2004 02 03 Туризм и отдых: «Меня вдохновляют самолеты»

корреспонденты — Ира Жукова, Виталий Карюков

— Светлана, когда у вас впервые появилось желание заняться музыкой?

— В 14 лет. Юному созданию просто необходимо делиться с окружающим миром полученным жизненным опытом. К тому же я вступила в ту прекрасную пору, когда человека настигает первая любовь, и начала писать песни, которые потом исполняла друзьям под гитару.

— У вас есть любимые места в С-Петербурге?

— Конечно, ведь я оттуда родом. Меня привлекает район Таврического сада, Петроградский и Центральный. Мой дом находится на пересечении Кавалергардской улицы и Суворовского проспекта – в самом сердце города. Раньше данную местность именовали Песками. Она недалеко от Смольного собора и расположена чуть выше остальной территории. Если в Москве 7 холмов, то в Питере 2 основные возвышенности – поклонная гора и Пески. Для прогулок предпочитаю уже проторенные маршруты, а в метро – синюю ветку.

— Вы часто совершаете вылазки на дальние расстояния, скажем, в Кронштадт или Петергоф?

— Осенью, в сезон дождей, мы ездили в Кронштадт. Сначала ничто не предвещало непогоды. Вдруг небо затянулось свинцовыми тучами, и на нас обрушились потоки воды. Казалось, они готовы затопить все и вся. Движение по дороге в сторону Кронштадта полностью прекратилось, потому что ничего нельзя было разглядеть на расстоянии метра. По обочинам стояли машины и пережидали ливень. Мы же решили продолжить путь и медленно, как черепахи, поползли к нашей цели – Кронштадту. В Петергоф я тоже наведывалась сравнительно недавно. Там живет один из музыкантов нашего коллектива. Мотается оттуда в Питер на концерты и репетиции. Петергоф по-прежнему великолепен. Может быть, какие-то здания и требуют реставрации, но это совершенно естественный процесс.

— Какими эпитетами вы могли бы наградить С-Петербург?

— Фантазия, призрак, фокусник, джентельмен, сказка… С-Петербург для меня – самый красивый город планеты, бесконечно дорогой и милый моему сердцу.

— Вы много гастролируете. Встречаются подобные мета за рубежом?

— Питер нередко величают Северной Венецией. У нас много каналов и мы тоже стоим на воде. Но дело в том, что я еще не видела самой Венеции, чтобы рассуждать с этой точки зрения о Питере, и сравнивать их пока не имею права.

— А Лондон своими туманами и частыми дождями напоминает Питер?

— Не знаю… Наверно, в Англии нам просто повезло с погодой. Нас сопровождали солнечные, теплые дни. В последние годы в Питере тоже хватает солнца. Климат меняется в сторону потепления, и сегодня Северная Пальмира уже не славится традиционно серым дождливым небом. Кроме того, по энергетике, архитектуре, внутреннему восприятию Питер и Лондон абсолютно разные.

— Чем, кстати, вам запомнилась британская столица?

— Знаменитыми двухэтажными красными автобусами и двусторонним движением. Когда переходишь дорогу, так и норовишь попасть под машину, потому что по привычке смотришь налево, а не направо. Еще поразила маленькая лондонская гостиница, настолько уютная и хрупкая, что когда я поднималась по лесенке на свой этаж, мне казалось, мои шаги слышит весь дом. И естественно: в памяти остались лондонские достопримечательности: Биг-Бен величественные моты, о которых мы пытались рассказывать еще в начальной школе на уроках английского.

— Одно дело изучать чужую страну по учебниками, и другое – самому сталкиваться с ее обычаями, а также тонкостями и особенностями таможенных досмотров при переездах…

— Самая большая проблема для музыкантов – провоз инструментов, потому что эти вещи требуют нежного отношения, их хочется взять в салон. Но сотрудники аэропортов пытаются поместить их в багажное отделения, так что возникают и конфликты. Однажды мне не удалось вывезти скрипку в Данию, потому что она не была оформлена. А так как она датирована концом 19 века, то считается старинной и ее нужно специально регистрировать: заводить паспорт с фотографиями и описанием. В общем, мой инструмент является государственной ценностью.

