2006 04 Интервью со Светланой Сургановой и Петром Малаховским
Сурганова Светлана Яковлевна (далее С.С)
Малаховский Пётр Дмитриевич (далее П.М.)
Ups (всегда и всюду Ups)
Юлия *Ярик* (далее Ю.Я.)
Очевидец Событийй (далее О.С)
«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?» (1986-87)
С.С: Основное шоу сегодня будет не от меня исходить. Я ничего ценного не помню, у меня один килобайт памяти…
О.С: Предыстория – это ансамбль «Лига»?
С.С: Да. В детстве, в школе, был «Камертон», а потом «Лига».
О.С: От «Лиги» фотографии остались, датируемые 86-м годом. Несколько человек на сцене в белых халатах… А записей «Лиги» и «Камертона» не сохранилось?
С.С: Нет. У меня точно нет. С моей-то безалаберностью…
П.М.: Меня по какому-то непонятному совершенно стечению обстоятельств заставили преподавать в медучилище научный коммунизм и историю КПСС. Свету впервые услышал на одном из училищных вечеров как раз в составе «Лиги». Этот концерт произвёл на меня неотразимое впечатление, причём я не могу найти этому рационального объяснения. Некое озарение свыше… Я подошёл к Свете и сказал – очень всё здорово, надо бы это записать. И через некоторое время случилась звукозаписывающая сессия. Первые записи… ну не то что студийные, но хотя бы через микшерский пульт…
С.С: Многоканальные…
П.М.: На многоканальную аппаратуру… Первые записи были сделаны у Сергея Гончарова. Писали фактически всё вдвоём, при некоторой помощи девушек из «Лиги» – Лады Шпилько и Ольги Ильинской. Первый вариант песни про ворона, «Я раскрашивал курицу» с мои бэк-вокалом, «Здание красят в чёрный цвет»… Хит того сезона – «Автобус с чёрной полосой» – был записан едва ли не в десяти разных вариантах.
Ups: *ехидно* С фальшивой скрипкой…
П.М.: В том числе и с фальшивой скрипкой.
С.С: Я там только флейту фальшивую помню, завышенную на четверть.
П.М.: Потом была сессия у Олега Бутусова дома. Помнишь, Света, что там было записано? Я помню. «Ну вот и всё», «В этом городе фонарей», первый вариант «Седого Ангела» – тот, что почти весь под одну гитару, а в концовке вступаю я с какими-то «оргвыводами».
О.С: «Ну вот и всё» в полуэлектричестве, с ритм-боксом?
П.М.: Да.
С.С: *пародирует звучание ритм-бокса* Тыщ-тыщ-тыщ-тыщ…
«НЕЧТО ИНОЕ» (1988)
П.М.: Потом ещё одна сессия, у Лёши Вовка.
С.С: Эту сессию я, пожалуй, помню отчётливей всего.
П.М.: Конец 87-го или начало 88-го. Записали «Назло угрюмым октябрям», «Пришли чужие», одну из версий «В этом городе фонарей», «Зиму на Петроградской стороне» – до сих пор мне эта песня очень нравится…
Ups: «Зима на Петроградской стороне» – чья песня?
П.М. Музыка моя, слова Натальи Дмитриевской – очень интересной поэтессы, врача-реаниматолога. У меня есть несколько песен на её стихи. Песня про академика Углова с лающими собаками…
Ups: А собаки – живые или синтезированные?
*общий смех*
П.М.: Собаки живые. Была такая серия пластинок – «Голоса животных в природе».
О.С: Эти записи оформлялись в виде магнитоальбома? Распространяли вы их, какое-то хождение они получили?
П.М.: Магнитоальбом? Нет, просто записи… Распространяли? Ну да, их переписывать все тут же ринулись.
О.С: Само название «Нечто Иное» когда появилось?
