2006 04 ЛИСье интервью Светланы Сургановой: «Улыбка как панецея»

 …Я понял, в чем ваша беда – вы слишком серьезны.
Умное лицо – еще не признак ума.
Все глупости на земле делаются
именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!..
«Тот самый Мюнхгаузен»

По образованию она врач. И считает, что ничуть не изменяет своей профессии, выступая на сцене. Потому что люди, приходящие на ее концерты, получают там заряд положительных эмоций. А ничто так не укрепляет нашего здоровья, как искренняя радостная улыбка – это вам любой врач скажет!

Группе «Сурганова и оркестр» недавно исполнилось 3 года. Но музыкой они занимаются гораздо дольше, хотя раньше и происходило это раздельно. То, что называется оркестром, существовало как вполне сложившаяся группа «Север-Комбо». Сама же их нынешняя руководительница сначала пела в мамином тазике, потом долго мучила скрипку в музыкальной школе, играла на лестнице педиатрического института перед экзаменом по анатомии и до 1994 года «разминалась» в группе «Нечто иное». Потом они вдвоем с Дианой Арбениной создали уже собственную группу под названием «Ночные Снайперы» и выступали совместно  до 2002 года. С 2000 года — уже в расширенном составе, к ним присоединились ударник, соло- и бас-гитарист. Периодически состав ритм-секции группы менялся, а осенью 2002 из «ночных снайперов» ушла и одна из матерей-основательниц – Светлана Сурганова.

Мы брали интервью у обеих снайперш в 1998 году, когда были они широко известны лишь в очень узких кругах. И в 2003 – уже отдельно у Светланы Сургановой, когда после ухода из «Ночных Снайперов» только-только начала она выступать одна, и никто даже и думать не мог, что за какие-то три года добьется она такого потрясающего успеха. Успех, как правило, очень сильно меняет людей. Нам стало интересно – сильно ли изменилась Светлана с тех пор?  

По старой питерской традиции Сурганова принимала нас на кухне. И мы страшно обрадовались, что догадались по той же самой старой питерской традиции захватить с собой тортик. А ведь еще сомневались – надо, не надо,  с прошлого нашего интервью, взятого под такой же тортик и домашние грибочки.  Но  теперь-то она — настоящая крутая звезда, а тут мы, извольте видеть, со своим дурацким вафельным тортиком наперевес!    

Прежде, чем позволить нам задать первый вопрос, Светлана Яковлевна долго восхищалась нашим диктофончиком (к слову сказать – самым что ни на есть обычнейшим). Хозяйка с таким преувеличенным восторгом трогала всякие пимпочки, превознося изысканность дизайна и емкость его памяти так искренне, что мы вполне бы могли и не заметить спрятанного в ее прищуренных глазах легкого ехидства. Особенно, если бы не знали о том, какой навороченной аппаратурой заставлены две комнаты ее квартиры, давно уже превращенные в студию звукозаписи. *При помощи этой студии наконец-то были созданы и изданы в приличном качестве записи питерских бардов с трагической судьбой – таких,  как Юл Абрамов и Светлана Голубева. Впрочем, как и многих других малоизвестных широкой публике исполнителей – ныне здравствующих, но от этого не менее интересных.    

Именно этот легкий ехидный прищур и дал нам со всей очевидностью понять, что за прошедшие годы хозяйка ничуть не изменилась – несмотря на всю свою нынешнюю звездность и популярность. Разве что чашки на столе другие стоят, да кухня после окончания ремонта стала как бы просторнее и светлее. А так – все то же самое. Тот же горячий чай, та же ехидная ухмылка, то же почти не наигранное веселье в глазах – словно опущенное забрало. Именно поэтому мы и решили начать беседу с того вопроса, которым поначалу планировали ее завершить, потому что казался он нам самым главным.

ЛИС(торжественно): — Светлана, а как вы относитесь к людям?

СВЕТА(не раздумывая): — Весело. Нет, правда, раньше я всем верила, всему, что они о себе говорят, огорчалась ужасно.  А теперь присмотрелась к людям, и они для меня — как разные картинки. По большей части — комические. Комиксы! И поэтому я так часто улыбаюсь. Я смотрю на людей, и мне становится весело. Нет, не потому, что я такая крутая или там  самая умная, вот и решила всех обсмеивать. Просто я вижу в некоторых людях какие-то неправильности, они почти у всех есть, и вижу, как люди стараются с ними бороться. И это забавно. Или не стараются – это еще забавнее! А кто-то вообще не запаривается на эту тему и живет себе припеваючи. Или даже гордится своей неправильностью, что-то из себя там строит, как петушок гордый ходит… Нет, действительно, все это ужасно забавно выглядит! 

ЛИС: — Легко ли поддаетесь на провокации и соблазны?

СС: — Раньше — очень легко. И на соблазны и на провокации. Я была такой неискушенной и всем верила. Сейчас поумнела. Это возрастное, наверное! (Смеется; внезапно став серьезной, добавляет уже совсем другим тоном):  Да, раньше я очень легко поддавалась на соблазны и провокации. Сейчас — сложнее.

ЛИС:  Как по вашему — является ли творчество сублимацией нереализованного либидо?

СС(с ошарашенным видом): — Чего-чего?

