2005 03 06 ХитФМ: интервью Светланы Сургановой на гастролях в Тюмени
интервью в прямом радиоэфире и печатное интервью — две абсолютно разные вещи. поэтому слова ди-джея (а так же приветствия и проч.) опущены, однако слова Светланы приводятся дословно. вырезаны лишь многочисленные междометия. к моему большому сожалению невозможно передать настроение Светы во время интерью, её интонации. слушателям она понравилась:) и концерт очень понравился:)
Город Тюмень — третий город в этом заезде, третьем по счёту. Мы стартанули с города Челябинска, вчера был Екатеринбург, вот сегодня Тюмень, которая встретила нас восхитительным снегопадом, таким февральским, абсолютно не мартовским.
Классная погода, очень новогодняя, мне нравится. Хочется гулять, пинать снег ногами, играть в снежки.
Весна для Светланы Сургановой начинается с…
С внутреннего ощущения. Что-то изменяется в воздухе, воздух становится по вкусу другой. У воздуха есть свой вкус! Не только запах, а именно вкус. Он на вкус становится абсолютно прозрачным и ароматным. Там, вот там уже в воздухе чувствуются цветы. Цветы и карамель. А сегодня февраль.
Про засорившийся в прошлый приезд унитаз в Тюменской гостинице…
А сегодня нам отключили горячую воду! Хотела прийти такая красивая вся к вам на радиостанцию, с вымытой головой, ан нет, наблюдайте меня вот в такую натуральную величину. Без причёски.
Отправляясь в дальнюю дорогу Светлана Сурганова берёт с собой…
Ракетку для пинг-понга в первую очередь, обязательно перочинный нож, зажигалку и компакт-диски с плеером и наушниками. А! У меня ещё всегда собой фонарик!
Про Сурганову и про оркестр
У нас существует в коллективе своя жбан-философия. Само слово «жбан» произошло от слова «дружбан». Собственно, дальше рассказывать особо не о чем, потому что всё именно на этом и выстроено. У нас в коллективе очень тёплые дружеские отношения, и мы иногда, чтобы друг друга так поддержать, подбодрить говорим: «Жбан, ну ты жбан!» Приветствие такое.
С кучей мужиков одно сплошное удовольствие. Всё-таки в мужских коллективах есть своя прелесть. Это я поняла, у меня есть с чем сравнивать. Здоровая нормальная атмосфера без каких-то заёнсов. Здорово!
Александр Арсеньев — клавишные и аккордеон. Вот слышите, слышите, тимбави (прим — могла неправильно расслышать) звучит? Это Кирилл Ипатов, маэстро перкуссии. Вадим Марков — супербарабанщик. Кстати, в этом туре с нами новый музыкант ездит, Юру Шмырова заменил Алексей Любчик, басгитарист. Теперь «Север-комбо» в полном, абсолютно полном составе, но без его основного солиста. Потому что Юрка пошёл в творческий отпуск, он готовится сейчас к записи альбома «Север-комбо», пишет новый материал. У него творческий весенний порыв-отрыв, поэтому сегодня с нами будет не он, а Алексей Любчик. Валерку вы все знаете, кстати, вот он сейчас звучит, Валерий Тхай — супергитарист, просто Ол Димеола и иже с ним просто все отдыхают. Я считаю, это лучший гитарист страны и вселенной! Люблю я его короче. Кого же я забыла? Да, духовая секция. Лев Орлов — саксофон, трубач — Мишка Тебеньков. Сегодня мы без Ильмира Юнусова, без тромбониста, немножко в таком облегчённом составе.
Про фанатов
Мне говорили, что они не сумасшедшие, а самые сплочённые и креативные. Особенно эти отзывы начались после «Нашествия», летом 2004-го года в Раменском проходил фестиваль «Нашествие» «Нашего радио». Там они поразили своей инсталляцией, они на песню «Корабли» подняли вверх девять огромных парусников с нашей уже такой устоявшейся символикой. Вот эта рука, если ты помнишь, такая белая рука с нарисованным сердцем на ладони. Конечно, зал, то есть стадион, всё вот это поле, которое собралось на фестиваль, просто ахнуло. Зрелище было потрясающее. «Сюрпрайз продакшн» поразил.
