2001 04 журнал «Салон Audio/Video»: Далекие рубежи «Ночных Снайперов»

«Дамы и господа! Убедительная просьба — у окна не курить!» — гласит объявление в редакционной курилке. «Работают снайперы», — подписано чьей-то рукой. Да, «Ночные Снайперы» работают профессионально, они бьют наповал. Артистичные, нежные, хрупкие, заводные, сильные, мужественные — это все о них. Диана Арбенина, уроженка Белоруссии, прожившая много лет в Магадане, и петербурженка Светлана Сурганова однажды встретились, исполнили друг другу свои песни и поняли, что дальше будут играть музыку вместе.

Когда они выходят на сцену, берут в руки скрипку с гитарой и начинают петь — их обаянию и драйву не поддаться невозможно. «Ночные снайперы» — это лирический рок-н-ролл, пронимающий печенки, сердце, голову и все остальное. Тонкая и одновременно хлесткая поэзия, открывающая с каждым прослушиванием все новые смыслы, живая, искренняя, эмоциональная музыка — вот то оружие, которым «Снайперы» поражают все новых и новых поклонников. Их четвертый альбом «Рубеж», записанный в электричестве — настоящая «бомба», действие которой сказывается незамедлительно.

У вас недавно вышел новый альбом. Вы его долго ждали?

Диана: Да, долго. Лет семь.

Света: Альбом был записан летом 2000 года и вышел 1 марта на лейбле Real Records.

Почему он так долго не появлялся?

Света: Медленно запрягаем, быстро едем. Это. наверное, в русских традициях.

С каким чувством вы его встретили?

Диана: Считали дни. Вообще было волнительно. Это наш первый взрослый альбом с мощным электрическим саундом, в него вошли как новые, хотя и уже хорошо знакомые слушателю вещи — «31-я весна», например, так и достаточно старые песни, например, «Рубеж», написанная еще в 1993 году. Вот такой разброс. Теперь, наконец, мы можем взять в руки продукт и отправиться по городам и весям нашей родины.

Света: Очень хочется в туры.

Насколько ваша жизнь изменилась после того, как вы подписали контракт с Real Records?

Диана: Ну, поначалу мы, конечно, офигевали от радости и от того, что работа наконец-то началась, А сейчас она просто продолжается, поэтому мы немного поутихли в своих бурных эмоциях. Хотелось бы, может быть, больших темпов, но в принципе сейчас все двигается как надо.

С момента записи последнего альбома много сочинено новых песен?

Диана: Чересчур.

Света: Да. достаточно много, и это совершенно обалденные песни. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб дальше так шло. Команда, в принципе, уже готова к тому, чтобы снова сесть в студию.

А нет ли какого-то давления со стороны лейбла — в плане подачи музыкального материала или в плане имиджа?

Диана: Что касается музыкального материала — нет. Мы принесли готовый продукт. А имиджем занимается наш собственный визажист.

Раньше вы все время выходили на сцену в черных джинсах и майках, а теперь надели яркие зеленые и красные рубашки. Ваш новый фотообраз вообще вызывал бурю споров…

Света: Мы стали веселее. И светлее.

Диана: Если ты имеешь в виду фотографии для журнала «FUZZ» (где «Ночные Снайперы» запечатлены в милитаристском боди-арте — Е.С.) — это был единичный опыт, эксперимент. Мы вообще отважные девушки и знали, на что шли.

А почему все-таки вы решили поменять акустический саунд на электрический?

Диана: Нет. мы ничего не решили поменять. Просто это две разные сферы нашей деятельности. Ия надеюсь, через пару лет выпустим двойной акустический альбом. У нас теперь будет такая фишка: если акустический альбом — то двойной, если электрический — одинарный. А то электрический получается слишком тяжелый, его прямо-таки не поднять.

Осенью прошлого года была на вашем акустическом концерте в московском клубе «Перекресток», где прозвучали вещи, которые вы не исполняете в электричестве. Есть песни, которые невозможно переаранжировать?

Диана: Да, их много. Например, «Я раскрашивал небо, как мог»…

Света: «Я люблю тебя, слышишь»…

Диана: Ну, много, много. Хотя последние песни все больше почему-то тяготеют к электрическому саунду. Наверное, потому, что мы очень часто сейчас репетируем и работаем впятером, а не вдвоем.