(мы повторяем свой вопрос, изо всех сил стараясь выглядеть при этом не полными… ну, короче, не теми, кем мы в этот момент на самом деле выглядим)

СС(очень решительно): — Разумеется! И слава богу, что оно есть. Слава богу, что есть либидо, и слава Богу, что есть его сублимация! То есть —  творчество. Потому что, если бы вся эта накопленная нереализованная энергия так и оставалась нереализованной, на нашей бедной матушке-земле просто кошмар, что творилось бы!. Поэтому господь бог нам и подкинул такую вот развлекаловку-игрушку в виде творчества. И в таком великом разнообразии. И это – здорово. Иначе были бы сплошные войны. 

ЛИС: — Какие люди Вас привлекают?

СС(вкрадчиво, почти мечтательно): — Повторите вопрос, пожалуйста — мне так нравится  тембр вашего голоса… А если серьезно, то я как раз думала над этим вопросом, когда ехала к вам на встречу.  Я очень торопилась, но все-таки опоздала — меня гаишник остановил. Прямо у моего дома вздумал проверить документы. Но не суть.  Так вот, когда я ехала к вам, я думала, какую интересную и славную жизнь я уже успела прожить. Как многих я любила, и какие это все достойные и интересные люди. И я их  до сих пор люблю – всех, без исключения. Не важно разъединила нас судьба, растащило нас время, не растащило… Не суть. Они все очень разные, но что-то их объединяет. Кроме того, конечно, что они мне нравятся! Наверное, это внутренняя щедрость, искренность и доброта. Если этого нет, то наши взаимоотношения не смогут сложиться. 

ЛИС: — А как же быть с красотой? Внешность для вас разве не имеет значения?

СС: — Мой идеал красоты – это внутренняя красота в первую очередь. Симпатичный мне человек может и не обладать слишком уж правильными чертами лица. Кстати, такие откровенные красавицы и красавцы меня настораживают. Отпугивают даже. Наверное, это потому, что изначально думала, что ВОТ ЭТО никогда не сможет мне принадлежать, я никогда не смогу к ЭТОМУ прикоснуться. Поэтому и отметала изначально такую возможность. Потом-то, конечно, поняла, что все это не так совсем, но осадочек-то остался… Вот я и шарахаюсь – немножко! — от красивых женщин и красивых мужчин… А может, еще и потому, что у нас давно уже сложилось устойчивое такое мнение: если человек красивый – значит,  в голове  у него пустовато. Этот стереотип иногда и надо мной властвует. Увы. Так что в  первую очередь – все-таки внутренняя красота. Главное в человеке – глаза. Мыслящие, умные, пытливые… лукавые! А все остальное — это уже как бесплатное приложение. Красота в том числе. Она может быть, а может и не быть. Но если говорить о каких-то внешних пристрастиях… Люблю блондинок! Они меня к себе как-то больше располагают.  Ну, или быстрее. Не в обиду прочим будет сказано.  

ЛИС: — Есть ли люди, на которых вы равняетесь? Есть ли образы в литературе икино, которые бы вас восхищали?

СС: — Да, все время появляются какие-то новые персонажи. Причем целиком он мне может и не нравиться! Но какой-то отдельный сюжет, какой-то поступок, какая-то реплика или реакция на какую-то ситуацию… Они меня вдохновляют! И я начинаю думать — а как бы я поступила в данной ситуации, а вот как здорово, а вот надо взять на вооружение…  Для меня фактически каждый человек, будь то  литературный или кино-герой, родственник, друг или просто знакомый — является потенциальным учителем. Вы для меня тоже учителя. Я  у вас очень многому учусь. А насчет литературы…  сейчас я опять плотно засела за Бродского. Читаю книгу его интервью. Смакую! Вчера в Буквоеде приобрела еще две книги — «Беседы с Бродским» и «Бродский глазами современников». Это такой просто неисчерпаемый, недосягаемый, такой огромный кладезь мудрости, информации, логики, красоты… Я не знаю, тут можно разоряться  эпитетами все наше оставшееся время! Как восхищающий меня образ — это сейчас номер один. Номер два – Пастернак. Вероятно, мое развитие делает обратный круг, и я возвращаюсь к уже когда-то пройденным именам. Кто-то мне подарил диск с голосом Пастернака, который читает свои произведения. Удивительный  диск. Я с огромным удовольствием его слушаю в машине. К сожалению, запись не очень хорошего качества там не все слова  можно разобрать, но его живой голос, его интонации… Энергетика и  культура речи просто потрясающая. И я вчера  не выдержала — не поленилась заехать в магазин и с огромным удовольствием купила сборничек его лирики.  

ЛИС: — А Вы фильм «Прогулки с Бродским» смотрели?

СС: — Конечно! Это мой любимейший DVD-диск. Это потрясающе. Я его пересматриваю периодически, когда душа и мозги хотят подпитки какой-то, не только интеллектуальной, а, скорее даже, эмоциональной, чувственной… просто требует душа иногда какого-то просветления,  катарсиса… Ставишь этот диск — и все случается. 

ЛИС: —  Для Вас важно одобрение ваших действий? Если да, то чье мнение для Васнаиболее ценно?