про Дни Рождения
Там такая феерия, я сама себе завидую. Мне кажется, что ни у одного коллектива нет такого тёплого отношения, таких удивительных поздравлений. Это ж целый спектакль, причём в поэтической форме. Мы собираемся сделать DVD-диск, и вот эти кадры с поздравлениями, что с этого года, что предыдущего, обязательно включим. Потому что ну это отдельные просто супер-номера. КВН отдыхает.
Причём их традиции, их выдумки, вот этого ядра «Сюрпрайз-продакшн», которое находится в Москве, под предводительством такой Анны Банниковой (прим — могла неправильно расслышать), такая взрослая женщина, мать двоих детей, бывшая жена какого-то крупного бизнесмена, ну не суть. Взяла и вот такую бучу навела. Супер, просто преклоняюсь, огромное ей спасибо. Так вот эти все выдумки, все эти традиции, которые они вводят, подхватывают ребята из других городов, что приятно. Перчатки и корабли и всякие птицы у нас на «Птицах» уже летают. Из оригами. И многие-многие идеи, они уже кочуют из города в город. В общем «Сюрпрайз-продакшн», он уже растёкся, он уже имеет свои филиалы.
Спрашивает слушатель Алексей:
— Я сам песни пишу, хочу спросить, тяжело стать и легко ли быть такой звездой?
— Алексей, мне кажется, что если человек чего-то очень сильно хочет, он обязательно добьётся в своей жизни. Я, например, в один прекрасный момент поняла, что я просто без этого жить наверное не смогу, что музыка — это моё основное занятие. Это то, что доставляет мне максимум удовольствия. И как оказалось, это то, чем на самом деле я могу тоже доставлять удовольствие многим людям. Надо главное не бояться этого, прислушиваться к себе и делать действительно то, что предначертал тебе Бог.
— Я сам песни пишу, просто боязно выходить на сцену…
— А вы не бойтесь! Обязательно пойте друзьям, пойте всем, просто пойте! Это же ваша душа поёт. Она обязательно найдёт отклик.
Про запись в своей домашней студии
На самом деле давнишняя мечта – во-первых, овладеть вот этим ремеслом звукозаписи. А во-вторых, просто действительно есть целый ряд симпатичных мне исполнителей, кстати, не только исполнителей. Недавно на нашей домашней студии записали поэтический диск Марины Чен, может быть ты помнишь, есть такая песня в моём репертуаре на её стихи, называется «В этом городе фонарей». У Маринки не только есть шикарнейшая лирика, у неё есть целый цикл очень хулиганских стихов. Она объединила эти стихи, получился вот такой цикл «Исповедь феминистки». Мы записали, всё это обрамлено у нас таким оригинальным саунд-треком из подборок наших любимых музыкальных групп, и получился такой диск. В авторском исполнении стихи… Хулиганские, шуточные стихи. На самом деле диск пользуется бешенной популярностью. К сожалению, на наших концертах… Мы взяли некоторое количество, у нас уже всё просто раскупили влёт! И теперь это только можно будет наверное приобрести на сайте. На нашем сайте есть ссылка на магазин «Муззаряд», где эти диски можно будет со свременем приобрести. Интернет-магазин «Муззаряд». Да, вот такая история. Адрес сайта: очень просто www.surganova.su Soviet Union, да!
Во время рекламы разговор опять свёлся к погоде, после рекламы
Жаль не видно. Тут у вас всё закрыто так, замуровано. Я обожаю всякие проявления непогоды. Понимаешь, гроза в начале мая, понимаешь, там… снегопад в начале марта. (Диана Аветисян) Мы б тогда не только заговорились, но ещё бы и засмотрелись.
Спрашивает слушатель Стас:
— Долго ли будет продолжаться ваш гастрольный тур?