Насколько активно молодые люди участвуют в творческом процессе?

Диана: Очень активно. Это же не сессионные музыканты, которым дали партитуру, они вышли и сыграли. Когда приносится песня, все начинают думать над ней. И скажем, Ваня Иволга, наш гитарист, участвует в работе над вещью ничуть не меньше, чем Светка или я. У Гоги Копылова, басиста, за плечами очень большая история с «Наутилусом», он приложил руку к еще нескольким известным проектам — группам «Телевизор», «Петля Нестерова», хотя, честно сказать, меня абсолютно никогда не беспокоило, где он играл. Меня волнует только его опыт. У нас классные музыканты. Но все-таки, если возникает какой-то творческий спор, последнее слово останется за нами как за авторами.

Приходилось сталкиваться с мнением, что электрические аранжировки несколько затемняют хрупкий лиризм ваших песен и оригинальность скрипичных партий.

Света: Это, скорее, вопрос к звукооператору. Просто надо скрипку погромче выводить.

Света, а трудно играть на скрипке и одновременно петь?

Света: Я каждый раз думаю о Стинге. который играет на бас-гитаре и поет одновременно. И очень даже успешно.

Но все-таки бас-гитара не так близко к голосовому аппарату находится.

Света: Да, челюсть немного мешает, когда поешь и играешь на скрипке, а так ничего.

Как ты относишься к творчеству Ванессы Мэй?

Света: Очень положительно, она меня на многое сподвигла и я периодически слушаю ее альбомы. А вообще из скрипачей для меня номер один — француз Рафаэль Олег. Еще мне очень нравится Михаил Безверхний. И, конечно, Ойстрах, Коган. Что касается моих любимых авторов, то сейчас это французский композитор Рене Дюпере, югославский рок-музыкант Горан Брегович. а также Изаи, Шопен, ну, Вивальди, Паганини, конечно! Мне даже как-то неловко произносить их имена, это же само собой разумеется!

Ты играешь классику?

Света: Я с удовольствием разыгрываюсь на ней перед выступлением «Ночных Снайперов». Играю Баха и Вивальди.

Диана: А я слушаю.

Света, насколько я могла заметить, тебе нравится экспериментировать с «примочками»?

Света: Да. но последнее время я начинаю тяготеть к живому звуку. Все-таки «примочки» — это вынужденная мера, для того, чтобы скрипку было слышно, чтобы она пробивала общее звучание. Мне больше нравится акустический, естественный, живой звук, и когда мы будем записывать следующий альбом, буду делать акцент именно на нем. Недавно мне подарили пятиструнную электрическую скрипку, это очень сложный инструмент, фактически альт и скрипка в одном флаконе. Я ее постепенно осваиваю, но сейчас у меня очередной медовый месяц с моей скрипочкой, и я не хочу изменять ей.

Диана, а на вас какая музыка больше всего повлияла?

Диана: Что касается меня, то сейчас слушаю в основном Muse, Radiohead и Ника Кейва. А вообще в моей жизни было все — и джаз, и панк, и металл в какой-то момент. Я просто люблю слушать музыку, плюс это моя работа.

А традиция авторской песни как-то отразилась в творчестве «Ночных Снайперов»?

Диана: У нас изначально была совершенно другая подача. Конечно, мы выступали под гитару, но причислять нас на этом основании к авторской песне — то же самое, что говорить, что труба бывает только в джазе. А у нас с самого начала был нормальный дворовый чес. Абсолютно откровенный и без всяких завитушек. Хотя раньше я, действительно, любила Окуджаву и Визбора, а сейчас меня напрочь пробил Высоцкий.

В сборнике «Рок-держава 2000» я слышала песню «Дождь», которая, как показалось, совершенно не характерна для вас — такая баллада с поп-интонациями и красивыми клавишными…

Света: Это песня на стихи Гарсиа Лорки, сочиненная давно, ей уже, наверное, лет десять. Она была записана с питерским музыкантом Петром Малаховским. Это период нашего становления, сейчас это выглядит нетипичным, но так все начиналось.

А как вы сочиняете? Вместе или по отдельности?

Диана: Я не верю в то. что вообще можно сочинять вместе, и мне кажется, что феномен Ильфа и Петрова весьма раздут. Есть такая байка, что жили они в разных местах, встречались где-то между Ленинградом и Москвой и там обменивались рукописями и вносили корректуру. Вместе писать — это нереально, это слишком интимный процесс.