СС: — Ой, конечно, важно! Я, наверное, не смогла бы жить, если б этого одобрения не было. И  не так уж  важно, с чьей именно стороны это одобрение исходит, важна человеческая реакция. Если я чувствую, что какая-то —  пусть даже  малюсенькая! — прослойка людей нуждается в моем творчестве, это целиком и полностью оправдывает и мое существование, и то, чем я занимаюсь. Да, конечно, если я услышу лестное мнение профессионального музыканта, кого-нибудь из мэтров, кто сам пишет стихи или музыку… или просто какое-то публичное лицо что-то лестное скажет в адрес нашего творчества  — это, конечно, будет безумно приятно, чего скрывать! 

ЛИС: — Прислушиваетесь ли Вы к советам и какой самый ценный совет Вы получили в жизни?

СС: — Ох, как интересно вы загнули! Пейте чай, давайте торт начнем. Я поняла, пока я его не расковыряю, вы к нему не приступите (хруст расковыриваемого торта)…Да, к советам я прислушиваюсь Безусловно! Но — достаточно  критично. К любому роду советов и советчиков. У меня нет такого, чтобы сразу взять и проигнорировать,  ставить изначально какой-то блок  —  нет, я этого слушать не буду, да и кто ты вообще такой, чтобы мне слушать твои советы?!  Этого нет. Я слушаю всех и все. Слушаю, анализирую… Каким-то даже следую. Потому я говорю, что каждый человек потенциально – КАЖДЫЙ! — является моим учителем.

Выделить какой-то отдельный совет, самый важный в моей жизни, пожалуй, что и невозможно. Их была целая череда, и на разных этапах моего жизненного пути и внутреннего развития это были разные советы. Забавно, но многие из них очень пересекаются с библейскими заветами. В Библии ведь и на самом деле все сказано, если читать внимательно. Если хочешь достойно прожить свою жизнь — просто усвой вот эти заповеди. И как минимум на пятьдесят процентов твоя жизнь сложится, а все остальное ты уже можешь нарабатывать самостоятельно, опираясь на эти основы.

ЛИС: — как Вы думаете, что первородно — чувство или разум?

СС (задумчиво): —  Чувства или разум?.. Ну, я бы так, наверное, ответила. Чувство – это некий толчок. Это как стартер,  он может завести — а может и не завести. Он есть — или его нет. А потом уже включается разум. То есть — эмоции включают разум. А дальше уже разум думает, что с этими эмоциями делать! 

ЛИС: — а если разум не включается?

СС: Ну, значит вы еще находитесь на препубертатном уровне развития! 

ЛИС: — А если, сердце говорит одно, а разум совершенно другое?

СС: — Я вам честно скажу — я всегда предпочитаю чувства. Но я – дама. Причем, дама преклонного бальзаковского возраста! Мы все тут дамы, у нас у всех хорошо развита интуиция. Поэтому всем нам нужно себе доверять. Доверять своему опыту, своим чувствам, своему сердцу. Не надо себя обманывать при помощи разума. Разум – он часто обманывает. Я, например, почти всегда прислушиваюсь к собственному сердцу, оно честнее. А если я вдруг сама себе изменяла,  шла поперек своего сердца — знаете, никогда из этого не получалось ничего хорошего. Всегда выходила какая-то полная фигня!  

ЛИС: — Вы считаете себя авторитарным человеком? И относите Вы это качество к достоинствам или недостаткам.

СС: — А что такое авторитарный?  (с сомнением приглядывается к надкушенному куску тортика, пока мы робко пытаемся вспомнить точное значение по словарю слова «Авторитарный»)  Да погодите вы! Это я кусала? Стоп, я хочу знать – это я кусала или не я кусала?! (надкусывает другой кусок, придирчиво сравнивает прикусы, кивает удовлетворенно) Точно, я! (добавляет с безапелляционной властностью)  Тогда я это доем. Так что там про авторитарность? 

ЛИС: — Мы просто хотели уточнить, считаете ли Вы себя властным человеком?

СС(восторженно): — Ууууууу, я –ТИРАН!!! Я абсолютный тиран. (после паузы, с некоторым сомнением) Но только — в каких-то определенных вопросах. 

ЛИС(с пониманием): — Любите, чтоб слушались? Ну, а все-таки – достоинство это или недостаток?

СС(дожевывая тортик): — А это смотря в чем. Авторитарность в семейных отношениях —  это, конечно, ужасно. Этого просто не должно быть. В каких-то других случаях авторитарность просто необходима  — при решении деловых проблем, ведении какого-то хозяйства, своего дела, бизнеса… Тут хочешь, не хочешь, но  власть должна быть у кого-то одного. Вот и приходится брать на себя ответственность и принимать какие-то решения. Иногда даже вопреки желанию окружающих, чьи мнения совершенно не совпадают с твоим. В деловых отношениях чье-то конкретное слово всегда должно быть решающим. Иначе – анархия и развал. 

ЛИС:  — Света, как вы считаете, можно ли делать бизнес и вообще удачно работать с друзьями?  

СС: — Сложный вопрос. Хм… Хорошо, когда случаются какие-то деловые отношения, а потом уже, в результате совместной работы, зарождается дружба. Вот это, скажем, более правильный и надежный вариант. Нежели, когда у вас дружба, и на ее основе вы решаете завертеть совместный бизнес. Как правило, потом вся дружба врозь. К великому сожалению, так показывает практика и мой богатый жизненный опыт (смеется). 

