2005 02 26 Глобус.Медиа: «1,5 часа радости, или трусливая обезьяна в период апатии»

корреспондент — Диана Близниченко 

эксклюзивное интервью Светланы Сургановой, которое она дала перед концертом 26 февраля в ДК МАИ

(расшифровка записи и то, что осталось за кадром)

беседа со Светланой Сургановой переносится уже пятый раз — вот и 26-е число настало, а точное время и место ещё неизвестно… наконец, за час до интервью, я узнаю, что оно будет проходить, наверное, в одном из самых шумных ресторанов москвы — в «Америкэн Бар&Гриле» на маяковке, а это значит, что запись я потом буду дешифровать как настоящий шпион..

без пяти 3 я на месте. за столом четверо — Диана Аветисян, Лида Лосицкая /прессекретарь СиО/, маша /ну кто её не знает)/ и какая-то юная светловолосая девушка. меня встречают приветливо, хотя я и не избегаю улыбок — пришла такая тЕмная дева брать интервью, читаемая — на плече onna, на шее — лабрис..) пока я распаковываю свою аппаратуру, осознавая то, что музыкальный фон и посторонние голоса слышны гораздо лучше, чем то, о чём говорят за нашим столом, звеня бубном, висящим на ремне кофра, лида шепчет мне на ухо, чтобы я ни в коем случае, пожалуйста, не задавала вопросов о диане арбениной. конечно же, я торжественно шёпотом клянусь ей, что ничего такого я делать и не собиралась. тогда лида со спокойным сердцем уходит, уступая мне своё место напротив той самой незнакомой девушки.. в голове рой мыслей из серии «вот сейчас я буду сидеть и ждать свету, почему же её нет?», а девушка тем временем молча предлагает мне сесть и начинать..

милые, если сказать, что я испытала шок, то это будет неправда. я испытала ШОК! юная, почти моего возраста, девушка оказалась светой сургановой! прошла какая-то мучительно длинная секунда, пока до меня наконец дошло, что я НЕ УЗНАЛА её! она очень изменилась с того момента, как я видела её в последний раз. или всё дело было в том, что она находилась так близко и я смотрела на неё в упор, без видоискателя фотоаппарата? нет, она сидела передо мной маленькая и хрупкая, с растрёпанными волосами, огромными ресницами и матовой кожей, и на вид ей было лет 25 — я клянусь вам, она выглядела так, как в те годы, когда ещё не был записан «рубеж»! стыд от того, что я могла не узнать кумира, оцепенение от её действительно юной красоты (которое на протяжении разговора у меня так и не прошло — через полчаса я поймала себя на том, что смотрю на свету в упор и ничего больше не замечаю — любуюсь!) и попытка смирить себя с тем, что света выглядит именно так, заставили меня сильно волноваться, о чём я ей немедленно и заявила:

 

Д: — я на самом деле волнуюсь..

СС:/с улыбкой/ — напрасно по-моему!

Д:/несколько истерично посмеиваясь/ — однако я волнуюсь..

СС: — может хотите чего-нибудь выпить? или попить?

Д:/cмущаясь/ – нет..

СС: чай? кофе?

Д: — нет, ни чай, ни кофе..

СС:настойчиво — текилу?

Д:/ещё больше смущаясь/ — и тем более не текилу.. я хочу поговорить..

ДА:/свете/ — тебе компанию составить?

СС: — нет, ну если человек волнуется..

Д: — ну, это пройдёт! это временно, я надеюсь.. меня диана зовут.. /г-жа аветисян поднимает бровь и поджимает губы/ можете желание загадывать.. посередине.. /вежливая пауза/ я хотела вначале спросить про альбом выходящий — вы себе подарок делаете на день рождения группы?

СС: — у меня есть очень хорошая знакомая, у неё есть традиция — она на свой день рождения, каждый свой день рождения всем пришедшим на её день рождения дарит различные подарки. разные.. книги.. причём, вот человек знает, кто к нему придёт в гости и прекрасно понимает вкус этого человека и знает, чего бы он хотел. и приходя к нему на день рождения не ты даришь подарок — ну то есть ты тоже конечно можешь подарить подарок, — но ты, в свою очередь, сам без подарка не уходишь. мне настолько понравилась эта традиция, что я решила тоже на наш день рождения подарить всем — в том числе и нам, конечно, — новый альбом. будет он называться «возлюбленная шопена», и будем мы его презентовать двумя концертами — питерским концертом и в москве. питерский концерт будет проходить в большом концертном зале «октябрьский» 26 апреля, а московский концерт — 29 апреля в международном доме музыки, в большом светлановском зале.

Д: — вообще получается, что у группы как бы два дня рождения — один день рождения группы, другой — день рождения светланы сургановой, который так.. отмечается бурно и активно..

СС: — вообще, да, по количеству подарков, цветов и внимания, которое нам оказывает наша уважаемая публика, получается, что у нас два дня рождения.

Д: — вот вам на день рождения во время концерта музыканты подарили скрипку..

СС: — мааленькую такую /улыбается и показывает пальцами расстояние в несколько дюймов/

Д: — а вообще скрипку мы вашу услышим?

СС:/задумавшись/ — дааа, причём не только мою скрипку, а ещё помимо моей скрипки ещё шесть скрипок — это будет секстет молодых и очень талантливых музыкантов из училища римского-корсакова, которые участвовали в записи альбома и которые будут приглашены на презентационные концерты. в общем, состав оркестра расширяется — пусть только на эти два концерта, но всё равно это будет грандиозное зрелище

Д: — а ваши импровизации будут?

СС:/с улыбкой/ — они же импровизации — посмотрим, может быть сымпровизирую)

Д: — должно быть особое настроение, да?

СС: — конечно!

Д: — а какое чаще? под какое чаще хочется импровизировать — под грустное или наоборот?

СС:- вообще весёлые мажорные ноты и мелодии складываются реже и сложнее.. минор как-то ближе.. и чаще..

Д: — это вот исключительно если судить о.. просто если.. /теряюсь, но нахожусь)/ мажора вам музыканты добавляют ваши? /света кивает и беззвучно говорит «да»/ а как вообще отношения с музыкантами? со всеми, я не беру там, например, валеру тхая, а со всеми музыкантами, включая вашу духовую секцию.. исключительно рабочие или вы все — друзья?

СС: — просто рабочими отношениями это назвать нельзя. это.. я прекрасно понимаю, что если что-то там ребятам понадобится, я с удовольствием помогу, и я знаю, что всегда могу на них рассчитывать. по-моему, это — настоящая дружба)

Д: — а вы ходите на концерты «север-комбо»?

СС: — да. когда есть время, когда я в городе.. в том же, в котором и они выступают, то да.. у них буквально послезавтра..

ДА: — завтра..

СС: — нет, уже завтра будет концерт в питере, на который к сожалению я не попадаю, потому что мне ещё придётся задержаться в москве по поводу альбома. который сегодня прибыл в москву и который здесь будет доходить до своей финишной стадии, как то /делает страшное лицо/ сведение и мастеринг. основная работа уже в питере проведена, все треки записаны — теперь они будут доводиться до ума

Д: — а что вам вообще больше нравится делать — альбомы писать или концерты играть?

