2004 10 Трибуна: «Светланы маленький оркестрик»

корреспондент — Анастасия ТУПИКОВА

популярную певицу ведет по жизни Экзюпери

  «Сурганова и Оркестр» — молодой, но очень талантливый коллектив. За год своего существования успел выпустить два аудио-альбома, отыграть множество концертов в десятках городов и завоевать любовь миллионов слушателей. Сегодняшний гость «Трибуны» — солистка и автор песен «Оркестра», бывшая «половинка» культовой группы «Ночные снайперы» Светлана Сурганова.

— Светлана, а что тебя заставило покинуть «Ночных снайперов» и создать новую группу?

— Уход из «Снайперов» был не преднамеренным, по крайней мере, с моей стороны. Слухи о моем уходе появились гораздо раньше. У нас с Дианой Арбениной (солистка «Ночных снайперов». — А. Т.) действительно были трения, но это как в любом другом коллективе. В конце концов Диана приняла решение — мне было предложено покинуть группу, и я ушла. Тогда же решила создать свой сольный проект. В один прекрасный вечер мы с гитаристом Валерой Тхаем пошли в джазовый клуб в Питере, где в тот день выступал коллектив «Север Комбо». Я была очарована их игрой и предложила сотрудничество. К моему удивлению, они согласились. У ребят было всего две недели, чтобы разучить песни перед уже запланированным концертом, и они справились как настоящие профи. Так и появился коллектив «Сурганова и Оркестр».

— А как сложились отношения с «Ночными снайперами»?

— С теплотой и нежностью отношусь и буду относиться к этому коллективу и к Диане Арбениной. Я очень люблю ее как человека, как поэта, и это навсегда.

— Как же быть с конкуренцией?

— Никакой конкуренции! Наш бизнес никак не пересекается, у нас разные кошельки. Все зависит от вкуса: кому-то больше нравится «снайперская» музыка, кому-то наша. То, что было «Ночными снайперами», — это альянс двух молодых взбалмошных теток. Смех смехом, но в этом были свои красота и притягательность. Теперь «Ночные снайперы» только бренд. Остался очень сильный коллектив, но его было бы справедливо назвать «Ночным снайпером» в лице Дианы Арбениной.

— Как ты начала писать стихи? Говорят, это случается, когда человека посещает любовь…

— Любовь меня однажды посетила и с тех пор не покидает. Ведь что такое любовь? Это головка сыра, такая большая и вкусная. Человек в начале жизни получает этот кусок сыра и начинает делиться им со всеми. Кому побольше кусок достанется, кому поменьше. А когда сыр заканчивается, человек умирает. Или другая аналогия. Любовь — это ваза с конфетами. Все конфеты разные, но их объединяет то, что они сладкие. Достаешь одну конфету и даришь одному человеку. Оттенок своей любви к этому человеку. Потом достаешь еще одну и даришь другому человеку, но уже с другой интонацией, с другим фантиком и вкусом. Но вазочка пустеет. Когда она опустошается, ее кладут в гроб и хоронят.

— Не пробовала писать прозу?

— Что нельзя передать в песнях, можно выразить в других жанрах. Я написала сказку о человеке, который все делал с удовольствием. Сюжет разворачивается в стране, где правит ее величество Любовь. Все жители почитали и восхваляли ее. Но нашелся один бунтарь, который пришел и сказал ей, что она ничто по сравнению с его любовью. Тогда королева разозлилась и приговорила бунтаря к смертной казни. Главный герой лишь ответил, что умрет с удовольствием. Что произошло далее, история умалчивает. На самом деле неважно, чем закончилось, смысл в том, что все можно делать с удовольствием.

— А какая литература тебе нравится?

— Я недавно перечитала «Маленького принца» Экзюпери. Пришла к выводу, что эту книгу нужно читать каждому и как минимум раз в полгода. Она, как лекарство — прочищает мозги, и многие вещи начинают восприниматься по-другому. Это моя настольная книга, она для меня, как Библия.

— Ты философ по жизни?