ЛИС:  — У вас есть жесткие принципы, от которых вы не отступите?

СС: — Да. Не убей. Не укради. 

ЛИС(понимающе): — Заповеди, то есть?

СС: — Ну да. Часть из них. По поводу «не возжелай» —  сложнее. Хотя всегда пресекалось сразу на корню! Если что-то вдруг во мне такое зарождалось,  я себе сурово так говорила: стоп, ты разрушаешь чужую семью, ты не имеешь права. И как-то все само собой решалось… А семья, кстати, все равно потом распадалась… 

ЛИС: … тоже — сама собой?

СС(строго): — На самом деле все  то, что я сейчас проговорила – это шутка была. Слава богу, ни одной семьи я еще не разрушила. А принципы… мне бы очень хотелось их выработать. Для самой себя, с точки зрения самовоспитания. Не всегда это удается. Я себе говорю: Света, возьми за правило,  ты уже хорошо себя знаешь, и ты прекрасно знаешь, что тебе в этой жизни нужно, а, главное, — знаешь как этого достичь. Так что же тебе, ё-моё, мешает соблюдать вот эти самой для себя придуманные правила?! Не знаю… То ли леность, то ли какая-то расхлябанность. Меня все время что-то выбивает из колеи, выдергивает из распорядка дня, что-то мешает и путает. Думаю, если бы мне удалось выдержать какой-то период  жесткой работы над собой, — а я очень люблю такую жесткую работу, я ее не боюсь! —  тогда бы я, наверное, была бы счастлива. И точно бы добилась результатов! 

ЛИС: Что, по-вашему, входит в понятие человеческого достоинства?

СС: — Это уважение другого человека — в первую очередь именно другого. Уважения себя, конечно. Себя нужно уважать. Ну и, конечно же, следование своим жизненным принципам. Не навязанным со стороны другими людьми или государством, а твоим собственным, которые ты сам выработал на основе своего личного опыта, и вот теперь им следуешь. Жестко так следуешь, а не как овечий хвост туда сюда болтаешься. А то есть такие, как дерьмо в проруби, — один позвал, другой позвонил, туда побежал, сюда… сегодня ради нового друга старого предал, завтра еще чего-нибудь учудил… Такая вот  колбасня. Никакого достоинства, одна суета. «Гни свою линию», как сказал современный классик — слава богу, ныне живущий.  

ЛИС: — Психологами установлено, что все основные навыки человек получает до 12 лет, все остальное время лишь развивается и анализирует. Кто учил вас анализу?

СС: — Сама жизнь. Если ты не полный дурак, ты просто каждую ошибку, каждый свой промах — даже не свой, чужой, какая разница?! —  стараешься анализировать, делать какой-то вывод. Вот и все.  Просто  наблюдай и просто делай выводы. 

ЛИС:  — Мне мама в три года говорила: «Подумай, зачем ты съела лишнюю конфету?». И для меня это «подумай» было страшнее любого наказания!

Света: — Серьезно? Вот поэтому ты такая умная. Думала много, наверное. Скажи спасибо маме, она у тебя молодец. 

ЛИС: Каким человеком Вы себя считаете, конфликтным или бесконфликтным? Вы делаете первые шаги к примирению — или ждете этих шагов от оппонента?

СВЕТА: — Когда  я очевидно не права и понимаю, что облажалась, то говорю себе: «Сурганова, ты откровенно облажалась, имей смелость это признать и просто рассказать об этом своему… оппоненту». Если же это другой человек откровенно не прав, я буду ждать, когда он прозреет. Первая на мировую не пойду. Наверное… 

ЛИС: — Какой самый оригинальный подарок вам приходилось получать?

СВЕТА(указывая в окно на свое авто): — Вон стоит! 

ЛИС: — А дарить?

СВЕТА(смеется, указывая туда же): —  Вон уехало! На самом деле я не умею дарить подарки. Это ужасно меня характеризует!  Я ничего  никому за свою жизнь нормально не подарила. Очень скорблю по этому поводу и мучаюсь.

Лия Давыдовна: прошу прощения, она великолепно дарит подарки. Такие замечательные. Я свидетель!

СВЕТА(с сомнением): — Ну, не знаю, мне кажется, что я не умею это делать. Я просто считаю — они должны быть нужными. Если я знаю, в чем человек нуждается, то  я и стараюсь это ему подарить. Вернее, не знаю даже, а просто чувствую! Никаких мозгов, все на интуиции!(по поводу Светиного умения дарить очень нужные подарки мы тоже можем выступить со свидетельскими показаниями, поскольку само это интервью печатается при помощи компьютера, безвозмездно подаренного нам Светланой Яковлевной несколько лет назад) 

ЛИС: Вы считаете себя сентиментальным человеком?

СВЕТА: — Ужжжасно! Я ужасно сентиментальный человек. Могу заплакать по  любому поводу. Нет, конечно, не откровенно так в голос реву, стесняюсь все-таки, но где-то там, внутри, они накапливаются, и горло перехватывает… 

ЛИС: — И от счастья плачете?

СВЕТА:  — Конечно!    

ЛИС:  А я последний раз плакала на рекламе боржоми!

СВЕТА: — Очень трогательная такая рекламка! Одобряю. Я очень сентиментальна. Стоит увидеть на улице какого-нибудь старика, просто прохожего… или  бедную пожилую женщину, которая явно нуждается в помощи – пожалуйста, у меня уже слезы наворачиваются.   