СС:/откидывается на стуле и пожимает плечами/ — то есть это настолько две разные вещи, несмотря на то, что то и другое касается музыки, абсолютно две разные.. профессии, я бы даже сказала. мм.. а что нравится больше, сказать трудно. мне очень нравится сидеть ковыряться в нотах, вычищать там, думать над аранжировками, детализировать — и учиться этому процессу создания аранжировок, записи, овладение музыкальными компьютерными программами. с другой стороны мне очень нравятся живые выступления, общение, потому что получаешь колоссальный заряд энергетический, и это меня преображает, это меня обновляет, это меня.. это придаёт мне сил, и я надеюсь, что это взаимно у нас с залом

Д:/случайно задевая ногой кофр, бубен звенит/ — да, я, видите, с бубном — без бубна к вам не хожу)

СС:/улыбается/ — спасибо. большое!

Д: — а вообще поклонники вас везде одинаково встречают, или бывают какие-то совсем холодные залы, где никакой отдачи?

СС: — ну бывают более сдержанные залы, бывают более раскрепощенные, открытые в своих проявлениях, в проявлениях своих эмоций. но вот как показывает практика — туровая практика и выступления в питере и в москве — как бы ни был сдержанно настроен зал в первой половине программы, финал однозначен — на последних трёх песнях зал стоит, пляшет, радуется на полную катушку вместе с нами, обязательно бисы

Д: — а вы вообще на какую аудиторию ориентируетесь? или пишете не ориентируясь на аудиторию, а просто для себя?

СС: — честно говоря, когда писала песни, я не ориентировалась ни на какую аудиторию, я ориентировалась только на свои эмоции, на свои чувства. просто мне было необходимо выплеснуть или свою радость или свою горечь, ну переживания там, свою любовь — и я это делала таким образом — через написание песен. сейчас, конечно, наверное если этот процесс возобновится, это будет процесс с подключением ещё не только души, сердца, эмоций, ещё и, наверное, ума и какого-то здорового музыкального прагматизма — я допускаю и такую вещь. просто есть уже некий накопленный опыт, есть тенденции в мировой музыке, которые мне в большей степени нравятся — я буду уже ориентироваться на них и создавать музыкальные произведения или аранжируя их, сочиняя песни, уже учитывая эти тенденции, эти знания, эти симпатии свои..

Д: — а какие у вас симпатии? в мировой музыке в современной?

СС: — знаете, меня сейчас вот разносит на контраст — мне начинает нравиться очень тяжёлая музыка, и мне очень нравится абсолютно прозрачная музыка.. /диане аветисян/ ты не помнишь, как называется вот тот альбом, там такие прозрачные детальки звучат — в машине мы ещё ставили?

ДА: — откуда я знаю!

СС: — французский диск такой..

ДА:/дожевав что-то мексиканское/ — ааа, с мандолиной?

СС: — да

ДА:/после паузы/ — французское имя?

СС: — да.. /мне/ — мне настолько нравится один диск, что вот я его периодически слушаю, но я настолько поглощена музыкой, что я даже не удосуживаюсь посмотреть на автора этого диска смеётся вот, но это безумно прозрачная, безззумно красивая музыка.. причём там музыкальный минимализм, звуковой минимализм, и настолько прозрачная запись, что я даже боюсь дышать во время прослушивания диска — я это делаю тише чем обычно. вот. с другой стороны мне нравится.. а! ну вот современные направления, такой неоклассицизм игорь дункоу — музыкант-пианист — мне очень нравится вот его музыка. из современной тяжёлой музыки я считаю, что абсолютно достойная, один из лучших коллективов-альтернативщиков наших отечественных — группа «психея». отличный коллектив — великолепные профессионалы, очень интересный материал. ну, какие-то.. мейнстрим, уже такая классика зарубежного мейнстрима, с, там, налётом психоделии, такие группы как depeshe mode, radiohead, portishhead — вот эти пластинки я может быть чаще других пластинок ставлю в свой плеер, слушаю, они мне отдохновение приносят.

Д: — что для вас более важно — именно музыка или то, о чём поют музыканты?

СС: — наверное всё-таки музыка. в первую очередь музыка, во вторую очередь поэзия. хотя.. это если говорить об отечественных исполнителях — к сожалению не владею английским, мне бы очень хотелось знать досконально о чём поёт тот же стинг — я так иногда динку прошу мне перевести его тексты, я понимаю, что это очень интересная поэзия. мне не хватает знания языка, к сожалению.. пока на первом плане, если говорить об интересах, мне нравится уже обрамлять имеющуюся мелодию, сложившуюся, в аранжировку, окутывать её в аранжировку, делать из неё продукт. такое сухое дурацкое слово «продукт», но тем не менее. довести музыкальную идею до её совершеннолетия.

Д: — александр васильев говорит, что он разделяет поэзию и песенную лирику, потому что песня — это грязный жанр, а поэзия — высокий. у вас есть такое деление?

СС: — не знаю, вот я пытаюсь поэзию с большой буквы..

ДА: — а как же романс?

СС: — ..настоящую Поэзию втиснуть в грязный жанр песни. и у меня получаются такие песни как «неужели не я» на стихи бродского, песня «дождь» на стихи фредерико гарсиа лорки, песня «путник» на стихи ахматовой. не знаю.. мне кажется, конечно, это большая удача, большой праздник, когда удаётся найти вот этот оптимальный альянс сочетания стихотворения — поэзии — и музыки. я не разделяю поэзию на текстовую поэзию — я бы тут с васильевым поспорила /улыбается/

Д: — а вы вообще с ним общаетесь? и с нашими рок-музыкантами российскими? /маша начинает беззвучно смеяться. мда.. корректный я вопрос задала.. это из серии, не задавайте ПРЯМЫХ вопросов об арбениной – задавайте косвенные../

СС: — ну как-то.. ну когда на площадках видимся — здороваемся, конечно. вот так..

Д: — ну то есть дружеских каких-то отношений нет?

СС: — я уже нахожусь в том возрасте, когда как-то новые знакомства заводить уже сложно и.. не знаю, даже приятельские отношения — это тоже уже проблема — так, шапочные знакомства. и собственно больше, дальше влезать уже не нужно — во-первых, на это нет уже душевных сил, на это нет времени и, как бы, нужно всё равно оставлять.. пространство..

Д: — то есть вы считаете, что дружба может зарождаться только в юном возрасте? а потом уже всё — 20 лет стукнуло или 30 лет стукнуло — и больше дружбы никакой и никогда?

СС: — ну шансов всё меньше и меньше, это точно)

Д: — а что для вас вообще такое понятие как дружба? что оно в себя включает?

СС: — дружность. стабильность. уверенность в том, что человек может на тебя рассчитывать, и просто когда ты думаешь о нём или видишь его, тебе хочется улыбнуться ему, тебе с ним светло.

Д: — а много у вас таких людей?

СС: — людей, которых я могла бы назвать именно друзьями? конечно, не много. друзей не может быть много, мне кажется.. но они, главное, есть. и это здорово.

Д: — а всё ли прощаете друзьям вообще?

СС: — ну я стараюсь, пытаюсь.. а иногда просто вот как что-то умрёт во мне, вот как отрезало — и всё, человек перестаёт для меня существовать. к сожалению, это даже такой процесс, который не совсем мне подвластен. я даже умом понимаю, что, как бы, человек не настолько провинился, и не тот повод, ради которого нужно рвать отношения — а всё равно, умерла так умерла. ничего с собой поделать не могу.

