2005 04 25 Пресс-конференция Светланы Сургановой

распечатка — Lerot

На прессконференции, которая состоялась перед концертом в БКЗ «Октябрьский» побывал наш человек 🙂

— слушайте, очень хочется что-нибудь попить… *смех*. мы же в кафе сидим…

*стучит микрофоном о стол* — за-ра-бо-та-ло! за-ра-бо-та-ло!

— я хочу начать нашу пресс-конференцию, такую маленькую и уютную, с предложения что-нибудь попить или выпить.

*всеобщий смех первого ряда, который составляли самые аккредитованные журналисты, т.е. мы*

— я хочу вас угостить. сама хочу…что-нибудь…что-нибудь…текиллы!

пока суть да дело, хочу вас пригласить на завтрашний концерт. действительно, это лично для меня и для нашего коллектива большое событие. это праздник, это день рождения нашего коллектива, нам завтра исполняется 2 года. это презентация нового альбома – «Возлюбленная Шопена», презентация новой программы. то есть мало того, что мы его записали, мы его завтра озвучим. запись и живое выступление – это две большие разницы, как показывает опыт. завтра для нас очень насыщенный, очень волнительный день – опять перестало *стучит по микрофону* — но я думаю, что я докричусь до вас.

если у вас есть какие-то впечатления, может быть, кто-то уже послушал наш альбом, я буду очень рада услышать от вас впечатления и, естественно, какие-то вопросы. задавайте – не стесняйтесь!

— самый распространенный вопрос о названии

очень закономерный вопрос, у многих он возникает, почему так назван альбом, при чём здесь Шопен, при чём здесь возлюбленная Шопена, имеет ли это отношение к Жорж Санд. не знаю, наверное, я вас разочарую, но ни сам Шопен, ни Жорж Санд к названию альбома отношения не имеют. это скорее эмоциональная окраска настроения и каких-то моих прошлогодних переживаний заключена в названии этого альбома. может быть, поподробнее я расскажу завтра, если у меня хватит духа – я может быть, не открою тайны названия альбома. сама программа, первое отделение, будет проходить в академическом стиле. я предполагаю, что там не будет пауз между композициями. как и на альбоме, песня будет сменять другую песню через музыкальный *тук-тук* бридж, который придумал, великолепно исполнил музыкантов оркестра – Александром Арсеньевым.

Если говорить о моей задумке, то я предполагала это как некий монолог, с первого слова до последнего. такой единой, музыкально-поэтической, смысловой порцией. первое отделение закончится, потом будет небольшой антракт, во втором отделении будут песни, которые уже многим известны. это будет праздничная, раскрепощённая, полная диалогов со зрителями программа. абсолютно будет контрастировать с первым, таким сдержанным, академическим, идилличным и вдумчивым отделением. бла-бла-бла бла-бла-бла…вот вы не хотите со мной разговаривать! я говорю-говорю, а вы молчите.

— голос с дальнего дивана: расскажите забавную историю из Вашей гастрольной жизни.

*меняется в лице. всеобщий смех*

меня ввергают в шок такие вопросы. есть несколько вопросов, которые заставляют меня замолчать надолго. один из них – это «расскажите забавную историю из Вашей гастрольной жизни», второй вопрос, какую последнюю книгу Вы прочитали и третий вопрос – скажите что-нибудь смешное. нас великолепно встретил Томск, на самом деле о всех городах КругоСветки можно отдельно рассказывать. и мы пытались это делать. вот Диана Аветисян отсылала на сайт подробные отчёты о том, как у нас проходили концерты. для меня самые яркие впечатления – это город Томск и Пермь. Томск порадовал тем. когда мы второй раз туда приезжали, уже был снег, и они устроили великолепный отдых. мы катались там с какой-то горки, у нас не было саней, у нас не было лыж, у нас ничего не было. была просто гора и снег. и очень яркое солнце. нам выдали полиэтиленовые пакеты, какой-то подручный материал – мы на них сели, они же скользят по снегу, и давай кататься с этой горы. это было здорово! вот, а ещё в каком-то городе, сейчас вспомню в каком, потому что все города уже смешались, было одно большое светлое впечатление, там меня поразило кафе, называется «Чайная у Раневской»

— голоса с первого ряда: Тюмень!!

Тюмень. совершенно верно. будете в Тюмени, обязательно зайдите в эту чайную. там на каждом столике лежит томик её высказываний. настроение великолепное после того, как ты выходишь из этой чайной, насыщенной афоризмами Раневской.

— голос с правого дивана: Вам юмор в работе помогает?

а без юмора никак. это смерти подобно.

