2004 09 29 Aprelpp.ru: «Свобода — это…»

корреспондент — Algo

эксклюзивное интервью СЯ для Апреля.

Все началось с того, что Maribus получила акредитацию на предстоящую Автограф-сессию. Ура! С нею мы и пошли вчера вечером в Атриум.

Сначала не верилось, что у нас появилась возможность взять интервью у САМОЙ… Сургановой! Потом… потом было состояние, похожее на панику: ну что можно у нее еще спросить? Мы ведь и так, кажется, все уже знаем. Прочитаны десятки интервью. Сотни мнений, реплик и догадок.

Потом. Потом решили спросить о том, что действительно волнует сегодня. И пусть выбранная тема – беспредельно велика, и даже непонятно — как вообще начать такой разговор. И, вообще-то самонадеянно думать, что человек, уставший от переезда, раздачи десятков автографов, вообще захочет рассуждать на такие темы. Мы как всегда пошли своим обычным путем: эх, где наша не пропадала!

Еще была операция по добыванию диктофона (как записать, если все получится… ), угрызения совести: оказалось, что у Светланы Яковлевны температура и она сильно простужена. А еще автографы, бесконечные интервью с какими-то, надеюсь, солидными изданиями. И тут мы… «Здрасьте…»

Ну, пол Апреля видели, как мы «мандражили»… Спасибо всем, кто поддержал! Иначе мы бы не решились!

И вот, мы оказались в маленькой каморке Титаника. Стол, заваленный цветами, пластиковые чашечки, банка кофе.

Быль. Мама, не в меру расшалившемуся мальчишке:

— Сядь и сиди наказанный! (Магнитофон как раз крутит НС… «Свобода — это») — и послушай, потом расскажешь, о чем эта песня! Что ты понял…

Господи. И теперь на стуле перед нами – сидит сама Светлана Сурганова. И мы тоже собрались говорить с ней о свободе… Но отступать уже некуда.

 

«СВОБОДА – это…»

— Как Ваше здоровье?

— Спасибо, все хорошо. «По сравнению с Бубликовым, очень даже неплохо».

(улыбается и мы тоже стараемся улыбаться. эх, наверное, очень натянуто)

Мы хотели поговорить не о музыке, а о ситуации общей. В умах. В последний месяц как-то ничего не слушается, не воспринимается. Такое впечатление, что все заражены мыслями такими… «упадническими». Мы хотели поговорить с Вами о свободе. Свободе человека: в обществе, в стране, в себе, в творчестве… Несколько вопросов на эту тему. Можно?

(задумалась) -Да, наверное, — можно.

(А. совершенно растерянно, «на попятную».. ) -Ну, если не хотите не отвечайте.

(Смеется.)

Первый вопрос — Вы человек раскованный. Например на фотографиях – не стесняетесь, показываете, языки. Свободно даете интервью. Это что-то говорит о Вас как о человеке.. Как свободном человеке? И довольны ли всем в себе?

-А можно ли сыграть свободу? Можно ли, будучи внутренне зажатым, несвободным человеком изображать из себя человека свободного, раскованного? Как Вы думаете? Вопросом на вопрос.

(ответ ясен. теряюсь еще больше… в ответ лепечу…) -я думаю вряд ли это получится хорошо… не всегда..

(Света периодически откидывается на стуле и внимательно смотрит. Прямо в глаза. Спокойно, не торопя. Это очень поддерживает.)

 -А Вы свободу как понимаете? .. Что она для Вас?