П.М.: 88-й год. Я помню момент, когда мы его придумали. Мы были в гостях у Динки Адриановой, флейтистки нашей…
С.С: И нас осенило. Мы поняли, что мы ни на кого не похожи, что мы на самом деле «Нечто Иное».
О.С: Изначально, получается, это было неким безымянным студийным проектом?
П.М.: Да. От случая к случаю – полустудийные сессии, однодневные, в каждую из которых писалось обычно по пять-шесть песен. Концерт того периода я помню всего один, в ДК имени Кирова.
О.С: А состав какой?
П.М.: Никакого состава, мы вдвоём ещё были.
ГАСТРОЛИ В ЛИТВЕ (1990)
П.М.: Много позже, в 90-м году, сложился первый полноценный электрический состав «Нечто Иного». Сева Анисимов – гитарист, Лилька, она же Маша Треугольникова – флейта, Андрей Коткас – барабанщик, Сергей Николаев – басист. Всё лето мы репетировали, а осенью нас пригласили в Литву, в Юрбутас. Афиши по Юрбутасу были развешены на литовском языке. Мы назывались «Кашкас Китта». На гастроли с нами ездили Света Голубева, Таня Покровская, Ольга Ильинская…
Ups: Они поехали просто как группа поддержки?
П.М.: Голубева участвовала в концерте, пела.
O.С.: Какие песни входили в программу?
П.М.: В общей сложности 14 или 15 песен. Моя «Увертюра» – та, что потом вошла в альбом «Синдром капюшона». «Антирок» мой – Света и Лилька здорово в него вписались, плясали очень лихо. «В этом городе фонарей», «Белые люди», «Ангел Седой», «Горе по небу шагает», «Ты моё дыхание», «Я уйду так же тихо, как когда-то пришла», «Пришли чужие», «Назло угрюмым октябрям». Исполнялась также моя песня на стихи Татьяны Хмельник «Пой, шизофреник!»
Ups: Кто пел «Шизофреника»?
П.М.: Света пела. Я на этом концерте вообще практически ничего не пел.
С.С: Песня эта пользовалась бешеным успехом. С тех пор, что характерно, нас больше в Литву не приглашали.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ НА УЛИЦЕ МАРАТА (1991)
П.М.: Состав сразу после возвращения из Литвы изменился. Сергей Кравченко по кличке «Бакс» – барабаны, Сергей Поповичев – гитара, светлой памяти Алекс Петроченко – бас, Дина Адрианова – флейта, Света и я.
В наших записях того периода принимали также участие Леонид Никитин, Кирилл Чуриков и Александр Варфоломеев.
На Марата мы писали «Скрипичный концерт», «Вот и ты», «Сохрани мою тень»…
O.С: «Сохрани мою тень» – в той версии, которая вошла потом в «Детский лепет»?
П.М.: В той самой. Была ещё такая песня на стихи Гессе – «Не быть Отечеству в удел досталось нам».
С.С: Широкое такое, развёрнутое полотно…
П.М.: Хорошая песня, надо бы или мне, или Свете её реанимировать. Скрипичное соло из этой песни Светой впоследствии было использовано в «Интродукции» на альбоме «Возлюбленная Шопена».
С.С: Подожди, в «Интродукции» гармония и мелодия песни «Горе по небу шагает»…
П.М.: Я про то, что в середине. Скрипичное соло – из «Не быть Отечеству…»
С.С: Всё, Сурганова исписалась, начала повторяться! Сколько нового я про себя узнаю, день прожит не зря.
ВИДЕО «НЕЧТО ИНОГО» (1991)
П.М.: Рекламировалось по телевидению наше выступление в кинотеатре «Дружба». На «Скрипичный концерт» режиссёром Натальей Беляевой был снят видеоролик, его несколько раз показывали.
С.С: Съёмки были в Доме учёных. Потом бегали по набережной, прыгали с атлантов… Забавный клип, хотела бы я сейчас его посмотреть.
П.М.: Также «Скрипичный концерт» в течении какого-то времени был заставкой к телепрограмме Ольги Дроздовой «Оля-Ля».