Д: — то есть когда появляются вдруг какие-то люди из прошлого, с которыми вы когда-то общались, но больше не интересно, то вы.. не общаетесь больше?

СС: — я не пытаюсь сделать, да, хорошую мину при плохой игре. ну, просто я с такими людьми не общаюсь..

Д: — ну а если вдруг окажется, что прекратили отношения, потому что тогда казалось, что всё, человек больше не нужен вам лично, а потом, через некоторое время, вы не хотите с человеком общаться, а, может быть, опять какие-то грани, которые вам, может быть, нужны.. /пауза.. загнула я, конечно../ то есть если кто-то возвращается..

СС: — могу ли я возобновить отношения?

Д: — да..

СС: — если на этом настаивает та сторона?

Д: — да. /опять пауза../ хотя бы будете ли вы пытаться что-то в себе..

СС: — изменить? ну.. терпение и такт, терпение и такт) конечно, я не буду человека отшивать сразу, грубить ему — я обязательно его выслушаю, как минимум. потом уже решу для себя, могу я ему чем-то помочь, нужна я ему действительно или нет, стоит ли мне тратить силы на него..

Д: — а что больше любите — говорить или слушать?

СС: — честно? слушать. говорить очень не люблю.

Д:/опять прорезается истерический смешок/ — я очень извиняюсь, что заставляю вас говорить!

СС: — это часть моей работы, причём самая неприятная..

ДА: — предлагаю принести извинения за всех сразу журналистов)

СС: — была бы моя воля, я бы занималась только музицированием, выступлениями, записью альбомов, и свела бы все потусторонние, вот эти околомузыкальные процессы до минимума..

Д: — а одиночество нужно вам?

СС:/задумчиво/ — да..

Д: — часто?

СС: — ну, когда оно вдруг свершается, когда оно вдруг получается, для меня это всегда маленький праздник. но я поняла, что я не смогла бы жить в полном одиночестве. одиночество..

ДА: — одиночество должно быть в дефиците.

СС: — ..одиночество должно быть, оно должно быть в дефиците, оно должно быть в радость — ты должен его ждать и когда ты его получаешь, оно для тебя должно быть праздником. но ты не должен лезть на стенку от одиночества — когда ты понимаешь, что ты уже один не можешь, должен обязательно кто-то в этот момент появиться.

Д: — а вот такие.. редкие моменты где стараетесь проводить — дома или.. гулять где-то.. любите вообще гулять?

СС: — обожаю!.. обожаю!

Д: — а для вас это реально или только в чёрных очках? /ну-ну, хороший вопрос от человека, который её только что не узнал..)/

СС: — нет, почему, очень даже реально! тут смешной случай был. мы с динулькой выехали на северный склон — у нас под питером в токсово есть небольшой такой горнолыжный склончик, и когда уже совсем устают глаза от компьютера и устаёт голова и уши от звуков, вот мы иногда позволяем, выезжаем туда — я подхожу к девушке, спрашиваю, как сегодня..

ДА: — она только что с горы съехала.

СС: — ..на горе, как снег, потому что очень сильно потеплело, оттаяло и я думала, вообще, можно кататься, не можно кататься — там какие-то проплешины были.. спросила у первой попавшейся, только что спустившейся с горы девушки — как, как вам, кататься-то можно? она говорит: «ой, а вы — света сурганова?» говорит.. а, говорит: «вас даже в таком виде можно узнать» — а я была в шлеме, в маске, в горнолыжном костюме..

М:/диане аветисян/ — на стоянке, помнишь тогда её узнали? на стоянке, в темноте было..

ДА: — это всё нос)

СС: — да, друзья мои говорят, что меня выдаёт мой нос /смущённо улыбается и наклоняет голову полубоком — чтобы нос было видней)/ нет, люди которые узнают, очень деликатно себя ведут по отношению — это абсолютно меня никак не парит. не показывают руками, не начинают громко шептаться /непередаваемая светина мимика/ — и шёпотом «смари-смари-смари! не сурганова, да? смари!» /не могу сдержать смеха/ а тут на днях было интервью в магазине «505» /заметив мой недоумённый взгляд/ у нас в питере, где продаётся, значит, аудио-видео продукция — ну, музыкальная продукция, музыкальный магазин.. подошёл какой-то молодой человек, сказал: «ой, а вы знаменитость? /синхронно с дианой аветисян/ а вы кто? а вы.. а вы — «сурганова и оркестр»?

ДА: — нет, ему сказали — света сурганова..

СС: — а, да! «а вы кто?»

ДА: — «а, вот эта, с оркестром?»

СС: — я говорю, я света сурганова.. «а, «сурганова и оркестр»?» — такой непосредственный, милый молодой человек) то есть люди по-разному..

ДА: — «но автограф мне ваш не надо» — сказал он)

СС: — но потом всё равно взял! через какое-то время..)

Д: — а вот как вы вообще к таким относитесь — которые не знают, кто, но что-то такое помнят..

СС: — что-то мелькнуло, да? ну, надо отдать должное наблюдательности людей — хорошая зрительная память..

Д: — это вот у ричарда баха.. вы читали ричарда баха? как вы к нему относитесь?

СС: — «чайка по имени джонатан ливингстон»?

Д: — ну это не в этой книжке, это в книжке «мост через вечность».. то есть там главная героиня, она — актриса, и они стоят в очереди за билетами, и к ней подходит женщина, и просит её автограф, называя — вот вы снимались вот в этом, вот в этом, вот в этом фильме — и она говорит, что вот такие поклонники ей нравятся. а когда подходят и говорят: «я не могу вспомнить, кто ты, но я тебя где-то видел», она говорит, что «вы ошиблись, я не кто-то, я просто так». то есть вы всё равно говорите, что «да, да, спасибо вам за наблюдательность»?

СС: — ну, наверное вот этот молодой человек, о котором я рассказала, был исключением — в основном, те, кто подходит, они подходят со знанием дела. причём, конечно, иногда бывают всякие казусные, смешные ситуации.. там, был момент, когда чего-то проголодались в москве, зашли в «макдональдс», стоим в очереди.. в туалет.. подходит девушка и просит дать автограф. в очереди в туалет, в макдональдсе!

ДА: — причём не было такого, что «ах! света сурганова! можно автограф?!» — она так просто так, подошла скромно /протягивает свете ладошку с гипотетической бумажкой/ «дайте, пожалуйста автограф»)

СС:/с улыбкой/ — кстати тоже очень неразумный поступок.. с её стороны..

Д: — а вы вообще считаете разумным — вот вы в интервью очень часто даёте свой домашний адрес, на всю страну, по телевидению..

СС: — так кому надо, он им воспользуется..

М: — и так все знают его..

СС: — да и.. всё равно узнают, кому надо — всё равно узнают)

Д: — и как, прячетесь под стол, когда звонят в дверь?

СС: — нет, у меня на это есть мамуля. /смеётся/ ха, она очень часто берёт на себя этот удар общения с поклонниками, но по-моему её это даже в радость — она вообще у меня человек общительный и с радостью это делает.

