2005 03 13 Наше Радио: интервью Светланы Сургановой в Сургуте

корреспондент — Денис Шубин

Д.Ш. — Добрый день, дамы и господа! Сегодня 12 марта. День замечателен тем, что сегодня «прощеное воскресенье», так что простите меня, пожалуйста, уважаемая аудитория, за все, что я вам сделал плохого.

С.С. — Денис, прости, но сегодня 13-е.

Д.Ш. — Так же день сегодня великолепен тем, что в Сургут приехала рок-группа «Сурганова и оркестр».

С.С. — Вот еще одна для меня новость, что мы — рок-группа. Никогда себя не ассоциировала именно с рок-группой.

Д.Ш. — Светлана Сурганова у нас в студии — это просто праздник какой-то.

Светлана, еще с прошедшим 8 марта могу вас поздравить. Кстати, как-то празднуете 8 марта?

С.С. — Я в этот день поздравляю всех мужчин, потому что считаю, что этот праздник в равной степени является и мужским, потому что, ну, что мы — женщины без мужчин? — так — насмешка бога.

Д.Ш. Что подарили на 8 марта самое ценное?

С.С. — У нас 8 числа был концерт, и проходил он в городе Перми. Был шквал аплодисментов, море цветов, был очень интересный, необычный концерт. Все какие могли неприятности случиться на сцене — они и случились с нашим коллективом.

Д.Ш. — Например?

С.С. — Все началось с того, что я вышла на сцену. Первая песня такая пафосная… Я беру гитару и понимаю, что на ней нет ремня, играть крайне сложно, но я сориентировалась, поставила ногу на комбик. Потом сломался басовый комбик у басиста. Он то играл, то не играл, куда-то пропадал звук. Потом Валерка порвал в хлам свой ремень. Потом с нашим барабанщиком произошла неприятность, ему нужно было срочно удалиться…

Д.Ш. — В смысле — срочно удалиться?

С.С. — (шепотом) в туалет. Ну, бывает — все же люди, все человеки. Мне пришлось заполнять достаточно длительную паузу. Потом у перкуссиониста сломался бубен… В общем, знаешь, есть такое понятие «зеленый концерт». Группа дает «зеленый концерт», когда отпахала тур много-много городов и последний концерт в туре называется «зеленым», когда музыканты всячески подтрунивают и шутят друг над другом. Например, начинают петь в разных тональностях, подпиливают друг другу струны, намазывают губной помадой микрофоны и т. д.

Д.Ш. — В Нижневартовске, я слышал, отменили концерт.

С.С — Да, к сожалению, концерт там отменили и мы из Перми к вам сразу приехали.

Д.Ш. — Я слышал, что песня «Не тобой болеет сердце» как-то связана с операцией, которую вы перенесли.

С.С. — Просто это была первая песня, написанная мною после заболевания, которое было успешно преодолено, и она для меня до сих пор символизирует мое воскрешение, мое второе рождение, поэтому я к ней тепло и трепетно отношусь.

Д.Ш. — Я еще слышал, что была операция на голосовых связках перенесена достаточно сложная.

С.С — Да все это полные глупости. Во-первых, операция была, но ничего там сложного не было, и вообще — это достаточно распространенное явление у людей, у которых глотка является основным рабочим органом. Просто из-за неправильной эксплуатации горла образовались узелки на связках, они были успешно удалены и сейчас все отлично. И при том, знаешь, что меня умилило? «Операция» — слово такое громоздкое и устрашающее. Такая была серьезная подготовка. У меня взяли всяческие, какие только можно анализы. Меня укрыли какими-то простынями, я думаю «ну, сейчас залезут какими-нибудь страшными инструментами и начнут меня кромсать вдоль и поперек». На самом деле сама операция заняла, наверное, секунд 30 — моментально, ничего страшного не было.

 

Вопрос слушателя: самый незабываемый концерт.

