2001 04 журнал Play: интервью «Ночные Снайперы: существует ли искренность?»

автор — Наталья Нехлебова

ЖЕНСКАЯ ЖЕСТКОСТЬ

Света Сурганова и Диана Арбенина — исполнительницы жестокого романса и его героини. Они скрывают нежность и сентиментальность. Потому что современность для тех, у кого чувства «без соплей». Их любовь закамуфлирована. А чувственность прорывается в музыке случайным женственным придыханием или скрипичным соло. Они не боятся боли, они поют о ней. Они готовы к ней.

Снайперизм — это постоянная готовность получить под дых. Испытать адскую боль и не бояться зтого.

Мало кто из слушателей заметил, что «Снайперы» создали почти религию, почти идеологию.

Основные постулаты сиайлеризма — безукоризненная меткость и безумная доброта к тому, в кого ты хочешь попасть. Долг как способ жизни. Нежность, сконцентрированная в курке.

Они отменят моду на женственность. Они разучат 14-15-летних поклонниц Земфиры рыдать по ночам в подушку. Девочки будут сжимать зубы и с мужскими интонациями повторять: «И ты опять предашь меня, и хоть на секунду, но все же забудешь». Их поклонницы будут надевать черные джинсы и коротко стричься, смятение чувств выражать коротким «р-р-р-р-р».

На сегодняшний момент женщины все более и более милитаризируются, и время к атому располагает. Время сейчас вообще как-то склонно к милитаризму, на наш взгляд. Ну и женщина, как существо отзывчивое, поддается этому поветрию, в данном случае — милитаризму. Она становится более выносливой. И, конечно, одна из черт выносливости — это жесткость.

Четвертый альбом «Снайперов» «Рубеж» и талантливая промоакция принесли группе популярностъ. Нет сомнений, что «Снайперам» еще немного осталось до стадионов. Не хотелось бы думать, что популярность губит индивидуальность. На это можно только намекать.

Когда мы начинали вообще петь, нас слушало, скажем, порядка пяти человек. Сейчас их больше.
Но это же не показатель того, что мы теряем что-то. Петь пустому залу, пустым стульям — вот это показатель того, что ты что-то не догоняешь. Особенно — в музыке. Мы стремимся объединить в себе культовостъ, элитарность и… съедобность. Для широких масс. Чтобы кто-то более умный видел элитарное. Да. А менее умный… более неумный… тоже себе какую-то отдушину находил.

НЕСЪЕДОБНОЕ ПРОШЛОЕ

Диана Арбенина родилась в Белоруссии. Когда ей было три года, ее родители отправились на север — «за романтикой». Перебираясь из поселка в поселок, они, наконец, остановились в Магадане. Там Диана ходила в школу, сидела дома и пекла блины (по-снайперски). Потом она училась в Магаданском педагогическом институте. После третьего курса Диана с родителями поехала на каникулы в Питер, где и познакомилась со Светой Сургановой.

А Света свое детство провела на питерских крышах.

Я любила лазить по крышам, по гаражам, взбираться по пожарным лестницам на крыши, гулять там по ним. Все мое детство — это сплошные крыши. Мне больше запоминаются не какие-то события, а люди… Жизнь — это люди.

Свету отдали учиться в музыкальную школу потому, что она слишком громко пела… когда мама мыла ее в тазике.

Затем была учеба в Педиатрическом медицинском институте. Перед зачетами Света забиралась на последний, четвертый этаж института, и играла на скрипке. Преподаватели изумлялись и ставили зачеты…
Диана и Света познакомились 19 августа 1993 года в шесть часов вечера. Знакомая Арбениной привела ее в гости к девушке, которая пишет песни.

Я подумала: господи, какая же тоска. Сейчас будет мне про любовь петь полтора часа.

Света спела песню «Кошка». Диана — «Рубеж».

«Девочка, ты вообще понимаешь, что делаешь?», — спросила Диана.

«Ты меньше говори, больше пой», — ответила Света.

