2004 10 28 FAN: Интеллигентка-хулиганка в стиле vip-punk-decadance

корреспондент — Ксения Золотарева

Стильная, строгая, но задорная Сурганова категорически не переносит табачный дым. Зато во время концерта несколько раз Света появлялась на сцене со стильной фляжкой в руке. Захожу за кулисы и, наконец, интересуюсь, что же она пьет из фляжки?

— Угощайтесь, — запросто говорит она мне.

— А что там?

— Бренди. Я его очень люблю.

Ксения: Мне очень нравится ваша песня под названием «Мураками». Какое его произведение вдохновило вас на написание песни?

Светлана Сурганова: Я разочарую… Ни сам Мураками, ни одно из его произведений. Там есть ряд людей, к которым я обращаюсь в этой песне, в том числе один человек. Он рядом сидел в самолете и читал книгу Мураками. По-моему, это была «Заводная птица». Я просто вспомнила этот кадр, он пришел ко мне в момент написания этой песни. И родилась строчка… «в переплетах Мураками». 

К: Там есть классная фраза «Я люблю тебя всей душой, я хочу любить тебя руками». Вас вдохновляют на творчество чувства или присутствие рядом любимого человека?

С.С.: Очень часто невозможно присутствие рядом любимого человека, и ты обращаешься к нему через расстояние, через время. У меня какая-то совершенно несовременная черта есть. Если я полюбила – то это навсегда. Но, бывает, так складывается жизнь, с людьми расстаешься, встречаешься с новыми людьми. Но если зародилось, упало, в тебе проросло это зерно любви – оно остается там уже навсегда, оно цветет пышным цветом на протяжении всей жизни, до конца дней моих…

К.: Сегодня зал просто ревел на концерте. Что создает такой драйв?

С.С.: Я всегда думаю, о чем пою. Я думаю о том, что с этим связано, как песня была написана, кому она адресована. Плюс к этому добавляется то, что происходит в этот момент, как воспринимает публика… Я вижу многие глаза. Они очень живо реагируют. Когда глаза напротив плачут – мне очень трудно сдержать подкатывающий комок в горле. Я тоже начинаю плакать, и мне трудно бывает петь. Такие случаи были. А драйв – это сумма сиюминутных переживаний момента. Я просто отдаюсь этому моменту, целиком и полностью. Я суммирую в себе все предыдущие переживания и все настоящие, в данный, абсолютно неповторимый, момент.

К.: А если публика не плачет, а как-то по-другому проявляет себя? Что вас в поведении фанатов раздражает?

С.С.: Курение, табачный дым… К сожалению это неизбежно, и это никак не отрегулировать. Я стараюсь об этом артефакте не думать. Меня раздражает навязчивость, но, с другой стороны, это – ничто по сравнению с мертвечиной. Главное, чтобы люди были живыми. И пусть они будут навязчивыми, пусть они будут бестактными! Но они будут являть собой жизнь, они будут проявлять свои эмоции. Конечно, каждый в меру своего воспитания, в меру своего темперамента.

К.: Что касается творчества, в своей группе вы тиран или демократ?

С.С.: Я – демократичный тиран.

К.: Пожалуй, сейчас «Сурганова Оркестр» даже популярней, чем «Ночные Снайперы». Вы напали на хорошего продюсера?

С.С.: (улыбается) Мы ни на кого не нападали, мы вообще очень мирные люди. Наш бронепоезд стоит на запасном пути. Нам просто повезло. Может быть, мы в чем-то проще, в чем-то понятнее для народа, бог его знает… Я не могу сказать, кто популярнее, кто менее популярен. Время покажет. Но то, что делают «Ночные снайперы» сейчас, их новый альбом «Смс», – я считаю, это великолепная работа, абсолютно достойная. У меня от многих песен просто мурашки идут по коже.

К.: Есть сожаление, что вы не участвуете в их записи?