ЗАПИСЬ НА СТУДИИ МУЗФОНДА (1992)
П.М.: В 92-м на студии Музфонда мы записали «Февральский ветер» в первой версии и «Santa sanctorum».
Ups: «Santa sanctorum» – это?…
П.М.: Это моя песня, посвящённая Свете.
С.С: Хорошая песня, потенциальный хит.
ЗАПИСЬ НА «МЕЛОДИИ» (1992 или 1993)
П.М. Год 92-й или 93-й – сессия на ленинградской «Мелодии», на Охте. В качестве приглашённых музыкантов в записи принимали участие Валерий Тхай и Иван Иволга. Были записаны «Белые люди», моя песня «Улетай», «Птицы», «Весна», «Your desire», «Дождь», перезаписана песня на стихи Гессе…
С.С: «Ворон» на стихи Рембо…
П.М.: Не сохранился «Ворон».
С.С: Да ты что? Господи, такая песня… Я помню, как мы её писали со Светкой Голубевой…
П.М.: Ты решила не всё сводить. Поэтому и не сохранилось.
С.С: Грубейшая ошибка. Жаль, очень жаль.
Ups: «Дождь» писался дважды? Две версии есть.
С.С: Первый раз у меня дома, на четырёхканальной портостудии (эта версия мне, если честно, больше нравится), второй раз на «Мелодии»… «Дождь» стал первой моей песней, которой крутили по радио, мы носили его к Алле Шатковой…
ПУБЛИКАЦИИ О «НЕЧТО ИНОМ»
П.М.: Всего одну помню. Заводская многотиражка «Скороходовский рабочий». Статья называлась «О, что это?».
*общий смех*
П.М.: В той же многотиражке в поэтической рубрике были опубликованы подборки стихов Светы и Татьяны Хмельник.
О ДОМАШНИХ ЗАПИСЯХ И АВТОРСТВЕ ПЕСЕН
П.М.: Много – действительно много, всего и не упомнишь – писались дома, на четырёхканальную портостудию. Песня «Когда устанешь», например, дома была записана…
O.С.: Хотелось бы уточнить авторство текста в «Когда устанешь».
С.С: Мой текст.
П.М.: Третий куплет я написал.
С.С: «Весенним ветром влечу в твой рок-н-ролл…»? Да, твой. Ну надо же! А ещё недавно виделась с одной моей сокурсницей, и она предъявила мне претензию – «как же так, Сурганова, присваиваешь мои стихи?». И я вспомнила, что первое четверостишие «Мольберта» написано ею. Я, признаться, настолько со всем этим сроднилась…
«ДОХЛЫЙ СУРИК» (1992), РАННИЕ ЗАПИСИ ГОЛУБЕВОЙ
О.С: Светлана, запись есть Ваша сольная. Акустическая, домашняя.
Ups: То, что в народе называют «Дохлым Суриком»…
О.С: Или «Невнятными аналогиями». Расскажите про эту запись, пожалуйста. Это какой период?
С.С: Конец 1992-го. Я экспериментировала с портостудией, и как-то за один вечер записала всё, что у меня накопилось. Свету Голубеву попросила спеть в паре песен…
О.С: Какое-нибудь авторское название у кассеты есть?
С.С: Нет.
Ups: А те песни Голубевой, которые записаны были при участии музыкантов «Нечто Иного»?..
С.С: Тоже у меня дома, тоже в 92-м, на ту же самую портостудию.
«НЕСНАЙПЕРСКОЕ» В «ДЕТСКОМ ЛЕПЕТЕ»
O.С.: Получается так, что восемь треков из «Детского лепета» прямого отношения к группе «Ночные Снайперы» не имеют? Они были тогда записаны, когда НС ещё не существовало, и без участия Арбениной.
С.С: Да.
O.С.: Почему тогда «Лепет» был издан как альбом группы «Ночные Снайперы»?
