2002 02 12 Собеседник: «Все это так причпокнуто»
Несмотря на свою почти десятилетнюю историю, коллектив «Ночные снайперы» взорвал общественность хитом «31-я весна» лишь 2 года назад. С тех пор «Снайперы» выпустили двойной акустический альбом «Рубеж», а сейчас музыканты не вылезают из киевской студии Евгения Ступки, где дописывают свою вторую электрическую пластинку. Так что искать питерскую группу пришлось на Украине. Светланы Сургановой, правда, и там не оказалось, поэтому на растерзание «Собеседнику» досталась одна Диана Арбенина (на фото слева).
Оружие — это тебе не вибраторы в порношопе
— Что вас вообще заставило писаться в Киеве? В России не нашлось достойной студии?
— То, что делает Евгений Ступка — это материал мирового уровня. Достаточно вспомнить соvеr-версии для Земфиры — «Кукушку», «Каждую ночь». Или альбом «Модель» «Океана Эльзы». А мы хотим как можно адекватнее донести уровень нашего материала до слушателя. У нас просто офигительные песни. И очень бы хотелось, чтобы была грамотная аранжировка.
— А с чего начались «Ночные снайперы»?
— С моей встречи со Светой Сургановой в 1993 году. Я тогда в Магаданском пединституте училась, на факультете иностранных языков, а на каникулы с родителями приехала в Питер, на «материк», как мы тогда говорили.
— Студентка пединститута с гитарой идет единомышленников для создания музколлектива, интим не предлагать?
— Типа того. Еще с музыкальной школы я была уверена, что музыкантом буду и карьеру сделаю приличную. А тогда одна моя одноклассница, Виолетга Суровцева, говорит мне: «Слушай-ка, Динка, есть такая девчонка, песни пишет — закачаешься!» Я тут же представила, что это может быть: любовь-морковь и женские стенания, которые придется вежливо слушать и поощрять чем-то вроде «О, да… Очень недурно». И в таких настроениях мы отправились в гости часа в четыре дня, чем весьма смутили Светку, поджидавшую нас к семи. «Ну что, начнем?» — спрашивает Светка. И начинает петь: Я ва-аб-ще обалдела.
— Историю с названием сами придумали? Или это байка?
— Все правда. Полуночный таксист в Магадане действительно увидел у нас со Светкой зачехленные гитару и скрипку за спиной, посчитал, что это винтовки, и спросил: «Девчонки, вы с охоты или на охоту?»
— Что же вы не назвались «Охотницами»?
— Ну, охотники для меня лично ассоциируются с убийством животных, я это не приемлю.
— А снайперы у тебя с убийством не ассоциируются?
— Снайперы — это люди, всегда попадающие в цель. А поскольку мы живем один раз, то каждый день нужно проживать максимально точно для себя.
— Когда вы раскрутились, для простоты восприятия вас быстренько ассоциировали с милитари-стилем, телепрограммы вас засылали в оружейные магазины, одевали в хаки… Вам не кажется, что вы стали заложницами названия?
— Ну, во-первых, чтобы быть метким, абсолютно необязательно носить с собой пистолет. И тем более быть военным. В жизни мы лояльные люди, очень добрые. Просто появились достаточно недавно, людям надо как-то нас подать. И фишка с оружием пришлась всем по душе. Да и почему бы нет? Ну что плохого — сняться в оружейном магазине? Если бы мне предложили продавать не оружие, а что-нибудь другое…
— Беляши горячие, беляши…
— Нуда, или там вибраторы в порношопе — я бы сразу отказалась. Я действи-тельно хорошо отношусь к красивому и профессиональному оружию, да и стреляю неплохо.
— Серьезно? Где научилась?
— Да все в тех же пионерлагерях, там много секций всяких было.
Раньше перед концертами мы пили
— Свой первый концерт помнишь?
— Это было в лектории Ленинградского зоопарка, такое культовое место вместимостью 90 человек. Зал был полон, и так сильно мы не волновались больше никогда.
— Как успокаиваешься? Чай-кофе? Пиво-водка?
— Нет, ты что! Если выпьешь перед концертом, то сначала тебя будоражит, а потом тормозит. И на концертах это очень заметно. Помню, году в 93-м по неопытности позволяли себе пиво перед концертом — и к середине программы были просто выжаты. Зачем?
— Что тебя может заставить напиться: радость или разочарование?
— Разочарование — никогда. Алкоголь не панацея. Если выпиваешь в хорошем настрое, тебе прикольно, а если тебе паршиво, алкоголь просто прибивает.
— Твоя цель в творчестве?
— Мне хочется свободно и спокойно дышать, когда не занимаюсь музыкой. Полностью реализовываться в ней, выкладываться, а в остальное время просто жить.
— В чем еще реализуешься?
— Пишу картины, летаю на реактивном самолете. В ближайших планах моих — покупка мотоцикла, хотя все отговаривают.
Вместо Евровидения буду участвовать в гонках
— Определи в трех словах вашу музыку.
— Снайперизм живуч, горюч и дерзновенен.
— А если попроще, выбирая из двух зол: поп или рок?
— Для попсы мы слишком интеллектуальны, умны и драйвовы, а что касается рока — чересчур мелодичны и по-хорошему, без соплей, сентиментальны.
— Вы — участники концерта, посвященного игре «Последний герой». Вы следили за судьбой ребят?
— А то! Покупали каждую неделю пачку сока с фотографией очередного выбывшего героя. Нам предложили использовать песню «Прощальная» в саундтреке программы. Пусть.
— А что тебе самой было интереснее: «Последний герой» или «За стеклом»?
— Ой, это все так причпокнуто… Мне кажется, интереснее «Последний герой». Там есть на что посмотреть, о чем подумать. Во-первых, офигительные съемки, во-вторых, после недели пребывания они просто плюют уже на эти деньги и начинают психологически рубиться. Смотреть на это страшно на самом деле. Застекольшики тоже ломались, но гораздо более местечково. Приплющиться носом к гостинице «Россия» и посмотреть, как они там принимают душ и умываются, — это все намного примитивней. А в «Герое»… Все это мне напоминает «Повелителя мух» Голдинга.
— Сама бы отправилась на остров?
— Нет, мне потрясений на суше хватает.
— А нет желания поучаствовать в Евровидении?
— Я скоро в гонках буду участвовать Москва — Монте-Карло. Это меня сейчас больше забавляет.
Журналист — Ирма Каплан.