 С.С.: Но ведь уход из группы – это не моя была инициатива. Я удовлетворила инициативу Дианы. Просто у меня такая жизненная позиция – если тебя просят уйти – уходи. И сейчас, по прошествии почти двух лет, я могу только абсолютно искренне поблагодарить Диану за этот шаг, потому что я бы на этот шаг никогда сама не решилась. Этот разрыв… нет, не разрыв, а эта дистанция, спровоцированная ей, была необходима. Я сейчас очень благодарна ей, что она взяла на себя эту ответственность. И на какое-то время разорвала этот тандем «Ночные Снайперы». Мне кажется, что это временно, потому что основа и суть осталась, просто очень глубинная. Мне не хочется верить, что вот так все просто можно взять и разрушить.

К.: Как происходило формирование вашего нового образа? Насколько для Вас важно как Вы выглядите на сцене?

С.С.: Макияжа нет, а если есть – он минимален. Потому что не люблю, потому что не умею. Считаю, что это не есть необходимость для меня, потому что это не то, чем я могу очаровать (улыбается). Бесполезно воздействовать этими рычагами физиогномическими, мне так кажется. А мой образ… вы представляете – такая тетка средних лет с совершенно непредсказуемым, где-то, пардон, разпиздяйским поведением. VIP-PUNK-DECADANCE. Этим самым мы и являем его. Так мы определили свое направление. Я – такая интеллигентка-хулиганка.

PR-технологии в российском бизнесе >>> 

К.: А чего больше в этой смеси?

С.С.: Не понятно чего больше… Я вообще в зеркало редко смотрюсь, лучше не смотреться…

К.: Раньше рок-музыку запрещали, и в ней просто сквозил протест миру, буквально определял ее, а теперь ее продвигают теми же технологиями, что и поп-музыку. Что с этими изменениями потерял рок?

 С.С.: Веяния в музыке – они сродни каким-то физиологическим процессам организма, может быть, в целом общества, человечества. Человечество не может все 24 часа в сутки протестовать, агонировать, кричать во всю глотку. Ему нужны как вдох, так и выдох. Как тишина, так и крик. Да, сейчас есть тенденция слияния рок-музыки и поп-музыки и даже классической музыки. Стираются межжанровые границы. Рок-музыка всегда была социальной, выражала протест, как вы правильно сказали. Я не хочу сказать, что сейчас нет тем, против которых можно протестовать. Их больше чем предостаточно! Но сейчас эта форма прямолинейного захвата, протеста, брутального крика уже не так доходчива. Сейчас нужны уже более тонкие механизмы, чтобы достучаться до сердец. Рок-музыка конца с 60х до середины 80х – это прямолинейное воздействие на нижние чакры. Сейчас помимо этих чакр, нужно воздействовать и на то, что выше.

Комплексное воздействие должно быть, иначе не достучаться.

К.: Тем не менее «рок» продолжает кричать «мы – не поп». А при этом технологии для своего продвижения использует те же самые…

С.С.: Технологии да, согласна. Но, наверное, то, что всегда отличало и будет отличать рок-музыку от попсовой – это общий вектор настроения, вектор мысли, вектор отношения к миру. Попсовая музыка – она более ажурная, более светлая, более легкомысленная, не хочу никого обидеть. Просто более легкая для восприятия. У рок-музыки – все через трагедию, фатум, через глубинные переживания. Эта граница, эта разность всегда будет между рок и поп-музыкой. Это как два символа двух настроений, двух палитр. Но мне никогда не была понятна их борьба и взаимоисключение. Наоборот, они сейчас очень хорошо дополняют друг друга.

К.: А как вам кажется, почему именно сейчас получился рассвет женского направления в роке?

 С.С.: Истоки этого явления – в общесоциальных явлениях. Женщины стали сильнее, женщины стали свободнее, менее зависимы от мужчин.

К.: Вы ведь не были «за», когда «Ночные Снайперы» «заболели» электричеством? Всегда вели акустическую линию…

С.С.: Да, у «Ночных снайперов» настолько специфичный материал, абсолютно самобытный. В первую очередь я имею в виду пенсии Дианы. То, звучание, к которому мы пришли, начиная деятельность в электрическом составе, – это полностью не отвечало внутренней энергетике и сути песен. Обертка не коррелировала тому энергетическому посылу и содержанию песен. Она была слишком грубая для нее. Я ратовала лишь за большее их соответствие. Как показывают мои наблюдения, Диана – абсолютно самодостаточна. Ее песни – абсолютно самодостаточны. И если требуется какое-то сопровождение, то оно должно быть настолько выверенным, настолько минималистическим, сверхделикатным! Которое, вероятно, ни я, ни музыканты не способны были дать. Но их новая работа, альбом «Смс», пожалуй, да, сейчас они приблизились именно к этой философии, к минимализации музыкального обрамления и подчеркиванию поэтики тембральных интонаций голоса Дианы.