(Света опять на секунду задумалась..) -Сейчас.. постараюсь сформулировать.. (Неторопливо начинает.) Дело в том, что с малых лет, сначала родители, потом школа, общество, меня убеждали в том, что находясь в обществе — нельзя быть от него свободным, от этого общества. И если существуют какие-то законы, принятые традиции в этом обществе, то их надо, как минимум уважать, как максимум- следовать им. Меня почему-то сызмальства этот постулат, это правило, эта аксиома настораживала. Вызывала какие-то внутренние противоречия необъяснимые. Потом, находясь, варясь в этом обществе я видела многие моменты, которые меня откровенно не устраивают. Несовершенные звенья, несовершенные законы. Иногда противоречащие человеческому естеству. Одним словом, я подумала, что наверное, может быть, не имеет смысла так вот слепо подчиняться всему, что предлагается. И стала пропускать все через некий фильтр, критический, собственный, непонятно каким образом сформировавшийся с годами. Потом, наконец то, я поняла одну очень простую вещь… Это тоже не истина в последней инстанции. И до меня это понимали многие люди. Самое ценное, что есть у каждого из нас — его «самость». Максимум, что человек может приобрести за свою жизнь- это самого себя. И какой смысл играть чужую жизнь, и какой смысл слепо доверять законам, которые придумали до тебя. Общество, которому ты, по большому счету, ничем не обязан… Наверное, я говорю такие вещи, с которыми, конечно, можно поспорить, и меня можно разнести в пух и прах. Я могу себе это представить. Но на данный момент… Вот Вы меня спросили- что для меня свобода. Для меня свобода- все воспринимать через собственный, личный опыт, критически ко всему относится… и не изменять себе. /С непередаваемым выражением:/ Ну не могу! я жить с мужчиной.. Но хоть ты тресни. В обществе приняты гетеросексуальные браки. Ну не могу я себя переломить! Я не буду выходить замуж и ставить штамп или печать. Только для того, чтобы быть «как все» и «адаптироваться» , и чтобы у меня было меньше каких-то там «социальных проблем». Я не такой человек. я все равно буду жить по-своему, с человеком, которого я люблю. Не ВАЖНО кто он и как на это посмотрит общество.

-То есть, «осознанная необходимость» — не совсем Ваше? А как быть с «ответственностью, перед тем, кого приручили». Иногда это идет в разрез с ощущением личной свободы.

— Это очень тонкий, очень серьезный вопрос. Тут что Вы имеете ввиду?

-Если ориентироваться только на свое внутренне мнение, на свое «я», что хочется тебе, то можно «впасть в противоречие» не только с обществом, но и с «высокими моральными принципами». Про ответственность…

— существует же «внутренний цензор». Все равно существуют твои личные моральные устои. Да, иногда и твое «черное» совпадает с «черным» в обществе. «Белое» — с «белым» в обществе. Это (сказанное выше) не значит, что ты во всем и везде противоречишь этому обществу. Совсем нет. Есть очень много точек соприкосновения. Где нет никаких противоречий, где существует гармония. Есть вопросы, по которым есть противоречия и тут, мне кажется, не имеет никакого смысла ломать себя. И свободу надо заслужить.. конечно.. надо быть кем то…

-Мы говорили про человека в обществе.. Теперь о ситуации современной. Я не буду слишком «в политику». Просто спрошу. Как Вы в будущее смотрите? На нас, на всех..

— Вообще-то достаточно пессимистично. Вообще, все что сейчас творится — полный беспредел и лишение как раз, какой угодно свободы. Внутренней, общественной, политической. То есть ситуация выходит из-под контроля. Развязывание… я не знаю, как назвать.. «холодной».. «не холодной»… террористической войны в общепланетном масштабе…

— Мы на сайте обсуждали разные прочтения песни «Россия, 37». После 1, 13 сентября… И если посмотреть на эту песню в контексте сегодняшних событий… то вообще.. жить не хочется.. Вот для Вас.. В сегодняшний момент есть что-то хорошее? Всем так плохо. На что надеяться? За что уцепиться?

/задумчиво, тепло улыбается/ — Хороший вопрос. Спасибо, что Вы, вообще задаете такие вопросы. Хорошее есть. И на мой взгляд, это хорошее заключается.. может я банальные вещи скажу. Но тем не менее. В нашей силе. И в силе нашей сплоченности. И в направленности наших векторов позитивных и позиционных. Надо настраивать себя, в первую очередь, настраивать своих друзей, окружение на «нераздор» между людьми, между нациями, между религиями, а наоборот на повышение интереса к самобытности каждого народа, каждой нации, обогащаться многовековым опытом культурами разных народов. Это же потрясающая кладезь и неважно кто это там — азиат, чернокожий или еврей.. Или кто угодно.. Мне кажется, в первую очередь каждую народность нужно воспринимать как огромную кладезь опыта, этнической культуры, особенностей, неповторимости. Нужно общаться и обмениваться культурным наследием. Вот на это делать акцент. А не на междоусобицу и вражду. Нужно в сознании смещать вектора. Это КРАЙНЕ сложно. Потому что ВСЁ сейчас говорит за то, и все провоцирует на то, чтобы бы развивать в себе чувство ненависти к другой нации, говорить: «они плохие, он убили, кровь за кровь, зуб за зуб, брат за брата» Это провокация. Это очень сложный сейчас момент. Нужно включить сейчас разум, остатки разума человеческого и не пойти на эту провокацию. А пойти на позитив, на узнавание друг друга, на развитие любви друг к другу.

