2004 10 01 Звуки.Ру: «Я пою себя!»

корреспондент — А-лена

 Очень часто бывает, что музыкант, по разным причинам покинувший известный коллектив и начавший сольную карьеру, в итоге, так и не может подняться до прежнего уровня, и его имя вскоре забывается, всплывая лишь в памяти истинных меломанов. Вполне резонно было предположить, что подобная участь может постигнуть и Свету Сурганову, чье имя когда-то неразрывно связывали с группой «Ночные снайперы». Однако, презрев все скептические предположения о ее «загубленной карьере» после не очень приятного расставания с коллективом, одним из создателей которого она являлась, Светлана не затерялась на бескрайних музыкальных просторах, и уже через полгода зрителю был явлен новый питерский коллектив, а если точнее, целый оркестр под руководством г-жи Сургановой. Задорные мелодии в латиноамериканском стиле, замечательные тексты (а в качестве «соавтора» иногда выступает, например, Бродский), высокое исполнительское мастерство музыкантов — и вот, всего лишь через год своего существования, «Сурганова и оркестр» номинируется на премию «Побоroll», получает премию «ФУЗЗ» за лучшую песню года и практически не вылезает из «Чартовой дюжины» на «Нашем радио», не говоря уж о битком набитых залах. Мне давно хотелось сделать с ней интервью, поскольку до этого, еще в ее бытность «снайперской» скрипачкой, поговорить получалось, в основном, с ее коллегой Дианой Арбениной, а Света, к сожалению, всегда оставалась на втором плане, хотя для меня они были равноценны. И вот, наконец, свершилось!..

Звуки.Ru: — Давай начнем с того, что мало известно широкой публике, то есть «вернемся к истокам» твоего творчества:

Светлана Сурганова: — Мои занятия музыкой начались в музыкальной школе, даже, если точнее, еще до нее. Мама меня купала в ванной и напевала песни — «Шел отряд по берегу:», «Пусть всегда будет солнце» — патриотические такие, в основном, почему-то. (улыбается и напевает «Солнечный круг») А этажом выше жила мамина хорошая знакомая, которая была преподавательницей в музыкальной школе. Как-то она спускается к нам и говорит: «А может, Света лучше будет петь в музыкальной школе, а не дома? Это же невозможно слушать!» С тех пор я и пошла в музыкальную школу. Сама, кстати, выбрала себе инструмент — скрипку — не знаю даже, почему она меня очаровала. Когда я успела ее услышать, в пять с половиной лет — в шесть? Тем не менее, ребенок сделал совершенно осознанный выбор — скрипка, и только!

 В общем, я заканчивала музыкальную школу, и параллельно были какие-то попытки организовать нечто вроде ВИА, назывался он «Камертон». Потом, чуть позже, в музыкальном училище, я сколотила коллективчик под названием «Лига», потом еще была группа «Нечто иное» вместе с Петром Малаховским, а уже потом «Ночные снайперы», ну, и теперь «Сурганова и оркестр» — вот, собственно, весь мой послужной список.

Звуки.Ru: — Но ты же еще и медицинское образование получила?

Светлана: — Ну, это так, параллельно! (смеется)

Звуки.Ru: — То есть изначальная цель была все-таки стать музыкантом?

 Светлана: — Я никаких целей себе не ставила! Это жизнь меня поставила на эти рельсы, а я просто не сопротивлялась. Я, конечно, не слишком много для этого делала, о чем, конечно, сейчас сожалею, потому что мне пророчили консерваторию после музыкального училища. Но я пошла в медицинское, о чем, собственно, я ни разу не пожалела. Хорошо, что сложилось так, а не иначе!

Звуки.Ru: — Ты ведь к своей известности шла лет десять?

Светлана: — Ага, ползла и карабкалась: медленно, но верно! (иронично улыбается) Понимаешь, я никогда не ставила перед собой честолюбивых целей — шла и все. А сейчас вещи, написанные 10-15 лет назад, как ни странно, оказались востребованными, и это приятно!

Звуки.Ru: — То есть можно твое творчество сравнить с хорошим коньяком, который требует большой выдержки?

Светлана: — (радостно, хлебнув из рюмки указанного напитка) Да!

Звуки.Ru: — Как ты думаешь, в чем причины того, что песни 10-летней давности стали актуальными именно сейчас?

