2013 Семантика запаха и его функции в песнях Дианы Арбениной

Научная публикация из журнала «Русская рок-поэзия: текст и контекст» (№ 14, 2013)

автор — А.В. ЮРЧЕНКО

В тандеме со Светланой Сургановой Диана Арбенина вошла в русский рок в начале девяностых годов прошлого века. Начав как акустический дуэт со свойственными бардовским настроениями, Сурганова и Арбенина постепенно стали одними из важнейших фигур современной рок-культуры. Первые записи коллектива, получившего тогда название «Ночные снайперы», датируются 1994 годом. Спустя почти десять лет группа стала действительно известной, покорив слушателей хитом «Тридцать первая весна». С течением времени музыка выходила для девушек на первый план, но тем не менее они не забывали и о литературе. Под эгидой «Ночных снайперов» выходили книги со стихами и сборники песен («Патронташ», «Дрянь», «Цель», «30 песен «Ночных снайперов»»). Позже, когда союз Арбениной и Сургановой в 2001 году распался, каждая из них продолжала писать и выпускать книги. Сурганова в 2012 году выпустила книгу «Тетрадь слов», в которой читатель находит как тексты песен альбомов, выпущенных Сургановой в отдельности от «Ночных снайперов», так и её — как она их называет — «стихийные стихи». Арбенина, в свою очередь, выпустила три литературных сборника: «Дезертир сна» (2007), «Колыбельная по-снайперски» (2009), «Аутодафе» (2012). Все сборники (за исключением «Колыбельной по-снайперски») содержат тексты песен и стихи, или, как их называет автор, «антипесни». В последний же сборник, вышедший в 2012 году, кроме того, входит либретто спектакля «Мотофо-зо». В своём творчестве Арбенина часто прибегает к упоминанию запахов. Она, подобно герою Зюскинда Жан-Батисту Греную из романа «Парфюмер», методично описывает запах и аккуратно относится к нему как к одному из видов мироощущения лирического героя её «антипесен» и песен.

Целью данной статьи является определение значения запахов и их функции в текстах песен Дианы Арбениной.

Объектом нашего исследования стали как неизданные, так и изданные композиции рок-исполнительницы, вошедшие в альбомы «Капля дёгтя / В бочке меда» (1998), «Детский лепет» (1999), «Рубеж» (2001), «Цунами» (2002), «Тригонометрия» (2003), «SMS» (2004), «Тригонометрия-2» (2005), «Koshika» (2006), «Бонни&Клайд» (2007) и «Армия2009» (2009).

В текстах песен Арбениной запах представляет собой отдельный компонент, связанный с событиями, речь о которых идёт в той или иной композиции, но не являющийся смыслообразующим.

Проанализировав литературное творчество певицы, мы выделяем несколько значений запахов.

1. Запах как признак родственности и романтики. Под этим мы подразумеваем любовную лирику Арбениной, в которой лирический герой находится в состоянии влюблённости. Одним из ярчайших примеров этому служит следующая цитата:

.. .я никогда не говорил «люблю тебя» — смущался. … ты пахнешь запахом моим…

«Бонни&Клайд» 1

В данном примере запах передаёт родство и единство лирического героя и субъекта, которому посвящены эти строки. Запах в данном случае -это нечто невидимое, что объединяет и роднит двух людей, что несёт в себе заряд любви и самоотдачи. Благодаря упоминанию о запахе автор передаёт глубину романтических чувств между Бонни и Клайдом, что является неотъемлемым элементом одноимённой истории.

Другой пример:

.обними меня последний раз.
запах твой вкуснее молока на небе.
я прошу тебя — не медли!

«Грусть» 2

Здесь через запах молока передаётся чувство нежности и любви. Более того, в данном случае слушатель и читатель может провести параллель с материнским молоком, которое символизирует — как неразрывность матери и ребёнка — родство лирического героя Арбениной и адресата этих строк. И к тому же белый цвет молока является признаком чистоты и прозрачности отношений.

В тексте песни «Ууу» мы наблюдаем похожую ситуацию: запах в ней так же отождествляется со вкусом, в чем прослеживается необыкновенная родственность, любовь, самоотдача лирического героя:

.. .ты мне сегодня будешь сниться.
я знаю запах твой на вкус.
навеки однопланетяне
с тобой разбросаны по миру.
я не забуду не покину.
я таю таю без тебя 3

Песня «Не кури при мне» («Люблю запах осени») несёт в себе одновременно два запаха: запах яблок и запах сигарет:

. люблю запах яблочный. надкусывать брызгами.
гадать поцелуешь ли. ну поцелуй меня!
сигареткой помечены твои губы капризные… .
люблю запах осени. огонь штурмует леса.
прошу не кури при мне 

не кури при мне 4

В данной цитате под запахом надкусываемого с брызгами яблока автор подразумевает тяжесть ожидания — «поцелуешь ли». Запах сигарет -«сигареткой помечены / твои губы.» — говорит о том, что ожидание было оправданным и ненапрасным. То есть в приведённом примере запахи являются не только символами, но и завуалированным движением сюжета.

Однако иногда для описания угасших романтических чувств и любви поэтесса также касается запахов:

он был печальный и серьёзный:
он вернулся к жене
цветы по-прежнему не пахли
на немытом окне.
как на войне подумал он.

«Бу-бу» 5

В данной композиции как не имеющие запаха цветы, так и немытое окно, на котором они находятся, подчеркивают монотонность и скучность жизни того, кто «вернулся к жене», подчеркивают тот факт, что «он был печальный и серьёзный». То есть прямое описание происходящих событий подкрепляется идущими параллельно ощущениями и запахами.