— Света, а курьёзные случаи при записи альбома? может быть легче вопрос *чувствуется дрожь в голосе – вопрос с первого дивана*

знаете, запись альбома – один сплошной курьёзный случай. *смех* особенного этого. я, наверно. в мемуарах напишу подробно, какие события и как всё это происходило. работа длилась на протяжении полутора лет. началось всё с решения – мы начинаем записывать альбом. главное – принять решение. мы на радостях, как сейчас помню, с Валеркой на Кавалергардской по этому поводу выпили какой-то бодрящий напиток и тут же начали записывать альбом. была первая композиция – интродукция. если кто уже знаком с альбомом, он наверно уловил нотки — они чем-то напоминают песню «горе по небу шагает». эта интродукция – это некая импровизация на тему «горе по небу шагает», и стилистически я хотела в этой композиции подготовить слушателя к альбому, что же его ожидает их как слушателей в этом альбоме. я тогда сама чёткого представления не имела, как он в итоге будет звучать. но явно что-то тревожное, что-то неоднозначное, с элементами классики и в итоге очень светлое. я надеюсь, что альбом таковым и получился. потом начался этап записи ритм секции. у меня такой принцип – я записываю альбомы на своём оборудовании, на своей студии. за последние полтора года она у нас подразрослась и мы приобрели некоторое оборудование, инструменты. одним из самых больших праздников было приобретение ударной установки. а в квартире играть на ударной установке…это не каждый сосед вытерпит и мы перебазировались на нашу репетиционную точку, и вся драм-секция была записана там. все остальные треки, помимо соло-гитар, были записаны дома. мой любимый дом, моя любимая бывшая коммунальная квартира, теперь она отдельная, на Кавалергардской. и самым казусным моментом в записи альбома – запись струнной секции. 6 юных дарований, 6 студентов музыкального училища Римского-Корсакова, милейшие ребятишки, пришли и в 14-ти квадратных метрах, в комнатушке, грозясь выколоть смычком друг другу, поранить глаза, потея в этой маленькой, достаточно душной комнате, потому что стекло-пакеты-окна приходилось закрывать, потому что нужна была хоть какая-то звукоизоляция. получилось зато очень живо. я думаю, что это абсолютно эксклюзивная получилась запись.

— Света, а как изменится звучание песен, когда Вы поедите по городам и весям? — *второй дрожащий голос с первого дивана*

да, с нами на презентации будут практически все участники записи, за редким исключением, и мы целиком и полностью максимально приближенно к альбомной записи представим программу в Москве и Питере живьём. касаемо дальнейших концертов, это будет практически то же самое, только за вычетом струнного секстета, Ангелины Дашковской, и пожалуй всё…мы постараемся недостающие звуки собственными усилиями компенсировать, но общее настроение, звучание останется альбомным.

— какая песня со всего альбома Вам ближе всего?

мне нравится песня «Ворон».

— возвращаясь к предыдущему вопросу: как соседи реагируют на всё это?

до сих пор не поступило ещё ни одной жалобы, я делаю два вывода: или они все умерли, или они настолько терпеливы и благосклонны, что продолжают терпеть.

иногда ко мне приходят бабульки, я им меряю давление. просят: Светочка, померь давление, что-то голова болит. я им меряю давление.

*мужской голос* — альбом продаётся очень хорошо. есть ощущение какое-то от этого, потому что музыканты друг к другу очень ревностно относятся.

никаких натянутостей со стороны коллег я не наблюдала. я, признаться, их вообще мало наблюдаю…коллег по цеху, начнём с этого. просто как-то всё больше своими внутренними проблемами занимаюсь – сведением альбома, записью. я лично всегда очень радуюсь за чужой успех, и это мне всегда даёт почву для размышлений. я всегда учусь, я всегда перенимаю опыт. мне интересно с точки зрения каких-то тенденций в музыке. в общем социальном настроении. я не понимаю, как может возникать зависть, какие-то натянутые отношения, это же проявление жизни. выход альбома, музыка – люди творят, собирают залы – боже мой, надо радоваться. значит, жизнь продолжается. есть чем поделиться

— а деньги?

деньги? *смеётся* при чём тут деньги?! деньги деньгами..

— а вот Вам тут дали премию…

но она же не в деньгах эта премия.

— а вот не было удивительно, что в записи вы звучите хуже, чем вживую?

сама по себе номинация немножко странная. я тоже удивилась. интересно, лучший live-коллектив, а что остальные под фонограмму работают? возникли вопросы, но всё равно в конечном итоге безумно приятно, потому что у меня великолепные музыканты, я счастлива, что я с ними сотрудничаю и считаю, что премия была вручена абсолютно обосновано. в первую очередь – им.