С.С. — На самом деле, каждый концерт незабываемый, но первое, что пришло мне в голову — это концерт в Москве, в Московском Дворце Молодежи, осень 2004 года. Мое желание экспериментировать и сотрудничать не только с разными музыкантами, а еще и с людьми из других жанров привели меня к тому, что мы сотрудничали на этом концерте с братьями Сафроновыми, их еще называют «русские Копперфильды» — три молодых парня, которые меня перед концертом, перед появлением на сцене запихнули в свой волшебный ящик… Как они меня запихивали — это отдельная история, конечно, нужно мне худеть, я поняла. Вывезли меня на сцену, крутили меня там долго, меня чуть не вытошнило внутри этого ящика, потом меня пилили и протыкали всяческими штыками. Потом я оттуда вышла абсолютно без единого повреждения. Помимо этого, в концерте участвовал также интересный коллектив, называется театр «Кураж» — театр пантомимы. В общем, получился запоминающийся концерт.

Д.Ш. — А как ты создаешь драйв на сцене, существует какой-то рецепт?

С.С. Да, я очень боюсь всякий раз выходить на сцену…

Д.Ш. — Борис Гребенщиков, например, говорил, что он концентрирует какой-то специальный «пучок» и направляет его…

С.С. — наверное, как раз в область солнечного сплетения.

Д.Ш. Есть какие-то рецепты или какой-то ритуал, который перед выступлением нужно совершить? Например, выпить?

С.С. — Я тебе признаюсь — это не мой метод. Максимум, что я могу себе позволить — это грамм 30 коньяку или виски, какого-нибудь крепкого, согревающего напитка. У нас внутри коллектива существует свой ритуал, свой обряд. Мы соединяемся в таком рукопожатии, начинаем руки трясти и очень-очень громко кричать. Я думаю, что люди, которые собираются в этот момент в зале, слышат наши вопли, это очень заряжает.

Д.Ш. — А перед выступлением ставите в зал какую-нибудь специальную настраивающую музыку?

С.С. — Обязательно, как правило, это звучат альбомы Стинга. Это один из любимейших моих музыкантов.

Д.Ш. — Скоро состоится презентация нового альбома, 26 апреля?

С.С. — 26 апреля в Питере. Это будет большой концертный зал Октябрьский, а в Москве 29 апреля в Международном Доме музыки в большом Светлановском зале.

Д.Ш. — Ты ставишь какие-либо сроки выхода следующего альбома или процесс записи может проходить достаточно долго, экспериментируешь, не пишется — не буду писать…

С.С. — Я не сторонница такого подхода, мне кажется, что нужно обязательно иметь конкретные сроки. Растягивать процесс до бесконечности это не правильно. Где-то за 7 месяцев до 26 апреля я полстраны, наверное, оповестила, что у нас именно 26 апреля в 13.30 выйдет альбом «Возлюбленная Шопена» и естественно я это обещание сдержу. Касаемо следующего альбома, я знаю, как он будет называться — это будет «Прогулка бездельника». У меня есть маленькая скрипичная пьеска, я ее написала лет 20 тому назад и назвала «Прогулка бездельника».

Д.Ш. — То есть, скрипка возвращается в ансамбль?

С.С. Скрипка возвращается, обязательно. Касаемо «Прогулки бездельника», у меня конкретной даты пока нет, я думаю, что это будет тоже весна, но уже 2006 года. Почему 26 апреля? Потому что это — день рождения нашего коллектива. В этом году нам исполняется 2 года.

Д.Ш. — Кстати, а как вы определили день рождения коллектива, вы запомнили эту дату?

С.С. — Это был наш дебютный концерт, состоялся он в Питере. Это первое официальное появление «Сургановой и оркестра» на сцене. Мы тогда совсем иначе выглядели и совсем иначе играли. У нас за это время сменилось несколько музыкантов, но каждый раз, когда у нас происходят дни рождения или проходят крупные концерты, я приглашаю всех музыкантов, всех тех людей, которые изначально с нами сотрудничали, получается настоящий джем-сэйшн.