Д: — а у вас с ней очень хорошие отношения?

СС:/кивает/ — хорошие отношения, да.

Д: — а кто у вас готовит в семье?

СС: — да когда кто! когда как — иногда готовит «америкэн гриль», иногда «евразия», различные суши-бары) вообще, замечательно готовит динулька! /диана аветисян скромно опускает глаза/ — она не только великолепный повар, она ещё и великолепный дизайнер — то есть мало приготовить, надо ещё это всё уметь очень красиво, стильно подать. многие рестораны просто отдыхают по сравнению с тем, что может делать динка! /задумавшись/ мамуля тоже очень хорошо готовит — у неё, может быть, нет

каких-то вот этих дизайнерских способностей, но она всё делает с таким.. с таким вот.. ну, от души, от души, и всё тоже получается очень вкусно!

Д: — есть у вас любимое блюдо из маминых?

СС: — знаете, всё, что она ни приготовит, всё очень вкусно — начиная с гречневой каши, заканчивая какими-нибудь пирогами..

ДА: — о! луковый пирог!

СС: — луковый пирог французский — шикарный получается.

Д:/жалобно/ — а фигура?

СС: — а фигура! вот — фигура) /расстёгивает молнию свитера — а она действительно очень похудела, совсем тоненькая!/

Д:/совсем смутившись от такого зрелища/ — то есть калории не считаете?

СС: — нет. калории не считаю, иногда считаю объём бёдер. и талии. но на это тоже есть управа — просто правильно подобранные упражнения — и твой сантиметр не будет тебя огорчать)

Д: — а вообще как со спортом отношения? на лыжах катаетесь..

СС: — вообще очень люблю подвижный отдых..

ДА: — шахматы, рыбалка..

СС: — шахматы, рыбалка, да) /дружный смех/

Д: — а настольный теннис когда-то был..

СС: — обожаю!.. обожаю!

Д: — и часто удаётся поиграть?

СС: — нет, не часто, но вот последняя, последняя наша вылазка была с одним из музыкантов оркестра — с мишкой тебеньковым — нашим трубачом. вот, я продержалась три партии, выиграла у него, а все остальные четыре партии проиграла — в общем, начала сдавать позиции. /смеётся/ старею, наверное..

Д: — а вообще нормально относитесь к проигрышам? /диана аветисян начинает мотать головой — нет-нет)/

СС: — к проигрышам? знаете, я очень расстраиваюсь! я очень переживаю, я сразу себя чувствую каким-то неполноценным человеком. вообще, чего бы это ни касалось, любая, вот, неудача мною очень тяжело переживается..

Д: — злитесь?

СС: — да, и конечно злюсь на себя в первую очередь /маша со смехом делает такой широкий жест, охватывающий и её и диану, и даже меня/ да, я злюсь на весь белый свет, я впадаю в депрессию, я сразу теряю смысл жизни, то есть всё.. всё очень плохо.. я ещё пока не научилась проигрывать. а это надо уметь делать в жизни.

ДА: — если не считать настольного хоккея!

СС: — а что, в настольный хоккей я тоже проиграла?

ДА: — да, но там было вообще весело;) /происходит обмен многозначительными взглядами, после чего улыбающаяся света вновь поворачивается ко мне/

СС: — надо уметь проигрывать! это большое искусство.

Д: — во всех областях, да? /света кивает/ а как из депрессии выходите, когда проиграете, если вдруг?

СС:/с очень серьёзным видом/ — ну я обычно начинаю бить соперника, кулаками, набрасываюсь на него тоже, надаю всяких тумаков — как-то легчает)

ДА: — гхм!

СС:/весело/ — да шучу, шучу!

Д: — выброс негативной энергии?)

СС: — да шучу, конечно! читаю методическую литературу)

Д: — не медитируете?

СС: — медитирую, да. читаю мантры, медитирую, выхожу на свежий воздух, дышу глубоко, грудью.. не знаю..

Д: — на крыши не залезаете, питерские?

СС: — нет, давно уже не залезала. я их очень боюсь. я на самом деле очень давно боюсь крыш..

Д: — именно крыш?

СС:/расстроено/ — да.. они такие скользкие.. но такие красивые..

Д: — просто на каком-то форуме /прости, апрель, этим форумом был ты — просто должна же я была изобразить из себя не фанатку, а серьёзного журналиста, берущего интервью для уважаемого издания, а не для форума))/ прочитала вопрос к вам — просили посоветовать крышу, с которой лучше всего видно звёзды..

СС: — да с любой крыши видно звёзды!

ДА: — их лучше всего видно за городом..

СС: — даже не обязательно, да, лезть на крышу — просто нужно выехать за город и там любоваться.

Д: — там хотели именно с питерской крыши звёзды посмотреть..

ДА: — а в городе слишком светло, чтобы смотреть.

СС: — да..

М: — в горах хорошо..

СС: — в горах..

М: — на юге..

СС: — да.. так что оставьте крыши котам и кошкам — тем более скоро март..) чтоб не спугнуть их)

Д: — да, март уже через 3 дня.. весну вообще ощущаете, грядущую?

СС: — да, в воздухе уже разлита весна, воздух пахнет весной.

ДА:/саркастически/ — с января..

СС: — с января, да)

Д: — вы укутываетесь зимой, холод не любите, да?

СС: — обожаю холод. мне очень не нравится погода, когда ни то ни сё — вот +2.. вот +5.. вот когда слякотно.. это тяжёлая погода, мерзкая — уж лучше -12, -15. межсезонье — тяжёлый период.. но в этом году, заметили? как-то нас вот осень пощадила, она..

Д: — очень тёплая была..

СС: — да, достаточно тёплая и долго была — а потом раз, и снегопады начались — такой промоРзглости мерзкой и слякоти не было под ногами. но всё равно это же, каждый сезон, каждое время года — это же как приятное испытание: в жару ты.. летом ты терпишь жару, комаров, в ноябре ты терпишь вот эту слякоть, мерзость, промоРзглость, там, в январе — холод..

Д: — в ноябре — день рождения..)

СС: — в ноябре ещё и день рождения терпишь) вот.. это такое, всегда такое приятное испытание, потому что ты знаешь, что ты с каждым испытанием становишься немножко сильнее.. и богаче.. в плане сил — душевных и физических. всё даётся во благо, даже та же слякоть.. /откидывается на спинку/ чего-то я расфилософствовалась) загнула..

Д:/абсолютно разомлев/ — ну и хорошо! а вообще устраиваете себе какие-нибудь специально испытания — смогу-не смогу?

СС: — ну, я пытаюсь давать себе слово — беру что-то за правило, и я должна продержаться какое-то время и не изменять самой себе, себе самой данному слову. вот, и очень переживаю, когда мне это не удаётся — я себя тоже считаю слабохарактерной. я всё время, каждый день себя воспитываю, я всё время провожу какой-то с собой диалог, анализирую, что я неправильно сказала, что я неправильно сделала, где я смалодушничала — стараюсь этого не повторять. ну скорпионы — вещь.. вещь!) скорпионы — такие очень тугие персонажи, очень костные, вот, и самые большие сложности, которые у них возникают, в первую очередь связаны с самими собой, что-то в себе поменять, изменить — самое сложное. вот этим я сейчас и занимаюсь.

