2004 05 04 Молодежь Якутии: «Сурганова и Оркестр: празднуем, танцуя!»

корреспондент — Анастасия Бадестова

26 апреля – официальная дата рождения питерского коллектива «Сурганова и Оркестр». По словам самой Светланы Сургановой, отмечать День рождения лучше всего работая, поэтому три дня торжества проходили на столичных сценах – 22 апреля в Москве, 23 и 24 – в Петербурге. Странным является тот факт, что на протяжении этого года в различных печатных изданиях неизменным атрибутом имени Светлана Сурганова являлась перефраза «половинка «Ночных снайперов»». Тем временем, «Сурганова и Оркестр» — совершенно самостоятельный сольный проект, свой материал и свои аранжировки. За год они успели выпустить два аудио-альбома, отыграть множество концертов в 14 городах и получить такое же множество подарков и теплых чувств от своей публики. Хотя большинство песен были написаны Светланой Яковлевной более десяти лет назад, воспринимаются они как самим автором, так и слушателями совершенно по-иному. Во время концерта на сцене царит абсолютная гармония. Светлана Сурганова – максимально естественна, музыканты – настроены на ее волну. Побывав на двух питерских концертах, я, в первую очередь, очень хорошо отдохнула и повеселилась, затем в качестве второй волны на меня наплыли размышления. После первомайских праздников Светлана Сурганова согласилась поразмышлять вместе со мной специальной для нашего издания:

— Света, Вы посвящаете стихи тому, кем они были спровоцированы или все зависит от случая? Вот, например, на концерте в ДК им. Ленсовета песню «Магаданская» Вы посвятили пилотам, направляющим свои самолеты в Магадан…

С.С.: Если я пишу стихи, я их кому-то адресую, и в одном стихотворении могут фигурировать несколько человек, несколько персонажей или несколько близких любимых людей, но только для меня лично, только я об этом знаю. Однако это совсем не значит, что я должна каждый раз кричать об этом на всю сцену, на всю Вселенную, что вот эту песню я посвятила, там, Пети Васечкину.

— А в черновых вариантах, когда Вы писали стихи, случалось ставить пометочку в правом углу посв. тому-то?

С.С.: Да-а, раньше я делала такие пометки, вуалируя какие-то там ничего незначащие для широкой публики имена. Конечно. Стихи – это ведь очень личная, очень субъективная вещь.

— Светлана, раз уж мы начали говорить о поэзии, я хочу показать Вам экспериментальный вид поэзии – визуальные стихи. Правда, они на немецком языке потому, что принадлежат «Венской группе поэтов», писавших в 80-ых годах прошлого века. (Визуальные стихотворения, которые я показала Свете – это стихотворения в виде песочных часов, куба, моста и стены). Я могу перевести, если Вам интересно.

С.С.: Давайте, вот это стихотворение.

— Стихотворение называется «Песочные часы». В первой части одна строчка «время истекает», которая выстроена упорядоченно, затем эта фраза…

С.С.: … рассыпается по буквам, да? Вот эта строчка она рассыпается по буквам. Да, потрясающе!

— А вот эти два стихотворения – мои любимые. «Стена» и «Мост». Они состоят всего из трех слов – Я, ТЫ и СЛОВА, т.е. слова между тобой и мной могут стать либо стеной…

С.С.: … либо могут стать мостиком… День прожит не зря для меня! (Показывая на стихотворение «Мост») Вот это стихотворение меня покорило.

— Скорее вот эти два, да? Они взаимосвязаны.

С.С.: Вот эти два, да. Но это дадаизм – течение, которое было весьма популярным в первой четверти прошлого века. Вам знакомо это явление?

— Да, дадаизм – от французского слова «dada» — лошадка, в переносном смысле, бессвязный детский лепет. Знаю, что зародилось в Швейцарии, затем обратилось в Германии экспрессионизмом (Бехер, Верфель), а во Франции сюрреализмом (Анри Бретон, Гийом Аполлинер, Поль Элюар).

С.С.: Поль Элюар – мой любимый, кстати. Сейчас, я Вам в ответ покажу книгу. (Света сбегала в комнату за книгой о дадаизме) Здесь, правда, в меньшей степени и скорее не визуализация идет, а, такие, фонетические стихи.

— Акустическая поэзия?

С.С.: Да, акустическая, но тоже очень интересно. Вот рекомендую. Вам как филологу будет очень полезно, я думаю.

— Светлана, может быть Вас это очень удивит, но я только совсем недавно познакомилась с Вашей сказкой.

С.С.: Вы прочли ее на нашем недавно открывшимся официальном сайте?

— Нет

С.С.: Ну, ладно, неважно. Просто она у нас там тоже выложена.

— Ну, так вот, нетипично для сказок главным героем Вашей сказки является простой человек.

С.С.: Он не простой человек, он все делает с удовольствием.

— Я имела в виду то, что, как правило, в сказках, например, в волшебных героями являются король, королева или королевские дети.

С.С.: Ну, тогда я не смогу ответить на этот вопрос. Зачем препарировать тот полет мыслей, который возник у меня теперь уже, наверное, около десяти лет назад. Этой сказке ведь очень много лет на самом деле. Она очень старенькая. Я и не думала, что я напишу сказку. Я просто выплеснула какую-то фантазию на тот момент и все. А писала я про себя, какой же я король или королева?!