Д.Ш. — А «Возлюбленная Шопена» это Жорж Санд?

С.С. — Нет. Никакого отношения к этому названию абсолютно не имеет.

Д.Ш. — Может, расшифруете название?

С.С. — Какой вы, Денис, хитрый. Я всей стране растриндела, что загадку этого названия смогут в первую очередь услышать те, кто придут на презентационные концерты 26 и 29 апреля. Если я вам сейчас все скажу, то у нас по принципу сарафанного радио все это разлетится и что? И как я соберу эти залы? Давай, мы пока оставим это в тайне. Я тебе честно скажу, я сама еще не придумала.

Д.Ш. — Совершенно дурацкий вопрос, какое произведение Мураками вдохновило на написание одноименной песни?

С.С. — Абсолютно никакое. Это такой же вопрос, как и про Жорж Санд.

Д.Ш. — Меня попросили, чтобы я задал такой вопрос, как вы относитесь к новому альбому Земфиры? Это же настоящий китч.

С.С. — Что такое «китч».

Д.Ш. — Чтобы все слушали и восхищались.

С.С. — Я послушала, мне очень понравились 3, 5, 13 и 15 треки. Еще я там услышала, на мой взгляд, интересные новаторские аранжировочные моменты. Мне показалось, что аккомпанемент идет в одной тональности, а Земфира поет в другой. Приятно волнующий возникает диссонанс. Однозначно могу сказать, что это альбом не разового прослушивания, его хочется послушать еще раз и еще раз. Он как многослойный пирог, вкус которого раскрывается не сразу. По поводу китча, я бы не хотела применять это слово в данном контексте. Но то, что работа вызывает интерес, достойная работа — это факт.

Д.Ш. — А на что, прежде всего, обращаешь внимание, когда слушаешь музыку?

С.С. — На все: на вокальную подачу, аранжировку, на тексты, мелодику…

Д.Ш. — Протест, по твоему мнению, еще сохранился в рок`н`ролле?

С.С. — Мне так кажется, что в нашей стране протест сейчас начнет набирать обороты.

Д.Ш. — А против чего будем протестовать?

С.С. — Есть против чего. Давайте, не будем углубляться. Просто, мне кажется, в обществе уже назревают проблемы и, естественно, на них не смогут не отреагировать.

Д.Ш. — Вы могли бы поддержать какое-либо движение, например, «зеленых»?

С.С. — «Голубых» или «розовых» еще куда ни шло, хотя, в принципе, Green peace… почему нет?

Д.Ш. — Слышал, что лица участников коллектива «Сурганова и оркестр» украсили серию 10-долларовых карт для доступа в Интернет.

С.С — Да. Эта идея возникла еще года полтора тому назад, причем, разумеется, не у нас. По-моему, очень удачная там моя фотка. Мне лично нравится.

Д.Ш. Еще один вопрос. Бывают такие моменты, когда не пишется ничего? Нет вдохновения… Как быть?

С.С. — Накапливать его. Мне кажется, что отсутствие вдохновения — это присутствие каких-то внутренних блоков и препятствий. Нужно просто открывать себя миру, воспринимать его всеми органами чувств и ничего не бояться.

Д.Ш. — Я слышал, что материал, записанный — это материал, накопленный за много лет. Он реализовался только недавно. Почему?

С.С. — До этого были другие акценты в жизни, другие интересы. Я сотрудничала с коллективом «Ночные снайперы», это тоже занимало энное количество душевных сил.

Д.Ш. — А там нельзя было играть свои песни?

С.С. — Нет, можно, но не нужно. На тот момент мне было очень интересно жить песнями Дианы (Арбениной — прим. ред.), и я с удовольствием это делала. Сейчас пришло время жить своими песнями.