С.С: Большая часть песен там арбенинские всё-таки. А «Нечто Иного» на момент издания «Лепета» давно уже не существовало. Потому и…
ОТ «НЕЧТО ИНОГО» К «НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ»
О.С: Хронологически «Нечто Иное» – это с зимы 86/87 и до?.. С какого момента группа перестала существовать?
П.М.: С появления Арбениной в Питере. Это какой год?
С.С: 93-й.
П.М.: Получается, что с 93-го года. Хотя существует ряд записей 1994-95 гг., которые непонятно чьи – то ли это ещё «Нечто Иное», то ли уже «Ночные Снайперы».
Я помню, как первый раз появилась в Питере Диана Сергеевна… Света привела её ко мне, мы стали что-то записывать. Это была, наверное, вообще первая запись группы «Ночные Снайперы» – «Рубеж», «Осени хочу»…
С.С: *напевает – «о-осени хочу-у…»*
П.М.: Ранняя версия «Асфальта», от которой сейчас только припев остался. Славные были посиделки. По мере добавления градуса записи становились всё лучше и лучше, темп песен всё быстрее и быстрее…
*общий смех*
1980-е VS. 2000-е
О.С: Светлана, в одном из давних интервью Вы период группы «Нечто Иное» охарактеризовали как «форменный детский лепет». Сейчас Вы того же мнения придерживаетесь?
С.С: Ну да…
П.М.: Я считаю, что в этом определении нет никакого негатива. Творческий посыл в то время определённо наличествовал. Та составляющая, которая от Бога… Другой вопрос, что технические возможности были весьма скромные, всё делалось на любительском уровне.
О.С: По поводу технических возможностей – многие группы того времени, которые гораздо более имениты, чем «Нечто Иное», хуже записаны…
С.С: Теперь вот всё наоборот – возможности есть, а Бога нет. Была чарующая наивность… К сожалению, сейчас я на неё не способна. Слишком много мозгов. Тогда их было меньше, зато было много души… Сейчас души как таковой нет, всё выхолощено.
О.С: То есть, сейчас всё «от ума»? Та же «Белая песня», которая мне, допустим, очень нравится – создаётся такое ощущение, что она очень чётко логически выстроена.
С.С: «Белая песня» – стопроцентно «от ума».
О.С: Я не говорю, что это плохо – у весьма любимого мною «Пикника», допустим, практически все песни «от ума». Это просто другое. Это не то, что было пятнадцать лет назад.
С.С: Да, другое. И если я буду писать песни в будущем, то они на девяносто процентов будут «от ума»… Исключение – «Умирала птица певчая». В ней было пятьдесят на пятьдесят…
О.С: А самой первой песней действительно был «Дождик»?
С.С: Или «Дождик», или «Музыка». Одна из двух, не помню, какая именно…
О ВОСТРЕБОВАННОСТИ И ИНОМ-ПРОЧЕМ-РАЗНОМ
О.С: Почему «Нечто Иное» не было востребовано тогда, в 80-е? Концертов ведь было считанное количество?
П.М.: Три или четыре концерта за несколько лет. Литва, концерт в кинотеатре «Дружба», Всеволожск…
С.С: Скромны были, скромны. Никакого шоу-бизнеса. Продюсинга не было как такового, менеджмента не было. Никто нами не занимался, не продвигал. У Петра постоянно какие-то работы, у меня институты.
О.С: В Ленинградском Рок-клубе «Нечто Иное» числилось?
П.М.: Тогда уже не было Рок-клуба.
O.С.: Формально-то был, но фактически уже не действовал… Но рок-группой «Нечто Иное» себя считало? Арт-роковая, симфо-роковая составляющая практически во всех песнях «Нечто Иного» присутствует.
П.М.: Навешивать ярлыки – это, наверное, дело музыкальных критиков… Мы были непричастны ни к чему. Мы были «Нечто Иное», и этим всё сказано. Название это до сих мне нравится. Жалко, что такое словосочетание пропадает, никем сейчас не используется.