К.: А почему для звучания своей группы вы не выбрали акустику?

С.С.: У нас очень много живых инструментов, духовая секция, перкуссия, которые не во многих коллективах сейчас можно встретить. Признаться, это роскошь, которую не многие себе могут позволить. Так что звучание вполне акустическое. Мне нравится разножанровость. Этнические, национальные мотивы. Тут и фанк, и этно, и рок, и авторские баллады. Мне интересно во всем этом кувыркаться. 

К.: Ведь сейчас Вы записали материал который накопился за долгие годы, а почему раньше он не находил выхода?

С.С.: Вероятно, со мной не было таких музыкантов.

К.: Какую мелодию вы напеваете, когда у вас такое состояние, что «душа поет»?

С.С.: Я очень люблю песни о войне. Я пою песню… «10-й наш десантный батальон».

PROMOTEEN, Ижевск

 

 

28.11.2004

Я интеллигентка-хулиганка

 

Экс-солистка дуэта «Ночные снайперы», лидер группы «Сурганова и оркестр» Светлана Сурганова в жизни совсем не такая, как на сцене. Маленькая, хрупкая, очень серьезная и немного грустная. Категорически не переносит табачный дым, зато почти все время у нее с сабой стильная флижка в руке — и на концертах, и в обычной жизни.

— Там минералка или что-нибудь покрепче? — интересуюсь.

— Там бренди. Я его очень люблю.

— Светлана, был на днях на вашем концерте и, признаться, крайне удивился реакции публики. Зал просто ревел! Что создает такой сумасшедший драйв?

— Я всегда думаю, о чем пою. Я думаю о том, что с этим связано, как песня была написана, кому она адресована. Плюс к этому добавляется то, что происходит в этот момент, как воспринимает публика… Я вижу многие глаза. Они очень живо реагируют. Когда глаза напротив плачут — мне очень трудно сдержать подкатывающий комок в горле. Я тоже начинаю плакать, и мне трудно бывает петь. Такие случаи были. А драйв — это сумма сиюминутных переживаний момента. Я просто отдаюсь этому моменту, целиком и полностью. Я суммирую в себе все предыдущие переживания и все настоящие в данный, абсолютно неповторимый, момент.

— А если публика не плачет, а как-то по-другому проявляет себя? Что вас в поведении фанатов раздражает?

— Курение, табачный дым… К сожалению, это неизбежно, и это никак не отрегулировать. Я стараюсь об этом артефакте не думать. Меня раздражает навязчивость, но, с другой стороны, это ничто по сравнению с мертвечиной. Главное, чтобы люди были живыми. И пусть они будут навязчивыми, пусть они будут бестактными! Но они будут являть собой жизнь, они будут проявлять свои эмоции. Конечно, каждый в меру своего воспитания, в меру своего темперамента.

— Что касается творчества, в своей группе вы тиран или демократ?

— Я — демократичный тиран.

— Пожалуй, сейчас «Сурганова и Оркестр» даже популярней, чем «Ночные Снайперы». Вы напали на хорошего продюсера?

— Мы ни на кого не нападали, мы вообще очень мирные люди. Наш бронепоезд стоит на запасном пути. Нам просто повезло. Может быть мы в чем-то проще, в чем-то понятнее для народа, бог его знает… Я не могу сказать, кто популярнее, кто менее популярен. Время покажет. Но то, что делают «Ночные снайперы» сейчас, их новый альбом «СМС», — я считаю, это великолепная работа, абсолютно достойная. У меня от многих песен просто мурашки идут по коже.

— Есть сожаление, что вы не участвуете в их записи?

