2004 11 РокмЬюзик: «Идеи, разросшиеся до глобальных масштабов»

Недавно вышел в свет сингл Светланы Сургановой и «Оркестра» под названием «Корабли». В него вошли инструментальная композиция и две новые песни- «Корабли» и «Ангел». Своеобразным бонусом стали два видеоклипа и заслуживающие отдельного внимания ремиксы. Данный сингл — предвестник нового альбома «Возлюбленная Шопена», который появится лишь весной. Для всех желающих услышать часть готового материала Сурганова приподняла завесу тайны на концерте в Московском Дворце Молодежи, где вместе с «Оркестром» исполнила новые и старые песни из своего репертуара. Сразу же после концерта группа отправилась в турне по российским городам. Промежутки между выступлениями Светлана планирует заполнить записью альбома.

— Новый альбом, как и предыдущий, вы записываете в своей домашней студии. Чувствуете ли на данном этапе определенную разницу между тем, как шла работа тогда и как проходит она теперь?

— Безусловно, отличие есть. Мы хотим избежать синдрома второго альбома, поэтому сейчас работа ведется кропотливо. Диск должен быть лучше первого, чего достаточно сложно достичь. Но мы по-прежнему придерживаемся точки зрения, что продукт нужно делать своими силами. Конечно, не обходится без привлечения профессионалов со стороны. К примеру, ритм-секции песен, вошедших в сингл, были записаны на питерской студии «Добролет». Вся остальная работа велась у нас дома на Кавалергардской, в домашней, уже усовершенствованной студии. Когда писали сингл, оттачивали алгоритм работы над остальными композициями, которые войдут в альбом «Возлюбленная Шопена», начиная от механизма записи, заканчивая выбором приборов, инструментов, обработок, мастеринговых эффектов. Все время продолжается процесс обучения, изучения и нахождения своего звука. «Корабли» — иллюстрация того звучания, которое мы стремимся воплотить на альбоме «Возлюбленная Шопена». Он выйдет весной, 26 апреля 2005 года в 13:30.

— Такие точные сроки обязывают постоянно держать себя в безупречной «рабочей форме». Не возникает ли ощущения усталости?

— Наоборот, это стимулирует и организует. Расплывчатые сроки и осознание того, что «еще много дней впереди» (как сказала ныне живущий классик Диана Арбенина в одной из своих песен), вообще расхолаживают. Проще, когда намечена точная дата, и моей голове она есть — 26 апреля. Значит, именно к этому сроку я должна буду предоставить готовый продукт.

— Почему именно в 13:30? Вы обращались за помощью к астрологам?

— В данном случае — к астрологическим рекомендациям не прибегала, потому что 26 апреля — День рождения нашего коллектива. В 2005 году нам исполнится 2 года, и эту дату мы хотим ознаменовать выходом второго номерного альбома. 13:30 — это хорошее время, после полудня. Думаю, к тому моменту точно будет напечатан первый тираж.

— Вы живете и пишете альбом в одном и том же помещении. Не тяжело?

— Только недавно поняла, что это неправильно. Летом мы нашли спасение в поездках за город: отдых заряжал нас здоровой энергетикой до конца недели. Конечно, человек должен работать и отдыхать в разных местах, но пока у меня такой возможности нет. В этом есть как минусы, так плюсы: в любой момент можно приготовить что-нибудь вкусненькое, перекусить, отдохнуть и не думать о почасовой оплате за помещение.

— Ваша студия — место «святое» или же в ней можно кинуть джинсы или свитер?

— Так разрешено делать только в ванной или в маминой комнате. Все остальное помещение

работает как студия. В спальне — запись вокала, гитар. Там выстраивается ширма, которая

борется с резонансом. Из спальни к базе, к компьютеру, протянуты провода от микрофонов, наушников, там и осуществляется запись. Для жизни остаются только комната мамы и кухня с туалетом.

— Чаще всего в процессе работы над альбомом коллективы дают будущему детищу рабочее наименование. В вашем же случае выбран окончательный вариант — «Возлюбленная Шопена». Как появилось название альбома и что оно означает?

— Позвольте мне не отвечать на этот вопрос. Знаете, это настолько личная история, что хотелось бы про это рассказывать. Может быть каждый найдет в названии что-то свое, личное.

— И все же, оно как-то связано с пережитой вами любовной историей или тут есть непосредственная связь с именем Шопена?

— Вы фактически сами все и рассказали. По крайней мере, все вами перечисленное сыграло роль в появлении названия. Одно скажу точно — Аврора Дюдеван тут ни при чем (смеется).

— На днях вы на автобусе отправляетесь в большой тур. Чем вызван выбор такого не совсем обычного для российских артистов способа передвижения?

— Это наша совместная идея с организаторами тура. Она витала — еще до того, когда были запланированы гастроли. Мы хотели путешествовать по стране с концертами на собственном автобусе. Идея разрослась до глобальных масштабов. Мы назвали тур «КругоСВЕТКА». Конечно, не в прямом смысле.

— Игра слов?

— Да, но очень классная. Стартуем из Новосибирска 7 октября, куда доедем на поезде. А уже оттуда, двигаясь на запад, проедем по стране, переезжая из города в город на нашем

«ЖбанАвтобусе».

— «ЖбанАвтобусе»?

— Так мы назвали наш транспорт, ведь в нем будут путешествовать жбаны (ударение на последний слог — прим. автора). А мы все жбаны в коллективе. У нас даже существует своя жбан-философия.

— Как возникло это слово?