— Дорога для артиста – это жизнь, но многочасовые путешествия довольно утомительны. Есть ли у вас какие-то свои способы снятия усталости в пути?

— Одним из них мы воспользовались на редкость жарким позапрошлым летом. Это помогло нам развеяться в дороге и придти в себя. Если помните в стране царила засуха, полыхали бесконечные пожары – горели лесные массивы и торфяники. Именно тогда мы ехали в поезде на гастроли куда-то по направлению к Одессе. Из-за духоты в вагонах творилось что-то невообразимое. Ходить одетыми было просто немыслимо. Мужчины рассекали в трусах. Девушки не могли допустить подобной роскоши, но тоже носили минимум легких вещей. Спасение пришло на одной из станций. Знаете, на платформах собираются люди, торгующие пирожками, игрушками, детскими развлекалочками. Так вот, одна из таких продавщиц предлагала китайские пластмассовые водные пистолетики, которые мы тут же и купили. Набрав воды, мы начали обстреливать друг друга, а потом уже остальных пассажиров. И они не противились этому, наоборот, были счастливы. Таким образом мы пытались бороться с жарой.

— Светлана, мы знаем, что у музыкантов в поездах, в самолетах часто рождаются песни. С вами такое случалось?

— Безусловно. Меня, например, вдохновляют самолеты, хотя я очень боюсь летать. В «Мураками» у меня даже есть строчка про самолет. Разумеется, дорожные приключения откладываются в сознании. Однако я не могу писать песни по свежим впечатлениям. Должны пройти месяцы или годы, прежде чем я взгляну на все через призму анализа и переосмысления и придам этому какую-то поэтическую или музыкальную форму.

— Какие места, из тех, что вы посещали в недавнем прошлом, вызвали у вас особенно сильные эмоции, достойные воплощения в песне?

— Минувшим летом в рамках Дней С-Петербурга в республике Тува мы побывали в городе Кызыле. Должна сказать, что мы на 100 процентов влюбились в этот край и хотим туда снова. Нам довелось присутствовать на настоящем шаманском камланье. Это такой национальный обряд, с помощью которого служители культа изгоняют злых духов, болезни и прочую нечисть. Так что из Тувы мы вернулись очищенными, оздоровленными и нашаманенными.

— Организаторы гастролей наверняка устраивают вам интересные поездки?

— Да, конечно, нам везде оказывают очень теплый прием. Когда позволяет график мы знакомимся с городом, его достопримечательностями, гуляем. Если времени в обрез, то все равно наши концерты заканчиваются душевными посиделками. А вот в Екатеринбурге как-то раз за несколько часов до выступления мы поехали кататься на весельных лодках. Получился такой импровизированный экологический рейд. Дело в том, что в канале плавало огромное количество бутылок от пива, кока-колы и прочих напитков. Они засоряли водоем, возвышаясь над поверхностью, как буйки. Мы решили выловить этот мусор: подгребали к каждой посудине, доставали из воды, а потом эвакуировали на берег и складывали в положенных местах.

— Экологический туризм весьма развит на Байкале. Приходилось бывать в тех краях?

— О, Байкал! Это наша мечта! С удовольствием туда отправимся.

— А какие заграничные страны значатся в планах?

— В рамках нового проекта мы еще не охватили зарубежье – ни ближнее, ни дальнее. Нас приглашают в Прибалтику, Филадельфию, Израиль. В общем, все на стадии подготовки гастролей.

— Какие российские города Вам близки?

— Разумеется Москва. Она оказывает колоссальную поддержку нашему творчеству. Здесь находится мой самый большой и удивительный фан-клуб, который на каждом концерте преподносит мне уникальные и очень трогательные сюрпризы. В процессе выступления происходят два шоу: на сцене и в зрительном зале. Если говорить о других городах, то с нетерпением ждем гастролей в Курск и Пермь.

— Что помогает вам расслабиться, отвлечься от работы и повседневной суеты?

— Очень люблю читать, когда есть возможность. Книги требуют времени и полного в них погружения, а для этого нужно несколько свободных часов, чтобы никто не беспокоил, не разрывался телефон, и не отвлекали проблемы. Это для меня самые сладостные минуты, потому что чтение – лучший отдых.