Светлана: — Конечно, я бы могла сказать, что это «нетленка», что это гениально, но это бред полный! (смеется) Просто мне кажется, что любая деятельность, которая делается откровенно, чистосердечно и с полной отдачей, рано или поздно получит отклик. То, что я когда-то делала и продолжаю делать сейчас — это часть меня, это смысл моей жизни, и в этом абсолютно нет никакого вранья! И мне хочется думать, что люди ценят именно эту «настоящность. Хотя Глюкозу тоже многие любят: (улыбается) Но это игра! Это, скорее, театр, перевоплощение в какие-то образы, а я пою себя!

Звуки.Ru: — Ну, если сравнивать тебя и Глюкозу, то ты все-таки «сам себе режиссер», а она — в большей степени, детище Макса Фадеева, хоть и утверждают, что это ее собственные песни:

Светлана: — Мне кажется, что картинка сложилась изначально. Я не думаю, что Макс Фадеев лепил и создавал какой-то искусственный образ, который у него зародился в голове. Наташа сама по себе достаточно самобытная девушка, светлая, хотя Макс, конечно, привнес какие-то аранжировочные моменты, помог в записи, но это не случай с Тоталом или Линдой. Впрочем, Линда — это вообще особая история, конечно: Макс Фадеев, конечно, молодец, он вытаскивает и делает всегда какие-то интересные образы, и за это я его очень люблю и уважаю. Талантливейший человек, талантливейший продюсер и музыкант! Я очень часто ориентируюсь на него, когда делаю какие-то свои попытки аранжировать некоторые вещи, как это ни странно, может быть, сейчас звучит. Если послушать мои песни, то там, казалось бы, нет ничего от Макса Фадеева, тем не менее, где-то в подсознании, глубоко в сердце у меня это живет. Думаю, что второй альбом как раз и проявит эту мою любовь к нему! (смеется)

Звуки.Ru: — А как ты в таком случае относишься к тому, что он был одним из продюсеров «Фабрики звезд»? Что ты вообще думаешь об этом «звездном конвейере»?

Светлана: — На самом деле, позитивный момент «Фабрики» заключается в том, что она показывает, что каждый человек, при большом желании, может стать звездой. Каждый «встречный-поперечный», каждый прохожий на улице! И это вселяет, безусловно, такую хорошую самоуверенность в человека, дает ему силы, и он верит, что тоже может что-то. С другой стороны, по большей части, все это очень вторично, все это калька на имеющиеся уже продюсерские музыкальные проекты западного образца — там это уже давно все было и известно! «Фабрика» просто перенимает этот западный опыт, пробует это проделывать с нашими людьми, и это получается достаточно успешно — «народ хавает», концерты проходят с аншлагами, говорят: Это явление новое для нашей страны, но мне кажется, что рано или поздно произойдет перенасыщение, и народ захочет более глубинных историй, большей загадки, что ли.

Звуки.Ru: — Вот это выражение — «народ хавает» — очень сильно принизило уровень нашей культуры, тебе не кажется? Никто не делает попыток поднять этот уровень, а наоборот, его опускают ниже и ниже:

Светлана: — Я даже не знаю, что сказать. Проект «Фабрика звезд» — это очень качественный проект, он выверенный, просчитанный до мелочей, в принципе, неплохие аранжировки, непошлые клипы, милые, безобидные тексты: То есть я не могу сказать это «говно полное»!

Звуки.Ru: — А как же Миша Гребенщиков с его «батонами-булками» и т.п.?

Светлана: — Миша Гребенщиков — это ведь интересное социальное явление, просто так на ровном месте он бы не появился! Раз он востребован, значит, пришло время насыщаться людям и таким продуктом…

 Человек ведь не может есть одно и то же — организм требует разное. И чем старше человек становится, тем он начинает потреблять все более качественные продукты (если финансы, конечно, позволяют). Может меньше, но качественные: если раньше ты пил «девятку» «Балтика», то теперь ты лучше выпьешь немножко хорошего и качественного дорогого коньяка, в хорошей компании по «чуть-чуть». Мне кажется, говорить о каком-то тотальном бескультурье не стоит, поскольку все-таки есть масса хороших примеров!

Звуки.Ru: — А сама бы ты хотела принять участие в «Фабрике»?

Светлана: — Понимаешь, я бы кастинг не прошла! (смеется) Я не умею двигаться, я не умею петь, у меня нет голоса и слуха! Я серьезно говорю! Но у меня, может быть, есть самобытность, моя придурковатость, искренность и свое мнение, но с этим я бы вряд ли туда попала: Я вообще человек, который трудно поддается «стадному чувству»!

