2005 03 18 Благодать: «Чьей возлюбленной Светлана Сурганова посвятила альбом?»

По клубу «Голливуд» метались две девчонки в поисках туалета. Наконец, уборщицы окликнули их: «Здесь, здесь женский туалет!». «Женский?!» — возмутились девчонки, развернулись на сто восемьдесят градусов и направились в мужской. Удивлению уборщиц не было предела. Они не знали, что на концерте Светланы Сургановой публика собирается не совсем обычная.

У клуба «Голливуд» стоял большой автобус с надписью на боку: «кругоСВЕТКА». Коллектив группы СУРГАНВА И ОРКЕСТР объездил на нём, конечно, не весь белый свет, а 30 городов России. Конечным пунктом назначения 18 марта оказался Нижний Новгород. Последний концерт тура, который принято называть «зелёным», и после которого музыканты разыгрывают друг друга, прошёл без особого сожаления.

Теперь со старой программой покончено, 12 апреля выходит новый альбом Светланы Сургановой — «Возлюбленная Шопена». До общения со Светланой, я знала только, что в альбом войдут песни на стихи Анны Ахматовой, Светланы Голубевой, Татьяны Хмелик, Гарсии Лорки. И ещё самую главную новость — Сурганова вновь взялась за скрипку. Об остальных подробностях предстояло узнать от самой певицы.

После концерта, не успевшая как следует отдохнуть Сурганова, пришла общаться со мной в видео-зал. Там же собрались фанатки, которые мечтали получить автограф от рулевой «кругоСВЕТКИ». В руке у Сургановой была кружка пива, к общению она была готова. И я начала задавать вопросы.

— Вы путешествуете на автобусе. Не очень-то подходящий транспорт для кругосветного путешествия…

— Я согласна ездить на чём угодно, только не на самолёте.

— Сегодня у вас «зелёный» концерт. Вы уже как-то разыгрывали друг друга?

— Как-то в этот раз мы свой «зелёный» концерт спокойно и целомудренно провели: то ли ребята подустали, то ли ситуация не располагала. Это же вещь такая импровизационная — покатит, не покатит: иногда хочется шалить, а иногда не хочется.

— А как же поддержание традиции?

— Настоящий «зелёный» концерт у нас прошёл в Перми. Просто всё, что у нас могло сломаться, у нас сломалось в этом городе. Там было столько накладок, столько неожиданных моментов.

Саунд-чек проходил без меня. Я вышла на сцену с пафосом, должна была взять гитару, начать играть песню (поёт, аккомпанируя себе на воображаемой гитаре): «В небе полном звёзды… трень-пердень». Я взяла гитару, и обломилась — ребята забыли на неё ремень одеть. Потом у нашего басиста стал ломаться комбик, у гитариста Валерки гитарный ремень разорвался в хлам, у перкуссиониста сломался бубен. И, в довершение всего, Вадька-барабанщик срочно захотел в туалет. Мне пришлось заполнять паузу. Так возникла абсолютно эксклюзивная аранжировка «Белых Людей» с аккордеоном. Я думала, что не доживу до конца этого концерта. Мне хотелось просто всё бросить и убежать со сцены.

«Возлюбленная Шопена» к Шопену отношения не имеет

— Новый альбом вы записывали, как всегда, на своей домашней студии?

— К сожалению, не удалось обойтись только моей домашней студией. Просто, если медийные барабаны прописывать дома можно (они не такие громкие), то настоящие никак не получиться — соседи взвоют. Вообще, я давно мечтаю сделать загородную студию…

— Как альбом будет оформлен?

— Сначала мы хотели взять фотографию, сделанную Эни Лейбовиц (американский фотограф, известная своими фотопортретами политиков, музыкантов и спортсменов — Б.), даже связались с её представителями. Но нам сказали, что Лейбовиц вряд ли это будет интересно. А если и будет интересно, то у нас денег не хватит.

— И вам пришлось найти какое-то новое решение?

— Уже известен кадр. Мы сделали специальную фотосессию. Многих эта обложка позабавит и удивит. Я там предстану в новом амплуа, мне не свойственном.

— Я слышала, название альбома родилось где-то за границей?

— Это было в австрийском городке, на горнолыжном курорте Цель ам Зее. Мы сидели и спорили, откуда родом Шопен? Почему-то решили, что Шопен из Будапешта. И как мы могли забыть о том, что он был поляк?

 — Фигура Шопена что-то значит для вас?

— Она выделяется, безусловно. Тонкость и прозрачность, свойственная музыке Шопена, мне очень близка. И я с огромным удовольствием переслушиваю именно этого композитора. Но ни сам Шопен, ни все его возлюбленные к названию альбома отношения не имеют.

«Скрипуля-недоросток» с таинственной душой

— Вы снова начали играть на скрипке…

— Да, пришло её время.

— Но на альбоме их прозвучит шесть?

— Для записи были приглашены студенты санкт-петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова. Молодые, талантливые ребята. Они помогли нам с записью.

— У вас у самой один инструмент или несколько?

— По большому счёту, одна — любимая, единственная. Моя скрипочка семь восьмых, на которой я заканчивала ещё музыкальную школу, которой уже много лет. У меня были попытки играть на других инструментах, но всякий раз я возвращалась к этой маленькой скрипуле-недоростку. Она ведь у меня не стандартного размера, меньше обычных скрипок. Когда-то мне её купили, потому что у меня маленькие руки.

— Какая душа у вашей скрипки?

— Таинственная, загадочная, непостижимая. До конца мне никогда не удастся её разгадать.