Диана стала играть, только когда приехала в Питер. Света вытащила Диану на первое выступление. Впервые они вместе выступили в ДК Ленсовета на фестивале бардовской песни.

КАК-ТО ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО НАМ БЫЛО НЕ РАССТАТЬСЯ.

Лето и каникулы кончились. Диана возвращается в Магадан, учится. Через полгода Света не выдерживает, берет академический отпуск и приезжает в Магадан.

Чтобы насобирать денег и уехать вместе в Питер, так как Магадан оказался для них слишком мал. Света и Диана поют в казино. Они дали 50 концертов. С 25 декабря по 1 мая. Там они стали «Снайперами».

Сначала придумалось „Снайперы». А потом, поскольку работали мы в казино ночью, у нас программа была с одиннадцати до часу. Ночью. Зима. И мороз. Градусов тридцать пять, и сгущается туман. И вот мы стоим на остановке. Такие два цуцика. И, разумеется, ночные два цуцика. В этом нет абсолютно никакой романтики.

Но романтика все-таки была. Они писали на стенах, что снайперизм живуч, горюч и дерзновенен. Они нашли друг друга и почти нашли себя. Они стали собирать по кусочкам свою религию.

Диана: Снайперизм —это не просто выход на сцену определенное количество раз в месяц. Это жизнь. Я очень часто говорю Светке… просто в жизни говорю: „Не забывай о том, что ты — СНАЙПЕР…»

Света: Честность и чувство собственного достоинства. Я за то, чтобы каждый человек обладал чувством собственного достоинства, потому что человек, уважающий себя, уважает и другого человека. И это во многом определяет и поведение, и стиль, и поступки, и образ мышления.

Это нужно в себе культивировать. Человек, имеющий чувство собственного достоинства, не может себе позволить что-то сделать или сказатъ плохо. Это — марка. Это — фишка. Это — СНАЙПЕР.

В Питере Диана становится студенткой филфака университета. И с 1994 по 1996 год они выступают в питерских клубах. Просто, со скрипкой и гитарой.

В 1995 году они записывают первый альбом. Домашний, под названием «Вторая пуля». Они Делают своеобразный тур по городам. Магадан, Выборг, Псков, Омск, Тюмень, Тольятти. В ноябре 1996 г. дуэт проводит ряд выступлений для студентов Den International Hojskole в Дании.

За это время написалось очень много песен,. Они не преследовали чистое творчество. Оно преследовало их. Они выступали перед небольшими аудиториями. И пели о том, о чем пели раньше все — о любви. Но так, как никто не пел раньше.

Света: В акустике нужно быть предельно честной. В больших залах ты абсолютно абстрагируешься, ты словно вообще один. Связь с залом становится достаточно абстрактной, и ты словно поешь всей вселенной. Когда зал в 30, 40, 70 мест, тут — конкретика, каждая пара глаз — на тебя, и ты уже поешь каждому.

Диана: Дело даже не в том, что там мало людей, ты каждого видишь, и это плохо. Просто, когда большая сцена, ты как бы сразу находишься в мегаполисе. Это кайфово.

Света: Наедине со вселенной…

В августе 1998 у группы выходит двойной альбом «Капля дегтя в бочке меда». Музыканты и масс-медиа все чаще и громче стали говорить об оригинальном звучании «Снайперов», в котором бардовская интимность соединена с рок-н-ролльным драйвом.

Настоящее творчество возникает ниоткуда. Нельзя сидеть и что-то придумать. Придумать можно кроссворд или шараду. Придумать песню или название из головы натужно или сосредотачиваться и что-то выдумывать — это всегда недолговечно. Это умирает. У меня есть песни, которые совершенно четко были написаны арифметически. Мы их не поем. Они быстро забываются. Очень хорошая проверка, когда не поешь песню по полтора года. Вдруг ты начинаешь ее петь, и есть слова, которые ты забыл, и они не вспоминаются уже. Это значит, что ты это придумал. Самое правильное — то, что рождается из непонятности. Это естественно, и это очень сложно объяснить.

