2005 04 13 OpenMusic: «Истинные союзы нельзя афишировать»

корреспондент — Светлана Ведрашко

Пресс-конференция, приуроченная к выходу нового альбома «Сургановой и Оркестра» состоялась 13 апреля 2005 года в Центральном доме предпринимателя.

Первое, что сказала Светлана после своего приветствия:

Светлана Сурганова (С.С.): Чувствую себя как президент…

Миниатюрная женщина, очень доброжелательная и позитивная изящной походкой прошла к микрофону, и сразу же атмосфера приобрела характер домашнего разговора, уютной беседы с энергетически очень позитивным, приятным человеком. Вся официальность и напряжение ушли, как только прозвучали первые слова Светланы. И начались задаваться первые вопросы. Ответы были непринужденными и невероятно естественными.

Конференция началась с награждения Светланы. Приз был вручен за наиболее коммерчески успешный продукт на рынке легальной музыкальной продукции.

С.С: Спасибо огромное! Потрясение за потрясением.

Золотой диск вручен Светлане за альбом «Неужели не я»

Вопрос (В.): Часть песен были написаны давно, 15 лет назад. Что это за песни?

С.С.: Возможно, я вас разочарую, сказав, что наверно процентов 80, из тех представленных треков, которые здесь на диске есть, написаны очень давно. Какие-то датированы 92-м годом, какие-то 90-м, какие-то позже. Одним словом, это ретро диск для меня, диск прощания с тем временем, с теми эмоциями, с той жизнью, с теми людьми, с которыми меня очень многое связывает. Это очень личный альбом. Я, наверное, может быть, опережу вопросы по поводу названия. Почему «Возлюбленная Шопена»? Какое-нибудь имеет отношение к этому названию Жорж Санд, или сам Фредерик Шопен? Я хочу, чтобы сразу отпали все вопросы на эту тему. Ни Жорж Санд, ни Шопен к названию этого альбома не имеют никакого отношения. Это очень личное название. И почему он так назван, такая для кого-то тайна, для кого-то загадка названия, будет раскрыта на наших презентационных концертах.

В Москве это будет 29 апреля в Международном доме музыки в Большом Светлановском зале, и в Питере, чуть раньше, непосредственно в день рождения коллектива 26 апреля в БКЗ Октябрьский.

В.: А что же за песни, все же вы не ответили?

С.С.: Мне приятно, что вы внимательно слушаете мои ответы. (Смеется) Относительно молодые композиции – это «Интродукция». Эта инструментальная композиция, и все то, что связывает эти треки. Сначала была задумка, что все будет звучать нон-стопом. Песни перемежаются фортепианными аля-шопеновскими импровизациями: авторскими, маленькими, весьма изящными вставочками, которые блестяще сочинил и исполнил, по моей просьбе, музыкант оркестра Александр Арсеньев. Это абсолютное новшество. Касаемо самих песен, «Так начинался день», это 94-й год «Ангел седой» — 89-й, «Молитва мольберту» — 90-й, «Я знаю женщину» на стихи Гумилева — 92 год примерно, «Корабли», пожалуй, самая старая песня из этого альбома, эта песня, написанная на стихи Руслана Луценко, собственно это его песня. История его создания, история появления песни в моей жизни я уже неоднократно рассказывала. 16-летний парнишка приехал тогда еще в Ленинград попеть свои песни под гитару в переходах. Т

 

Тогда это было очень распространенное явление. С этого когда-то и мы с Дианой Сергеевной Арбениной начинали. Мы тоже играли песни в переходе. И таким образом была услышана песня Мариной Чен, она моя хорошая знакомая, да просто однокашница. Услышала и буквально за руку меня притащила. Я сказала «Дай мне стихи «Корабли», разреши мне их петь. С тех пор мы не виделись. Прошло уже лет 12, не помню точно. На самом деле, вот это – моя эпоха. Все эти вещи примерно датированы 1989—1995 год. Была эпоха. Определенные люди. Это момент, когда я была безумно влюблена, я писала и сейчас я захотела это озвучить и с этим проститься. Потому что сейчас уже немножко другая история началась. В мою жизнь пришли другие люди. Но то, что было связано с тем временем, я этому, безусловно, очень благодарна. Это моя дань тому времени.

