2003 05 02 журнал «Где»: «Свободное пространство Дианы Арбениной»

Елена САМОЙЛОВА

Лидер группы «Ночные Снайперы» Диана Арбенина — девушка стремительная. Она успевает одновременно колесить с коллективом по всей стране, представляя последний альбом «Цунами», готовить новую акустическую программу «Тригонометрия», писать музыку к фильму Агександра Хвана «Кармен», принимать участие в спектакле Марины Самохваловой «Под шум волны». Диана — девушка экстремальная. Она взахлеб рассказывает о своем увлечении парашютным спортом и картингом. К тому же она безумно обаятельна, особенно, когда, улыбаясь, сетует, что в сутках не 32 часа.

Около года назад, Диана, вы уже выступали с акустической программой во МХАТе им. Горького. Чем собираетесь порадовать публику на этот раз?

— Прежде всего, для нас это будет очень ответственное мероприятие. В этом году как-никак группе исполняется 10 лет. Такая дата, безусловно, обязывает. Вместе со мной на сцене появятся очень разные музыканты. Будет много старых друзей, которые играли со «Снайперами» еще лет 7 назад, например перкуссионист Алексей Иванов. Обязательно приглашу человека из Питера, с которым уже знакома 10 лет, но прежде нам не доводилось играть вместе на таких серьезных концертах — ее зовут Света Голубева. Очень хочу, чтобы она приехала. Мы с ней придумали следующую фишку: она будет сидеть в зале и, если захочет, выйдет на сцену — никакой принудиловки не будет. Еще планирую использовать в концерте духовую секцию. Для меня это будет безумно интересно и ново. Я веду переговоры с известным джазменом Олегом Киреевым. Надеюсь, поиграем вместе, если он не укатит в Лондон на фестиваль.

— Наверное, не меньше трех отделений планируете отыграть?

— Вообще-то предполагается отделений пять. Не так, конечно, что после каждого мы все вместе будем бегать в буфет и устраивать антракт. Я уже выстроила в уме хорду концерта и трех частей мне мало. Делать же программу по принципу: прошлое, настоящее, будущее мне не интересно. Я спою много песен из «Капли дегтя в бочке меда» и «Детского лепета» при поддержке музыкантов. Абсолютно точно в концерт войдет «моноотделение», когда на сцене не будет никого, кроме меня и гитары. Мне хочется сделать такой разудалый блок в стиле песен «Тоска» и «Розы», которые нельзя проигнорировать, а то обидятся еще.

— Выйдет ли на сцену нынешний состав музыкантов группы ?

— Да, я хочу, чтобы парни приехали и сыграли, но их участие в концерте будет очень незначительным. Этого требует акустический жанр, и ребята не обижаются, они прекрасно все понимают. Есть коллективы — меня это убивает и умиляет одновременно — которые говорят: «Вот мы сейчас сыграем акустику». Они берут те же песни, которые играют в электричестве и фигачат просто под шейкер какой-нибудь. У «Ночных Снайперов» же совершенно другая история: акустика и электричество — два наших сепаративных начала.

— Прозвучат ли во МХАТе неизданные прежде и новые песни?

— Разумеется, мы представим много не вошедших в альбомы работ. Спою как старые песни, которые не вошли ни в «Цунами», ни в «Каплю дегтя в бочке меда», так и абсолютно новые. Вместо того чтобы писать песню и ее держать, никому не показывать, я ее пишу и сразу пою. Может сыграю, к примеру, песню «Северные люди.

— Диана, а почему у вас в запасе оказалось так много материала?

~ Потому что песен раз в 15 больше, нежели альбомов, которые мы уже выпустили на сегодняшний день. Недавно подумала, что надо бы полностью переписать все песни, которые я когда-либо в своей жизни написала. У меня память, слава богу, хорошая. Села и на цифре 84 сломалась: какая, думаю, разница, сколько их, стала чем-то другим заниматься и вдруг вспомнила, что я еще одну забыла и поняла, что занятие мое бесполезно, потому что можно вспоминать так сколь угодно долго. А в альбом помещается от силы 14-15 песен, Нельзя же себе приказать не писать, правильно?!

