2004 09 неизв. СМИ: интервью «Я получаю песни только из любви!»

Каждая песня — точный выстрел в сердце, они ведь снайперы — им нельзя промахнуться. За несколько лет, прошедших со времени появления их песен в радиоэфире, они приобрели культовый статус. В октябре выходит новый альбом, первый альбом в новом составе. Попадут ли они опять в яблочко? Наверное, да. Несколько песен, уже появившихся в эфире радиостанций, подтверждают, что прицел не сбился. О новом альбоме и Робеспьере и многом другом шел разговор с лидером группы “Ночные снайперы” Дианой Арбениной.

Для начала, про новый альбом «SMS». Какой он?

Он взрослый, он более взрослый, чем предыдущая пластинка «Цунами», и тем самым мне очень нравится. Он не похож ни на один предыдущий альбом.

Чем он не похож на предыдущие?

Да всем. И концепцией, и звучанием, и подбором песен. К тому же, мы в первый раз вообще отказались от струнных. У нас всегда были струнные, но в этом альбоме мы сделали ставку на рояль. У нас очень хороший клавишник Айрат Садыков, который изумительно справился со своей задачей.

Диана, а как вы отбираете песни для альбома?

Садимся и говорим, какие песни будем писать в новом альбоме. Составляем список, в котором может быть до 40 песен. Потом начинаем что-то выкидывать, оставлять на уже следующий альбом. Это достаточно мучительный процесс, потому что все хотят записать разные песни, а их всегда намного больше, чем вмещается в пластинку. В конце концов, приходим к консенсусу.

А решающее слово у тебя есть?

Нет такого, что я пришла и продиктовала – это будем брать, а это не будем. Ничего подобного… Есть песни, которые складываются лучше, есть те, что складываются хуже. Лучшие – это на сейчас, а те, что хуже – на потом.

Высоцкий говорил, что музыка в его песнях является лишь фоном, который не должен отвлекать от слов. Для многих других главное – музыка, а текст лишь необязательное дополнение. Как для тебя?

У меня песни складываются из двух абсолютно равнозначных компонентов – это музыка плюс текст или, наоборот, текст плюс музыка. Они равноценны, и никогда не было такого, что появилась какая-то музыка, а потом сели всем миром, написали какую-нибудь лажу и получилась песня. Я отвечаю за те слова, которые пишу, но при этом музыкальный аспект для меня тоже важен.

Любишь ли ты экспериментировать с музыкой?

Экспериментировать я очень люблю. Если послушать нашу пластинку «Рубеж», а потом, например, первую песню нового альбома, то может съехать крыша, потому что это абсолютно разные жанры.

А как у тебя рождаются песни?

Я их получаю только из любви, от состояния влюбленности. Для меня это самое главное. Поэтому такие веселые песни у «Ночных снайперов» (смеется).

Какое-нибудь событие может заставить тебя написать песню?

Дай-ка вспомню. Наверное, только подспудно. Не было ничего прямого. Например, случилась катастрофа — я взяла и написала песню. Такого не было, по-моему.

Можешь ли ты работать в каком-нибудь кардинально противоположном жанре?

Могу даже на “слабо” спеть. Мы, конечно, рок-н-ролльный коллектив. Но на самом деле, нет ни попсы, ни рок-н-ролла. Есть хорошая музыка, есть плохая. Можно записать очень хороший попсовый альбом, а можно записать очень плохой рок-н-ролльный, и наоборот.

Рок-атмосфера – это какое-то отдельное явление или она такая же, как и в другой музыке?

Не знаю, потому что я, по сути, никогда не варилась ни в какой другой музыке. Но у нас это, во-первых, открытость, а во-вторых — желание быть вместе. И я это очень ценю. Но мне кажется, что это в любом жанре. Есть очень много попсовых исполнителей, которые также отрываются и также умеют себя отдавать.

Остались у тебя ли какие-нибудь авторитеты в музыке?

Есть люди, которых я очень сильно уважаю. Навскидку скажу… Из ушедших, разумеется, это Цой. Из ныне живущих – Бутусов, Дельфин. Мне нравится, что делает Найк Борзов. Нравится, как поет Олег Скрипка, и вообще «Вопли Видоплясова», очень нравится голос Мазаева из «Морального кодекса» и т.д. Это из наших.

