2004 04 21 Парк культуры: «Мне не хотелось бы быть номером шестым»
корреспондент — Семен Кваша
Перед юбилейными концертами «Сургановой и оркестра» в Москве и Питере «Парк культуры» взял интервью у именинницы. В разговоре также участвовали продюсер Вячеслав Меньшиков и гитарист Валерий Тхай.
– Поздравляем с юбилеем…
С.С.: Ну да, первый юбилей оркестра.
– Надо итоги какие-то подводить? Принято ведь подводить юбилейные итоги.
С.С.: Ну да, мы сделали такую смешную вещь, подвели итоги. Мы озвучили 27 композиций. Это больше, чем на нашем первом альбоме «Неужели не я», все песни мы играем только на некоторых на концертах – не каждый раз, конечно, не в клубах. В клубе играть концерт два с половиной часа негуманно, людям пива надо попить, пообщаться и потанцевать. Но на специальных больших концертах мы играем все песни. Сюда вошли не только песни, но и инструментальные композиции. Со мной сотрудничают великолепные музыканты («Север-комбо». – ред.), каждый замечательно владеет своим инструментом и мыслит музыкально.
– Да, меня удивило, за год вы успели записать два альбома…
С.С.: Да точно, мы сделали первый номерной альбом, а через полгода по многочисленным просьбам публики записали концертный альбом «Живой». У нас вышло видео с концертом, которое недавно поступило в продажу. Я получила где-то порядка тысячи писем – только бумажных, не говоря уже об электронных. Администраторы подсчитали, что за этот год мне было подарено около семисот цветов. Как они это подсчитали – непонятно. Были концерты, на которых букеты были угрожающими по величине, иногда специально для них приходилось брать отдельный билет на поезд.
– А подсчитали ли администраторы концертные сборы?
С.С.: А-а-а, вот вы о чем (смеется). Ну это легко подсчитать: у нас было 47 концертов, в среднем за концерт мы получаем от двух до пяти тысяч долларов.
– Я много общался с разными звукозаписывающими людьми и спрашивал: почему у нас так мало концертных альбомов? Почти никто не записывает концертные альбомы.
С.С.: Абсолютно точно с вами согласна, для меня это тоже большой вопрос.
Вячеслав Меньшиков: Обычно они очень плохо продаются, поскольку очень плохо записаны – на дат-магнитофон, а то и просто с воздуха. А мы записали на двадцать четыре канала отличную пластинку.
С.С.: Смета концертного альбома гораздо выше сметы записи студийного альбома. Нужно два аппарата – один для передачи звука в зал, другой – для записи. Звук в зале и сигнал – две большие разницы. Мы очень хорошую сумму вложили. Ну и плюс должна быть безупречная игра музыкантов. Это снова говорит о том, какие хорошие у меня музыканты.
– Ну хорошо, а как вы все-таки расхрабрились сделать этот альбом? Перспективы туманные, продаются такие вещи плохо, технически все очень сложно, требует очень больших вложений, очень много от удачи зависит – чтобы все совпало.
С.С.: Расхрабрились – хорошее слово. Концерт, который мы хотели выпустить, был первым по-настоящему крупным концертом: ДК Ленсовета на две тысячи человек. На тот момент для нас это была очень крупная площадка, мы хотели оставить в памяти это событие. Мы решили во что бы то ни стало его записать. Мы думали: хорошо бы мы смогли его выпустить. Но вообще мы писались для своего архива. В конце концов мы смогли убедить лейбл «НИкитин» выпустить этот альбом. Они без особой радости сделали это: для них это большой риск. Однако все вполне окупилось.
– А вот вы говорили о крупных залах. В каких залах приходилось играть, в каких нравится? Группа-то ведь неформатная, не рок-н-ролльная и не горбушечная, не «Би2»…
В.М.: Кстати, в Горбушку нас приглашали, просто у нас сейчас график плотно забит, никак не можем найти время.
С.С.: Самыми большими залами для наших сольных концертов были двухтысячники. В рамках сборных солянок – «Чартовой дюжины», к примеру – на больших стадионах. Мы поняли, что мы и там себя неплохо чувствуем. Мощный, хороший звук, бэклайн неплохо выстроен, мощные порталы, прострелы… Бодрит.
– Но вы группа, которая выступает в театрах, сейчас вот – в центре Павла Слободкина. Шикарные, странные залы, люди в них сидят неподвижно, слушают…
С.С.: Ну если б мы были группой «Би2», это было бы для нас странно…
В.М.: Вообще, у нас все странно: обычно группа в первый год на провинциальных гастролях выступает в клубах. Мы сразу начали выступать в больших ДК, в филармонии.
– Как это было так поставлено? Как была выстроена история группы для концертных залов, филармоний и театров?
В.М.: Светлана написала музыку, которая с этого момента превратилась в продукт, который надо продать, приложив хотя бы минимальное умственное усилие. Ясно, что это музыка не для пятнадцатилетних…
С.С.: Светлана Сурганова: Не обижай пятнадцатилетних, очень многие из них очень умные…
– Что вам больше нравится? Солировать с гитарой или играть на скрипке? И вообще, что больше по душе – быть номером один или номером два?
С.С.: Мне хотелось бы быть номером шестым, а все остальное в принципе меня устраивает. Достаточно просто быть к этому причастным. Так сложилась ситуация, что сейчас я frontwoman, до этого была, как вы говорите, номером два. Что будет дальше, я не знаю, но главное, что я в музыке.
– А все-таки что будет дальше? Я не говорю о планах на ближайший концерт, я говорю о планах на жизнь. Есть жизненный план развития себя?
С.С.: Есть.
– Какой?
С.С.: Не скажу.
– Почему???
С.С.: Главное, что он есть. И есть желание громоздить эти планы. После той депрессии, из которой я вылезла, этого уже достаточно.
– Хорошо, а ближайшие планы? Что, например, будет на этом концерте нового и интересного?
С.С.: Ну, во-первых, тромбон. Мы усилили духовую секцию, сделали ее более сочной и брутальной, добавив тромбон. Во-вторых, будут сюрпризы и подарки для зрителей. Их будет очень немного. Некоторым мы подарим специальный сборник, который я сама составила. Называется он «Вдохновляющий на подвиги сборник хорошей музыки». Мы возьмем несколько десятков дисков, каждому присвоим адрес – допустим, пятый ряд, девятое место – и подарим диск обладателю этого места.
Концерт состоится в центре Павла Слободкина 22 апреля в 19.00.