Д: — а вообще /эх, слова-паразиты.. у меня «вообще», у светы — «вот» и «так»../ деление по знакам зодиака признаёте? как всё человечество разделить на 12 одинаковых типов? то есть, в смысле, в пределе одного типа двенадцатая часть человечества одинаковая?

СС: — нет, есть какие-то характерные черты, ведь эти же знаковые отличия и принадлежность к знакам зодиака — это плод многовековых наблюдений человечества, и отрицать этот опыт — мне казалось, что это неправильно — к этому нужно прислушиваться, это нужно изучать, наблюдать..

ДА: — в любом случае, это 12 в степени, потому что ещё и 12 лет, там, тигры.. и ещё 12..

СС: — да, и существует, там, масса нюансов, которых, там, мы не знаем — знают астрологи..

ДА: — так что это не только 12!

СС: — это всё очень интересно, это всё достойно изучения..

Д: — а к суевериям, к приметам как относитесь?

СС: — очень внимательно отношусь. это же всё знаки, нам надо учиться читать их, разгадывать.. нам судьба очень часто даёт какие-то подсказки, которые мы по невнимательности игнорируем, а потом удивляемся, почему получилось так, а не иначе. жизнь нам говорила, нас тыкала носом, говорила -«вот», а мы просто закрывали на это глаза или просто не утруждали себя задумываться об этом — мы не наблюдательны и не любопытны. и как сказал кормильцев, очень трусливые обезьяны. человечество — это сборище трусливых обезьян. /улыбается/ ну я не совсем согласна с этим изречением, но в общем, наверное, в чём-то он прав — я тоже иногда бываю похожа очень на трусливую обезьяну..

Д: — а в зоопарках бываете когда-нибудь?)

СС: — да.

Д: — и как ощущения?

СС: — ну, если животное в хорошем содержании.. вообще всегда это очень тяжёлое зрелище, но наблюдать за животными очень интересно.

ДА: — это немножко легче, чем цирк.

СС:/диане аветисян/ — где мы были, вот сафари-то мы ездили? а! это было в израиле, да..

Д: — как раз хотела спросить, ездили ли на сафари!

СС: — да, вот там мне очень понравилось, это, конечно, интересно. ой, у меня дома свой маленький зоопарк! у меня живёт кот хрюндель, рррусский голубой, у меня живут рыбки, и у меня живут сверчки какие-то южные.. африканские? мне подарили, сверчки — 9 сверчков, и они очень громко поют по ночам. так что у меня свой маленький зоопарк — я с удовольствием за ними за всеми наблюдаю.

Д: — а они за вами)

СС: — а они за мной)

Д: — а кто в семье хозяин? в доме, в смысле. животные или вы?

СС: — ха! я!)

М: — сверчков скорми рыбкам, рыбок — хрюнделю.. )))

Д: — а кот не имеет права голоса?)

СС: — кот? да он только и занимается, что разговаривает! весь он такой разговорчивый! причём он не только мяукает в прямом смысле, а он разговаривает взглядом — он очень любит такую игру — переглядки. и он требует, чтобы с ним играли! он запрыгивает на дверь сверху и начинает всячески выглядывать, и очень любит, когда с ним заигрывают — он начинает с тобой играть в прятки и начинает

за тобой охотиться, за твоим взглядом именно. это вообще не кот — это человекокот. с повадками собаки. он удивительный — я его очень люблю!

Д: — а стресс он вам помогает снимать каким-нибудь образом? кошки, они.. своей энергией..

СС: — да, хрюндель очень помогает. в плане стрессов он большой специалист. лучший доктор.

Д: — а помимо хрюнделя? усталость? отдых какой для вас — активный только или поспать?

СС: — хм.. ну, если говорить о предпочтении, если приходится выбирать, что лучше — поспать или как-нибудь подвигаться где-нибудь, я наверное предпочту второе — подвигаться. потому что потом очень приятно завалиться вдвойне уставшей — и сон будет более полноценным. вообще, для меня мучение, когда понимаешь, что нужно, например, завтра рано вставать, и нужно сейчас поэтому немножко раньше лечь спать, а у тебя рабочий настрой, и ты бы ещё работал бы и работал, но ты себя пытаешься заставить уснуть, и ты мучаешься, не можешь заснуть, никакие телепередачи, никакие фильмы, никакие книги не помогают — вот это самая страшная каторга для меня.

Д: — ну а может это как бы как знак, что вот — время для творчества, спать не стоит, стоит потрудиться?

СС: — как только ты допускаешь эту мысль, почему-то тут же наваливается такая усталость, тяжесть в ногах и руках, и тебе так лень пошевелиться, заставить себя подняться, и ты продолжаешь дальше лежать и мучиться /улыбается/ в общем, дурдом)

Д: — ленитесь вообще часто?

СС: — не знаю.. /диане аветисян/ я ленивая?

ДА: — нее!

СС:/с улыбкой/ — вот друзья утверждают, что нет. а мне кажется, что да. причём, самое страшное, что я ленива.. до творчества ленива. то есть в башке крутятся какие-то мысли, которые даже достойны того, чтобы испачкать белый лист, записать их — а ты почему-то ленишься их записать..

ДА: — это не лень!

СС: — часто — лень.

ДА: — да ну, нет!

СС: — часто — лень. и это страшно. ну у меня просто вообще сейчас такой период апатии, мне сейчас ничего не нужно. состояние такое.. мм.. эмоционального истощения. потому что скоро будет альбом, слишком много было отдано эмоциональных сил ему — и вот надо как женщина беременная, избавиться от бремени, чтобы появился на свет.. детище) тогда, может быть, станет полегче. в плане душевных сил.

Д: — а детей вообще вы хотите? такие образы..

СС: — мне кажется, если бы я хотела, я бы уже бы их пои.. завела. родила. поимела. как правильно?

М: — кого?

СС: — детей.

М: — родила.

СС: — родила бы, да.

ДА: — а если б не родила? то поимела бы)

СС: — просто я думаю, что это не та тема, на которую можно говорить — /жеманно/ «я бы хотела!» если хочешь — заводи ребёнка, чего об этом говорить?!

Д: — а что для вас — женственность? материнство входит в это понятие?

СС: — безусловно! материнство — это самое.. для меня существует в жизни две тайны, ну по большому счёту три: рождение, смерть и материнство. ну, собственно, рождение и материнство — это практически одна тайна.. вот материнство и смерть — две жизненные тайны существуют. материнство и женственность — это абсолютно взаимосвязанные вещи, и для меня женщина, которая родила и воспитала ребёнка — каждая, каждая женщина-мать, воспитавшая своего ребёнка — это, ну, сродни богине.. у меня особенное отношение — вот я заметила, у меня отличается отношение к женщине-матери и к женщине, у которой нет детей, и которая, там, никого не воспитала. я с огромным пиететом и уважением и таким.. восторгом отношусь к каждой женщине, которая взяла на себя такую ответственность — родить ребёнка, а то и двоих и троих, воспитать их, сделать из них достойных граждан /улыбается/

ДА: — ха! сынов отечества!

СС: — сынов отечества, да) я считаю, что это одно из величайших искусств.. /пауза/ что бы такого ещё сказать?)