— «Октябрьский» попробовали уже?

нет, мы завтра придём туда и сыграем концерт. страшно – присутствие свободных мест, конечно, это будет расстраивать. с другой стороны, сам момент такой торжественный, настолько значимый, что бог с ними, с этими пустыми местами.

— *не слышно вопрос* и второй вопрос по поводу голоса, кажется, что Вы слегка хрипите

Хм. спасибо за вопрос. по поводу скрипки…да, конечно, ностальгия замучила, и я решилась опять взять инструмент в руки после достаточно долгого перерыва скрипка — это такой инструмент, который не терпит отлагательств. это тот инструмент, с которым нужно всё время общаться, всё время поддерживать форму. и я надеюсь, что я смогу с ней договориться. я прямо завтра начну её уговаривать вернуться в наше общение. я примажусь к струнному секстету и тоже буду подыгрывать на скрипке.

с голосом всё в порядке: каким он был, таким и остался. он у меня никогда не отличался прозрачностью звучания. мне ещё в детстве главврач сказал: «знаете, хрипотца – это питерская фишка. 80% детишек страдают хроническими ларингитами, танзилитами (*как это пишется?*) и пр. так что ничего удивительного. то есть я типичный питерский ребёнок.

— когда Вы планируете гастроли?

с гастролями мне наверно Динулька поможет.

Диана Аветисян: гастрольную деятельность мы возобновим с « Максидрома». Дальше у нас гастроли в Ростове и Волгодонске. я не говорила в микрофон. и мы едем в Прибалтику. это Таллинн, Рига. и в конце июня – Москва. пока вроде всё. и ещё летние фестивали. концертный график на осень будет разрабатываться чуть позже, но планируется повторить большинство тех городов, которые мы посетили в КругоСветке с новой программой. *в микрофон* — Ааалё!

*смех*

когда я себя слышу со стороны, оказывается, что я страшно шепелявлю. ну всё.

— а на Украине Вы не бывали?

заветная наша мечта – побывать на Украине. столько раз мы принимали приглашения, но почему-то, по каким-то странным причинам мы до сих пор дотуда не доехали. Почему так? *смотрит на Диану Авестиян* Диана говорит, что придёт время. я жду, что это время придёт. я знаю, что нас там знают, что нас там ждут. мы обязательно доберёмся.

— а на фестивалях есть интерес кого-то послушать?

интерес есть, но не всегда есть возможность. после выступления на премии Фузз мы сразу же поехали в Ригу. а вообще каждый фестиваль….много коллективов, многое нужно учесть звукооператорам всяких нюансов в райдере. не всегда получается приличный звук. когда ты выходишь, ты, конечно, нервничаешь, начинаешь играть, и всё звучит совсем не так, как бы тебе хотелось. как правило, ты уходишь со сцены или разочарованным или расстроенным или немножко неудовлетворённым. потом я уходу в гримёрку и там сижу уже, расстраиваюсь до конца. когда у меня появляются новые силы, я выхожу и слушаю далее.

— может быть, понравилось чьё-то выступление?

«Последние танки в Париже»

*смех первого ряда*

— я слушаю Ваш альбом, мне понравилась музыка и слова. и вопрос насчёт оркестра: Вам тяжело с оркестром?

приятно. не тяжело.

— а завтра оркестр будет?

*всё заглушающий смех первого ряда*

— как Вы относитесь к тому, что, например, песня «Весна» на «Детском Лепете» и на «ВШ» воспринимается как две разные песни? Вы её сами как воспринимаете?

для меня это абсолютно новая песня.

— а кто автор речитатива?

Эмерсон.

— а Вы рассчитывали на то, что это будет расслышано?

мы хотели устроить конкурс – кто сможет понять цитату, тот получит специальный приз от коллектива.

— а чем лично для Вас отличается «ВШ» от «Неужели не я»

чем принципиально отличается? *пауза* абсолютно ничем. слова те же, и там и тут поётся об одном и том же. почти теми же словами. те же инструменты.

— а у Вас есть цветные ассоциации – в целом или по каким-то песням?

они отображены на обложке

— а та же «Весна»?

такой насыщенно синий.

— а почему цитата из «Маскарада»?

это к названию альбома, это потом.

— на обложке альбома Вы в свадебном платье. чья идея?

идея принадлежит Диане Аветисян. а я поддержала эту идею только из чистого любопытства. во-первых, я никогда не надевала свадебного платья и более того – уверена, что больше никогда его не надену. я очень скептически отношусь к обряду. а тут…ну как игра, как перевоплощение, попытка почувствовать себя в другой шкуре.