— Нет, не долго, хотелось бы ещё дольше. Всего у нас около десяти городов будет, может быть чуть больше, может быть чуть меньше. А потом мы едем в Москву и уже доводим до ума альбом, наш новый альбом, который будет называться «Возлюбленная Шопена». Вот сейчас он находится на московской студии, где его сводят и мастерят. Выйдет он в апреле-месяце, я думаю, числа десятого, а презентуем мы его… Вот если вдруг вас занесёт в город Питер, славный город Питер, 26-го апреля, так обязательно заходите в Большой Концертный Зал «Октябрьский», вот там мы будем презентовать «Возлюбленную Шопена». Ну если не попадёте в Питере, то приезжайте 29-го в Москву, и там в Международном Доме Музыки мы тоже будем презентовать этот альбом. Я очень надеюсь, что мы не обделим вниманием Тюмень с новой программой, обязательно уже в следующий раз приедем именно с этой нашей новой программой. А сегодняшний концерт, конечно, это мы отдаём дань нашему первенцу «Неужели не я», но уже и в этой сегодняшней программе будут звучать некоторые треки из «Возлюбленной Шопена», так что вот. Увидимся! Приходите. Большое спасибо за звонок.
Про акустику. Поклонники по ней скучают
Да? Вот я как-то никак не могу в это поверить. Мне кажется, что всё-таки оркестр – это так… Купаешься в море звуков, в мощной энергетике, под эту музыку можно танцевать, а что можно делать под акустику? Только слушать. На самом деле всё зависит от настроения, мне сейчас хочется балагана, веселья, компанейства какого-то, поддержки такой. Я обожаю своих парней, я влюблена в них как в музыкантов и как в людей. Мне хочется, конечно, вот это длить-длить-длить. Да, мы даём акустические концерты, крайне редко. (Диана Аветисян) В декабре была шикарная акустика в Москве «Б2». Признаюсь, концерт акустический на порядок сложнее, чем электрический концерт проводить. Для этого нужны определённые силы, и абсолютно иначе выстраивается и программа. Есть целый ряд своих нюансов. Поэтому, конечно, нужно её дорабатывать, собственно создавать.
Идея альманаха творчества поклонников Сургановой
Она в процессе оформления. Пока все силы уходят на альбом, а идея такая есть действительно, потому что есть очень достойные стихи и проза достойнейшая. Я хочу, чтобы это просто обрело форму, некую такую форму… Тот же альманах.
Про разгром еврейского кладбища
Ну да, был такой совершён акт вандализма, совершенно тупейший акт. Были изуродованы могилы на еврейском кладбище, и у нас с Татьяной Лихановой, питерской журналисткой, возникла такая идея на этот акт — а на это просто никак не отреагировать было очень сложно – мы подумали, что нужно этому акту противопоставить действие. Но не озлоблённость какую-то, не какой-то негатив и какую-то экспрессивную негативную выходку в ответ устроить, а наоборот в противопоставление совершить акт любви и просто взять и всем заинтересованным людям собраться и удалить эти следы, следы вандализма, просто очистить, отмыть эти могилы. Это было сделано, но, к сожалению, без нашего уже участия – мы как раз уехали в тур. Но многие очень живо откликнулись на это послание, пришли, и чистота была восстановлена. Вообще меня такие, конечно, действия просто поражают, и я теряю дар речи. Даже не знаю, как это откомментировать.
Ещё, если уж говорить о наших подвигах, это тоже наверное ты могла вычитать в интервью, был у нас такой акт по очистке пляжа. Просто прошлым летом – летом 2004-го года – так получилось, много просто у нас было поездок по питерской округе, по области. И меня ввергло просто в ужас то состояние природы, которое я наблюдала, вернее то отношение к природе наших сограждан, — представляете, тонны, груды мусора! Вот почему, я не понимаю, люди отдохнут, ну там, бухнУт на природе, оттянутся с друзьями, почему вот это нельзя собрать в один большой мешок и увезти с собой в специально отведённое для это место, выбросить, избавиться от этого? Нет, нужно обязательно всё это дело разбросать, оставить в таком плачевном состоянии природу. Я не знаю, неужели вот русских так и будут называть свиньями? Это когда-то закоренилось, укрепилось, такой имидж, надо уже ломать этот имидж, это стереотип западных товарищей. Мне кажется, что надо просто повнимательней относиться и любить свой край. Я не знаю… Ну ты же не будешь гадить на своего ребёнка? Или унижать свою мать? Это же всё едино, надо просто очень тонко, деликатно относиться ко всему, что тебя окружает. Просто задумываться об этом. Я не знаю, это наверное должно уже войти в воспитание с самых маленьких лет, в школе, в институте, везде, но об этом нужно просто напоминать. А мы, наше воспитание почему-то не делает на этом акцент, вот это и обидно.