— Я ходячий философ… Иногда сидячий, иногда спящий… Все, что нас не убьет, — сделает сильнее. Это слова Ницше, ставшие моим жизненным девизом. По-моему, здорово сказано, и эта цитата меня поддерживает в разных ситуациях.

— Это твой единственный девиз?

— Есть еще один: сказано — сделано, налито — выпито…

— …написано — спето…

— Сама судьба привела меня к музыке. Я отучилась в музыкальной школе по классу скрипки. Не поступила на исторический факультет. Моя бабушка была врачом. Случайное знакомство с одной девушкой привело в медицинское училище, а затем я поступила в педиатрическую академию. А музыкой занималась постоянно, и всегда находились люди, которые сбивали меня с пути истинного, то есть с медицины…

— Так, может быть, стоило стать врачом?

— Я в себя не верила как в музыканта, да и сейчас не верю. Я не музыкант, а авантюристка. Я вообще не пойми кто, я просто люблю развлекать людей. Мне надо было стать клоуном. На одной из фотосессий про меня так и сказали: «Вот клоунесса нашего шоу-бизнеса». Действительно, для меня улыбка людей — высшая награда.

— А не было идеи стать актрисой театра или кино?

— Да я и так актриса. Но если бы и появилась возможность играть в театре или в кино, я бы не смогла. У меня отвратительная память, и я постоянно забываю тексты песен, приходится носить шпаргалки. Последний раз опозорилась на рок-фестивале «Нашествие» во время исполнения песни группы «Браво». Они сейчас перепевают свои песни, и мне предложили спеть «Недавно гостила в чудесной стране». В руках не было гитары, а я тексты помню, только когда себе аккомпанирую. В результате песня, которую я в студии спела раз пятнадцать, просто вылетела из головы. Было очень стыдно перед Женей Хавтаном.

— Какие они — поклонники «Сургановой и Оркестра»?

— В начале своей сольной карьеры это были в основном молодые представительницы прекрасного пола, которые мне достались по наследству от «Ночных снайперов». Со временем публика стала разношерстной. Интересный случай произошел на одном из концертов в Театре комедии имени Акимова в Санкт-Петербурге. Ближе ко второй половине программы к сцене подошла женщина с букетом и сказала: «Это вам, я счастлива — у меня сегодня день рождения, мне исполнилось 78 лет!» Я, конечно, была в шоке и тут же объявила со сцены, что с нами такой человек.

— А ты можешь себя представить человеком нетворческой профессии?

— Я часто думаю о шахтерах, продавщицах в магазинах и о тех, кто подметает улицы. Это мужественные люди. У них четкий распорядок дня и обязанности. Я бы так не смогла, просто бы погибла. У таких людей каждый день — подвиг.

— Значит, прорваться на сцену проще?

— Вообще сейчас пробиться в таком огромном потоке авторов и исполнителей очень сложно. Мне просто повезло. У нас очень много талантливых людей. Мне нравятся некоторые неизвестные авторы, которые пишут прекрасные песни для очень узкого круга людей. У меня есть задумка озвучить эти тексты и создать сборник своих любимых песен.

— Как ты считаешь, на каком уровне сейчас отечественная музыка?

— Поп-музыка — на очень высоком. Последняя работа ВИАГры «Биология» — просто бомба. Есть исполнители, которые мне как нравились, так и нравятся. Это Валерий Меладзе, Алена Свиридова, Леонид Агутин — отличные образцы отечественной поп-музыки. К сожалению, музыкальной сцене не хватает личностей. Их можно с легкостью пересчитать по пальцам. Но это вполне закономерно: в шоу-бизнесе нужны марионетки, которыми легче управлять.

— Какие ближайшие планы у «Сургановой и Оркестра?»

— У нас начинается концертный тур по городам России, который мы назвали «КругоСВЕТКА». Стартуем 30 сентября московским концертом в МДМ, где состоится презентация первого сингла «Корабли» из нового альбома «Возлюбленная Шопена». Выход альбома запланирован на 26 апреля следующего года.