ЕЩЁ РАЗ О НОВОМ И СТАРОМ
О.С: Что-то из песен «Нечто Иного» предполагается в обозримом будущем реанимировать?
С.С: А чего бы, например, вам хотелось?
Ups и О.С в один голос: «Назло угрюмым октябрям».
С.С: Я только «за». Если с автором договоримся, то «Сурганова и Оркестр» возьмёт на себя такую смелость – озвучить…
О.С: А издание старых записей в ближайшем будущем предполагается?
С.С: Только если совсем раннее что-то, из «Нечто Иного». И то не сейчас, а потом – к 15-летию группы «Ночные Снайперы», к 25-летию группы «Нечто Иное», к 45-летию моему личному, к 80-летию Петра Малаховского… Думаю, что сейчас нужно сделать акцент на новом материале.
О.С: На одной из недавних автограф-сессий Вы упомянули о том, что был записан макси-сингл из пяти песен…
С.С: Готовится альбом. Процентов на шестьдесят он будет состоять из старого материала. На сорок, соответственно, из нового.
O.С.: Музыка «Белой песни» – достаточно старая ведь. В 2003-м году Вы с Тхаем играли её на «Эхе Москвы».
С.С: Мелодия существовала. Рижские ребята услышали её и сказали – классная песня получилась бы, пиши текст, пиши…
О.С: А Какие вообще песни планируете включить в пластинку?
С.С: Из старого – «Солнце погасло», «Семь городов», «Ты»… Мне очень нравится то, как мы сыграли песню «Ты» на концерте (имеется в виду концерт в ДК им. Горького 30.12.2005, на момент разговора ещё не изданный – O.С.) Такое мясо!
О ПЕСНЕ «ТЫ» В ЧАСТНОСТИ И «НОЧНЫХ СНАЙПЕРАХ» ВООБЩЕ
О.С: По поводу песни «Ты». Есть достаточно большое количество людей, которые не воспринимают её в новой версии. Для них навсегда «правильным» вариантом останется тот, который на «Рубеже». Лаконично, аскетично, ничего лишнего…
С.С: Не задумывались никогда, кстати, почему именно вариант с «Рубежа» Вам больше всего нравится? Он был первым услышанным, верно ведь? Всё, что вторично, в лучшем случае принимается, в худшем – отторгается начисто. И почти нереально, чтобы второй вариант произвёл большее впечатление, чем первый. Психология…
А та версия песни «Ты», которая записана на «Рубеже», мне категорически не нравится. Более ранний вариант – года 97-го, 98-го – по своему интересен. А на «Рубеже» песню убили. Там движение не то, пульсация не та, бас не тот…
О.С: Возможно, мой вопрос покажется Вам некорректным. В «Рубеже» была одна Ваша песня, в «Цунами» не было не одной… Почему?
С.С: Вот как раз после песни «Ты»… Аранжировку делал Гога Копылов. Талантливейший человек, гуру бас-гитары, я отношусь к нему с огромным уважением. Гоге нравилась эта песня, он с удовольствием её играл, но – он чувствовал её вот так. На своём мне настоять не удалось. Произошла несостыковка…
Все дальнейшие события, всё, что произошло после 2002-го года – группа «Сурганова и Оркестр», то, что мы сейчас из себя представляем – собственно, это и является ответом на то, почему мои песни не могли играться «Ночными Снайперами». Они требовали другой энергетики, других аранжировок, другого состава музыкантов…
Вы слышали ранние варианты «Февральского ветра»? Там всегда латинос был в концовке. «Африканских мальчиков» помните? Моя музыка, Динка потом на неё написала текст. Тоже проигрыш был латинообразный. Господин продюсер (имеется в виду Евген Ступка – О.С.) пустил его потом под нож. Я с детства фанатею от этих ритмов. И когда судьба свела меня с парнями из «Север-Комбо», то мне настолько всё это было «в жилу», что я просто вцепилась в них. Всё сразу получилось, всё срослось моментально.