-Творческие люди делают это? Вы знаете какие-нибудь примеры, которые иллюстрируют то, что Вы говорите? Очень мало примеров.

Я даже не свои слова говорю. Я фактически цитирую человека. Я просто счастлива, что мы познакомились с ним не так давно. Это Татьяна Лиханова, военный журналист. Она в свое время писала очерки с места военных действий. С Карабаха. Долгое время работала в журнале «Смена». Вообще, очень интересный, добрейшей души человек. Мы обсуждали с ней эту тему, она сказала эти слова и я абсолютно с ними согласна и поэтому говорю вот уже как от своего имени. Например: Татьяна Лиханова. Из творческих людей… на самом деле, мне кажется, даже по опыту этой акции: телевизионного марафона SOSтрадание. Там многие артисты говорили так… Под чьими бы словами я бы тоже подписалась. Совершенно Осознанно. У них тоже правильный настрой. Они не поддаются на провокацию. И это Здорово. Мне кажется это правильно. Это очень правильно.

-Не кажется ли Вам, что в обществе есть такой пессимизм… что «сделать ничего нельзя». Мы все время спрашиваем: «Кто виноват, что делать».. А сделать то, получается, «ничего нельзя». Что мы обречены на все на это. У Вас нет такого ощущения?

— Не нужно об этом думать. Есть вещи, о которых просто вредно думать. Не нужно. Опять же, вектор сознания неправильно повернут. Нужно по-другому мыслить. Например, «я могу в данной проблеме что-то сделать? позитивное? Как я считаю нужным?» Могу! Я здорова, у меня две руки — две ноги, еще пока в своем уме. Значит, я могу это сделать. И я просто должна это делать… А думать о том: принесет это какой-то результат — не принесет.. Вот ты можешь — и делай! И в первую очередь, надо за себя отвечать!

-В свете того, что мы говорили: свободы человека и современной России. Творчество Бродского… Насколько оно актуально лично для Вас? Сегодня и сейчас?

— для меня не так актуально, как актуально, наверное, для многих людей. Мне в этом смысле повезло. Я напрямую не сталкивалась, с репрессиями, давлением на свободу, творчество. Сия чаша минула меня. Но я понимаю, что мне повезло. И как быть людям, которые на себе все испытывают.. гнуть свою линию.. Не сдаваться..

— Еще, о чем хотелось поговорить- это свобода творчества. Есть ли здесь какие то ограничения, рамки для Вас и вообще, должны ли они быть?

— Существует «внутренний цензор». Ты понимаешь, например, что ты не имеешь право так сказать. Потому что это Плохо. Внутренний голос говорит: это недостойно тебя. Это плохо. Работать надо. Развивайся, читай. Учить чувствовать, сопереживать.

А внешний цензор?

Не, не… машет руками…

Как складываются Ваши отношения с Богом? Как творческого человека. Можете поделиться? Есть ли эти отношения. И те нравственные ориентиры, которые внутри Вас — они как-то..

— они во многом сформированы родителями, моей мамой и бабушкой. Положительными примерами и поступками людей, которыми я очаровываюсь. не по чьей то наводке, а не с того ни с сего.. я вижу, как человек поступает.. и я очаровываюсь им. Я себе говорю: Как я хочу быть на него похожим! Какой достойный человек! То есть, у меня со временем, с опытом, формировались какие-то образы положительных героев. Это люди, на которых я бы хотела в чем то быть похожей. И это во мне скапливалось, скапливалось, скапливалось и вот, собственно, накопилось. /улыбается/ /осеклась/ Не очень, наверное, как-то хорошо все это у меня получается… (объяснить) Но тем не менее… у меня в каких то критических ситуациях, в те принципиальные моменты, когда надо принимать решения…совершать поступок. Я сознанием обращаюсь к тем людям, тем образам.. живым примерам.. А Бог-то, это как раз то связующее звено, которое помогло мне именно Этих людей выделить и собрать в кучу. Он — Главнокомандующий.. У каждого, он — конечно, свой.. Не знаю, как это еще объяснить..

-Вы объяснили.. пусть теперь каждый понимает, как может… по-своему.. Много ли для Вас значит чье-то мнение? Близкого человека, талантливого, поклонников. Вы, фактически уже ответили. Может ли оно повлиять на Ваше творчество?

