2004 01 21 Аргументы и Факты: «Мурашки драйва»

корреспондент — Константин КУДРЯШОВ

СРАВНИТЕЛЬНО недавно Светлану СУРГАНОВУ воспринимали как осколок группы «Ночные снайперы». К ее сольному проекту «Светлана Сурганова и Оркестр» относились несерьезно. Тем не менее новая группа оказалась настолько жизнеспособной, что едва ли не перекрыла по популярности «снайперский» дуэт.

— ВЫ часто выступаете в Москве. А где основные интересы у группы: здесь или на родине, в Питере?

— Наверное, интересы все-таки внутри себя… Хотя говорить о каких-то предпочтениях неуместно и глупо. Вот, например, были в Кызыле. Нам там очень понравилось, и что теперь? Объявлять Кызыл нашей духовной родиной?

— Жаль. Ожидал, что сейчас хлынет питерский патриотизм…

— Как я этого не люблю! Никогда не потакала местечковым настроениям! Я, честно говоря, вообще за слияние двух наших э-э-э… дружелюбных городов! Нет, конечно, считается, что в Москве капитал, а в Питере, мол, творческий потенциал… Но это из той же серии: в Москве бордюр, а в Питере — поребрик, в Москве подъезд, а в Питере — парадное. Сущая ерунда! А что касается нашей публики, то уж здесь-то Москва с Питером почти что породнились. Даже появились семейные пары, те, что познакомились на наших концертах. Поэтому музыка наша: и немосковская, и непитерская, а вполне европейская.

— Мне пришлось слышать отзыв о вашем выступлении: мол, группа играет слаженно, как часы, но маловато драйва… А что такое драйв и как его можно достичь?

— Для меня драйв — это когда слушаешь человека и идут мурашки по коже. А ведь он может лишь сидеть на сцене и спокойно петь. Не носиться, распугивая своими волосами мух, не разбивать гитары об колонки… Что для этого нужно? Нужна харизма, что-то внутреннее, что человек пережил и способен донести. Своего рода опыт. Но необязательно при этом быть ста лет от роду. Бывает, что и пятилетний ребенок мудрее, чем сорокалетний мужчина…

— Интересно, а можно ли так всех обмануть — вместо настоящего драйва дать суррогат, но с тем же результатом, с мурашками и морозом по коже?

— К сожалению, да, можно. Многим это удается. И страдают от этого ни в чем не повинные люди. А человек этот, хоть, может, и льет на сцене крокодиловы слезы или радуется жизни, всего лишь отрабатывает номер, и мысль у него только о том, сколько после концерта забашляют. Вообще, думаю, что природа драйва проста — человек должен по-настоящему получать удовольствие от того, что он делает.

— Но настоящий художник всегда должен быть недоволен своим творчеством.

— Кто вам такое сказал?

— Это общепринятое мнение…

— Хм-м… Как же бывает полезно иногда не только не считаться с общепринятым мнением, но и вообще его не знать! Представляете: стоишь на сцене, поешь, играешь и думаешь: «Бог ты мой, как же паршиво я пою!» А сам в это время — ля-ля-ля, ай-на-нэ! «Фу, что за гадость, да и мимо нот!» Но все-таки, если это действительно так и при этом у человека одухотворенное лицо, его можно считать великим артистом. Наверное, многие так и работают. Но я считаю, что на сцене надо отрываться.

— А этот самый отрыв, творческий полет… Не страшно, что он превратится в постылые будни?

— Так ведь надо уметь вовремя приземлиться. И стимулы к приземлению бывают разные. Ну там, обхамят, денег мало заплатят… Или еще один вариант, абсолютно беспроигрышный: надо послушать запись с концерта. Сразу с небес носом в землю… А еще не люблю, когда курят в моем присутствии, запах этот ненавижу! И тоже приземляюсь. Между прочим, курение не столько вредит легким, сколько расстраивает желудок — прошу не забывать, что я еще и профессиональный врач! Я вообще в этом плане террористическая девушка и своих музыкантов выстраиваю по полной программе — кто хочет курить, выходит вон, под форточку или еще куда. Не могу табачный запах выносить! Уж лучше выпить сто граммов коньяка и укрепить сосуды… Это тоже как врач говорю. У меня сейчас действительно появилась мысль — от музыки, от исполнения отойти. Хотя бы на время. Заняться продюсированием молодых и очень талантливых людей. Их огромное количество, и о них мало кто знает, вот что обидно. Уже, как говорится, потираю руки: вот-вот появится у нас та-акая звезда! Есть один парень — песни пишет потрясающе, отлично играет, но вынужден ремонтировать квартиры, класть плитку… Так что заведу этакий салон — продюсерский центр. А что, уже вроде как пора…