Звуки.Ru: — Кстати, это заметно по твоему нынешнему проекту, поскольку он сильно отличается от других коллективов, где лидером также являются «девушки с гитарами»:

Светлана: — Ну, а какой смысл на кого-то походить? Если у тебя есть что сказать, и ты владеешь какими-то музыкальными приемами, инструментами и просто у тебя есть какая-то картинка в голове, и ты мыслишь именно так, а не иначе?.. Хотя, с другой стороны, я не отказываюсь от того, что у меня есть свои ориентиры, свои симпатии, свои отправные точки в музыке, есть люди, которые откровенно меня волнуют, и я хочу не то чтобы быть похожей на них, но они во мне живут и, так или иначе, проявляются! Sting, Cesaria Evora, Muse, Tanita Tikaram — это я называю тех, кто жил во мне во время записи, живут и будут жить. На самом деле, это очень большой список! Когда я создаю аранжировку, то я понимаю, что она близка к эстетике какого-то исполнителя, которая во мне перерабатывается и потом, через пережитое, выливается уже во что-то свое.

Звуки.Ru: — Надо сказать, что это «свое» было мало заметно во время твоей работы в «Снайперах». Ты так умело это скрывала свою тягу к латиноамериканской музыке?

Светлана: — Я ничего не скрывала! Просто играть такую музыку могут люди, которые ей занимаются серьезно, специалисты, которые посвятили этому много времени и которые умеют это делать! Музыканты из «Север Комбо» — они, по-хорошему, чокнутые на этой эстетике, они знают ее досконально, живут и дышат этим, поэтому, конечно, мы нашли друг друга, и мне в этом смысле повезло, в первую очередь, потому что моя потаенная влюбленность в латиноамериканскую эстетику наконец-то реализовалась!

 Самое первое наше выступление «с оркестром» состоялось 26-го апреля прошлого года, это было в концертном зале у Финляндского вокзала, Площадь Ленина, дом 1, в Санкт-Петербурге. Был гипер-аншлаг, и я очень волновалась, потому что программу репетировали перед этим дней 10, а то и меньше. Но благодаря профессионализму музыкантов, с которыми мне посчастливилось познакомиться и начать работать, все получилось очень бодро. Конечно, были люди, которые знали меня по «Ночным снайперам», в первую очередь, и те, которые, наверное, просто сопереживали вместе со мной это событие и решили меня поддержать в этот трудный момент. Это был очень хороший концерт!

Звуки.Ru: — А не тяжело хрупкой девушке в одиночку справляться с таким количеством мужиков?

Светлана: — А это не те мужики, не те молодые люди и мужчины, с которыми надо справляться! Они настолько… (задумывается в поисках слова)… вменяемы (или «втебямы»?), что проблем в нас вообще нет никаких, и я испытываю страшное удовольствие от общения с этими людьми — и в музыкальном плане, и просто в дружеском!

Звуки.Ru: — Ты знаешь, мне почему-то однажды подумалось, что фраза «Искусство требует жертв» в большей степени относится к женщинам, занимающимся творчеством, чем к мужчинам…

Светлана: — Может быть: На самом деле, если женщина связана с шоу-бизнесом, если она творческий человек, то ей приходится много разъезжать по гастролям, подолгу не бывать дома и т.п. Это такая жизнь, что сложно разделять работу и повседневность, ты всегда в этом! В любой момент могут зайти гости, с диктофоном (выразительно косится на мой) или без диктофона: В любой момент может снизойти что-то и ты захочешь это записать, отредактировать и т.д. — то есть ты весь в этом, и это всегда с тобой! И, конечно, счастлива та женщина, которая имеет друга жизни, супруга или близкого человека, который понимает ее, завязан и участвует в этом вместе с ней. Мне вот повезло! (улыбается)

 

У нас появилась возможность убедиться, насколько правдивы были слова о «страшном удовольствии, получаемом музыкантами от общения друг с другом»: в новой программе «Сургановой и оркестра» группа исполняет, помимо уже полюбившихся всем хитов, несколько песен с не вышедшего пока альбома «Возлюбленная Шопена»: уже известную слушателям «Так начинался день» и новинку под названием «Только Вами и живу»… А еще на концертах Светлана исполняет песню «Ангел» совместно с певицей из Мариинского театра, с которой эта песня была записана. Кроме того, группа впервые показывает на большой сцене новую инструментальную композицию, которая звучала лишь однажды с клубной площадки. На своем последнем концерте, который состоялся 30 сентября, группа презентовала новый сингл, в который вошли уже известные по ротациям на радио песни «Ангел седой» и «Корабли», ремиксы на них и видео на «Корабли», а также инструментальная композиция «Интродукция», с которой началась работа над новым альбомом «Возлюбленная Шопена». По словам Светланы, запись этого сингла во многом носила экспериментальный характер: это был первый опыт работы с ремиксами и первый опыт работы над клипом.