— Но ведь уход из группы — это не моя была инициатива. Я удовлетворила инициативу Дианы Арбениной. Просто у меня такая жизненная позиция — если тебя просят уйти — уходи. И сейчас, по прошествии почти двух лет, я могу только абсолютно искренне поблагодарить Диану за этот шаг, потому что я бы на этот шаг никогда сама не решилась. Этот разрыв… нет, не разрыв, а эта дистанция, спровоцированная ей, была необходима. Я сейчас очень благодарна ей, что она взяла на себя эту ответственность. И на какое-то время разорвала этот тандем «Ночные Снайперы». Мне кажется, что это временно, потому что основа и суть осталась, просто очень глубинная. Мне не хочется верить, что вот так все просто можно взять и разрушить.

— Кстати, когда вы расстались, почему Диана взяла себе название «Ночные снайперы», а не вы?

— Наверное, этот вопрос нужно адресовать самой Диане. Вероятно, без этого названия ей было бы сложно, мне — возможно. Уже прошло то время, когда меня ассоциировали только с группой «Ночные снайперы». «Сурганову и Оркестр» знают как новую творческую единицу. Причем знают не только в Москве и Санкт-Петербурге. Когда через Интернет был брошен клич: кто хочет увидеть в своем городе группу «Сурганова и Оркестр», — в первый же день пришли заявки из 47 городов.

— Света, многие находили некоторое сходство «Ночных снайперов» с группой «Тату». Конечно, не по музыке, а скорее по чисто внешним признакам: две девушки, поют неоднозначные песни о любви. Согласны ли вы с этим? Как относитесь к «Тату», к популярной ныне теме нетрадиционной любви и женским тандемам вообще?

— «Тату» — это отлично спрогнозированный, социально просчитанный, безусловно талантливый продюсерский проект. Но между «Тату» и «Ночными снайперами» — колоссальная пропасть, временная и творческая. И то, как зародились два брэнда, на какой почве, разносит их еще дальше друг от друга. Если у «Снаперов» появление альянса продиктовано высокими отношениями и искренними чувствами, то появление проекта «Тату» продиктовано коммерцией и возросшим интересом социума к нетрадиционным отношениям.

— Можете ли вы простить предательство близкого или любимого человека?

— Да. Каждый может ошибиться. Если ты любишь — ты великодушен и прощаешь ошибки любимым.

— А вы вообще конфликтный человек?

— Только и жду момента, когда можно ввязаться в драку. Держите меня, вот сейчас — начну махать кулаками!

— После ухода из «Снайперов» вы некоторое время были вне поля зрения, чем вы занимались?

— Видимо, я была вне поля вашего зрения. Но это редкое исключение. Напротив — приходилось сдерживать натиск журналистов, которых интересовало, что же я теперь буду делать. А я не люблю говорить о том, что еще не сделано. Когда был записан альбом — тогда и стало о чем говорить.

— Сложно ли вам было начать все сначала? Нет обиды, что столько лет, проведенных в «Ночных снайперах», оказались потрачены впустую и теперь это не ваш проект?

— Потрачено впустую? Глупости. Я благодарна тому времени. А то, что создателями «Снайперов» считали и будут считать нас с Дианой Арбениной, — это вне сомнений. Так что этот проект остается и моим. А здоровая творческая конкуренция — всегда только в плюс, если вообще можно говорить о конкуренции в творчестве.

— Как происходило формирование вашего нового образа — уже после «Снайперов»? Насколько для вас важно как вы выглядите на сцене?

— Макияжа нет, а если есть — он минимален. Потому что не люблю, потому что не умею. Считаю, что это не есть необходимость для меня, потому что это не то, чем я могу очаровать. Бесполезно воздействовать этими рычагами, физиогномическим, мне так кажется. А мой образ… вы представляете — такая тетка средних лет с совершенно непредсказуемым, где-то, пардон, разп…здяйским поведением. Вип-панк-декаденс. Этим самым мы и являем его. Так мы определили свое направление. Я — такая интеллигентка-хулиганка.

— А чего больше в этой смеси?

— Непонятно чего больше… В зеркало я вообще редко смотрюсь, лучше не смотреться…

— Раньше рок-музыку запрещали, и в ней просто сквозил протест миру, буквально определял ее, а теперь ее продвигают теми же технологиями, что и поп-музыку. Что с этими изменениями потерял рок?