Д.Ш. — Нет такого желания, если не вернуться, то хотя бы создать какой-нибудь совместный проект?

С.С.- С коммерческой точки зрения, это был бы очень успешный проект. И такое предложение от Дианы поступило где-то с полгода тому назад, но я, наверное, на это не пойду. Вообще, мне не хочется иметь никаких деловых отношений больше с этим человеком после того, что произошло… Без комментариев.

Д.Ш. — Ты бываешь чем-то недовольна во время выступления или после выступления?

С.С. — Очень часто. Я просто всегда пытаюсь анализировать концерт. Очень расстраиваюсь, когда, например, хочу выдать энергетику на полную катушку, а что-то мне мешает, может не удачно выстроенный звук, какое-то плохое самочувствие…

Д.Ш. — А внутренние переживания?

С.С. Нет, не могут, потому что каждый раз, в сотый раз, исполняя песню, я в сотый раз переживаю те эмоции, которые были связаны с написанием этой песни… На сцене я еще более настоящая, чем на самом деле.

Д.Ш. — Ты можешь сказать, что самое лучшее в тебе — это то, что ты поешь?

С.С. — Могу и говорю.

Д.Ш. — А бывает, что на концерте забываешь слова своих песен?

С.С. — О, да! С памятью вообще проблемы. 1 килобайт памяти.

Д.Ш. — Блиц под завершение, как модно в журналистской среде. Какой знак зодиака?

С.С. — Скорпион.

Д.Ш. — Рост?

С.С. — 160

Д.Ш. — Стиль одежды?

С.С. — Удобный.

Д.Ш. — Какой алкоголь предпочитаешь?

С.С. — Крепкий. Виски и текила.

Д.Ш. — Любимый город?

С.С. — Питер, конечно. Я прошу прощения, Сургут мне очень понравился. Такой молодой, энергичный город, а еще мне очень понравилось, что прямо в городе растут сосны, а еще меня удивило, что прямо по городу проходят эти трубы, по ним, наверное, нефть или газ течет.

Д.Ш. — Настольная книга?

С.С. — Про Пэппи — длинный чулок. Не люблю разговоры о книгах, крайне мало читаю. Люблю смотреть на ноты, на буквы и цифры как на графику.

Д.Ш. — Владеешь нотной грамотой?

С.С. — Ну что ты, нет! Я же говорю, я открываю ноты и смотрю, там такие закорючки интересные, точечки — это же очень красивая графика.

Д.Ш. — Как относишься к спорту?

С.С. — Очень положительно.

Д.Ш. — Есть домашнее животное?

С.С. — Да, конечно, у меня есть кот. Сейчас я буду говорить о нем. Его зовут Хрюндель. Он такой же симпатичный, как эти персонажи из мультфильма. Его любимое занятие — бегать по стенам и забираться по косякам до верхней части двери.

Д.Ш. — Телевизор, он все время как-то прибавляет то в росте, то в весе. Ты можешь сказать точный рост и вес…

С.С. — Своего телевизора?

Д.Ш. — Разумеется.

С.С. — Знаешь, это, пожалуй, самый оригинальный вопрос, который я слышала за всю свою практику дачи интервью. Супер вопрос, я даже растерялась, не готова на него ответить…

Д.Ш. — И, на последок, несколько ободряющих слов для сургутян.

С.С. — Дорогие сургутяне, мы с вами, наверное, родственники, потому что у меня фамилия — Сурганова. Первые 4 буквы названия вашего города и моей фамилии одни и те же. Представляете, какое волнение я испытываю, приехав в ваш город? Я хочу пожелать всем жителям вашего, для меня уже родного города, оставаться такими же энергичными, юными, бодрыми. Ваш город пропитан юностью, несмотря на то, что ему исполнилось 410 лет, у вас очень юная, здоровая, классная энергетика, это прямо висит в воздухе, чувствуется, вы придаете сил, спасибо вам!