ЛИС: — Вы чувствуете себя счастливым человеком?

СВЕТА: — Ой, грех жаловаться, ну, конечно, чувствую! 

ЛИС: — Опишите один счастливый день в своей жизни.

СВЕТА: — Вот сегодня, например. С утра мы съездили на кладбище. (смеется, видя нашу оторопь такой интерпретации счастливого времяпрепровождения)  Нет, сегодня просто день такой, сегодня нужно было навестить своих умерших родственников и побывать в церкви. В  церковь я отправила маму. А потом – на кладбище. Такой у меня был намечен план. И я его выполнила! А пока все идет по плану, это замечательно! Я просто обожаю это состояние, когда  в своем блокноте обвожу в кружочек еще один сделанный пункт. 

ЛИС: — Гарик Сукачев говорил, что успех к нему пришел в 27 лет,  он был уже старым и все произошло не вовремя. Нет ли у Вас такого ощущения, что что-то произошло слишком поздно?

СВЕТА:: — У каждого свое время. Свой таймер. Своя дорожка. Каждый бежит по своему графику. Если на кого-то ориентироваться, то нам надо всем в 36 или даже в 27 просто пулю в лоб. Вот. Еще бы! Есенин, понимаешь, умер, Пушкин ушел, Лермонтов, Маяковский, Высоцкий там, я уж не говорю про Моцарта! А мы что – хуже?! Боже упаси, конечно, нет. Есть ведь и другие примеры.  Возраст – это такая вещь относительная, что просто супер!  Когда, например, Лени Рифеншталь, немецкая кинематографиня-документалистка, вы должны ее знать, она еще Гитлера снимала… Так вот, когда она увлеклась подводными съемками – ей было 80 лет! Надела на себя акваланг и поперлась на глубину. Отличные фильмы снимала. Наврала о своем возрасте – иначе бы ее не пустили. И молодец! Потому что на самом деле для творческих начинаний цифры, которые отщелкивают тебе паспорт, значения не имеют. Во всяком случае – не должны иметь. Их надо игнорировать. Ты можешь. Ты в своем уме, при руках, при ногах. А кто-то ведь и без рук и без ног — все равно удивительные вещи творят. Вот, кстати, возвращаясь к вопросу о достоинстве. Достоинство человека в том, что он достойно  переживает какие-то трудности. Я восхищаюсь такими людьми.  И после этого  думаю —  боже мой, какая же я ленивая, недостойная. Я о двух руках и ногах,  тьфу-тьфу-тьфу, слышу, вижу. И вот я могу горы воротить, столько прекрасных дел делать, помогать кому-то, сама творить — и ничего не делаю. Жуть! И сразу так стыдно становится… 

ЛИС: — А какое из последних своих достижений Вы считаете наиболее важным?

СВЕТА:Да, ладно вам, какие там достижения! О чем вы говорите?! Нету их, достижений, их еще достигать и достигать! 

ЛИС: — Вы считаете себя романтиком? Часто ли Вы совершаете романтические поступки? И вспомните свое самое романтическое переживание.

СВЕТА: — Сплошь и рядом. Особенно раньше. Как-то я, мммммм… ладно, об этом не будем! Нет, ну всякие там  бесконечные букеты к двери — это понятно. Тоже убегала потом, с такой же скоростью. Впрочем, если честно – то  с меньшей скоростью, я такой прытью не обладаю! Вот это да! (задумчиво-мечтательно) Или просто там в светящиеся окна посмотреть. А вот еще, был один такой момент. Я поссорилась с человеком. Не то, чтобы совсем поссорилась… Просто провожала его на поезд до Москвы. И мне не понравилось, как мы расстались.  Поезд тронулся. Поехал себе. А я думаю — нет, что-то мы не договорили друг другу. Плохо все как-то… Я еду в аэропорт, беру билет на самолет. Прилетаю, естественно, раньше, чем поезд приходит, еду на вокзал. Встречаю поезд. Говорю: «ТАК ВОТ, мы с тобой  не договорили!» Было такое, да… 

ЛИС: — Вспомните себя 10 лет назад. Ваше тогдашнее представления о себе нынешней совпадают с действительностью? Какой Вы видите себя еще через 10 лет?

СВЕТА: — Не загадываю и ничего не планирую. То, что  10 лет тому назад было – это просто  какой-то тайфун такой,  сплошные ветряные мельницы и эмоциональные ветра. И ни о каких перспективах не думалось. Да и вообще ни о чем не думалось, если уж честно.  Я  была абсолютно поглощена…  понятно, кем. И ни на секунде не жалею ни о чем. А какой я буду через 10 лет? Я все-таки думаю, что  немножко еще похудею, морщин добавится. Но это только шарм придаст! Я снова отращу волосы. Буду такой, такой …. Почти высушенной, смуглой, седовласой, миниатюрной, сильной и нежной дамой в возрасте. О, как ввернула-то! 

ЛИС:Согласны ли Вы с тем, что все события нашей жизни предопределены?

СВЕТА(с непередаваемым ехидством поднимает бровь): — Мм? Вы имеете в виду…  фатальность?

 ЛИС(отважно): —  Да. Фаталист ли Вы?

