2005 03 18 Открытый клуб: «Я продолжаю умирать»

корреспондент — Наталья Звягинцева

18 марта в ночном клубе «Голливуд» выступала Светлана Сурганова. Как назло, именно в этот вечер случилась настоящая метель, и были все основания предполагать, что добрая половина купивших билеты до Сормова просто-напросто не доберется. Не тут-то было! Поклонники оказались на редкость организованны и клуб заполнили фактически до отказа… Это был так называемый «зеленый» концерт — последний в туре, где всегда происходит много интересного: программа выходит за рамки обычной, больше и песен, и шуток. Выступление в Нижнем не стало исключением. Прозвучали и песни с последнего альбома, и совсем новые — очередной диск «Сургановой и оркестра» с неожиданным названием «Возлюбленная Шопена» поступит в продажу 12 апреля. К слову, все, кто успел соскучиться по сургановской скрипке, будут приятно удивлены — скрипка будет, и не одна, а целых шесть.

История «с нуля»

До известного времени Светлана Сурганова была известна как одна из двух солисток, скрипачка группы «Ночные снайперы». К сожалению, с некогда сплоченным дуэтом единомышленниц случилось то, что рано или поздно происходит почти со всеми добившимися успеха коллективами, — появился соблазн выяснить, «кто кому главный». Порой закаленные уже и славой, и гонорарами музыканты проходят такие кризисы с относительно легкими потерями и затем даже творят на порядок сильнее. Здесь же, увы, не тот случай… Акустический дуэт Диана Арбенина — Светлана Сурганова распался.

Буквально после выхода диска «Цунами», уж простите за каламбур, это самое цунами и накрыло девушек. Спустя пару недель группа выпустила пресс-релиз со словами: «В составе «Ночных снайперов» произошло изменение. Коллектив расстался с одним из участников». В общем-то, нейтрально и безобидно в официальной версии. Де-факто куда менее симпатично: на очередной из репетиций нашу героиню просто поставили перед фактом, что в услугах скрипачки коллектив больше не нуждается. А поскольку случилось это отнюдь не 1 апреля, то и списать все на неудачную шутку не получилось.

После расставания со скрипачкой коллектив мгновенно зарегистрировал название «Ночные снайперы» на себя. Одна из двух создательниц группы, Сурганова осталась, как мгновенно определили пессимисты, не у дел. Во всяком случае, права петь песни из «снайперского» репертуара у нее не осталось… Впрочем, надо отдать должное Светлане Яковлевне, как уже давно любовно называют ее преданные фанаты, — «держать удар» она определенно умеет. Интеллигентная, мягкая с виду и по большей части доселе державшаяся фоном (а если точнее — крепким тылом), Светлана оказалась бойцом. Мудрым и прекрасно внутренне организованным — не сказав ни на концертах, ни во многих последующих интервью ни одного плохого слова о бывших партнерах по сцене, просто начала собственную музыкальную карьеру. Практически «с нуля».

Настоящий профессионал, теперь она полноценно живет новой работой, новыми идеями, новыми песнями — на мой скромный взгляд, очень приличными… Этакая смесь из интеллигентного рока, граничащего то с городским шансоном, то с почти классическим романсом, настоящего, живого и качественного звука, приличных текстов и элементов почти спектакля (каждый ее концерт — цельное действо). И все это, что особенно приятно, без истерики и дубового надрыва, когда сказать по сути нечего, а для убедительности глоткой берут…

Наше небольшое интервью со Светланой Сургановой после концерта началось, разумеется, с расспросов о новом альбоме «Возлюбленная Шопена». Тайны названия, впрочем, Светлана не открыла — сами, мол, догадывайтесь. В остальном была достаточно прозрачна. Смеялась грустно.

Светлана: Мы приложили все силы, и акустика, которую наш слушатель вообще ценит особо, стала куда лучше прежней, хотя запись альбома по-прежнему в максимальной степени производилась своими силами, по большей части в домашней студии в моей питерской квартире на Кавалергардской.

ОК: Имеет ли смысл писать альбомы на лондонских студиях, как это стало модным у наших музыкантов?