В продолжение темы, о политике
Ой, знаешь, для меня это высшая математика. Мне никогда не давались в школе точные науки, и в том числе вот как-то следить за политикой… Знаешь, столько имён, столько течений, столько партий, кто чего хочет? Во-первых, правды всё равно не добьёшься, и… Не знаю, я наверное не способна для этого. Живу не в вакууме, конечно, но… Я могу, конечно, высказывать какие-то свои отношения к новым постановлениям Правительства. Например, очень неоднозначное у меня отношение к отмене льгот для пенсионеров и людей пожилого возраста. Честно говоря, вот это странное очень явление и странный такой выпад со стороны Государства, причём меня удивляет, что всё это происходит в год 60-летия празднования Великой Отечественной Войны. То есть какие бы там блага не сулили эти перемены, и как бы в конечном итоге – наверное, может быть, я допускаю, что в общем это кому-то и понравится, и всё хорошо будет, и пенсионерам станет жить легче, что конечно под большим вопросом, отмена этих льгот – но всё равно такое действие для пожилых людей, мне кажется, всё равно это стрессовая ситуация. И в год такого великого праздника для нашей страны для людей, которые, собственно, сделали, осуществили такой подвиг, вводить вот такие перемены… Не знаю, мне кажется, это не очень гуманно было. Или как-то это, может быть, постепенно надо было? Одним словом не подумали о пожилых людях в полной мере. Мне так кажется. Не знаю, может быть я ошибаюсь.
О первом детище – клипе
Первое детище, да. Знаешь, клип хорош тем, что он абсолютно не похож на всё то, что сейчас можно увидеть на музыкальных каналах. Он хорош тем, что в принципе мы хотели донести свою идею — автор сценария, кстати, вот – Диана Аветисян – и нам удалось донести эту идею. Там, если ты помнишь, если ты его видела, начинается с того, что человек — аллегорическая фигура человек — не важно, мальчик, девочка, мужчина, женщина, вот человек, он входит в воду. Как входжение в жизнь, в пучину жизни, и потом он всю дорогу, в течение всей песни плывёт-плывёт. А на верху на берегу происходят какие-то урбанистические изменения, строятся дома, потом разрушаются, снова строятся, происходит жизнь, бурление, со сменой времён года, со сменой времён суток. И в конце — значит этот человек плывёт-плывёт — и он выныривает, но выныривает не из воды, а он как бы вныривает в песок. Сделали такой первевётрыш, то есть человек входит в жизнь, он как бы входит в воду, и человек умирает, он обычно входит в землю, а у нас он наоборот выходит из земли, такой некий символ — подчёркивание продолжения жизни. Выход из смерти, что ли. Ну в общем вот такая у нас была такая философская запутка, всё не просто так. И секрет этого клипа ещё заключался в том, что мы хотели… Последний кадр – это собственно была наша идея обложки нашего нового альбома «Возлюбленная Шопена» — это фоторгафия известнейшей фотографини Ани Ляйбовец (прим. — поисковик такой фамилии не знает, сомневаюсь, что расслышала правильно). Мы сейчас с ней ведём переговоры, чтобы она позволила нам использовать своё фото на обложке нашего альбома. Честно говоря, переговоры пока идут очень трудно, человек очень знаменитый, человек очень избалованный вниманием. В общем тут какая-то девочка из России хочет на свой диск нашлёпать её фоторгафию. В общем одним словом всё достаточно проблематично. Мне, конечно, будет очень жаль, если нам не удастся до конца реализовать эту идею с обложкой, остался месяц, но будем надеяться.