— Вы на обложке босиком, а в журнале Фузз в ботинках.

*непередаваемый смех Светланы Яковлевны* — пусть это останется нашей маленькой тайной. великая сила фотошопа.

— *что-то про группу тату*

Виктор Лукьянов, он действительно идеологический сопродюсер проекта Тату. это человек, который сводил альбом, в Москве, на московской студии. если Вам интересны мои впечатления об этом сотрудничестве, я для себя сделала вывод: я, наверно, такой человек, который должен от начала до конца делать сам. вторжение иных психологий, энергетик и прочего-прочего не совместимы. к сожалению, так случилось, мы вынуждены были это сделать – отдать наше детище уже на последние этапы создания альбома – сведение и мастеринг, потому что просто не хватило времени. я думаю, мы бы справились с данной задачей. вероятно, у меня было другое видение, точнее – слышание альбома.

и когда в итоге оно стало не соответствовать с моим, я стала очень нервничать, хотя многие, кто послушал альбом, говорят, что там прекрасный звук, всё достойно, всё отлично. но я же слышу нюансы, я же проживаю буквально каждую ноту, отвечаю за каждый звук. когда что-то не вписывается с моими представлениями, меня посещает разочарование.

трудностей достаточно много было. трудности начались, когда мы записали бас-гитару и поняли, что нам придётся её переписать. ну не получилось, не срослось. и был приглашён другой музыкант, ему тоже понадобилось какое-то время, чтобы разучить программу, и он справился с задачей великолепно. это было обоюдное наше решение с Юрием Шмыровым. кстати, Юрий Шмыров, лидер команды «Север Комбо», чей альбом, я очень надеюсь, выйдет осенью или будет по крайней мере записан. и Юра целиком и полностью ушёл в творческий процесс.

— а если при записи Вы вдруг ошибаетесь, неправильно произносите звук, Вы это так и оставите?

ха! *пауза* оставляю. *смеётся*. на самом деле грамматических ошибок только на одной обложке три или четыре. саксАфон, трАмбон и програмирование и инженеринг – четыре ошибки, потом спето слово «прожЕтых лет», «не догонЕшь» — ну то есть я решила это всё оставить. понятно, что это вопиющая безграмотность. у меня была стабильная тройка по русскому языку. я этим не горжусь, это мой комплекс по жизни. но я уже настолько стара, что ничего с этим поделать не могу. с другой стороны, история знает ряд примеров, великие поэты писали удивительно красивые вещи, но абсолютно безграмотно. это не в качестве оправдания, но слово «тромбон» я не могу писать, вы меня в жизни не заставите писать через букву «о». я знаю, что слово «тромбон» пишется через букву «о», как и «саксОфон», но вот «трОмбон»…я же врач по образованию, слово «тром(б)» у меня вызывает просто ужас. представляете — тромбоз сосудов головного мозга! это же ужас какой-то! поэтому для меня всегда этот инструмент будет писаться через «а». «трАААмбон».

— а Вы никогда с Курёхиным не работали?

не успела. тогда я была ещё совсем не сознательной. я тогда не знала, кто такой Сергей Курёхин. но я его обожаю сейчас. и психология минимализма, вернее, та часть..

— это у него минимализм?!

дааа. он же этим славен. у него был такой этап в творчестве, когда он пропагандировал. мне как раз этот этап очень близок.

— *не слышно»

нет, это не я. *смеётся*

— во всяком случае очень часто в Интернете можно найти Ваше общение с поклонниками.

Вы меня всё-таки с кем-то путаете. нет, я конечно, слежу, но чтобы вот так самой сидеть в Интернете. честно вам признаюсь, что львиную долю Интернет-общения на себя берёт Диана. по-моему, у неё это классно получается.

— а как поклонники добиваются общения?

а мне пишут очень много живых писем. я люблю живые письма. на бумаге, ручкой. не напечатанные. я успеваю прочесть 100 %. но только не сразу, то есть я как-то накапливаю.

всё, пора садиться и читать. они все, конечно, до меня доходят, и даже на некоторые я отвечаю. Диана до меня всё доносит: вот тебе письмо. прочитай. или прямо тоже делает распечатку.

:)))))))))))))))) – Светлана, а Вы на Апрель заглядываете?

*смех*

*непередаваемая улыбка и интонация* — заглядываю!

Диана Аветисян: Светлана, я вам честно скажу, не умеет вообще пользоваться Интернетом.

СС: в этом смысле я очень старомодна.

Диана Аветисян: единственное, что она запомнила, что когда стрелочка превращается в ручку, можно нажать.