— В некотором смысле все так и есть. Сказки ведь возникли в языческую эпоху, когда не было никаких титулов, а был вождь и его племя. Лишь позднее в феодальную эпоху центральными персонажами стали члены королевских семей, т.е. сказка стала служить примером, эталоном поведения обычным людям. Вождь же наделялся особым статусом. Считалось, что только он имеет связь с Богом. Если, например, согрешит обычный человек, то Бог мог и не заметить, если же согрешит вождь, то беды не миновать всему народу, т.е. налагалась определенная степень ответственности. Вы ведь тоже чувствуете ответственность перед своей публикой, выходя на сцену.

С.С.: (смеется) Ну, тогда я действительно нетитулованный вождь. Хотя главное не титул, главное – связь с Космосом, с Богом.

— Именно это я имела в виду!

С.С.: Знаете, Настя, Вам обязательно нужно читать лекции. Вы очень интересно рассказываете, познавательно.

— Боже упаси! Но все равно спасибо! Света, я хочу спросить у Вас про одну песню, которую Вы не исполнили на концерте. Это песня «Я раскрашивал курицу». Она была написана на стихи неизвестного автора, да?

С.С.: Да.

— А как попали к Вам эти стихи?

С.С.: Как-то я листала подборку стихов, будучи в гостях у своей одноклассницы, т.е. это было еще в мои школьные годы. Я наткнулась на этот текст и спрашиваю одноклассницу: «Это твои стихи?». Они мне показались очень забавными. А она сказала, что пусть это останется тайной. Я говорю: «Но они мне так понравились, что я хочу написать на них песню. А как же я буду петь песню и не скажу людям кто написал эти стихи». «А, скажи, что это стихи неизвестного автора» — говорит она. И вот с тех пор это стихи неизвестного автора. Я так и не знаю. Она мне не открыла этой тайны. Может это она сама была или ее какой-то возлюбленный или хороший знакомый – черт его знает. Так и осталось тайной.

— И еще есть замечательная песня «Корабли», с автором которой, Русланом Луценко, Вы не поддерживаете отношений. Как так получилось? Неужели он сам ни разу не слышал своей песни?

С.С.: Не знаю. Может быть и слышал. Я вот на самом деле все время поджидаю его. Я думаю, что он по идее должен прийти в гости. Он у меня был один раз, когда вот здесь на лестничной площадке спел песню. И вот с тех пор мы так и не виделись ни разу. Это было тоже больше десяти лет назад.

— А песня живет…

С.С.: Да, а песня живет потому, что она меня пронзила, и я ее с удовольствием пою.

— Задам не свой вопрос, но очень интересный на мой взгляд. Моя коллега, услышав сначала на альбоме «Неужели не я» песню «Предчувствие смерти», а затем эту же песню, но в более веселом ритме на концерте, подумала, что песня на альбоме больше подходит для мужского исполнения — настолько все серьезно. А более оживленные ритмы – это для женщин. Вы об этом не задумывались?

С.С.: (улыбаясь) Нет, не думала, но мне очень любопытно Ваше наблюдение.

— Это не мое наблюдение.

С.С.: Передайте привет коллеге!

— Света, а Вам снились когда-нибудь собственные концерты?

С.С.: Ой, Вы знаете, нет.

— И слава Богу?

С.С.: Я иногда думаю, что моя жизнь сплошной сон.

— Ощущение ирреальности?

С.С.: Мгм. Знаете, вот сейчас сижу, разговариваю с Вами, и мне кажется, что все это нереально. Я так давно живу на этой земле, что мне кажется, что уже ничего нового со мной произойти не может, и я только занимаюсь тем, что наблюдаю те события, которые со мной уже так или иначе когда-то были.

— И последний вопрос: Скажите, Вам часто встречается верность?

С.С.: Верность? Сплошь и рядом. Верность сопутствует мне, и я очень рада, что она со мной, а я с ней.

— А что для Вас верность?

С.С.: Верность – это все. Верность – это любовь. Это что-то такое очень основательное и по-настоящему настоящее в жизни, простите за тавтологию.

— То, к чему нужно стремиться?

С.С.: Безусловно.

— Спасибо Вам, Светлана, за отведенное время, я знаю, что у вас очень плотный график.

С.С.: Вам спасибо, Настя, за такие вот очень интересные филологические рассказы, поэтические открытия для меня. Было увлекательно.

Напоследок мы со Светланой Яковлевной обменялись подарками. Светлана подарила и даже подписала переиздание своего диска «Неужели не я» с двумя дополнительными треками и видео-версией песни «Птицы». Хочется добавить, что, готовясь к беседе, в нескольких статьях я встретилась с упоминанием о том, что Светлана Сурганова собирается прекращать свою музыкальную деятельность из-за проблем с голосом. Беседовать с ней на эту тему я не стала, посчитав это бестактностью. Света живет сегодняшним днем, который наполнен музыкой, нежностью и любовью. Ее песни учат искренности, естественности и верности. В этом аспекте сегодняшняя деятельность Светланы Сургановой ничем не отличается от ее деятельности в составе коллектива «Ночные снайперы». Хотя есть одно «но»: на протяжении девяти лет, подобно тому, как «взрослела» музыка «Ночных снайперов», как становились серьезнее тексты песен и аранжировки, так вместе с музыкой взрослели поклонники творчества этого коллектива. Остается только надеяться, что Светлана Сурганова и ее «Оркестр» продолжат эту традицию.