О НОВЫХ ВЕРСИЯХ АЛЬБОМ «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА» И «НЕУЖЕЛИ НЕ Я»
Ups: Альбом «Возлюбленная Шопена». Вы говорили, что недовольны его сведением.
С.С: Пластинкой я абсолютно недовольна. Будет переиздание.
Ups: А что именно Вас не устроило?
С.С: Было большей ошибкой с моей стороны объявлять заранее дату релиза. Всё делалось впопыхах, мы были просто обязаны выпустить диск в определённые сроки – и выпустили в итоге неготовый продукт.
О.С: В своё время Вы говорили также и о том, что хотите перезаписать «Неужели не я».
С.С: Некоторые треки перезаписала бы и перепродюсировала – под клипы, под радийный формат. Мне бы хотелось, чтобы «Апрельская» и «Неужели не я» звучали по радио. Понимаете, всё это писалось дома, и звуковая карта была совсем примитивная тогда…
А «Возлюбленная Шопена»… Конечно, я сама бы сводила альбом, но мы были в состоянии тура, не могла я себе такого позволить. В итоге вынуждены были отдать пластинку московскому человеку, который всё трактовал по-своему.
Ups: Вкусовщина получилась?
С.С: Когда я впервые прослушала конечный результат… Я не смогла это дослушать. Выскочила из машины и растоптала диск.
ВСЯКОЕ (ПОВЕДЕНИЕ ПУБЛИКИ НА КОНЦЕРТАХ, «ПОРОХОВАЯ», НЕЖИВОЙ «ЖИВОЙ», «ДОЖДЬ В ПУСТЫНЕ», ПРЕСС-КИТ)
Ups: Меня удивила реакция публики на концерт в «Мюзик-Холле»…
О.С: Случилось так, что 8-го в статусный зал на концерт группы, чья песня занимает первое место в «Чартовой Дюжине», пришли «пиджаки». Эмоционально реагировали на происходящее только оркестровая яма, балконы и часть галёрки.
С.С: Очень разная публика – это же хорошо. Разный возраст, разный темперамент. На концерте ведь и люди пожилые, им уже не до скачек. Каждому своё.
О.С: Песня «Пороховая» на «Неужели не я» названа «Мой взгляд»…
С.С: «Пороховая» — это Динка придумала. Я никогда, за редкими исключениями, названиям песен значения не придавала.
О.С: Почему «Живой» 2003-го – не совсем «Живой»?
С.С: Первый наш сольный концерт на большой площадке. Корявенько всё было сыграно и, в первую очередь, спето. И чисто технические проблемы были с записью…
Но вот «Кругосветка» – стопроцентный live! Я не поправила там ни одной ноты!
Ups: Песня «Дождь в пустыне». «Ледовитый океан» – «сердцу милый Магадан»…
С.С: Изначально там, конечно, был «Ледовитый океан». Строчка про «сердцу милый Магадан» появилась позже, придумана её покойная Ольга Гусева. И то, что сейчас песня исполняется именно в таком виде – это дань памяти ей.
О.С: В своё время конспирологические теории выдвигались. «Сурганова в 91-м году написала про «сердцу милый Магадан», это было озарение свыше!»
С.С: *смеётся* Ну вот, опять я всех запутала!
Ups: Мне очень понравился один из недавних официальных пресс-релизов группы «Ночные Снайперы». Там было указано, что «Диане в течении какого-то времени подыгрывала на скрипке и подпевала…»
С.С: *с интересом* Где так было написано?
О.С: Проект Арбениной с японцем – «Симаута»…
С.С: Я в курсе. 2004-й год, 2005-й?
О.С: Начало 2005-го. И вот в официальном пресс-релизе этого проекта было указано именно так – «подыгрывала и подпевала».
С.С: Люди развлекаются как могут…