*смех*

СС: мне приятнее и проще работать в кубейте, например (кто знает как это называется? – lerot:)) программа кубейт. с помощью неё мы записывали альбом. это мне как-то ближе.

— если бы Вы презентовали альбом для друзей, в каком бы месте это происходило?

* с фирменной улыбкой* думаю, что в «Октябрьском».

— альбом такой кулуарный по звучанию…а БКЗ такой большой…

да, большой и страшный! мне тоже очень страшно, поэтому в Октябрьском.

— а Вы трепетно относитесь к тому, что Вы написали? пусть то черновые варианты. Вы это всё храните?

да, я по натуре коллекционер. у меня есть.

— *не слышно*

я ужасно расстраиваюсь, когда вижу, что кто-то скучает, зевает. я начинаю понимать, что жизнь не удалась. всё пропало.

— а можно географический вопрос: Кавалергадская – это Красной конницы?

да-да.

— а в какой школе Вы учились?

в 163. прямо рядышком. она видна из моих окон.

-*не слышно*

я заставляю себя просто слушать музыку. я сейчас сознательно пытаюсь отключить аналитический разум. но есть масса примеров, масса музык, масса музЫк, которые я просто слушаю. но они с детства – какие-то песни, музыкальные коллективы. там уже ностальгия, просто ностальгия. просто окунаешься в то время и тебе уже абсолютно всё равно, как там записано. что там…какое сведение…

— *снова не слышно*

кстати, неплохое место. хорошо было бы, если бы тут что-то звучало. я люблю слушать музыку в наушниках, чтобы полноцвет был. я аудиофил, вообще.

— как Вы связаны с Интерьерным театром?

ой, это очень приятно быть связанной с ним. открытие для меня ИТ произошло в прошлом году с посещения спектакля «Гамлет» семейства Борнштейн. два человека в спектакле, это кукольный спектакль. можете себе представить? здорово, шикарно. если будете гулять по Невскому и будете проходить мимо ИТ, не проходите мимо. особенно, если там будет висеть афиша, что скоро играется «Гамлет», сходите на этот спектакль. я испытала культурный шок. я хожу по театрам не часто. но каждое посещение театра – это событие.

последнее театральное событие случилось для меня месяца два назад. я посмотрела спектакль с участием А. Б. Фрейндлих. это что-то невероятное. выходишь из зала немножко другим человеком.

— по поводу проекта с Фрейндлих

я думаю, что мы на эту тему поговорим в другой раз, для этого будет назначена отдельная пресс-конференция. да, существует идея. идея совместного проекта, музыкально-поэтический спектакль-диалог.

— Вы что-нибудь знаете о творческом союзе «Азия+». на вечере Мандельштама они были

отстала от жизни.

*крик души с первого ряда* — Вы же там были! был день рождения Мандельштама, и Вы были в ИТ.

а…я просто не знала, что они так называются. ну шикарно. мне очень понравилось. то, что я услышала на вечере, посвященном дню рождения Мандельштама, там звучали авторские песни на стихи Мандельштама, и прекрасно озвучены стихи.

— *не слышно*

мне нравится то, что сейчас происходит. мне нравятся последние релизы коллег. мне нравится очень «Вендетта» Земфиры. я считаю, что это для нашей отечественной музыки большой шаг вперёд. очень продуманная, очень доскональная – интересная работа. при чём радует то, что с каждым прослушиванием находишь для себя какие-то интересные моменты. каждый раз что-то новое для себя открываешь. мне нравится группа «Уматурман». не знаю, можно ли их отнести к рок-проекту. я не хочу разделять рок-поп музыку. не хочется мне сейчас об этом говорить. тенденции таковы, что мы научились делать качественную музыку. думаю, что артисты накопят сил и будут говорить о самом сокровенном открыто, а не думать о коммерческом успехе.

— насколько продуман Ваш сценический образ? и в чём различие в Вашем поведении в на клубном концерте и в большом зале?

то же самое, как вы общаетесь с друзьями и с незнакомыми. естественно, что с друзьями вы можете себе позволить некую фривольность, раскрепощённость, как-то расширить свой словарный запас.

*смех*

в другой ситуации приходится себя держать в рамках. а если говорить об имидже – это сплошная импровизация. никогда не расписываю сценарий: тааак, на 25-ой минуте я улыбнусь, на 26 я споткнусь, а на 27 сделаю кульбит. хотя иногда подыгрываешь публике – я спекулирую тем, что нравится. мы же встречаемся ради того, чтобы друг другу доставить удовольствие.

я пою каждому персонально, я не пою сборищу людей, я даже не пою публике.