СВЕТА:  — Отчасти, да… Наверное все-таки  что-то в этом есть. Вот я, например, знаю, что доживу до очень преклонного возраста. Ну не суждено мне умереть молодой! Как бы я не хотела этого —   в лучах славы, в море цветов, такой молодой и красивой, и чтобы на моих похоронах была уйма народа, и все бы рыдали. И  мои поклонники бы говорили — ах, кого же мы потеряли, черт побери, как же мы теперь будем жить дальше без нее?! И  усыпали бы мою могилу километровым букетом цветов. Конечно, это все ужасно привлекательно. Прямо вот сейчас бы сразу пошла и пустила бы себе чего-нибудь в лоб! Но – увы. Не суждено! 

ЛИС:Ты считаешь самоубийство красивым? Не думаешь ли ты, что это все-таки очень эгоистично?

СВЕТА: — Конечно! Нет, я совершенно иного  свойства человек. Во-первых, я ответственна за тех, кого я приручила. И считаю, что уж коль господь Бог отмерил тебе какой-то срок — неси его достойно на своих плечах и топчи эту землю, пока он сам жизнь твою  у тебя не отнимет и сам же тебя в эту землю не положит. Вот поэтому-то я и не понимаю самоубийц. Хоть ты тресни – не понимаю! Как бы ты не устал, как бы ни был ты болен, как бы ни было тебе плохо – все равно, ты должен. Ты обязан. Жизнью обязан. Устал – иди, отдохни! Отвлекись. Возьми отпуск, в конце-то концов, вправь себе мозги. Найди в жизни смысл! Если болен – иди, лечись! Если плохо все вокруг – сделай так, чтобы стало хорошо! Ты должен что-то сделать! Что угодно. Только – не ЭТО. Потому что так – нельзя. Следующий вопрос, пожалуйста. 

ЛИС: —  Герой фильма «Адвокат Дьявола» в самом конце произносит конце  фразу: « Все-таки тщеславие — мой самый любимый из грехов…» А вы тщеславны? Совершали ли когда-либо поступки, руководствуясь данным чувством?

СВЕТА: — Тщеславна, наверное, — сама перед собой. Для меня важнее всего не потерять уважение к самой себе. Если я перестану сама себя уважать — я тут же  втопчу себя в такой депрессняк, что просто жуть… Ну и кому это надо? Поэтому существуют какие-то планки,  какие-то ценности, внутренние правила, и я просто следую этим планкам-правилам-ценностям. Это можно назвать тщеславием? А, кстати, — что такое тщеславие, вы можете сами мне объяснить?   

ЛИС (донельзя гордые тем, что слазили таки заранее в словарь): —  Тщеславие – это тщетная слава,  когда человек старается казаться лучше, чем он есть на самом деле.

СВЕТА (задумчиво  кивая с видом сочувственного патологоанатома): — Надо же, бред какой! Нет, конечно, ну что вы.     

ЛИС: — Многие Ваши поклонники пытаются найти в Ваших интервью ответы на свои вопросы или даже советы, как им дальше жить. Что вы чувствуете при этом?

СВЕТА: — Хо! Вообще-то, я искренне  уповаю на то, что каждый там что-то для себя найдет. Хотя и не будет так уж прямолинейно следовать каким-то моим советам. Впрочем, если я кого-то вдохновляю на какой-то внутренний рост, я буду счастлива.  

ЛИС: В песне «весна» вы процитировали американского философа Эмерсона.А как вы воспринимаете другие его слова: «Самые большие расходы наши делаются для того, чтобы быть похожими на других. Ни для ума, ни для сердца мы не тратим так много»?

СВЕТА: — Как я отношусь к этой цитате? Это он же? Молодец! И он молодец, и ты молодец – такая молоденькая, а уже философов читаешь… Отличная цитата. Хотя, конечно же, очень бы хотелось быть исключением из этого правила… 

ЛИС:Существуют ли у музыкантов и всего вашего коллектива иные общие увлечения, кроме музыки?

СВЕТА(с некоторым даже удивлением): — Конечно! Бабы. 

ЛИС: —  На Ваш взгляд, имеет ли смысл поиск конкретного лица, которому посвящено то или иное произведение, если автор сам не нашел нужным поименовать человека?

СВЕТА(заинтересованно): — А что — очень хочется? 

ЛИС:  — Последнее время народ на сайтах пытается идентифицировать упоминаемых в песнях личностей. Или тех, кто на создание этой песни сподвиг.

СВЕТА: —  Я боюсь, что разочарую всех этих розыскников.  Потому что  на самом деле это, как правило, образ собирательный. А иногда это вообще песня о том, чего еще не было. И не важно, мною они написаны или нет, как вот с песней Киры Левиной «Я теряю тебя». Провидческая вещь получилась. «Белая песня» тоже провидческая. Конечно, когда пишешь, какие-то отправные точки есть всегда.  В этой строчке, например, ты подумал о нем, а в следующей ты подумал уже о  ней. А тут вообще все как-то переплелось, и непонятно уже, кого больше, кого меньше. Конечно, был  какой-то изначальный толчок, но  адресовать всю песню целиком и полностью кому-то одному нельзя. Нет, вру. Такие песни тоже встречаются, в них все просто и предельно ясно, никаких особых поисков не требуется… но таких песен — единицы. 