— Оно пошло от «дружбан». Тут, собственно, все сразу становится понятно. В нашем коллективе очень теплые дружеские отношения. Вы представляете, что должны говорить здоровые парни, мужики, когда хотят друг друга как-то по-дружески назвать? Они же не будут друг другу говорить, там, «Олежик, утипутечки* или что-то в таком духе. Они скажут: «Привет, дружбан!». А наши парни употребляют слово «жбан». Само по себе оно вы

зывает улыбку, умиление, в нем есть что-то теплое.

— Принимаете ли в «жбаны» окружающих?

— Даже очень легко. Естественно, возникают какие-то отношения с разными людьми: с другими музыкантами, с теми людьми, которые берут интервью и т.д. И можно по нескольким

предложениям определить, жбан перед нами или не жбан. Мы даже иногда друг другу хором говорим: «Вот это точно жбан! (Смеется.)

— Светлана, летом в прессе появилась информация о том, что вам сделали операцию на голосовых связках. Насколько все было серьезно?

— Операция была необходима, потому что образовалась опухоль, которую нужно было срочно удалить. Появление доброкачественной опухоли достаточно распространенный случай среди певцов, которые не правильно поют. Я как раз к ним отношусь. Какое-то количество неправильно проведенных концертов, несоблюдение вокального режима — все это привело к образованию локальных узелков.

— Концертный тур — серьезное испытание для голоса. Занимаетесь ли вы сейчас постановкой вокала?

— Намереваюсь. Нас угораздило поехать в тур. Поэтому занятия будут проходить урывками между концертами. Пока работаю над голосом только теоретически: читаю литературу и общаюсь с профессионалами, которые дают мне советы.

— Вы уже знаете о том, что певцам не рекомендуется есть семечки?

— Да. а также орехи, острое, горячее, очень холодное и так далее.

— Изменилось ли в связи с этим отношение к курению и алкоголю?

— К алкоголю — не знаю. По-моему, принять пятьдесят грамм перед концертом для согрева неплохо. Нужно же вокалисту подготовить связки. Вред, наносимый курением, мне не грозит — не курю. Более того, даже не могу переносить табачный дым. Отчего очень страдаю. Часто приходиться выступать в клубах, где люди много курят. Это самый неприятный момент в работе.

— Насколько мне известно, после операции вы отправились отдыхать в Карелию. Как провели время? Может, удалось побывать где-то еще?

— Зимой мы отдыхали в Австрии. Друзья поставили меня на горные лыжи. Можно даже сказать, насильно спустили с горы, чему я, честно говоря, обрадовалась, потому что мне очень понравилось. Надеюсь, практиковать и дальше — по возможности выезжать зимой на горнолыжные курорты. Все лето мы провели на Карельском перешейке, изведали массу удивительной красоты озер. Просто отдыхали! С одной стороны, очень радовали подобные вылазки, а с другой — они огорчали, потому что многие заповедные территории в плохом состоянии. Люди не ценят места, где живут и отдыхают. Они приезжают с друзьями, выпивают водки, расслабляются, оставляют кучу мусора, битых стекол и уезжают — ведут себя как свиньи. Несколько раз мы даже делали своеобразные акции — брали с парнями мешки и вызозили из леса. Кроме своего мусора, тот, который попадался по дороге. Понимаю, что сделанное нами — капля в море, но мы сочли необходимым помочь хотя бы так.

— Как предпочитаете проводить свободное время, находясь в городе?

— Недавно у меня появилась новая игрушка ноутбук. В него я инсталлировала Большую Советскую Энциклопедию, хочу установить Большую Медицинскую Энциклопедию и какой-нибудь словарь иностранных слов. Сейчас с огромным удовольствием листаю БСЭ образца 77го года, читаю интересные статьи — компенсирую пробелы знаний в различных областях.

— Часто удается ходить в кино, театры, на выставки?

— Ужасно редко вырываюсь куда-либо, порой даже обидно. Иногда прочитаю какую-нибудь афишу, мечтаю пойти на театральный фестиваль современной драмы, на разные выставки, на выступления театра «Дерево»… Но пока, к сожалению, не позволяет время.

— Не возникало ли желания обратиться к жанру кино — написать музыку или же сняться в фильме?

— Нам уже поступило предложение от одного норвежского документалиста. Он снимает в России несколько бытовых сюжетов: про пермскую балетную школу, про тюрьму, по-моему, даже нашу, питерскую, и про роддом. Он предложил написать музыку к этим документальным фильмам. Честно говоря, не знаю, получится у нас или нет. Это не срочный заказ. В ближайшие планы входит пока что выход «Возлюбленной Шопена- и альбом «Север Комбо» работа ребят, которые играют в «Оркестре».

— Напоследок хотелось бы узнать, претерпел ли какие-то изменения за тот период, что существует коллектив Сурганова и «Оркестр», музыкальный стиль вип-панк-декаданс, которым вы однажды охарактеризовали свое творчество?

— Это философия, самоощущение, надумаю, что пока все остается по-прежнему. В моем сознании глобальных перемен не произошло. Название «Viр-панк-декаданс» касается, прежде всего, наших живых выступлений. Хочется быть одновременно эстетствующим, вульгарным и утонченно-дурашливым сумасбродом с положительным зарядом энергии. Как все это увязать? Хотелось бы по-прежнему выплескивать это на суд зрителей. Прежде всего, это связано с философской позицией, что в человеке есть как плохое, так и хорошее, и не нужно этого стесняться и стараться казаться лучше или хуже, чем ты есть на самом деле.