В маленьком питерском клубе «О’кошки» их услышал Вилли П. (Пшеничный) и предложил выложить их песни на своем сайте. Выложенными песнями проникся Александр Канарский из солнечной Калифорнии, позвонил и сказал: «Я буду делать ваш сайт».

Впоследствии количество сайтов возросло до 4 (2 в России, 1 в Германии и 1 в Америке), что позволило «Снайперам» считаться одной из первых интернетных групп России. Группу пригласили в Нью-Йорк сыграть в одном концерте с Чижом. В результате, майским вечером в нью-йоркском клубе «Whetlands» произошел концерт, на котором «Снайперы» задвинули Чижа. В 1999 году выходит еще один акустический альбом «Детский лепет*. Это домашние и студийные записи „Ночных снайперов» периода 1989-1995 годов.

Диана: Второй альбом «Детский лепет» — это собрание наших песен. Мы не имели целью выпускать „Детский лепет» как таковой. Все вышло из шутки. Было лето, было жарко, и у меня было очень мрачное настроение. В этот момент я сказала Светке, давай соберем все записи, которые не вошли в «Каплю» и просто создадим альбом раритетов. Альбом домашних студийных записей. Мы загорелись, заняли денег. Выпустили 100 компактов. Создали свое оформление. Его даже альбомом нельзя назвать.

Два альбома — „Капля дегтя в бочке меда» и „Детский лепет» — можно рассматривать как некую платформу для того, чтобы выйти на следующий уровень, и следующий уровень как раз-таки ознаменовался выходом альбома „Рубеж».

В конце 1999 года «Ночные Снайперы» становятся электрическими. Сначала появляется Гога Копылов на бас-гитаре и Альберт Потапкин на ударных. Потом — директор Света Лосева. И окончательно складывается электрический состав. Вместо ушедшего Потапкина гитарист Иван Иволга приводит Сергея Сандаловского. Дина Арбенина выдвигается на первый план. Пишет и исполняет в основном она.

Диана: Я понимаю, почему нас называют культовой группой. Все наше сознание пропитано снайперской философией.

2001 год — альбом «Рубеж». Снайперы называют это своей первой взрослой работой. Собраны старые песни (начиная с 1993 года) — «Рубеж», например, и совсем новые, как «31-я весна». Теперь скрипка не так нежна в дуэте с гитарным distorsion. И в аранжировках появились лазеечки штампов. Но «Ночные снайперы* стали вкуснее и многоплановее.

«Рубеж» — это плотный электрический саунд с хорошим запасом драйва. И совершенные новые композиции. В каких-то мы, конечно, повторились, но подали их совершенно в другой аранжировке.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ. Я БУДУ С ТОБОЙ НЕЖНА

На концерты «Ночных снайперов* начали ходить подозрительные девочки с рюкзачками и шариками. Арбенина, идя на интервью, стала надевать черные очки. Пресса сравнивает их то с Земфирой, то с „Тату», то с Гребенщиковым. Бесконечных журналистов они воспринимают «как часть процесса» и ждут еще большей жесткости от мира. Но их нежность и сентиментальность в бронежилете, видимо, уже давно. Возможно, так было всегда, только теперь это стало заметнее.

«Мы поем очень простые песни о любви, только мы скрываем ее лицо. Посмотри на меня, — говорит Арбенина с непонятным выражением лица сквозь темные очки, — конечно, я скрываю и нежность, и сентиментальность. Мне кажется, если бы этого не делали, не было бы понятия интимности, не было бы загадки. Не было бы тайны. Не было бы опасности. Все было бы ясно предельно и понятно. Был бы первобытный мир, когда люди ходили без одежды. Мне это неинтересно».

Женская загадка связана с опасностью. Интимное — таинственно и опасно. Оно будет защищаться самым жестким образом. Искренность спрятана так глубоко, что кажется, будто ее нет. Это дух современности.