ЛИС: — Как Вы относитесь к анализу Вашего творчества? К оценке искусствоведами или журналистами его идейно-художественного своеобразия и так далее?

СВЕТА: — Ну, если это  людям помогает в чем-то разобраться, может как-то утешить и помочь самим  начать творить — то почему бы и нет?  Это тоже форма мысли, способ мышления. Я приветствую все, что приводит в движение наше серое вещество..

ЛИС:  — Какие критерии оценки музыки и стихотворений  Вы используете? Как отличаете плохое от хорошего?

СВЕТА: — Греет  — не греет. Моё — не моё. Чисто  субъективный фактор. Цепляет — не цепляет. Я не знаю, кто может судить о том, плохие стихи или  хорошие? Мне кажется, что они хорошие, потому что они как бы из меня вынутые!  Если бы это было иначе, то я не стала бы их петь, вот и все. Просто за меня говорят другие авторы, но это фактически мои слова! Их просто уже кто-то сказал — и лучше меня. 

ЛИС: — Света, а кокетство – это серьезный порок?

СВЕТА(убежденно):  — Кокетство – это искусство. Это желание понравиться, очаровать, привлечь, завлечь. Особенно, когда  оно почти незаметно, такой вот легкий  флёр кокетства. Очень тонкое, на грани… Это безумно привлекательная вещь. На это клюешь моментально и готов  плыть по этим волнам, покачиваясь на них, все плыть, плыть…  Очень долго и с огромным удовольствием!

ЛИС: Я все-таки считаю, что это порок. Как и любой обман.

СВЕТА: — Вообще-то, это во многом от человека зависит. И вообще, по-моему, кокетство все-таки больше женская черта. Если мужчина вдруг начал кокетничать, то меня это несколько бы насторожило.  А если женщина, то все в порядке!  Женщина создана для кокетства. Просто тут дело в том, что кокетство —  это ж как инструмент, не каждый им виртуозно владеет! А фальшь всегда не очень приятна… В любом искусстве. А кокетство, как я уже говорила – это искусство. И вам следовало бы все же пересмотреть свою жесткую позицию по этому поводу. 

ЛИС: — Света, если б человек приехал впервые в Питер, то какие бы места Вы ему обязательно показали бы?

СВЕТА: — Ой, как же часто задают мне  этот вопрос… ну, не знаю. Если бы выдался вот такой же  солнечный день — пошли бы просто гулять пешком. Просто вот куда глаза глядят. Ну, конечно, сначала — к любимому  Смольному. Конечно, к любимому Исакию, к сдержанно любимому Казанскому, потом можно к Аничковому мосту, через Летний сад мимо Марсова поля. Через все мосты, и чтоб они открылись и закрылись прямо на наших глазах. И к Ростральным колоннам, к выставочному залу, и что там еще на Васильевском… все вдоль и поперек… и в Гавань. Если хватит сил.  

ЛИС: —  Вы в Новой Голландии были когда-нибудь?

СВЕТА: — А Старая Голландия и Новая Голландия — это разные вещи? В той, которая у площади Труда, была, конечно. Но не внутри. 

ЛИС: — Света, а где находится упомянутый Вами Двор духов?

СВЕТА: — Я, наверное, не вспомню сама, потому что  нас туда отвели! Сначала ввели в какой-то двор, потом мы зашли в какую-то дверь, потом через какой-то коридор дома, и вот этот коридор нас и вывел в  малюсенький двор духов. Я не вспомню дороги. Это где-то на Васильевском. Или на Петроградке… нет, все-таки Васька! 

ЛИС: — Есть ли что-то в этой жизни, чего вы не понимаете?

СВЕТА: — Я очень многого в этой жизни не понимаю! Не понимаю, почему корабли не тонут, а самолеты летают. Почему они крыльями не машут. Не понимаю, как они там… до сих пор удивляюсь, когда звоню человеку на мобильный  — он меня слышит, и я его слышу. Не понимаю! Тем более, когда их стали такими маленькими делать. Караул! Не понимаю, как дети  зачинаются. Почему из  двух маленьких клеточек  потом вырастает такое вот чудовище?!  А вот эти цветы (показывает на вазу с сиреневыми ирисами) — кто придумал эти формы?! Посмотрите, это же гениально!  Нет, господь Бог все-таки великий выдумщик! 

ЛИС: Что является Вашим самым поразительным открытием?

СВЕТА: — Открытие – это удивление.  Я готова удивляться столь многим вещам, что до сих пор сама себе удивляюсь. 

ЛИС: — Какие ошибки вы считаете достойными наибольшего снисхождения?

СВЕТА: — Ошибки? Искренние. Когда человек искренне  верит во что-то ошибочное. Убежден, но при этом ошибается. Такие ошибки, конечно, вполне простительны, к ним надо снисходительно относиться. 

ЛИС: — Назовите свое самое недавнее достижение и самую недавнюю потерю?

СВЕТА: — Ну, потеря понятно — это Светка Голубева. До сих пор не могу толком прийти в себя. Да и, наверное, никогда не приду. Вот. Достижение? Об этом мы попозже поговорим, когда я дострою студию и напишу новый альбом из 35-ти новых песен.  

ЛИС: — Новых-новых?