— Веяния в музыке — они сродни каким-то физиологическим процессам организма, может быть, в целом общества, человечества. Человечество не может все 24 часа протестовать, агонировать, кричать во всю глотку. Ему нужны как вдох, так и выдох. Как тишина, так и крик. Да, сейчас есть тенденция слияния рок- и поп-музыки и даже классической музыки. Стираются межжанровые границы. Рок-музыка всегда была социальной, выражала протест, как вы правильно сказали. Я не хочу сказать, что сейчас нет тем, против которых можно протестовать. Их больше, чем предостаточно. Но сейчас эта форма прямолинейного захвата, протеста, брутального крика уже не так доходчива. Сейчас нужны уже более тонкие механизмы, чтобы достучаться до сердец. Рок-музыка с конца 60-х до середины 80-х — это прямолинейное воздействие на нижние чакры. Сейчас помимо этих чакр нужно воздействовать и на то, что выше. Комплексное воздействие должно быть, иначе не достучаться.

— Тем не менее «рок» продолжает кричать «мы — не поп». А при этом технологии для своего продвижения использует те же самые…

— Технологии — да, согласна. Но наверное то, что всегда отличало и будет отличать рок-музыку от попсовой — это общий вектор настроения, вектор мысли, вектор отношения к миру. Попсовая музыка — она более ажурная, более светлая, более легкомысленная, не хочу никого обидеть. Просто более легкая для восприятия. У рок-музыки — все через трагедию, фатум, через глубинные переживания. Эта граница, эта разность всегда будет между рок- и поп-музыкой. Это как два символа двух настроений, двух палитр. Но мне никогда не была понятна их борьба и взаимоисключение. Наоборот, они сейчас очень хорошо дополняют друг друга.

— А как вам кажется, почему именно сейчас получился рассвет женского направления в роке?

— Истоки этого явления — в общесоциальных явлениях. Женщины стали сильнее, женщины стали свободнее, менее зависимы от мужчин.

— Вы ведь не были «за», когда «Ночные Снайперы» «заболели» электричеством. Всегда вели акустическую линию…

— Да, у «Ночных снайперов» настолько специфичный материал, абсолютно самобытный. В первую очередь я имею в виду песни Дианы. То звучание, к которому мы пришли, начиная деятельность в электрическом составе, — это полностью не отвечало внутренней энергетике и сути песен. Обертка не коррелировала с энергетическим посылом и содержанием песен. Она была слишком грубая для нее. Я ратовала лишь за большее их соответствие. Как показывают мои наблюдения, Диана абсолютно самодостаточна. Ее песни абсолютно самодостаточны. И если требуется какое-то сопровождение, то оно должно быть настолько выверенным, настолько минималистическим, сверхделикатным! Которое, вероятно, ни я, ни музыканты не способны были дать. Но их новая работа, альбом «СМС»… пожалуй, да, сейчас они приблизились именно к этой философии, минимализации музыкального обрамления и подчеркиванию поэтики тембральных интонаций голоса Дианы.

— А почему для звучания своей группы вы не выбрали акустику?

— У нас очень много живых инструментов, духовая секция, перкуссия, которые не во многих коллективах сейчас можно встретить. Признаться, это роскошь, которую не многие себе могут позволить. Так что звучание вполне акустическое. Мне нравится разножанровость. Этнические, национальные мотивы. Тут и фанк, и этно, и рок, и авторские баллады. Мне интересно во всем этом кувыркаться.

— Ведь сейчас вы записали материал, который накопился за долгие годы, а почему раньше он не находил выхода?

— Вероятно со мной не было таких музыкантов.

— Какую мелодию вы напеваете, когда у вас такое состояние, что «душа поет»?

— Я очень люблю песни о войне. Я пою песню… «Десятый наш десантный батальон»…

— Забавно. А какое произведение знаменитого Мураками вдохновило вас на написание песни?

— Я разочарую… Ни сам Мураками, ни одно из его произведений. Там есть ряд людей, к которым я обращаюсь в этой песне, в том числе один человек. Он рядом сидел в самолете и читал книгу Мураками. По-моему, это была «Заводная птица». Я просто вспомнила этот кадр, он пришел ко мне в момент написания этой песни. И родилась строчка… «в переплетах Мураками».