Д: — а не существует разницы между рождением и, например, усыновлением? ведь женщина воспитывает этого ребёнка, даже несмотря на то, что не она его рожала.. /прости меня, света, пожалуйста, за этот вопрос! абсолютно неосознанно задала.. только дома уже поняла, чего спросила.. но света, как ни странно, меня за него не убила, и даже ответила../

СС: — существует.. /после паузы/ существует.

Д: — а по поводу.. вот вторая тайна — смерть, да? вы вообще боитесь смерти?

СС: — хм.. ну, всё, чем я сейчас занимаюсь, в последние время, последние лет 37 /маша смеётся/ я.. ну приучаю во-первых себя к мысли, что и я когда-нибудь умру и пытаюсь сформировать моё отношение к этому процессу — к тому, как бы мне хотелось это сделать..

Д: — и как бы вам хотелось это сделать?)

ДА: — не «это сделать» — как бы хотелось, чтобы это произошло..

СС: — ну это как, как бы хотелось, да, чтобы, да.. это со мной произошло.. ну, как трусливая обезьяна, я, конечно, хочу, чтобы это произошло во сне. вот, и главное, мне бы не хотелось доставлять какие-то неприятности, хотелось бы минимум доставить неприятностей, переживаний, там, своему окружению.. по этому поводу.. вот)

Д: — а могли бы отдать жизнь за другого человека?

СС:/с непередаваемой мимикой/ — так ну если это требуется тому человеку, то конечно!)

Д: — то есть вы чужую жизнь ставите выше своей?

СС: — как, ну..

ДА:/возмущённо/ — нельзя так говорить!

СС: — это очень сложный философский вопрос, это же.. эээ.. не знаю.. /тут закончилась кассета — так что одна фраза пропущена/ ну не знаю там, часто возникают порывы, ну, я сейчас не говорю о таких конечно критических ситуациях трагического содержания, но там даже элементарно — если я вижу, какой-то пожилой человек.. ему доставляет какую-то сложность перейти дорогу, я норовлю помочь ему перейти эту дорогу. упал, споткнулся — я тоже подойду, значит, его поднимаю. элементарно там денежку, там, малоимущему подать.. ну то есть вот, если я вдруг увижу, что кто-то направляет дуло пистолета на человека, я увижу, я не знаю — скорее всего, брошусь , прикрою.. /смеётся/ ну это уже как-то на уровне инстинкта, чёрт его знает) ну не чёрт, бог его знает..

Д: — а есть ли какой-нибудь известный человек, ваш современник, который за время..

СС: — тоже, по-моему, скончался, да?

Д: — ..за время вашей жизни умер, и чья смерть повлияла на вас? это очень личный вопрос, конечно..

СС: — да. а каждая смерть на меня очень сильно влияет. остаётся очень многолетний и тяжёлый, ничем не смягчаемый осадок — такое ощущение, что.. ну стоит об этом вспомнить, подумать, как будто это всё произошло только вчера. и это на самом деле тяжело.. мм.. это у меня такая дурная черта характера, не знаю, такое свойство психики — вот у меня боль не притупляется с годами.. время не лечит.. /ну-ну, «идиот, кто придумал, что время лечит»../ просто я думаю, сколько ещё предстоит их пережить, и как я дальше с этим грузом буду, который будет накапливаться, накапливаться.. с каждым уходом.. это очень тяжело.. я пока не научилась.. у меня ещё, наверное, не хватает просто мудрости как-то уметь.. ну.. защищаться от этого, от этих мыслей, от этого горя.. может быть, ещё мало опыта…

Д: — а если говорить о великих каких-то людях? например, о том же бродском?

СС: — как ни странно, наверное, в таких ситуациях немножко проще, потому что великие, они оставляют наследия очевидные, и ты, может быть не так близок с ним был, ты просто лично с ним не был знаком — всё равно это было и остаётся для тебя имя в первую очередь, и то что они делали, их творчество.. вот. хотя, всё равно там.. так, засечка, царапина, она остаётся на сердце.. от любого ухода.. ну бродский-то мог бы ещё пожить — очень досадно! хотелось бы просто хотя бы побольше с ним фильмов.. а то вышли вот эти «прогулки» с бродским на DVD.. /разводит руками — и всё/ а слушать его — такое наслаждение, такое удовольствие.. этот человек мог бы доставить ещё больше удовольствия и ещё больше мог бы научить — но, увы.. но и за это спасибо.

Д:/после такого грустного монолога абсолютно смешавшись и забыв все дальнейшие вопросы, начинаю судорожно листать блокнот/ — сейчас.. я уже.. мм.. вот я вот у вас хотела спросить.. а.. каково вам вообще.. вы танцевать умеете?

СС: — танцевать? ооой.. к сожалению, нет..

Д: — ну как же?.. у вас же.. оркестр такой!.. танцующий..)

СС: — вот парни шикарно танцуют! они все такие.. пластичные.. прекрасно двигаются! я была в своё время очень удивлена, когда увидела, как двигается валерка — несмотря на свою комплекцию, такую внушительную, он обладает удивительной пластикой! /хитро улыбается/ у меня тоже есть своя своеобразная пластика! но мне кажется, она такая смешная! /смеётся/ иногда, когда я раздухарюсь, я могу поимпровизировать в танце.. но это получается странный танец! /смеётся/

Д: — а хотели бы научиться профессионально? то же латино?)

СС:/так же хитро/ — ну я подсматриваю.. над ребятами.. за ребятами подсматриваю) они даже пытались меня научить этому.. ээ.. основному шагу! /изображает руками, как выглядит основной шаг)/ но я всё равно путаюсь в ногах)

ДА: — ну я думаю, что.. когда партнёр хорошо ведёт, в принципе, не обязательно даже самой танцевать)

СС: — надо уметь отдаваться партнёру — вот с этим сложности. я всё норовлю вести сама) /со смехом/ никому не могу довериться!

Д: — то есть вы были бы плохим менеджером?

СС: — почему?

Д: — было бы легче сделать самой, чем дать указания — раз вы не можете довериться..)

СС: — мне как раз кажется, что из меня вышел бы неплохой менеджер.. ну там, поскольку я сама по большому счёту ничего делать не умею, я только вот, только организую чего-то там, на что-то провоцирую.. ну я такой, некий детонатор)

Д: — на что провоцируете?

СС: — ну вот спровоцировала же я появление такого коллектива, как «сурганова и оркестр»! /сквозь смех/ чистейшей воды провокация!

Д:/опять у меня вопросы в голове закончились)/ — а.. аа.. так.. вы.. у вас был концерт на одном из мероприятий, посвящённых 250-летию МГУ.. выступали..

СС: — было, да. был концерт.

Д: — только он не был нигде афиширован, висели какие-то маленькие афишки в холлах.. с трудом найденные.. каким-то чудом попали туда.. но концерт, несмотря на то, что он не в фанатском зале, он прошёл тоже на ура. улыбается и кивает а вы вообще.. это было серьёзно запланированное мероприятие, или вас просто пригласили, и вы пришли?

СС:/с улыбкой/ — нас пригласили — и мы пришли.

/мой отчёт об этом мероприятии есть на апреле – http://aprel.pp.ru/forum/685?pages=4/

Д:/замечая как прямо за спиной светы, официант заливает тарелку с каким-то блюдом спиртом и поджигает — вверх взметается столп пламени/ — о господи..