Что касается западной музыки, а из того, что я слушаю – 90% западной музыки и только 10% русской, я могу перечислять долго. Очень сложно выделить кого-то одного. Ну, например, PJ Harvey, Ник Кейв. К последнему я завтра на концерт собираюсь.

А будет ли какое-нибудь личное общение?

Нет, никакого личного общения не будет — мы не знакомы. Более того, я очень не люблю заходить в гримерки после концертов. Я себя чувствую неловко. Знаешь, посмотрел, понравилось, благодарен человеку, который это сделал, и пошел домой. Мне больше нравится такая схема.

А что ты чувствуешь, когда к тебе после концерта заходят в гримерку?

После концерта, конечно, тяжело. Заходят постоянно, и более тактичные люди, и менее. Более тактичные просто говорят «спасибо» и уходят. Есть люди, которые на уши садятся. А ты уже на концерте все сказал, и тебе нечего добавить. Приходят, например, после концерта и говорят: «Как дела?» – «Да, ничего, нормально», отвечаю.

Часто можно услышать от известных музыкантов об усталости от концертов. Как с этим у тебя?

Я никогда не уставала от концертов. Более того, они мне прибавляют силы.

А есть ли у тебя усталость от каких-то своих песен?

Есть – это 31-ая весна. Поэтому я ее постоянно пою по-разному, меняю аранжировки. Конечно, ну сколько можно петь песню. Хотя, если посмотреть с другой стороны, люди хотят ее слушать… Но я от нее устала.

В каких залах больше любишь выступать?

В каком зале играть, для меня действительно важно. Например, в Москве мне очень хотелось сыграть на “Горбухе”. Я там сыграла и буду играть еще, потому что это мой зал. Мне там нравится. Меня не прельстить, например, «Лужниками», где помещается больше народу. Там неуютно.

Что касается клубов, то есть клубы, которые я вообще не люблю и не приду. А есть клуб “Б-2”, где я играю более или менее регулярно. Мне там по кайфу. Ну, так сложилось. Это какое-то внутреннее ощущение, мне кажется.

А большие фестивали хороши, когда у коллектива есть востребованность, когда он очень хорошо сам концертирует, ну и до кучи его пригласили на фестиваль. А если у тебя нет концертов, и тебя приглашают только на фестивали, это говорит о том, что на самом деле все не так хорошо.

В начале карьеры ваша группа довольно долго пела в казино. Насколько это сложно? Очень тяжело. При том что это было своеобразное казино, его только что построили, там не было даже рулетки и стола. Зато было все остальное. Мы дали там 50 концертов. Очень, конечно, замотались. Тем не менее, это очень хорошая школа. Представляешь, у тебя каждый день интервью. Тебе еще нужно еще каким-то образом учиться в институте и каким-то образом отдыхать. У нас были концерты подряд с 25 декабря по 1 мая. Это безумный график. В итоге, я на учебу забила. Потом все же закончила. Но я вспоминаю это тяжелое время с благодарностью, потому что мы выстояли.

А что ты чувствуешь, если во время твоего выступления люди в зале едят?

Это очень стремно. У нас был концерт уже в электрическом составе в клубе «Плеханов». Место абсолютно неприспособленное – сидит человек, ест, а наш гитарист играет. И он говорит «Потише играй, ты мне мешаешь».Такая пауза возникает… А заканчивается все тем, что человек подходит к гитаристу после концерта и говорит: «А ты клевый». Дошло… Все-таки мне кажется, что есть разные жанры и рок музыку играть в кабаках нельзя!

Вам приходилось играть на разогреве?

Мы играли перед группой «Muse», но это было клево. Потому что весь сет наш я думала о том, что сейчас я послушаю свою любимую группу «Muse». Вообще, я фанат этой группы. Поэтому нетяжело. К тому же не мы одни играли, а сборная солянка была: мы, «Смысловые галлюцинации», Найк Борзов, Total. Потом уже «Muse» – они такие красавцы!

Как сильно изменилась твоя жизнь после того, как группа стала известной?

А я славы-то особенно и не чувствую, если честно. Узнают меня и узнают. А жизнь как была тяжелой, так и осталась. Другое дело, что сейчас она меняет формы, потому что появляются новые обязанности, больше ответственности.

Насколько закрыт мир известных рок-музыкантов?