В.: Получился ли Ваш альбом таким, каким вы его задумали или может быть, он Вас удивил?

С.С.: Спасибо большое за вопрос. Когда зачинаешь дитя, не понятно, что из него получиться, каким он родиться. Если вы мать, вы меня поймете. Разумеется, у меня были иллюзии на этот счет. На предмет альбома. Да мне хотелось, что бы там звучала фортепианная музыка. Это получилось. Мне хотелось, чтобы в том альбоме было много струнных – это получилось. У меня получилось исполнить эти песни так, как я это представляю. По большому счету альбом удался. И это, конечно, будет событием не только для меня лично, не только для музыкантов и для тех, кто любит наше творчество. Это действительно событие. Этот альбом ни на что не похож. Ни на все недавно вышедшие релизы. Это вообще ни на что не похоже.

Люди, которые занимались в студии доведением и мастерингом альбома, люди, которые там съели не одну собаку на альбомах, через которых прошел шквал музыки и авторов. Они говорят: «Светлана, мы не можем найти аналогов. Ни у нас — отечественных, ни зарубежных. А один представитель мне сказал «Вы знаете, это хорошая, новая советская музыка».

В.: Редко в России удается исполнителям сочетать классику с запоминающимся и нежным, красивым образом. Вам это удалось в альбоме. Почему Вы выбрали Гумилева? Что в нем созвучно Вам.

С.С.: Отвечаю честно. Я была влюблена в женщину. Я хотела ей признаться в любви. Я хотела ей спеть песню и рассказать ей о ней же самой. И мои глаза встретились со стихами Гумилева. Это тот случай, когда песня была написана молниеносно. Например, на стихи Иосифа Бродского песня «Неужели не я» по стихам «От окраины к центру» писалась 5 лет. Гумилев у меня родился в одночасье. И мое признание состоялось.

В.: Какие композиции с нового альбома наиболее полно будут поняты гомосексуальной аудиторией.

С.С.: Я наверно, разочарую эту аудитории, но допускаю, что кто-то из этой публики найдет для себя некое отдохновение. Я буду только этому рада.

В.: Вас очень часто называют «Вертинским в юбке» нашего времени. Как Вы относитесь к такому явлению?

С.С.: Для меня это комплимент. Для меня это честь. Очень серьезный комплимент. Персона и личность Вертинского в моей жизни имеет отдельную нишу. Это человек, который повлиял, это человек, песни которого я слушаю, но отношение до сих пор у меня остается очень неоднозначным, что-то мне откровенно нравится, что-то нет. Что-то я приемлю, что-то категорически отвергаю. Но то, что это персона заставляет, и до сих пор, я думаю, еще не одно поколение говорить, размышлять, вдохновлять. Это конечно, здорово… То, что провели такую параллель, для меня это честь.

В.: Не планируете ли Вы выпустить инструментальный альбом? И второй вопрос: не планируете ли Вы выпустить альбом своих стихов?

СС: Да, я очень люблю инструментальную музыку, и те, кто послушают этот альбом «Возлюбленная Шопена», поймут мое тяготение к инструментализму. Потому что многие вещи нельзя выразить просто стихами в рамках песни. Где-то есть место для тишины и звучания инструментальной музыки.