СС:/оборачиваясь/ — какие-то фокусники здесь ходят! игрища с огнём устраивают)

Д: — а вы огня не боитесь?

СС: — боюсь. я очень боюсь пожаров, у меня паническое.. панический страх, фобия пожарная.

Д: — это с чем-то связано?

СС: — нуу.. детские впечатления и не только детские.. на самом деле, вот.. так это.. нуу.. я просто видела в ожоговом центре детишек с ожогами — страшная вещь! я видела выгоревшие квартиры, в которых запах гари и дыма остаётся не то что годами — десятилетиями! никакой ремонт не может их спасти.. вот, и это.. это.. это смерть… всё равно всегда такой очень тяжёлый осадок остаётся от любого пожара, увиденного пожара.. не знаю.. я панически боюсь пожара у себя дома, потому что я очень люблю свой дом.. вот такая у меня есть фобия.

Д: — она единственная?

СС: — нет, она, конечно, не единственная, но она одна из сильнейших таких фобий.

Д: — а вы вот как врач, вы же военнообязанная, да?

СС: — нуу.. когда-то да, была военнообязанная. просто я училась в тот период, когда была неразбериха с военной кафедрой, вот, и как раз ввели правило, что те, кто хочет по окончании института получить военное звание — звание старшего лейтенанта, те посещают занятия, сдают экзамены. а те, кто к этому не стремится, может занятия проигнорировать и остаться, значит, без звания. я как раз вот оказалась вот в этой категории, и военного звания я не имею в итоге. я рядовой. но это ещё с училищных времён — я же ещё медучилище закончила — медсёстры тоже военнообязанные. там, вот ещё в те времена мне выдали военный билет, и я — рядовая сурганова) после окончания института, я могла бы быть старшим лейтенантом, но я не горела желанием продвигать себя в военной карьере — осталась рядовой.

Д: — а к войнам вообще как относитесь?

СС: — страшная вещь, но, я с возрастом начинаю понимать, что это, вероятно, периодически социально необходимая вещь /поднимаю брови от удивления/ — как это ни ужасно звучит.. и что самое ужасное, что, наверное, это явление — социальное явление, которого, вероятно, трудно избежать — всё равно так или иначе эти процессы будут возникать периодически — то в той, то в другой стране.. это выгодно политикам, пока есть политика — будут войны. вот, может быть это ещё и регулирует как-то численность населения — тоже если обращаться к теории мальтуса.. то есть, вообще, я в душе ярый пацифист! опять же, потому что во мне говорит пугливая обезьяна, потому что я тоже.. это одна ещё из моих таких сильных фобий — война. это страшно..

Д: — вы считаете, что сейчас вот идёт именно четвёртая, так называемая четвёртая мировая война — терроризм?

СС: — ну это самая гнусная война, которую вообще, наверное, знало человечество — война исподтишка — без объявления, без подготовки и без.. ну, собственно, как и в любых других войнах страдало мирное население, но тут, то что сейчас делается — это.. это подло! если вообще можно говорить о каком-то этикете, говоря о войне, мне кажется, даже в этом понятии должны существовать какие-то свои правила игры, честные правила игры — да, жестокая, смертоносная, но всё равно это игра, которая должна иметь свои правила — а то, что сейчас происходит — это игра без правил.. это.. что-то в этом есть совсем гаденькое.. паршиво.. человеческая жизнь обесценивается. ну это тоже объяснимо, потому что человечество преплодило себя.. и.. может быть, просто земля пытается как-то урегулировать — и посылает нам господь бог эти войны — нам, неразумным людям, которые не умеют сами урегулировать процесс деторождаемости и численности населения — может быть она пытается как-то уберечь ещё оставшиеся свои ресурсы. земля. бог его знает, сложная очень тема, на неё можно долго рассуждать.. но я бы не хотела ни сама, ни чтобы мои близкие, родственники так или иначе были связаны с этим — с военными действиями. а тем более с актами терроризма. не дай бог..

Д: — а вы вообще в бога верите?

СС: — так а.. конечно! есть же.. что-то ведь должно быть над всем этим безумием, всей этой бессмысленностью..

Д: — можно же, наверное, как-то бессмысленность эту преодолевать на человеческом уровне.. начинать с себя..

СС:/с улыбкой/ — на человеческом? ну собственно я чем и занимаюсь!)

Д:/мне становится стыдно, потому что я замечаю. что разговор идёт уже больше часа, а рядом со светой стоит нетронутая тарелка с едой.. а заканчивать беседу так не хочется!/ — у меня, наверное, осталось совсем мало вопросов, я не хочу вас утомлять долго..

СС: — ну да, мы уже.. о многом поговорили..)

Д: — а.. что для вас красота? вы замечаете красивых людей, когда просто по улице идёте?

СС: — да. даже если человек не наделён какими-то правильными чертами лица, красота может быть внутренней, это важнее для меня, когда я чувствую и вижу гармонию — человек, он гармоничен, во-первых сам с собой, с миром, с какой-то ситуацией, с этим городом, с этим временем года — когда я вижу, человека прёт, его просто прёт от самого себя, от окружения, он доволен, но он не так тупо доволен, а он продолжает работать над собой.

Д: — ещё маленький вопрос. ваше вообще отношение к кавер-версиям, вы собирались, а мот быть уже это сделали, насколько я знаю, записать что-то с приключениями электроников.. /недоумённый светин взгляд удивляет — по меньшей мере в двух статьях я встречала упоминание об участии в трибьюте../ а.. и как бы вы отнеслись, если бы на ваши песни делали кавер-версии?

СС: — с любопытством, на самом деле. ну, к кавер-версиям я в принципе неплохо отношусь, это как бы новый взгляд на когда-то созданные вещи. хотя, конечно, я безусловно оригинал предпочитаю копиям, безусловно оригинал для меня всегда будет важнее и интересней. но, как бы, веяния времени, какие-то новые аранжировочные тенденции — это всё, конечно, толкает на эксперименты, в том числе над уже созданными вещами. это.. ну это можно расценивать как эксперименты, я не против таких экспериментов.

Д: — а если вам предлагают сделать кавер-версию на песню группы или исполнителя, которого вы очень цените — для вас важна будет именно, какая это песня, или важен будет просто факт того, что вы сделали на любую песню этого исполнителя?

СС: — важно и то, и другое. ну вот нам же предложили исполнить «мне нравится», собственно та же кавер версия песни, которая когда-то прозвучала в исполнении аллы борисовны, да ещё на цветаевские стихи — ну то есть тут вообще по всем статьям такой сильнейший удар. и фильм, разумеется, всеми очень любимый фильм «ирония судьбы, или с лёгким паром» — то есть вот тут такая тройная ответственность — любимая песня, любимый исполнитель, любимый поэт, любимый фильм — это было почётно, ответственно, очень приятно. вот. имеет значение, конечно, какая песня. ну не могут же нравиться все песни, как бы ты автора не любил, исполнителя, как бы я там не любила аллу борисовну — но наверное, «мадам брошкину» я не стала бы делать.. /улыбается/ я не знаю.

Д: — а есть сейчас что-нибудь, что вы хотели бы перепеть?

