2005 12 24 «Светлана Сурганова и ее смысл жизни»

Ее недаром называют самой интеллигентной и самой хулиганистой творческой единицей страны. В справедливости этого смелого утверждения могли убедиться все, кто 24 декабря побывал на рождественском концерте группы СУРГАНОВА И ОРКЕСТР в таллиннском кафе «Amigo».

Сурганова, что называется, зажигала, да так, что многие звезды рока и эстрады позавидовали бы. Два часа пролетели как пять минут: Светлана с горящими глазами то ревела басом, то заливалась соловьем, подмигивала, корчила рожи, пускалась в пляс, стучала по тамтамам… Оркестр не отставал, играя слаженно, с отменными соло и блестящими импровизациями; это потом выяснилось, что двое музыкантов до Таллинна доехать не смогли, и остальным пришлось их по мере сил подменять.

Исполнив песни как старые, времен альбома «Детский лепет» НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, одним из которых Сурганова была, пока коллега Диана Арбенина не «попросила» ее из группы, так и самые новые, Светлана спела под конец спокойно и проникновенно «Мне нравится, что вы больны не мной…» Звучал VIP-панк-декаданс, стиль, который играет ее группа. И правда, было в концерте что-то от декаданса и от панка, а главное — каждый слушатель чувствовал себя самым что ни на есть VIP.

Приятная мрачность, потаенность и глубинность

— «VIP-панк-декаданс» — что это за зверь и с чего его едят? Впечатление такое, что это такой особый панк для эмоционально истощенной, впавшей в декаданс элиты…

— Эмоционально истощенная элита, впавшая в декаданс — я запомню эту формулировку! (Смеется.) Судя по тому, как реагируют на наше творчество слушатели, эмоционально истощенными их назвать нельзя. А вот в декадансе, в принципе, нет ничего плохого, по крайней мере — для меня. Индивидуальность, утонченность, некоторая философичность и тенденция к приятной, легкой мрачности такой… потаенности и глубинности… Мне все это интересно. Думаю, люди, которые принимают наше творчество, принимают и декаданс, и поэзию времен декаданса. Вот это нас и роднит.

— А ваш последний альбом называется «Возлюбленная Шопена». Если честно, все сказанное не очень вяжется с Шопеном…

— А вообще мало что друг с другом вяжется. Я сторонник эклектичности, отсюда и «панк» в названии придуманного течения. Эклектичность, конечно, музыкальная. Нам интересны разные жанры — в музыке, в поведении…

— А это вот стремление красиво поименовать вещи, навесить на них ярлыки — оно не удаляет вас от массовой аудитории?

— Ой, боже упаси! Масса меня страшит. Мне нужно, чтобы нас не массы слушали, а именно люди, которым наше творчество нужно, которых оно подпитывает. Чтоб мы служили для кого-то отдохновеньем, а не поводом поболтать. «Это надо послушать, потому что это сейчас модно» — вот такого нам не надо, мне такие варианты не интересны.

— А вы знаете, кому нужна ваша музыка? Кто эти люди?

— Теперь уже нет, аудитория у нас ширится и разнообразится. Публика явно становится взрослее. Раньше нас слушали в основном подростки, девушки, доставшиеся в наследство от НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, 15 — 25 лет. А сейчас к нам на концерты приходят семейные пары.

Детский писатель Герман Гессе

— Наличие в репертуаре песни «Мураками» наводит неискушенного человека на мысль о том, что это ваш любимый писатель. И это, кажется, ложный след…

— Хорошо, что хоть кто-то это понимает…

— А кто любимый?

— Ой, сложно сказать… я вообще-то не читаю книг (смеется). Чукча не читатель, чукча писатель. В детстве я очень любила Гессе…

— Вот как! Другие в детстве любят, не знаю, Астрид Линдгрен…

— Нет, Пеппи Длинныйчулок — тоже моя любимая героиня. Еще я читала с удовольствием Ричарда Баха…

— А кого же вы любили в юности?

— В юности я любила учебник по анатомии. Потому что в юности я училась в медицинском институте. А в старости (смеется) я люблю русские народные сказки и вообще сказки народов мира. Мне очень нравятся сказки про муми-троллей. В отличие от… (смеется) ладно. А еще мне сейчас очень нравится Эрик-Эмманюэль Шмитт — по его пьесе поставлен спектакль «Оскар и Розовая дама», в котором играет Алиса Бруновна Фрейндлих. Нравятся маленькие философские новеллы, написанные предельно простым языком, напоминающие, что надо быть добрее друг к другу при жизни.

— А в жизнь после смерти вы случаем не верите?

— Я верю в то, что жизнь не прекращается, и смерть — это просто переход в другую субстанцию. Поэтому «жизнь после смерти» — это немножко тавтология, как «жизнь после жизни». Главное — надо сейчас радоваться. Я все-таки совершенный эпикуреец. Мне кажется, что основной смысл жизни — в том, чтобы находить радость… Я запнулась, потому что вспомнила цитату: «Есть ли в жизни смысл? Смысла в жизни, конечно, нет, но зато его можно придумать». Так вот, я для себя его придумала. Смысл жизни — в удовольствии. Ты должен сам получать удовольствие и доставлять удовольствие всем другим!

Кое-что об абсолютных сталеварах

— Ваша любимая поэтическая эпоха?

— Мне очень Шекспир нравится, и современная поэзия, и классики Серебряного века. Есенин. Засранец. Влюбилась я в него — Безрукову благодаря. Я в свое время не смотрела этот сериал по телевизору и потом купила его на DVD. И с огромным удовольствием зимними вечерами его смотрю, любуюсь Безруковым в роли Есенина. И, конечно, Ахматова, Цветаева, Бродский. Нравятся мои соотечественники — Татьяна Хмельник, которая меня когда-то просто пронзила своими стихами. В том числе благодаря ей я начала писать песни.

— Что бы Бродский сказал, если бы узнал, что вы поете песни на его стихи? Сам он читал их неизменно монотонно…

— Он, конечно, скептик, очень ироничный человек был… Улыбнулся бы снисходительно и в силу своей деликатности никаких гадостей мне не наговорил, максимум — пожурил бы.

— С длинными волосами вы выглядите совсем не такой, как раньше. Отражает ли изменение внешности какие-то внутренние перемены?

— Я, наверное, действительно начинаю созревать как женщина. Мне хочется быть эффектной, красивой, ну или просто симпатичной, мягкой, доброй женщиной… привлекательной…

— А как вы следите за собой?

— В подзорную трубу! (Смеется.) Фитнесс, бассейн, самостоятельные упражнения — в детстве я немного увлекалась йогой. Всякие солярии, косметологи. Мне все внове, я только в этом году начала посещать все эти приблуды светской жизни… Появилась возможно, что там скрывать. Я ужасно балдею, когда со мной возятся, волосики шебуршат, личико приятно трогают… Это обязательно нужно испытать каждой женщине. Не нужно жалеть времени и денег на себя, на свое самочувствие.

— В «Регги одиночки» вы поете «я — абсолютный сталевар!». Это что значит?

— Я вряд ли что-то смогу добавить, это действительно исчерпывающая самоидентификация. Я — абсолютный сталевар. Как все присутствующие здесь, как все, кто был с нами в зале. Просто не все об этом знают. А меня вдруг в одночасье осенило, и я поняла: я — абсолютный сталевар!