Света: Но мы друг друга, безусловно, подпитываем. Хотя у нас с Динкой все же есть одна общая песня — «Африканские мальчики».

Диана: Вообще у нас доля авторства — фифти-фифти.

Вы не собираетесь переезжать в Москву?

Диана: А зачем? Поезд же пустили — четыре часа идет. Можно в Пи-тере жить, в Москве работать.

Света: Мне кажется, дом должен быть один. Я всю жизнь прожила в коммуналке, поэтому для меня понятие дома, отдельной квартиры — это пунктик. Это моя большая-большая мечта. Хочу оформить свой дом так, как мне это видится самой. И я надеюсь, что эта мечта сбудется.

А насколько сильно Питер влияет на ваше творчество?

Диана: На меня абсолютно не влияет, я могла бы писать песни хоть на Луне. Единственное, что угнетает в городах — это узость улиц и вообще дефицит пространства. Москва в этом смысле — невспаханное поле, потому что здесь очень много пространства, воздуха, эти холмы, постоянно перетекающие друг в друга. Очень люблю Москву. Что касается Питера — это внутренний стержень, это хорда, но он не может дать больше, чем он уже мне дал.

Одни считают вас нежными девушками, другие — чуть ли не переодетыми мальчишками. Какие вы на самом деле — сильные или слабые?

Диана: Сильные.

Света: Но со своими слабостями.

А как вы относитесь к тому, что музыку вообще делят на женскую и мужскую?

Диана: Это так, это правильно. Потому что изначально очень разный подход к слову, к ноте, к той энергии, которую нужно нести со сцены. Должно нести. Неслучайно нас все время пытаются причислить к мужской традиции, потому что от нас исходит нечто более сильное, чем просто женская энергия. Мы это знаем. Тут никакого кокетства нет. Но мы совершенно обычные молодые женщины, которые подобным образом воспринимают мир. Вот и все.
Сейчас наметилась четкая тенденция к пополнению числа женских коллективов на нашей рок-сцене. Раньше была, конечно, Янка. была Агузарова, Настя, «Колибри», но сейчас женщин стало гораздо больше. хотя я не могу сказать, что мне нравится все то, что они делают. Сейчас время жесткое, а женщины — народ более выносливый, вот они и подают голос.

Но может ли такое случиться, что вам захочется начать спокойную. размеренную жизнь?

Света: А мы очень спокойно и размеренно живем.

Диана: Ну, я бы не сказала…

По вашим песням складывается такое впечатление, что вы живете на каком-то нереальном накале.

Диана: Мы живем честно, вот и все.

Света: Поскольку мы две милые, скромные, обаятельные девушки, то. вероятно, в нас сочетается и накал, и… приятная прохлада.

А откуда тогда в ваших песнях постоянное ощущение скоротечности времени? Вот так, прямо, в лоб: «Жить осталось чуть-чуть».

Света: По сравнению с космическими масштабами — что наша жизнь? Чуть-чуть, даже меньше, чем чуть-чуть. Об этом надо помнить.

Диана: Мы грустно поем, зато живем весело. Это лучше, чем наоборот.

Света: А я вообще очень люблю Эпикура.

За что?

Света: За то, что он учил, что надо радоваться жизни, от всего получать удовольствие, и уметь передавать это удовольствие людям. Я получаю удовольствие от каждого момента, потому что настроена на позитивную волну. У меня плюс перевешивает минус, я умею переключаться и делаю это иногда сознательно.

А любовь?

Света: О, любовь! Питает.

Говорят, что для артиста важно постоянно находиться в состоянии влюбленности.

Диана: Для нас важно, чтобы постоянно кровь обновлялась. Это похлеще будет, чем влюбляться.

Света: На самом деле Динка — ярчайший пример того, что ты сказа-ла. Для Динки как раз очень важно состояние влюбленности. И я не помню ни дня. чтобы она не была в кого-то влюблена. Она в этом смысле хроник.

Диана: Все врет.

Света: Нет. правда, правда.

Это же здорово! Желаю и дальше пребывать в этом состоянии. И, конечно, новых, далеких рубежей вам, «Ночные Снайперы»!

Беседовала Елена Савицкая