Светлана: Мне кажется, что это совсем не обязательно. Мы сами уже научились хорошо работать с техникой. К тому же со мной работают лучшие в Питере музыканты. Я говорю так не потому только, что они музыканты «Оркестра» и мои друзья. Так оно и есть на самом деле. Кстати, этим летом своим коллективом (джазовая группа «Север Комбо») они собираются записать дебютный альбом. И вот увидите, в сольном проекте они себя еще проявят! Никакая Сурганова уже не помешает.

ОК: Вы так добродушно относитесь к их параллельной работе… Не боитесь, что, почувствовав вкус сольного успеха, музыканты уйдут в самостоятельное плавание?

Светлана: Ну, ради бога, чему быть — того не миновать. Я уже давно научилась ценить сегодняшний день. Именно это время и эту ситуацию. А дальше уж как получится…

ОК: И часто ли Вам, интересно, взаимной добротой отвечают? Есть такая пессимистичная присказка: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным», что Ваша же история с «Ночными снайперами», собственно, и подтвердила.

Светлана: Ну это, пожалуй, был единственный случай… С остальными людьми всегда была полная взаимность. Я знаю сейчас — жизнь слишком коротка, чтоб копить обиды. Может, это пришедшая мудрость, может, компромисс — он ведь тоже признак мудрости…

ОК: А в Вас как в исполнительнице изменилось что-нибудь принципиально? По сравнению, например, с предыдущим диском?

Светлана: Знаете, мне стало проще петь. И, может, это будет заметно даже слушателю, во всяком случае, коллеги-профессионалы утверждают, что голос или, может, подача определенно изменились. Хотя, когда попросила пояснить в чём, мне объяснить не смогли…

ОК: А Ваша вечная фляжка на концертах… это для драйва или для связок?

Светлана: Да нет, это, если хотите, часть имиджа, а содержимого — коньяка или виски — там минимум. Те 5–10 миллиграммов, что я себе позволила сегодня, нужны скорее для шоу, для задора… Я не употребляю алкоголь ни до, ни после концерта. Тем более сейчас пост идет, а я человек хоть и не набожный, но верующий: стараюсь в эти дни себя сдерживать. И для очистки организма и для прочистки мозгов полезно.

ОК: Как Ваши отношения с фанатами складываются?

Светлана: Иногда ко мне приезжают люди из разных городов. Чаще всего их моя мама встречает: чаем поит. Они разговаривают, мама показывает им всякие фотографии, рассказывает истории, потом они переписываются, даже созваниваются. Вот и получается, что с поклонниками мама общается больше, чем я. У меня, вообще, после некоторых неизбежных сложностей из разряда «проблем отцов и детей» снова с мамой очень теплые отношения: я стараюсь делать все, чтобы ей было, как минимум, весело со мной…

ОК: Может быть, внучка ей подарить?

Светлана (смеется): Ну, до такого веселья пока не дошло. Я, наверное, и сама морально еще не готова. Но как только, так оно, надеюсь, сразу все и будет…

ОК: Ну и напоследок… Какова арт-сфера вокруг Вас — что читаете, смотрите, быть может, пишете, кроме песен, разумеется?

Светлана: Я, вообще, в плане чтения человек отсталый. Страна давно уже эти книги прочитала, уже все в курсе, все знают, все уже обсудили, а до меня они только доходят! Мне очень не хватает времени на чтение. Я люблю читать долго, чтобы было хотя бы 3–4 часа и тебя никто не дергал, ничего не отвлекало. В дороге классно — лежишь, читаешь, слушаешь музыку. Поэтому я очень люблю поезда и не люблю самолеты. В самолете — быстро и нервничаешь много, а в поезде — долго и спокойно. Люблю театр… А еще я очень люблю афоризмы. Вообще, люблю краткость: «сестра таланта». У меня еще с детства была мечта написать собственную книгу афоризмов.

ОК: Написали?

Светлана: Такая книга не пишется за год или за два. Это некий итог прожитых лет…

ОК: Ну, может быть, один афоризм для финала…

Светлана: Я умираю. Я продолжаю умирать. Но когда-нибудь все это закончится?