-Я с интересом отношусь к критике. Главное — не передозировать. Даже сама суровая критика.. Она может… ее надо правильно просто уметь воспринимать. Ты можешь начать заниматься самокопанием и загубить в себе все ростки. Творческие. С другой стороны, это может тебя подстегнуть. Ты начнешь самосовершенствоваться. Работать.

-А «творческая злость»?

-А, творческая злость — да: Как?, нет! я смогу, нет!, вы ничего не поняли — я Вам докажу! Но все равно, как показала моя личная практика, я это дело (критику) конечно, выслушаю, почитаю, но все равно сделаю по-своему. Себя уже не изменить.. Но во мне есть стремление совершенствоваться. В первую очередь, внутреннее, конечно. Нужно уметь и все время учиться ЧУВСТВОВАТЬ друг друга. Деликатность прежде всего.. деликатность.. (Наигранно, киношным голосом цитирует) «Терпение и такт! терпение и такт!»

— А хотели бы — все сначала?

— (задумчиво).. Все сначала??? прям совсем сначала? или с какого-то момента??? (смеется).. уууу… ой.. трудно сказать.. но на второй круг меня не хватит уже, наверное.. не надо.. зачем???

-Вы производите впечатление человека, который справился со своими внутренними «демонами». Как Вы думаете, почему это другим не удается?

(смеется, и подняв палец вверх:) тема курения!!! Но это и называется «внутренний рост».. внутренняя работа над собой… Не лениться.. Не лениться!!

— Может, что-то не хватает? или не дано?

ну… Может. Сложно судить… или… может, просто многие люди об этом не задумываются??

Считаете ли вы, что если после концерта поклонники будут ломать телефонные будки или все поголовно постригутся наголо, то ответственность за это лежит и на артисте тоже? Вообще, чувствуете ответственность за нас?

— (очень серьезно и уверенно.. (прям как в загсе :))) Да! Но я надеюсь, что перечисленные примеры, не являются примером поведения публики после наших концертов. (улыбается.)

(Д. Аветисян: но.. все обзавелись фляжками…)

Но это же испокон веков.. Многие поклонники выражают свою любовь, какую то причастность к кумиру.. это как атрибут Для чего ломать будки и производить какие-то варварские действия — это для меня загадка.. значит, творчество вот этих коллективов, оно вызывает.. заряд негативной энергии. вернее провоцирует на выплеск… накопившийся.. какой-то звериный, брутальный….

-Несет ответственность исполнитель?

Да, я считаю — конечно.

-Научите, как заставить себя тренироваться, чтобы уметь отжиматься по количеству лет?

-Очень просто.. я уже на самом деле так стара, что мне за раз все 35.. 36 не отжаться.. кишка тонка, честно признаюсь. Поэтому я нашла для себя выход.. Я такая..(смеется). Мне нужно всегда выход найти из создавшегося положения. Для меня как игра: шахматная ситуация, вот ее надо решить. В свою пользу, причем. Так вот что я придумала: за раз не отжаться.. ага.. а поскольку я много сейчас я сижу у компьютера, сидячий образ жизни веду. Значит, до спортзала не дойти: лень или времени элементарно не хватает. А что делать? а в туалет всегда ходишь. Хочешь ты там или не хочешь, ешь ты там или пьешь.. все равно — пойдешь и пописаешь, рано или поздно. /все время улыбается.. улыбка не сходит.. 🙂 / Для меня это стало напоминанием.. «Акт напоминания». что вот этот момент «освобождения от излишков организма» хорошо бы дополнить.. маленьким физическим упражнением. я вот раз 15-20 отжимаюсь. Тут же, прям, не отходя, извините, от унитаза, от ванной. благо площадь позволяет. я «рухаю» на пол и отжимаюсь.. 🙂 или приседаю. и так за день… раз 5-7, а если еще и мочегонное примешь- то под вечер руки просто уже болят. (смеется.) ты таким «накачанным» себя чувствуешь. Это позволяет чувствовать себя в форме.

-и последний вопрос- о ремиксах.. и вообще, о процессе жизни произведения.. вот оно.. сначала, — может быть, очень близко, а потом, обрастает аранжировками.. и вот ремиксы… Зачем?