По поводу стихов. С нами недавно произошло удивительно событие. С нами недавно сделало программу рижское телевидение. Они приехали в Питер и сделали сюжет про «Сурганову и Оркестр», про наш коллектив. Мы разговорились, они узнали о моей симпатии к личности, творчеству Алисы Фрейндлих. И через некоторое количество дней раздается звонок, оттуда: «Есть идея и можем познакомить Вас с Алисой Бруновной Фрейндлих. Ну, мы подумали, что толку просто знакомиться? Ведь интересно посотрудничать, позаимодействовать, чтобы знакомство было абсолютно исчерпывающим. И параллельно возникла идея создать совместный проект музыкально-поэтический спектакль. Диалог двух женщин, разных поколений, разных возрастов, диалог о любви. Может неоднозначной любви. Там, вероятно будут звучать мои стихи и песни, стихи поэтов серебряного века, может, песни неизвестных поэтов. Сейчас это на стадии разработки идеи. Главное, что получено принципиальное согласие. Это все еще, вероятно, выльется в спектакль.

В.: Сколько песен осталось за кадром, по какому критерию они отбирались. И что с ними будет?

С.С.: До начала записи альбома, мне было понятно и ясно, что в него войдут именно вот эти треки. Для подарочного издания – это 14 треков. Для демократичного издания – 13 треков.

Я теоретически сначала его выстроила, поняла, что я хочу сказать в нем, и дальше уже началась забота об этих треках.

В.: Что Вас вдохновляет? Природа, люди или какие-нибудь обстоятельства?

С.С.: На этот вопрос крайне сложно ответить однозначно. И то, что Вы перечислили варианты – они все могут войти в ответ. На самом деле, это загадка. Как и рождение, и появление чего бы то ни было нового на свет. И если бы каждый поэт и музыкант знал точно рецепт возникновения этого нового, наверно, это бы стало мало походить на творчество. Была бы фабрика по производству романсов.

В.: Вы в одном из своих интервью утверждали, что хотели бы заняться продюсированием. Вы это осуществляете, или нет?

С.С.: С выходом альбома, думаю, это будет действительно реально. Но не хочу разбрасываться пока обещаниями. В первую очередь я хочу заняться теми излюбленными авторами, творчество которых меня греет на протяжении многих лет. Это люди, которые занимаются далекими от шоу-бизнеса, делами. Но пишут, на мой вкус, потрясающие песни. Зная, что они никогда не будут в это влезать, мне хочется их озвучить, чтоб люди слушали. Это не планы, это порывы души.

В.: Светлана, вопрос касательно здоровья. Как обстоят дела с голосом?

С.С.: Спасибо за заботу о моем здоровье – проблем нет.

В.: Какая Ваша любимая радиостанция?

С.С.: Love-Радио, конечно.

В.: Есть ли в перспективе заграничные туры? Где? И какие?

С.С.: Мы планируем поездки в страны Балтии. Несколько концертов состоится там. И там же в Прибалтике обещает быть интересный концерт. Это женская колония. Мы будем выступать в тюрьме, и средства от этого концерта пойдут на создание реабилитационного центра, для девушек, которые отсидели срок, и которые должны получить образование и овладеть каким-то ремеслом, что бы выйти в социум и не чувствовать себя аутсайдером.

В.: Вы счастливы?

С.С.: Ну конечно, в полной мере!

В.: Принципиально ли было решение не играть в первом альбоме на скрипке?

С.С.: Да это было принципиально. Петь и аккомпанировать себе на скрипке очень неудобно. У меня не получилось.

В.: Расскажите, будут ли участвовать скрипки, заявленные на альбоме, в Ваших концертах.

С.С.: Большое спасибо за интерес к струнной секции. В эту блестящую шестерку струнных войдут две виолончели, альт и немножечко будет моей скрипочки. Это учащиеся музыкального училища имени Мусоргского, одаренные ребята, второкурсники. Я обожаю молодежь. Мне очень интересно сотрудничать с молодыми живыми умами. На презентационных концертах они обязательно будут.

Напоминаем: презентационные концерты состоятся 26 апреля на сцене БКЗ Октябрьский в Санкт-Петербурге и в Москве, в Международном Доме Музыки 29 апреля.