Все зависит от личности. Если человек располагает, то располагает. Ну, получилось так, что я песни пою. Что мне теперь, ходить в парандже что ли? Я очень люблю общаться. Другое дело, что у меня на это времени нет. У меня, кстати, появились настоящие друзья среди тех, кто ходит на мои концерты.

У тебя во многих песнях фигурируют животные… С каким животным ты себя отождествляешь?

Я очень люблю кошачью породу и люблю собак, конечно же. Но если говорить про кошек и волков, то мне ближе волки. Потому что их вообще невозможно приручить. Сколько волка ни корми – он все в лес смотрит. Кошка может прогнуться из-за еды, а волк – никогда. Я точно не кошка, я волчонок, наверное. Но если говорить про собаку, то я точно не маленькая собака. Потому их очень не люблю.

Что за история с песней «Юго 2»? В эфире «Наше радио» прозвучало, что песни «Юго 1» и «Юго 2» ты написала о своем котенке.

История про котенка — вранье. Зачем-то «Наше радио» придумало про какого-то котенка, его никогда в жизни не было. Песня серьезная. Очень странно… Я пою: «Если бы ты был настоящим, стала бы тебе подругой». Какой нормальный человек это про котенка будет петь?? Бред… Кто-то сам это придумал. Это совершенно другой персонаж и к животным он никакого отношения не имеет.

Периодически политические партии привлекают рок-звезд для участия в предвыборных концертах. Как ты относишься к участию в таких акциях? И что для тебя политика?

Мне кажется, что главное для любого человека, независимо от того, чем он занимается, иметь свою гражданскую позицию, причем обычно достаточно лишь выразиться в адрес того, что происходит. Но если начнется война, нужно идти на войну. Вообще, я не люблю политизированные штуки и, более того, в песни про политику не верю. С другой стороны, мы принимали участие в концертах в поддержку СПС, но исключительно потому, что я симпатизирую Немцову и Хакамаде. И мне очень удивительно, почему эта партия на выборах провалилась с таким оглушительным треском. Это очень странно. Так что это палка о двух концах.

У тебя есть свой город – город, в котором ты чувствуешь себя дома?

Мне нравится чувствовать себя дома везде. Разумеется, я люблю Питер. Это всем понятно и известно. Я также люблю Москву и никогда их не противопоставляю.

Я воспринимаю все через призму того, чем занимаюсь. Если хороший концерт у тебя был в каком-то городе, ты потом будешь к нему с пиететом относиться. Никогда не забуду концерт в городе Пермь в этом году, я с удовольствием туда вернусь, мне там очень понравилось.

Расскажи о своих основных «люблю» и «ненавижу»

Это две стороны одной монеты. Очень быстро люди меняют свое отношение под впечатлением от каких-то событий. Для меня «люблю» и «ненавижу» — практически одинаковые по силе чувства. Но, разумеется, энергия очень разная. Ненависть, как и месть, отнимает много сил, а я свои силы ценю, поэтому их не трачу. Я просто ухожу и все.

Какие качества в людях тебя привлекают, а какие отталкивают?

Мне нравится, когда человек добрый, нежный и при этом дерзкий и сильный. Мне не нравятся ограниченные люди, которых невозможно пробить и невозможно объяснить, что ты хочешь. Не нравятся изворотливые. Лучше уж, если что-то сделал, просто сказать “извини”, чем изворачиваться. Мне не нравятся слабаки. Они вызывают во мне жалость, а мне не нравится людей жалеть, мне нравится им помогать. Это намного позитивней.

Нужны ли песне клипы?

Есть клипы, которые портят песню. Например, клип на песню Бутусова «Девушка по городу». Мне очень нравится песня, но ролик – кошмар. На мой взгляд, видеоиндустрия в нашей стране абсолютно не развита. У нас очень мало хороших видеоклипов, и мне хотелось бы, чтобы их стало больше. Они не должны противоречить песне, наоборот, они должны песню поднимать, помогать ей жить.

Ты часто ходишь на чужие концерты?

Не могу сказать, что часто, но случается. На западные – почти всегда. Я очень люблю слушать музыку и смотреть, как люди работают живьем на сцене. Люблю смотреть, на чем они играют. Из наших, российских, понравился очень концерт Дельфина. Я была в начале лета в CДК МАИ. Он отличный парень. Жаль, что пришлось раньше уйти, просто мы улетали на гастроли, а так бы с удовольствием осталась до конца.