СС:/сквозь смех/ — знаете, я уже говорила, я сейчас ничего не хочу. у меня сейчас сильнейшая апатия, депрессия.. но она пройдёт — как закончатся роды) вы знаете, сейчас такой тотальный отёк мозга!)

Д: — ещё два вопроса — и я заканчиваю) в «путешествии гулливера» свифта, он там попадает на остров, на котором живут волшебники, и они могут воскрешать из прошлого исторических персонажей в какой-то определённый момент.

СС: — ух ты!

Д: — есть ли какой-нибудь исторический персонаж, которого вы бы хотели увидеть в какой-то определённый момент и узнать там, например, у него, что вот он непосредственно тогда чувствовал, о чём он думал?

СС: — какой интересный вопрос!

ДА:/смеясь/ — в момент, когда архимед воскликнул «эврика!» — «ты хотел бы в ванну?»))

Д: — гулливер там македонского воскрешал, наполеона..

СС: — наполеон, македонский.. из реальных персонажей, да, имеется в виду?

ДА: — хотела бы воскресить сталина и спросить: «ну чё ты, а?»)

СС: — нет. ну не знаю.. с улыбкой не хотелось бы, конечно, тревожить мертвецов..

ДА:/мне/ — а живых можно?

Д: — живых можно и так спросить)

СС:- ха, да что ж их воскрешать, действительно?)

ДА:/мечтательно/ — мне бы хотелось побывать на съёмках «служебного романа»..

СС: — я бы хотела бы побывать, наверное, вот в студии в момент записи какой-нибудь песни в исполнении джо дассена. вот)

ДА: — а стинг?

СС: — стинг, он же, слава богу, здравствует! и дай бог ему..

ДА:/удивлённо/ — а джо дассен нет?

СС: — джо дассен давно уже! /диана аветисян смущается) света, с улыбкой/ вот.

Д: — всё, самый последний. как вы вообще относитесь к молодым группам, к продюссированию? не собираетесь ли вы.. ну я не говорю, что сейчас, когда у вас апатия!)

СС:/смеясь/ — когда у вас отёк мозга! апатия!) по мере сил и возможностей. и.. я знаю, что я всё равно буду рано или поздно заниматься.. ну, продюссирование такое громкое слово.. ну, заниматься может быть там продвижением и просто какой-то помощью в продвижении той музыки, которая мне будет нравиться, исполнителей — молодых, немолодых — не важно, исполнителей, которых, в общем, широкая аудитория не знает. просто зная творчество, с которым бы мне хотелось.. которым бы мне хотелось поделиться с другими людьми, со своими слушателями в том числе. вот, послушайте, мне нравится эта музыка, её никто не знает кроме меня и ещё какого-то узкого круга людей — пожалуйста, послушайте, так бы хотелось, чтобы вам тоже понравилось.

Д: — вот. ну всё. можно я пару снимков сделаю? а то я сегодня — двуликий янус..

СС:/с улыбкой/ — ха! давайте)

Д: — ..корреспондент, он же фотокорреспондент.. вам просило передать привет огромное количество человек..

СС:/смеясь/ — спасибо огромному количеству человек!)

Д: — конкретно — таня, юля, камила, лена.. потом весь апрель — форум..

СС: — спасибо!

Д: — ..которые просто там мне сказали, что если.. если — зови нас, сразу же! но я решила, что я не буду этого делать.. /света кивает головой — и правильно сделала. тут я опять замечаю столп огня над каким-то блюдом — уже сбоку/ ай! эксперименты..

СС: — я вот смотрю на этого высокого молодого человека и думаю — как, как он не травмируется здесь? /глядя, как я настраиваю фотоаппарат/ мм! без вспышки?

Д:/это я от волнения про вспышку забыла../ — без вспышки, да..

СС: — хорошо!

Д: — ..пару раз) /света делает страдальческое лицо/ просто я уже как-то.. вы мне уже как-то сказали, что я вас очень сильно слеплю..

СС:/улыбаясь/ — может тогда остановиться?

Д: — я закрыла, всё!

ДА:/свете/ — ты так сверкнула глазами, что засветила плёнку!) /дальше начинается оживлённый разговор. света в нём не участвует, давая мне поснимать, но видно, что ей очень хочется/

СС: — ну дайте и мне посмеяться, что ли! /маша пересказывает свете, над чем они смеялись, а я решаю пока суть да дело ещё поспрашивать/

Д: — а что вы с подарками делаете, которые вам поклонники дарят?

СС: — м? я их развешиваю по стенам, по потолку, я их ставлю на подоконник, какие-то съедаю, если это съедобные..) у меня хранятся, у меня скоро будет вся квартира..

ДА: — надо музей открывать!

СС: — комната-музей. или квартира-музей..

ДА: — покруче чем.. /хором со светой/ в «поле чудес»!

СС: — да-да, мы обязательно, если мы приобретём помещение для студии — у нас просто сейчас возникла необходимость, ну в общем давно идея зрела — отдельное помещение для студии, репетиционная точка тире студия. вот там мы обязательно сделаем, выделим как-то место для музейных экспонатов, для подарков.

Д: — а что-нибудь самое оригинальное можете вспомнить?

СС: — нуу! египетская скрипка. иерихонская труба, правда не из иерихона, а..

ДА: — очки сталевара..

СС: — очки сталевара.. труба — из тибета для тренировки лёгких..

ДА: — дюжина футболок..

Д: — прям дюжина?

ДА:/оживившись/ — оой, ну какое-то очень большое количество футболок со всякими разными умными мыслями! свете чего ещё?

СС: — ну вот сверчков подарили..

Д: — это тоже поклонники?

ДА: — да..

СС: — подарили..

Д:/закрывая объектив/ — ну ладно, остальное на концерт. спасибо вам большое!

СС: — вам спасибо!

Д: — я, как ни странно, в обморок не упала, хотя, пока ехала, думала, что, наверное, упаду)

М:/мне/ — а вы кто по знаку гороскопа?

Д:/ну да, как же такого и не сказать?.. посему, повернувшись к свете/ — а у меня день рождения на день раньше, чем у вас..

СС: — 13 ноября? скорпион!

Д:/смутившись/ — мне ваш концерт стандартно дарят.. все уже знают, что нет лучше подарка, чем подарить.. /ставлю кофр на стул, бубен звенит/

СС: — а за бубен — отдельное спасибо! /улыбается/ за тамбурин! /совсем смущаюсь/ класс!

Д: — чтобы нас было не только видно, но ещё и слышно) хотя очень часто все говорят, что «извините, девушка, мы пришли послушать не вас» /дружный смех/

М: — бывают люди высокие, они вообще обзор загораживают)

Д: — ну что, я вас не очень сильно утомила?

СС:/с улыбкой, наконец пододвигая к себе остывшую тарелку/ — нет) /девушки начинают разговаривать про живой концерт billy’s band, а я ухожу одеваться, оставив на столе включённый диктофон)/

Д:/забирая диктофон со стола/ — а сегодня будут какие-нибудь сюрпризы? раз уж он первый в году..

ДА: — кстати, первый концерт в году! и без сюрпризов..

М: — сюрприз необходим!

СС:/решительно/ — подумаем.

ДА: — кроме того, что шмыров играет последний концерт, будут ещё какие-нибудь сюрпризы?)