раздосадованный текст. А почему в Испании дожди? Да кто его знает! Как-то к слову пришлось».

расстреляли нежность
«Очень классный трек и очень свежая аранжировка, которую сделал Саша Аверьянов. Причем изначально существовал лишь набросок: был только первый куплет и припев. Второй я дописала, и получилось необычно с точки зрения формы: ярко выраженный бридж, что нетипично для моих песен. Здесь у героев, мне кажется, все плохо. Все, что раньше меня окружало, имело привкус скорого конца и плохого финала. В каждой песне это происходит. Не факт, что это происходило в жизни. Более того, меня никто никогда не бросал, я всегда уходила первой. Откуда взялось предчувствие страдания? Не знаю. Но я никогда не заигрывала с публикой: не пыталась нравиться тем, что я страдаю. Вероятно, это ощущение было внутри и так выплескивалось».

вороны ложатся спать
«За этой песней стоит совершенно дикая документальная история. Однажды мы ездили на день рождения к моему приятелю в Бокситогорск — маленький городок под Питером, где живут хмурые люди. Сначала все было хорошо: мы танцевали под The Cure и Nick Cave, но очень скоро именинник, который тоже стал хмурым, начал драку с поножовщиной. Мы, расстроенные, вернулись в Питер, тут же поехали в Москву, но зачем-то сошли в Бологом, и я провела жуткую ночь в отеле, где пили и развлекались дальнобойщики. После этого написала „вороны ложатся спать“. История странная, но такая и песня.
В ней появляется слово „снайпер“ — это я уже пишу о себе и о группе „Ночные Снайперы“. Я не помню, откуда взялось это слово. Но мне всегда нравилась меткость. И всегда нравились сильные эмоции. Мне было проще жить в испытаниях (назовем это войной), чем в мире. Так я прожила лет 25. А потом стало понятно, что жить в мире намного ответственнее и интереснее, чем на войне. Потому что на войне каждый может быть героем, а в мире — не особо».

редкая птица
«17 лет назад меня осенило, и появился текст, который объясняет меня в этом мире. Песня о человеке, который остается молодым, и неважно, сколько ему стукнуло: 80, 90 или 120. Написав ее, я подписала себе приговор вечной молодости. Секрет в том, что для меня нет повторения вчерашнего дня: я каждое утро начинаю заново, постоянно собой недовольна, постоянно иду вперед и — как в 15, как в 25 и как в 30 — наотмашь влюбляюсь в людей».