С кем бы хотелось вместе спеть?

По тембру мне очень нравятся Сергей Мазаев, Олег Скрипка. Но у нас как-то своих прибамбасов очень много, я не планировала просто. И потом у меня в группе четыре пацана, они могут обидеться. Поэтому пока что работаем сами, и абсолютно не страдаем по этому поводу.

Недавно ты посетила обитателей Фабрики звезд-5. Почему ты туда пошла и какие впечатления от этого посещения?

В какой-то момент я подумала, а почему бы не сходить. Вот пошла и с ними познакомилась.

Классно отнеслись к моей собаке, собака к ним тоже классно отнеслась, правда кое-где написала. Там, вообще, целая история вышла. Ребята решили показать, как они поют. Сидит девочка-фабрикантка, поет свои лиричные песни. А за ней кругами ходит Робеспьюша и выбирает место, где покакать. А я ничего не могу сделать, сижу и смотрю на все это. Но он не успел – быстро всё свернули.

А вообще, очень разные ребята. Непонятно, что там будет дальше. Если из кого-нибудь получится что-то реально интересное — флаг им в руки.

А как ты относишься к худруку этой фабрики Алле Пугачевой?

Я очень уважаю Аллу Борисовну Пугачеву. Это наша прима, единственная женщина на нашей сцене, которая в течение многих лет остается всегда примадонной. Мне бы хотелось, чтобы она не очень уставала. Потому что работы там действительно много –нужно поднять 18 нулевых в плане опыта людей. Будет здорово, если у нее все получится. Но пока ей очень тяжело, и хорошо, что ей помогают. Она очень достойный человек и очень сильная женщина. Удивительно, что она за это взялась, потому что поднять такой коллектив за такой короткий срок – это надо приложить очень много своих душевных сил и вложить в них свои эмоции, энергию, которой в ней просто через край. Но она же взрослый человек, у нее есть свои дела, а она взяла, от всего отреклась и стала заниматься этими “щенятами”.

Недавно ты на неделю примерила на себя роль радиодиджея? Как ты себя ощущала в этой роли?

Прикольно! Хорошо, что я это сделала. Сначала мне было тяжело, потом всё легче и легче…

Я в свое время хотела работать на радио. Поэтому я абсолютно не жалею. Прошу не судить строго, если вдруг что-то не получилось.

Насколько часто ты общаешься со своими поклонниками, с теми, кто ждет тебя после концерта?

Я это никогда не планирую. Могу решить из нового альбома песни попеть – беру гитару, прихожу. Вот я решила перед Новым годом прийти и попеть. Сидели ребятки и недоумевали, почему с них не просят денег. На самом деле всё очень клёво сложилось, они просят меня продолжать, может так и будет. А может, если захочется, я приглашу их в тот же дом, который я для собаки сняла, там с лихвой можно поместить человек 150, наверное. Это, кстати, прикольная идея!

Могу уехать сразу, потому что устала. И в этом меня можно понять, потому что я на концертах говорю всё. Но они очень тактичные, они никогда не перебивают, всегда держат дистанцию. В этом смысле у нас пока всё хорошо.

Расскажи, что ты сейчас читаешь?

Сейчас я читаю антологию французских поэтов. Я очень люблю читать, но сейчас, к сожалению, мало удается уделять времени чтению.

Успеваешь ли выбираться в кино?

Раньше я кино немного смотрела, поэтому у меня большие пробелы, которые я сейчас пытаюсь восполнять. Последний фильм, который я смотрела, “Папа” Владимира Машкова. Отличнейший фильм, просто супер! Все там всхлипывали, но я как-то сдержалась, потому что рядом со мной сидел человек и плакал, а в таком случае надо, чтобы кто-то поддерживал.

А перед этим посмотрели «11/14», тоже клевый фильм, другой жанр, но там так здорово сделано! Похоже, младший братик Тарантино снимал. Посмотрите, очень хороший фильм.

Писала ли ты, когда-нибудь музыку к фильмам? Насколько тебе это интересно?

От начала до конца — нет, хотя я очень хочу. Два раза мои песни входили в саундтреки фильмов: песня “Когда ты умрешь” — в фильм Александра Хвана “Кармен”, и песня “Полчаса, отведенные на войну” — в фильм “Свои” Дмитрия Месхиева, получивший главный приз последнего Московского кинофестиваля.