2. Запах как символ единения лирического героя с природой и / или способ её описания. Одна из часто встречающихся тем в творчестве Дианы Арбениной — любовные отношения и природа. Эти два компонента неразрывны и дополняют друг друга. Одна из ранних песен певицы тому пример:

… мне в эту ночь не спится
запах ночных костров заведомо приятен…
… а лето пахнет солнцем.

«Солнце» 6

«Запах ночных костров» придаёт песне особую атмосферу романтики, передавая одиночество и бессонницу лирического героя, когда он ночью уходит из дома и сидит у костра, размышляя о прошлом, вспоминая всё, что произошло. Упоминание лета в этой песне неслучайно. Это время года в текстах песен Арбениной часто символизирует расставание, одиночество и завершение определенного жизненного периода. Таким образом, лето, пахнущее солнцем, «запах ночных костров» передают грусть и печаль, наполняющие душу лирического героя.

Другой пример — песня «Черное платье (Первая песня для аккордеона»):

запахнет верхушками сосен,
и станет небо высоким
и мы затанцуем неловко… 7

В указанной цитате лирический герой находится в ощущении чистоты, которое передаётся посредством описания природы.

Подобная тема продолжается в других песнях раннего периода творчества исполнительницы:

. и апрельский туман нервы теребя
падает головой на тёплый гранит.
пахнет гарью лесов и теплой травой.

«Когда горит свет» 8

мой дом пахнет летом. я переживаю
о тех, кто на марсе не загорает.
такая большая-большая планета
пахнет летом.

«Пахнет летом» 9 

Кроме того, цитата из песни «На границе» иллюстрирует данную категорию:

я тебе подарю
ломкий стебель травы
тонкий запах смолы
и немного хлеба

«На границе» 10

В этой песне описываемый «тонкий запах смолы» передаёт тонкость чувств, желание подарить что-то лёгкое и необычное. Тем самым Арбенина подчеркивает единение с природой.

3. Запах как способ описания абстрактных понятий. Кроме запахов физических предметов в привычном понимании автор иногда прибегает к описанию так называемых абстрактных понятий, которые по своей сути не обладают запахами вообще. Например:

.пахнет русским фольклором и хотя мой отец
никогда не любил хлеба с солью
свыше данную роль мы делили всегда пополам
были сыты для нас приготовленной болью…

«Русский пассажир» 11

Под запахом русского фольклора Арбенина, вероятно, подразумевает русскую культуру, глубокую, богатую и многогранную, которой противопоставляется строка о нелюбви к хлебу и соли — исконно русской традиции. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что повествование ведётся в прошедшем времени, следовательно, можно предположить, что отца, о котором идёт речь, уже нет в живых. Поэтому песня пронизана отсутствием запаха — своеобразным опустошением, подкреплённым болью. Другими словами автор, прибегая к упоминанию о запахе, — что парадоксально — указывает на его отсутствие.

Другой пример:

.я тебе не спою, я тебе не скажу,
как пахнет порох на полях любви.

«Уставшие глаза от войны» 12

Запахом пороха на «полях любви» автор обозначает окончание любви, завершение отношений. Поля любви — вымышленное понятие, а значит, абстрактное. Арбенина не случайно использует в своих песнях тему любви. В одном из своих интервью она объяснила причину этого: «Все песни, они-то — о любви». Передать трагичность того, что связано с любовью, -это один из основных лейтмотивов творчества исполнительницы. И данный пример, в котором мы можем наблюдать один из случаев, когда поэтесса прибегает к упоминанию о запахах, еще раз подчеркивает её стремление проиллюстрировать невидимое глазу прозрачное чувство любви такими же невидимыми запахами. Это помогают читателю и слушателю глубже прочувствовать суть песни и сообщения, которые автор посылает посредством ароматов.

Другой пример, подчеркивающий подобную мысль:

не говори о нас, не вспоминай о нас
мускусом пахнет прошлое, ромом ботинки
ни в коем случае не поцелую, всё остальное просто…

«Что мы делали прошлым летом» 13

Таким образом, запахи — неотъемлемая черта стихотворного и песенного творчества Дианы Арбениной. Она использует в текстах своих песен слова «запах», «пахнет», «аромат» и другие с целью метафорично передать настроения, завуалировать эмоции и переживания, о которых лирическому герою сложно сказать прямо и вслух. Творческий мир поэтессы наполнен различными нюансами — цветами и запахами, числами и местами. В её стихах «город пахнет любовью», а она сама же «этим летом пахнет собой». Так, подчеркивая вещи, на которые очень часто не обращают внимания, которым не придают значения, она показывает, насколько мир её творчества многогранен и непрост для понимания, а лирический герой — тонкая и уязвимая натура, которая всегда ищет любви и счастья.

1 Арбенина Д. Дезертир сна. — М., 2008. — С. 269.
2 Арбенина Д. Аутодафе. — М., 2012. — С. 60.
3 Там же. С. 59.
4 Там же. С. 122.
5 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сурганова. — М., 2002. -С. 33.
6 Арбенина Д. Дезертир сна. — М., 2008. — С. 187.
7 Арбенина Д. Аутодафе. — М., 2012. — С. 143.
8 Арбенина Д. Дезертир сна. — М., 2008. — С. 270.
9 Арбенина Д. Аутодафе. — М., 2012. — С. 63.
10 Ночные снайперы 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сурганова. — М., 2002. — С. 11.
11 Там же. С. 5.
12 Арбенина Д. Аутодафе. — М., 2012. — С. 88.
13 Там же. С. 167.