/строгим, немного напряженным голосом.. наверное, не очень приятно / Если говорить конкретно о наших ремиксах, то это продиктовано коммерцией, с одной стороны.. То есть — тупой коммерческий ход.. чтобы та же песня «Корабли» попала в ротацию той же радиостанции «хит-фм». Это расширение аудитории, публики. Просто, чтобы песня стала «форматом». Это тупое «форматирование» песни.

-В Вашем случае, конкретно?

-И в нашем случае и так делают очень многие.

-А Вам не жалко песню?

-Не жалко, потому что она от этого НИЧЕГО не потеряет. Потому что сделанные ремиксы на эти две композиции — «Корабли» и «Ангел», они получились достаточно самобытными, «Кораблям» это придало еще танцевальности, еще экспрессивности, ритмичности. Почему нет? А песня «Ангел» стала вообще теперь запредельной, сюрреалистической. То, что ребята проделали, я говорю о Максиме, Максим Маслин автор ремикса и Игорь Статных. И там уже дальше — Тхай и Сурганова. Я считаю, что это очень модный, очень СТИЛЬНЫЙ ремикс, самостоятельная композиция, которая представляет совершенно иной взгляд на вещь, совершенно с другой стороны. Совершенно с другой точки. Раскрывает другие энергетики, может быть даже смыслы. Это как игра сознания, как игра в бисер.

-А душа лежит к чему больше?

-А знаете, ко всему! Это же интересно! Это игра! Я просто уже имею право. Потому что то, то что уже сказано, естественно, на сто процентов уже пережито…

-Песня «оторвалась» уже? потом она ремиксом становится?

-Конечно!

-То есть, не в тот момент, когда она еще где-то внутри? или и тогда может тоже?

-На самом деле , может быть сразу такое «двойственное» видение песни. Она может сразу в оригинальной аранжировке получиться.. и тут же, параллельно возникают идеи ее более ритмической подачи. Ремиксовой. Танцевальной. Я в этом не вижу никаких противоречий. Абсолютно… И если.. /Задумывается/… Кстати.. попробовать сделать бы ремикс на Бродского «Неужели не я». И если вдруг в каком то танцевальном клубе народ будет плясать под Бродского, то я буду просто счастлива!

— Да Вы представляете, сколько на Вас посыплется? Пугачеву же за «Ленинград» помнится, чуть не закопали.

— С ходу цитирует: «Я вернулся в свой город. знакомый для слез»? За эту? Эх! напрасно!!! На самом деле, у меня Мандельштам начался вот с этой песни. Для меня, кстати, Пугачева открыла и Цветаеву… «Уж сколько их упало в эту бездну»… тоже, на самом деле, Алле Борисовне — нижайший поклон за это. Этих авторов я узнала ЧЕРЕЗ ПЕСНИ. Это, может неправильно.. И говорит о моей какой то…неначитанности, серости. но я, тем не менее, я им благодарна. Этим людям, этим исполнителям.

По поводу нашего участия в таких вот изданиях, как вот например, OOPS.. Это ПРОДИКТОВАНО, я еще раз повторяю: ПРОДИКТОВАНО нашим намечающимся туром.. К сожалению…. Или к счастью, я уж не знаю.. именно это издание, такое издание.. очень востребовано.. одна из самых читаемых «пресс». и для того, что бы концерт состоялся в городах Сибири, Урала… Надо как-то до людей довести…

-Да мы все понимаем..

 

Потом мы выключили диктофон, попросили автограф «для всех читателей сайта, которые сейчас далеко, но которые тоже мысленно с нами». Смотрите сами. Он здесь. Слов нет. И понимая, что уже и так чрезмерно злоупотребили терпением и временем СЯ, мы стали нехотя удаляться.

Света проводила нас взглядом. И снова широко улыбнулась. Потом потянулась за платком. Снова стало стыдно.

Уже с порога спросили: -Как же Вы завтра?

Почти смеясь, развела руками: Да вот так как-то.

-Ну, Будьте Здоровы!!!

Потом мы торопились к своим. И вдруг вплыла ужасная мысль: а записалось??? И тут же я подумала, что если нет- то восстановить разговор будет невозможно. Ужас, ужас. Потом, мы дружно разглядывали автограф и все.. Пошли к метро, Все еще дико волнуясь: записалось ли. Вот, записалось !

(Манон спасибо за технику, которая не подвела 😉 )

И, кажется, я забыла поблагодарить СЯ за интервью…

Спасибо!!!

*updt. про «мы». Интервью у СЯ брали: Фёкла, Марибус и я.