2004 11 20 BiletovNet: «Уроки музыки»
корреспондент — Саша АРСЕНЬЕВА
Уроки музыки: Настя Полева и Светлана Сурганова
Они обе гуляют «среди огней ночного Петербурга», среди слезящихся фонарей и остатков пешеходов. Вместе и по отдельности они млеют от группы «Колибри» и считают «Фабрику звезд» – конвейером манерной фанеры. Ни одна не грубит в ответ на грубость. Зато обе верят в Россию, хоть умом не всегда понимают, что с ней творится.
Две звезды, две белых повести отыграли в минувшие выходные концерт в ККТ «Космос». А после с разогретой широкой души и на интервью согласились.
Урок первый: Что такое хорошо
— Настя, на какой музыке Вы выросли?
— Я росла на гигантских группах шестидесятых-семидесятых годов. По настоящему воспитывали вкус группы из разряда «queen», «deep purple», «led zeppelin», «aerosmith». Это те исполнители, которые действительно вправляют мозги. Видела вот тут выступление «queen» и Земфиры. Очень и очень! Это был гвоздь всего торжества, самое лучшее!
— Расти то начали еще в школе или в более позднем возрасте?
— В годы студенчества, скорее. Меня воспитывали мои же однокурсники. Мне приносили записи на осыпающихся кассетах, мы их в катушечные магнитофоны вставляли и прокручивали-прокручивали по миллиону раз…Помню, мне дали альбом одной очень известной группы, не скажу какой, потому что стыдно. И первое, что я сказала, когда услышала эту музыку: «Господи, какая дрянь!» Потом поняла, конечно, что сморозила глупость.
— Есть ли для Вас различия, между свердловским, питерским и московским роком?
— Уральский рок более музыкально основательный, огромное внимание мои земляки уделяют самодостаточности, яркости, выпуклости музыки. Петербургский рок более нацелен на слово, на бурное эмоциональное проявление, воспроизведение того, что они пишут, сочиняют. Москвичи же пытаются все совмещать, в этом их беда, мне кажется. Я вот помню свою первую реакцию на Машину Времени», когда они первый раз приехали в Екатеринбург. Я была уверена, что увижу наш «led zeppelin» — все зрелище, шоу, костюмы, именно так все и выглядело. А музыка оказалась не «led zeppelin». С тех пор сам факт того, что Макаревич не изменил своему стилю, это очень ценно и приятно. То же самое могу сказать и о «Воскресенье» и об Ольге Арефьевой.
— А как же свежая кровь?
— Мы со Светой тут давеча беседовали…Мне интересны некоторые свежие пятна — «Запрещенные барабанщики», «Маркшайдер Кунст». «Колибри» вот нам обеим очень нравится. Я вообще неровно дышу, если женщина занимается хорошо делом этим. В Питере, к сожалению, очень много групп, которые с поэтической точки зрения не выжили.
Пауза почти по Станиславскому. Заходит Светлана Сурганова. Ставит на стол фляжку для себя и кофе для Насти…
Урок второй: Света на цыпочках
Света: — А я их не слушаю, так чтобы разделять эти города. Мне нравятся отдельные исполнители, но сразу скажу, что тоже являюсь фанаткой «Колибри».
— Чья была идея – выступить вместе?
Настя: — Идея была Светина, я сразу согласилась.
Света: — Группа «Настя» во многом повлияла на формирование меня как личности, на мое творчество, в том числе. Выступить с моим духовным учителем на одной сцене – моя тайная давняя мечта! Вообще очень немного исполнителей, слушая которых, я цепенею. Они оказывают на меня такое же воздействие, как удав на кролика. Голос Насти Полевой – для меня тот самый удав. (выразительно цепенеет). Мне сегодня очень важно, что та молодая часть аудитории, которые пришли на наш коллектив, прониклись творчеством Анастасии. Потому что наша музыка, она больше развлекательная, на ней хорошо отдыхать, а Настина заставляет задуматься, духовно воспитывает. Поэтому я счастлива.
Урок третий: Музра
— Настя, почему совсем не слышно Ваших новых песен?
Настя: — Наш последний альбом вышел в феврале, но, к сожалению, он не был ратирован на радио. Отказали с формулировкой: это слишком умно для подростков. Хотя старые песни в ротации постоянно присутствуют, как ни странно.
Света: — По-моему, это отговорки.
Настя: — Не знаю, для меня эти формулировки – комплимент. Но факт остается фактом — что вам нужно слушать на радио, решают за вас.
Света: — Программные директора радиостанций очень часто страдают некой манией величия. Конечно, эти люди представляют себе состояние менталитета аудитории, уровень развития ее.
— Ага. То есть, а давайте- ка все уйдем в самиздат.
Света: — Я вообще оптимист в этом плане. Народ наестся стандартами и захочет чего-то нового. Хотя (усмехается), русские уникальны в своем менталитете. Мы – люди крайностей. Если уж схватили новую фишку, то мы эту идею замучаем, изнасилуем, истерзаем до одурения! Я не знаю как за рубежом происходит ротация популярных звезд. Но вот у нас взять хотя бы «Зверей» или Земфиру – безусловно, талантливые люди, но их закрутили в свое время так, что из каждой радиоточки, из каждой щели неслись эти «дожди-пистолеты»…Беречь умы то надо!
Урок четвертый. Сольфеджио
— Сколько «Фабрик звезд» должно пройти, прежде чем что-то поменяется в музыкальной индустрии?
Настя: — Ну эти фабрики, они же приносят деньги! Скорее всего они не просто останутся, но и будут прогрессировать. Но это все для малолеток и замешано на фанере. Короче, порочно.
Света: — Калька!
— Гхкм…эээ…добрая половина наших рок-звезд отпела-отплясала вместе с фабрикантами. Лагутенко, например, или Арбенина… видали?
Настя: — Это зарабатывание денег, я вообще это не рассматриваю! Проблема то ведь не в исполнителях даже — голоса сносные. Проблема в том, какая машина будет их двигать дальше, будут ли их судьбы клонированы и поломаны. Ведь последние сметают первых.
Света: — Тут еще один острый социальный момент. Те люди, которые прошли эти жернова, они очень юные, мгновенно привыкают к славе и цветам. А когда приходится уйти на второй план, чтоб освободить места для новых полуфабрикатов – это может очень сильно ударить по психике. К тому же сейчас тексты уходят на второй план, но это волновые движения, смена акцентов. Страна полна талантами, кто-то эту ситуацию будет взрывать изнутри.