СВЕТА: — Принципиально новых. Года через два, три.  Вот. Я запишу все проекты, которые висят уже давно, начиная с Юла Абрамова.  Светлана Хорн, сольные проекты парней, у них тоже куча идей музыкальных. Вот тогда можно будет говорить, что я чего-то действительно сделала. Достигла.

ЛИС:Какую цель Вы ставите перед собой на данный час?

СВЕТА — Не опоздать на свидание.

ЛИС:На данный день?

СВЕТА: — На данный день — все-таки вернуться домой. С этого свидания. Не зависнуть там!

ЛИС:А на месяц?

СВЕТА: — На месяц? У нас предстоит в июне месяце удивительный концерт. Он будет проходить в Питере, в Капелле. Такой анплав акустики, не понятно чего. И я пока не понимаю, что с ним делать, с этим концертом.  Мне бы хотелось в течение месяца выстроить концепцию. Подготовить эту программу. Для меня, пожалуй, это будет один из самых важных концертов за последние три года.

ЛИС:Да, в Капелле – это серьезно. Когда там выступал «Белый острог», для этого зала это было как самый жесткий хэви металл.

СВЕТА: — Конечно! Там такая акустика  — слышно все,  до последнего шёпота, до малейшего  звука. 

ЛИС:Если бы Вы обладали массой свободного времени, чем бы Вы тогда занялись?

СВЕТА: — Читала бы, учила бы стихи, играла бы на гитаре и скрипке… Ну, одним словом, я бы образовывалась. В общем, всем тем, чего мне не хватает в данный момент для ощущения себя полноценным творческим человеком. Вот этим бы я и занялась. На самом деле я  в свободное время именно этим и занимаюсь. Самообразованием, в смысле.  

ЛИС:Вы храните клятву Гиппократа?

СВЕТА(начинает подозрительно озираться и охлопывать себя по карманам): — Где-то храню! Наверное. Основной заповеди стараюсь придерживаться по мере сил. Которая «Не навреди».  Стараюсь не брать на себя много ответственности.  Все-таки это занятие специалистов. Я могу что-то подсказать, если кому-то нужна помощь, постараюсь помочь, но зачастую просто боюсь это делать. 

ЛИС: — У вас есть какие-нибудь любимые песни Аллы Борисовны?

СВЕТА: — Да, мне очень нравится песня  (напевает) «и в этом вся моя вина, что без тебя мне одиноко…»…  Цветаевские стихи, конечно: «уж, сколько их упало в эту бездну Разверстую в дали, Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли…»Недавно  был день рождения Аллы Борисовны Пугачевой. И я краем уха, краем глаза смотрела передачу «Сюрпризы для Аллы Борисовны». И мне очень понравился номер Бори Моисеева. «Люди, люди, люди…». Очень классный номер, от души спел, и костюм классный. И эти подтанцовки такие, а-ля нацистские какие-то, ползали там. Подползовки. Мне даже фашистское что-то привиделось. Какие-то отряды, чёрные плащи, бескозырки или как их, наоборот которые, с козырьками… Насколько я поняла – это повторение было, на ее юбилей, в 98. Дай ей Бог здоровья, великая женщина! Просто фантастика. 

ЛИС:  — а Вы давно последний раз были на ее концерте?

СВЕТА: — Нет, не очень давно. Она приезжала, по-моему, это была осень 2005-го года в БКЗ Октябрьский. Вот тогда и была. 

ЛИС: Какой по Вашему мнению, Вы видитесь окружающим людям?

СВЕТА: — Вот никогда не задумывалась. Не знаю. Редкостным придурком, наверное! 

ЛИС:  — Скажите свой любимый тост?

СВЕТА: — Чтобы все были живы и здоровы. И знаете что? Давайте выпьем за это. Хотя бы холодного чая! Он как раз уже остыл… 

ЛИС: Как долго Вы можете пробыть в одиночестве, не ощущая дискомфорта?

СВЕТА: — Прекрасный вопрос. Я бы очень хотела как-нибудь поэкспериментировать, насколько бы меня хватило. Такого еще  не случалось в моей жизни. К сожалению. 

И это мы тоже можем лично засвидетельствовать. Наше интервью длилось недолго, но за время него Светлане несколько раз  звонили на мобильник и домашний телефон. Разговоры шли о записях чьих-то новых дисков, о репетициях и  проблемах строящейся студии – к концу лета ее обещают закончить, и тогда мечта Светланы о разделении дома и места работы наконец-то сбудется. Один разговор Сурганова даже прокомментировала персонально для нас, пояснив, что это звонила Света Хорн, скрипачка, чью запись Светлана ставила на концерте Голубевой в Интерьерном театре… те, кто там был, наверняка обратили внимание на скрипичную музыку, там прозвучавшую. Это и была Светлана Хорн. Она живет в Германии, а сюда едет на профилактическое лечение и запись диска (надеюсь, нам не надо уточнять, на чьей именно студии будет делаться этот диск?).  так что тут прошедшие годы и пришедшая слава не изменили ничего.    

Но, самое главное – не изменилась ее очаровательная улыбка. И тот неунывающий, просто-таки яростный оптимизм, с которым относится она к жизни вообще и творчеству в частности, делая пародийные версии самых трагических своих песен. И, наверное, она права – только так и надо относиться к пережитым неприятностям, какой бы величины они ни были.     Улыбайтесь, господа!