— Собираетесь ли выпустить концертный альбом по следам новой программы?

Да, собираюсь. Что касается «Тригонометрии», она станет такой своеобразной развилочкой я пойму свои силы, вспомню себя в этом жанре. Ведь когда началось электричество, я себе запретила продолжать активно играть в акустическом жанре. Потому что можно чем-то одним заниматься, что-то одно поднимать, а потом уж вспоминать прежнее. Думаю, что сейчас, после альбома «Цунами», время такое пришло. Концерт, надеюсь, поможет мне самой понять, когда и в какой эстетике я запишу акустику. Хочу, чтобы вышел двойной альбом, поскольку песни акустические намного короче, в них ведь нет долгих музыкальных разливов и проигрышей. Есть лишь камерность, оголенность и аскетичность жанра.

— Скажите, почему вы выбрали такое название программы ?

— «Тригонометрия» — это пространство. Я от него очень завишу, и оно способно мною манипулировать. Очень люблю свободу: двигаться по вертикали, по горизонтали и просто вовне — круче этого ничего быть не может. Для меня это воздух. «Тригонометрия» — это воздух.

— Хотите сказать, что с понятиями амплитуды, фазы, с несовпадениями тригонометрических функций это никак не связано?

— Нет. Я, кстати, училась плохо. У меня по геометрии был тройбан. Любила всякие смежные дисциплины, то, что связано с чем- то, выходящим за рамки. Песни — это ни в коем случае не математика.

— Театральная площадка несколько отличается от обычной концертной. Дадите ли вы публике возможность адекватно проявлять свои чувства, ушпример танцевать или подпевать?

— Не думаю, что будет какое-то подобие танцевального партера, потому что эстетика выступления совершенно другая. А вот петь люди, думаю, будут. Они не могут не петь и всегда поют на наших концертах. Единственное, о чем я буду просить, чтобы организаторы мероприятия учли возраст наших фанатов и сделали бы для них дешевые билеты.

— Насколько поменялась ваша публика в последнее время? Я имею в виду политику вашего менеджмента, заявлявшего совсем недавно, дескать, долой малолетних короткостриженых девочек из зала.

— Наверное, они немножко упрощают проблему, потому что все намного серьезней. Нельзя говорить, что мне надоели малолетние девочки. Ничего плохого в том, что они приходят на наши концерты, я не вижу. Более того, это люди, которые дают мне силы. Просто на какой-то момент у нас возник перевес в сторону такой «околотатушной» аудитории. Стали появляться разговоры об ориентации, о целующихся девочках. Разумеется, менеджмент группы от этого немного подустал. Ведь песни, которые я пишу, намного глубже этих внешних проявлений, за которые я, в принципе, даже не отвечаю. Не могу же я отвечать за всех, кто целуется на моих концертах. В то же время открещиваться от этих поклонников нельзя, они такие же люди. Вот из-за этого многие взрослые люди долго не воспринимали «Ночных Снайперов» всерьез. Человеку ведь нужно еще преподнести все в доступной форме. После того как появилась красивая песня «Столица» («и быстрей в самолеты»), публика стала меняться. Теперь приходят люди намного старше, те, кому 30, 45. К примеру, когда мы были на «Нашем Радио», в эфир программы «Воздух» позвонила девочка лет 15-16 и сказала о том, что ее мама перерыла офигительное количество литературы о Булгакове, услышав у нас: «Булгаков ныряет в пруду». Мне приятно, что взрослый человек слушает те же песни, что и ее дочь. Это очень важно. Если мы можем сподвигнуть людей на это, лучшего и пожелать нельзя! Потому что мы абсолютно точно не молодежная группа. Никогда не гналась за модой, за популярностью. Я остаюсь такой, какой была, разве что только добавилось морщин и возраста.