2005 03 13 «Светлана Сурганова — скорее, биатлонист, чем снайпер»

на гастролях в Ноябрьске

Участие в популярной ныне рок-группе совсем затмило всё сделанное ею автономно от Дианы Арбениной; меж тем, её творческий путь и без того насыщен и многоступенчат. Коммунальная квартира, музыкальная школа по классу скрипки, настольный теннис, медицинский институт, педиатрические КВН-ы, самиздатовские литературные сборники, фестивали авторской песни — всё это не просто было, это облегало, питало, вращалось и вертелось вокруг Светланы, ибо она всегда была в центре, всегда была сердцем, голосом и двигателем.

13 марта «Сурганова и Оркестр» дали концерт в ДК «Магистраль». Светлана наполняла зал такой мощной энергетикой, что я удивлялась, как люди могут так спокойно ее слушать? «Почитатели творчества» засыпали в соседних креслах или, пытаясь перекричать очередную песню, разговаривали по телефону. Не обращая на них внимания, несколько десятков человек все же стремились получить от концерта все возможное, подпевая и пританцовывая на местах.

После выступления мне удалось задать несколько вопросов самой Светлане.

Корр.: Свет, как прошел концерт? Обычно твой фан-клуб устраивает представления, зрители машут веточками, варежками, а здесь ничего не было и публика, прямо сказать, была пассивна.

СС.: Они слушали, внимали.

Корр.: И как ты сама? Энергетика есть?

СС.: Сейчас нет. Вся на концерте осталась.

Корр.: То есть ты выложилась на полную?

СС.: Да!

Корр. :Сегодня прозвучала песня «Была мечта». Твоя мечта уже сбылась?

СС.: Мечты приходят поступательно. По мере поступления мечт они сбываются, поэтому я могу себя в полном праве назвать счастливым человеком.

Корр.: Абсолютно все сбываются?

СС.: По большому счету да (сплевывает). Боюсь даже говорить об этом, чтоб не спугнуть.

Корр.: Твои фанаты – в основном молодежь. Как ты строишь с ними отношения?

СС.: Я наверное человек неблагодарный, потому что многие пишут на сайт, пишут и живые письма на мой питерский адрес. Я их все читаю, но крайне редко отвечаю. С одной стороны это конечно плохо – проявление какого-то невнимания, с другой стороны – я читаю письма или открытки и обязательно в душе благодарю этого человека, который написал мне это письмо. Все равно связь существует и человек услышит меня и мою благодарность на словах.

Корр.: Я знаю, что присылают тебе стихи и просят из них «слепить» песню. Как ты в этом случае поступаешь?

СС.: Пока ни одной не слепилось (смеется).

Корр.: А много было желающих?

СС.: Желающие есть. Ни одно стихотворение не пропало, я аккуратно складываю. Когда бывает время, я возвращаюсь к этим стихам, анализирую, просто наслаждаюсь.

Я думаю, всему свой черед и при очередном прочтении обязательно меня что-нибудь пронзит и я напишу.

Корр.: А что вот именно тебя готово подвигнуть на написание новой песни?

СС.: Как правило это стрессовые ситуации – плохие или хорошие. То есть обязательно это должна быть какая-то ограниченная ситуация. Вот в чем беда – с возрастом, с приобретением какого-то жизненного опыта, сложнее и труднее писать стихи и песни, потому что ко многим ситуациям ты привык, и то, что могло вызвать у тебя шок где-то в 13-14 лет, в 36 уже не то что в порядке вещей, но ты это уже когда-то пережил достаточно сильно, высказал по этому поводу свои эмоции, слова какие-то. Надо научиться радоваться простым вещам, сиюминутным прелестям жизни. Пока мне это удается сложно, поэтому песен нет. Точнее их крайне мало. Но я питаю надежды.

Корр.: А как ты определяешь удачная песня, будет она хитом или просто прозвучит на альбоме и все?

СС.: Я, признаться, никогда не делю песни на потенциальные хиты и нехиты. Это же все дети. У тебя появляется ребенок, ты конечно ему желаешь хорошей карьеры, счастливой жизни. И ты его любишь не зависимо от того, кем он стал: брюнет, блондин, дворник или врач, много денег он зарабатывает или нет. Это ведь твое детище.

Корр.: А критику ты воспринимаешь? Есть такой человек, который послушав песню, подойдет и скажет: «Свет, извини, но полная лажа».

СС.: Не знаю, что ли люди меня бояться, или боятся обидеть. Я достаточно самокритичный человек. По крайней мере мне так кажется. И такой откровенной лажи я не допущу. Просто есть люди, которые говорят, что эта песня мне нравится, а эта нет, эта песня ближе мне по духу, а эта совсем не трогает. Просто я наверное мало общалась действительно с критиками литературными, музыкальными. Бог пока миловал. Меня бы это наверное очень зажало. Я и так человек неуверенный в себе, в своем творчестве… (задумывается).А что собственно можно сказать после Бродского, после Моцарта? Это огромное нахальство и наглость с моей стороны, со стороны многих людей, которые вылезают на сцену и что-то вещают, но, тем не менее, я смотрю, некоторым людям это надо. Они благодарны мне, а я в свою очередь им.

Корр.: Расскажи подробнее о КругоСветке? Это релиз нового альбома «Возлюбленная Шопена», который выйдет в апреле, или ты решила порадовать своих сибирских фанатов?

СС.: КругоСветка – это такая отличная идея, которая предполагала посещение очень многих городов, но к сожалению тур ограничится 30 с небольшим. Это вызвано не только будущим релизом, но скорее желанием и возможностью показать свое творчество, коллектив. Был такой момент — мы затусовались в Москве, Питере и начали закисать. На нашу радость появились пермские люди – Лена и Наташа, которые раньше этим никогда не занимались. Они прониклись и решили попробовать покатать нас по городам. У них блестяще это получилось, и по нашим следам уже катают других музыкантов: «Ночных Снайперов», Butch, Мару.

Корр.: То есть, их можно скоро ожидать?

СС.: Думаю, что да.

Корр.: А тебе самой как турне?

СС.: Хорошо. Это очень полезно. Ты видишь людей, города, людское настроение.

Корр.: Расскажи про новый альбом. Какой он будет? Что от него ожидать?

СС.: Он будет по саунду отличаться от «Неужели не я», он будет еще отличаться от того, что вышло и выходит у моих коллег. Это абсолютно иная музыка. Совершенно другая энергетика. Я выпала из этой компании. Держусь каким-то особняком. Там будет много музыкальной информации. Альбом будет идти в режиме нон-стоп. Один трек будет плавно переливаться в другой посредством виртуозно придуманных и сыгранных фортепьянных бриджев, обращающих наше внимание и память к шопеновским временам. То есть такой поклон классике и тем, уже давним, моим переживаниям, потому что те песни были написаны давно.

Корр.: То есть ты считаешь, что он составит достойную конкуренцию на рынке?

СС.: В том-то и дело, что он вне конкуренции!