Что чувствует исполнитель, видя свои клипы на ТВ и слышала песни в радиоэфире
Ощущение такого лёгкого шока. На самом деле, ты же участвуешь в процессе создания клипа, ты видишь уже какие-то черновые там, монтажные работы. Я помню, какой шок на меня призвёл клип… Павел Руминов снимал на «Кошку», вот его к сожалению редко показывают, ещё из снайперской истории, совершенно шикарный клип. И то, что получилось в итоге, как он смонтировал – супер, вот это был приятный шок, здорово!
Прозвучала песня «Мне нравится»
Песня была записана по поводу «Нового Года», но 2004-го года. И предложили нам эту песню записать Михаил Козырев и Максим Виторган, авторы проекта «Неголубого огонька» на НТВ… На РенТВ, прошу прощения. Да, конечно, это для меня была большая честь исполнить песню, во-первых, которую когда-то исполнила в любимом фильме «Ирони Судьбы или с лёгким паром!» Алла Борисовна Пугачёва, если ты помнишь, и плюс это же стихи Марины Ивановны Цветаевой, музыка Таривердиева. То есть понимаешь, в одной песне, такой трогательной, такой коротенькой, маленькой песне, слились самые мои любимые имена, самые любимые люди, одни из любимейших моих духовных учителей, три духовных учителя: Таривердиев, Цветаева, Пугачёва. У меня затряслись поджилки, вспотели ладошки, думаю: «Боже мой, что же я буду делать с этой песней? Как? Как?» Она в оригинале где-то длится минуту там тридцать секунд, очень коротенькая, помнишь, да? Её надо было как-то саранжировать, и в последний момент меня осеняет, я решила вот в такой неторопливой, аля-трипхоповой эстетике… Спасибо «Portishead» группе, она меня собственно навеяла вот на эту аранжировку. Вот так и получилась песня. Учителей оказалось уже четверо.
Спрашивает слушательница Лена:
Для начала много слов благодарности:)
— Когда вы в первый раз услышали свой голос в записи, вас как, шоковое состояние постигло или нет? Вам он понравился?
— Ужасно не понравился, это правда было очень давно, очень давно. Я что-то записывала на диктофончик, потом просто послушала с диктофончика. Во-первых, я себя не узнала, я подумала: «Нет, не может быть, это не я. Это не мой голос. Какой он мерзкий, противный, хриплый, сиплый, как так можно?» А потом много-много лет подряд на самом деле я комплексовала. Я даже иногда комплексую по поводу своего голоса, операция на связках тоже не особо помогла. Ну а потом очень хороший, мудрый, добрый человек мне сказала: «А что ты, Светлана, собственно паришься? Ты же такая одна. Вот эти все твои нюансы, обертона, вот эта сипотца, вот это всё, понимаешь, вот это же неповторимо, ты ж такая одна на белом свете! Как этого можно стесняться? Это же твоя фишка! Вот и культивируй её и не парься, не зажимайся!» Я думаю: «Боже мой, вот такие простые слова, очевидные» А вот мне нужно было просто их сказать, и я очень благодарна этому человеку.
А ещё вот, вдруг возникла мысль. У нас по-моему в головах очень часто застревают всякие различные стереотипы, которые довлеют. То есть мы себе самим видимся как-то иначе, потому что над нами довлеют стереотипы, потому что мы хотим там где-то на подкорке, подсознательно на кого быть похожим. Вот это тоже глубокое заблуждение, надо быть только самим собой.
А, кстати, вот по поводу параллельных миров. Там отношение к жизни… О разности вот этих отношения к жизни и мнений. Надо всегда оставлять пространство человеку, потому что каждый действительно имеет право на своё суждение, своё видение. Конечно, смешно кого-то в чём-то переубеждать. Надо просто уважать мнение другого. Вот, на какую-то я демагогию спустилась. Сподвигли вы меня, Лена. Спасибо вам и вас тоже с наступающим. Чувства юмора, улыбок, здоровья и каких-нибудь там приятных сногсшибательных открытий.