2012 03 17 FUZZ: «Душевное развитие в онтогенезе»
Стихотворения в «Тетради слов» — от совсем ранних, не совсем уклюжих, до сегодняшних, взрослых. Есть специальный раздел — «Любимые цитаты», где Ницше, Ремарк, Эфрон о Цветаевой… К любому тексту — своему ли, цитированному ли — небольшой, но достаточный авторский комментарий. Есть такое выражение — из старомодных времен — листать (человека), как книгу. Вот и «Тетрадь слов» можно листать, как человека. Конечно, многое останется в подтексте. На то она и книга.
С полчаса Сурганова отвечает на «вопросики» (лексикон самих вопрошающих), чуть-чуть зачитывает стихи («Мой генерал»). Затем подписывает книги. Два часа кряду. Потому что народная тропа — не зарастает. Книги скоро заканчиваются. Светлана, как добрый волшебник, достает из-под столика свои личные экземпляры — дарит тем, кому не досталось по бросовой цене (в день премьеры книгу продавали со скидкой в 40%). Кому не хватает книг — те несут фотокарточки, паспорта, зачетки, банкноты. Купюру с Ярославом Мудрым Светлана решительно отодвигает обратно владелице — выдает книгу. Какая-то девочка протягивает на подпись пятьдесят рублей («я студентка, больше ничего нет»), но деньги не принимаются — снова презентуется книга. Устав за час, Сурганова просит у кого-нибудь «шоколадку», потому что «с утра ничего не ела». Не проходит и минуты — шоколад на столе. Охранник Сережа уносит наверх, в атриум, третью охапку цветов. Преобладают желтые тюльпаны (Светлана говорит — «мои любимые»). Скоро приносят еще и торт — детский, в форме какого-то симпатичного желтоватого существа — торт везли издалека, поездом, и счастливы, что доставили в лучшем виде. Кто-то преподносит ей в подарок отличную дизайнерскую куртку — на весну, кто-то медаль — за личную отвагу, кто-то — именной стеклянный сувенир. Одни спешили сюда из Москвы, другие из Петропавловска… Улыбаются, рассказывают, как ждут группу в Сыктывкаре и Кирове — тех городах, которых коснется тур СУРГАНОВОЙ И ОРКЕСТРА мартовской и апрельской весной.
Неудивительно, что в открывающем «Тетрадь слов» списке благодарностей есть письменный поклон поклонникам: «За то, что заставили меня поверить в себя». Среди тех, кто подходит к Сургановой с ворохом устных благодарностей, самая часто встречающаяся: «спасибо за то, что помогли поверить в себя».
FUZZ: Вы записывали альбом на «H.O.M.E. Studios», как вы туда попали?
Светлана Сурганова: А мы сегодня не говорим по поводу выпуска книги, у нас что за интервью?
FUZZ: Книгу я прочла, по ней тоже есть пара вопросов.
Светлана: Хорошо, я поняла. «H.O.M.E. Studios» — так называется студия в Гамбурге, где мы записывали пластинку «Увидимся Скоро». Стечение приятных обстоятельств привело нас именно в этот город, именно в эту студию. Непосредственной цепочкой, которая нас привела туда, была Вера Полозкова. Ее очень близкая подруга и очень талантливый музыкант-исполнитель Ольга Зубкова, которая работает в этой студии, как раз нам ее порекомендовала. И у нас случился очень интересный альянс с немецкими музыкантами и звукооператорами, и плод этого сотрудничества вы можете услышать под обложкой «Увидимся Скоро».
FUZZ: У вас есть новая песня на стихи Веры Полозковой — расскажите об этом сотрудничестве.
Светлана: Верочка — давняя моя симпатия. Впервые я о ней услышала от Лены Погребижской. Я прочитала ее стихи и очаровалась. Потом увидела, как она сама читает стихи, и еще больше очаровалась. Я считаю, что это один из самых сильных, талантливых, живых поэтов современности. У которого очень большое будущее, очень красивое большое настоящее и сама она очень большая и красивая. Конечно, предел моих мечтаний, что у нас все-таки случится какой-то творческий альянс, и группа СУРГАНОВА И ОРКЕСТР будет исполнять песни на тексты Веры Полозковой. Пока у нас есть только один трек, который она сама предоставила нам, подарила для исполнения. Песня имеет свое название, но пока мы называем ее по первой строчке стихотворения «И не чтобы прямо играла кровь…». Сейчас мы как раз работаем над аранжировкой, и я думаю, что скоро мы уже выложим в сети студийный вариант этой песни.
FUZZ: В книге «Театрадь слов» напечатаны совсем первые ваши стихотворные опыты — такую поэзию все, наверное, сочиняют в нежном возрасте, но после стараются поглубже запрятать, забыть, как будто ничего и не было. Почему вы решили это опубликовать?
Светлана: Эта книга — мое духовно-душевное развитие в онтогенезе. То, что там написалось — это скорее вопреки, нежели благодаря. Это компиляция всех песенных текстов, которые были озвучены мною, НОЧНЫМИ СНАЙПЕРАМИ, СУРГАНОВОЙ и ОРКЕСТРОМ. Эту книгу давно ждали мои поклонники, чтобы не рыскать по сетям интернета и не собирать информацию по разным источникам. Вот она сейчас вся есть под одной обложкой.
FUZZ: Протестные акции в нашей стране — отражение духа времени, как вы к ним относитесь?
Светлана: Я хорошо к этому отношусь. Меня радует, что население стало проявлять гражданскую активность. Мне кажется, все это в конечном итоге приведет к улучшению жизни в нашей стране. Уважаю тех людей, которые находят в себе силы отстаивать свою гражданскую позицию и высказывать ее, не боясь ничего.
FUZZ: Есть мнение, что стихам в высоком смысле не нужна подпорка в виде музыки — они самодостаточны, но вот вы поете Бродского и других классиков — и это вполне прекрасно. Что вы про это думаете — про соотнесение текста и музыки?
Светлана: Поются стихи, которые вдруг хочется озвучить. У меня никогда не было цели делать какие-то музыкальные циклы на стихи Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Гумилева…
Есть редкие примеры и экземпляры… Открываешь сборник стихов, и в твоей голове начинают звучать эти стихи. Не только ты глазами их прочитываешь, а они начинают звучать, находить какой-то ритмический отклик, рождается мелодия. То есть что-то специально, нарочито, намеренно спеть — я, наверное, вряд ли буду этим заниматься. Но если стихотворение во мне зазвучит, я его с удовольствием озвучу, как свое родное.
FUZZ: Спасибо большое.
Светлана: Света, вам — спасибо, FUZZУ — поклон!